Санкт-Петербург онлайн
Исаакиевский кафедральный собор, православные храмы святых хранителей города

Святые берегут город Санкт-Петербург

Исаакиевский кафедральный собор

На левом берегу Невы, за Адмиралтейством, где Медный всадник гордо простирает ладонь над городом, а другой император, Николай I, пришпорил ретивого коня, словно пытаясь взять барьер и догнать великого пращура, как гигантская чернильница, выплеснув в петербургское небо синеву, высится златоглавый Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор – самый большой храм города, его вес – триста тысяч тонн, а высота – сто один с половиной метр. Выше него в Петербурге только колокольня Петропавловского собора. Величие и монументальность храму придают сто двенадцать гранитных колонн-монолитов. Бригада каменщиков во главе с Самсоном Сухановым вручную высекала эти колонны в каменоломнях под Выборгом, а затем на баржах привозила в город. Колонны, по идее автора собора Огюста Монферрана, устанавливали раньше, чем возводили мощные [124] стены собора.

Установка первой колонны, которая произошла за тридцать лет до освящения собора, стала настоящим праздником. Приехавшие на торжество иностранные гости, царская чета, многочисленная толпа зевак с изумлением наблюдали, как всего за 45 минут, с помощью специальных приспособлений – кабестанов [125] , была поднята и установлена 17-метровая колонна весом 114 тонн. Этот первый монолит легко найти: эта колонна крайняя справа, в первом ряду, в восточной части северного портика [126] . Под основанием первой колонны погребена свинцовая коробка, куда вложена платиновая медаль с изображением императора Александра I.

Всего четыре портика храма поддерживают 48 колонн. Не менее грандиозной была работа по установке 24 колонн вокруг высокого барабана центрального купола – ведь каждый из монолитов весил 64 тонны и был лишь на три метра меньше нижних; а поднять колонны надо было на большую высоту. На колоннаду барабана, где расположена смотровая площадка, можно подняться по винтовой лестнице из 562 ступеней; с сорокаметровой высоты виден и знаменитый памятник Николаю I, и самый большой в городе Синий мост, и здание Мариинского дворца, где заседает Законодательное собрание Петербурга; оттуда, с высоты птичьего полета, можно увидеть не только Исаакиевскую площадь, но и весь город. Колонны окружают и барабаны малых куполов, и огромные окна.

Исаакиевский кафедральный собор

Скульптурное убранство придает внешнему облику храма небывалое величие. Бронзовые барельефы фронтонов портиков выполнены Иваном Петровичем Витали; на них изображены библейские сцены – в частности, Исаакий Далматский, предсказывающий гибель императору Валенту и благословляющий императора Феодосия. С крыши собора на город смотрят двенадцать скульптур апостолов, а еще выше, у мраморного основания барабана центрального купола, на балюстраде, застыли двадцать четыре бронзовых ангела. Словно недремлющая стража, они охраняют город вот уже почти сто пятьдесят лет. Четыре колокольни-купола охраняют коленопреклоненные ангелы.

На золочение медных куполов и крестов ушло сто килограмм золота. Все одиннадцать колоколов собора, из которых самый большой весит 30 тонн, были отлиты из старых медных пятаков, но с добавлением большого количества серебра – вот почему у них такой мелодичный звон. Уникальные главные двери Исаакиевского собора, выполненные по проекту Витали, сделаны из дуба и отлиты в бронзе; половинка двери весит около десяти тонн [127] .

За всеми этими цифрами стоит колоссальный труд сотен тысяч рабочих и мастеровых, которые без устали трудились с восхода и до заката, и в лютый мороз, и в проливной дождь, а жили впроголодь в бараках возникшей рядом с собором Исаакиевской деревни. Только под основание гигантского храма, уступающего в своих размерах разве что собору Святого Петра в Риме и Святого Павла в Лондоне [128] , строители забили 24 просмоленных сосновых сваи. Но до сих пор в Петербурге поговаривают, что собор оседает под тяжестью собственного веса и когда-нибудь обвалится.

В 1927 году, когда в стране был страшный голод, американцы предложили купить Исаакиевский собор, чтобы, разобрав его на отдельные части, вывезти на кораблях в США; предлагали заплатить золотом и вдобавок отремонтировать все улицы города; но собор, к счастью, остался в Петербурге. Возможно, это еще одна легенда, связанная с собором, а может, и нет [129] .

Городские легенды рассказывают нам, что в годы блокады огромная высота здания собора оказалась полезна городу. Чиновники Ленинграда никак не могли решить, как уберечь от бомбежек музейные ценности города; и тогда кто-то из старых артиллеристов предложил спрятать все в Исаакиевском соборе: вражеские бомбардировщики обязательно используют самую высокую точку города как ориентир для пристрелки и не станут бомбить собор. Так и вышло: подвалы собора стали убежищем, а сам храм уцелел, получив лишь небольшие повреждения [130] . Одна из колонн со следами осколков снарядов сохранена, и на ней установлена мемориальная доска.

Величественное творение Монферрана – не первый храм в честь Исаакия Далматского. Первым была деревянная Исаакиевская церковь, которая стояла на месте нынешнего фонтана у Адмиралтейства. Она знаменита тем, что в ней венчались царь Петр I и будущая императрица Екатерина. Под церковь перестроили бывшую адмиралтейскую чертежную, храм освятили в 1710 году и посвятили Исаакию Далматскому, в день памяти которого, 30 мая, родился Петр Великий [131] .

Преподобный Исаакий, приняв постриг, долгие годы провел в пустыне; но, узнав о том, что по приказу императора Валента в Константинополе закрывают и разрушают храмы, пришел в столицу. В это время Валент собирался в поход против варваров. Увидев императора, Исаакий предсказал, что поход будет удачным, если Валент прикажет открыть все храмы. Самоуверенный правитель не послушал монаха, а велел бросить его в темницу. Но пророчество сбылось: варвары победили, а император погиб. Новый правитель Византии, Феодосий, повелел открыть все христианские церкви, а Исаакия почитал как святого. Для него построили недалеко от города жилище, где потом и возникло поселение монахов. Здесь Исаакий в трудах и молитвах прожил до глубокой старости, оставив обитель на попечение своего ученика Далмата, имя которого и носит монастырь.

Петр I почитал Исаакия Далматского как своего небесного покровителя и, когда деревянный храм обветшал, приказал заложить новую каменную Исаакиевскую церковь. Автором проекта был Георг Маттарнови, а место выбрали у Невы, там, где в наши дни стоит «Медный всадник». Церковь, напоминающую по внешнему виду Петропавловский собор, строили долго, а освятили уже после смерти Петра. Невские воды во время наводнений подмывали фундамент здания и оставляли трещины на стенах, а пожар 1735 года завершил то, что не удалось воде. Храм решили разобрать, а при Екатерине Великой, считавшей себя преемницей Петра, стали строить третью Исаакиевскую церковь, уже дальше от Невы, на месте нынешней Исаакиевской площади. Проект «мастера мрамора» Антонио Ринальди был грандиозен; но постройка затянулась, императрица умерла, а архитектор покинул Россию – при нем успели облицевать стены храма многоцветным мрамором лишь до карнизов.

Новый правитель, Павел, приказал достроить собор своему любимому зодчему Винченцо Бренне, но мрамор, предназначавшийся для облицовки храма, передали для строительства Михайловского замка. Мрамор заменили кирпичом, укоротили колокольню, а купол возвели один, а не пять, как предполагал Ринальди. В таком неприглядном виде, не соответствующем архитектурному убранству площади и своему назначению, собор и был освящен (это произошло в 1802 году) [132] . В Петербурге вскоре стали распевать: «Двух царствований памятник приличный, низ мраморный, а верх кирпичный». Сочинителя сослали в Сибирь, обрезав ему уши и язык [133] , а новый император, Александр I, объявил конкурс разработок на перестройку третьего храма, пожелав при этом сохранить алтарную часть храма и мраморный низ.

Конкурсов было два, но все архитекторы предлагали разобрать старый собор и возвести новый. Тогда Александр II поручил Августину Бетанкуру, знаменитому изобретателю и инженеру, председателю Комитета по делам строений, найти такого мастера, который перестроил бы храм. Архитектор пришел сам и принес альбом с рисунками храмов, выполненных в разных стилях: от готического до китайского [134] . Так строителем собора стал энергичный и смелый француз Огюст Монферран, уже два года живший в Петербурге. Он был храбрым солдатом, кавалером ордена Почетного легиона, участником наполеоновских войн, имел архитектурное образование и к этому времени успел два года проработать в Париже под началом Ж. Молино, генерального инспектора по строительству. Просмотрев альбом, Александр I назначил Монферрана императорским архитектором, поручив ему проект собора [135] .

Перестройка Исаакиевского собора продолжалась целых сорок лет – с 1818 года до 1858 года. Так долго не строили ни один храм в Петербурге. Сначала пришлось переделывать проект, так как оказалось, что сохранить старые пилоны технически невозможно. При Академии Художеств была создана целая комиссия для исправления проекта, и, используя все замечания, Монферран создал новый план. В течение пяти лет забивали сваи, затем устанавливали колонны, возводили стены, а архитектору пришлось создать еще один, третий проект храма, для возведения верхней части собора. После возведения здания еще много лет создавалось внутреннее убранство храма.

В Петербурге поговаривали, что гадалка предсказала архитектору смерть только после того, как он достроит собор, поэтому Монферран не торопится. И действительно, архитектор скончался через месяц после освящения собора. Одна из легенд о скоропостижной смерти автора собора гласит, что во время освящения один из вельмож из свиты императора обратил внимание на скульптурную композицию, изображающую святых. Все фигуры были изображены склонившими голову, лишь один, держащий в руках модель собора, не склонился в почтении. В облике этого святого угадывались черты Монферрана – своеобразный автограф зодчего. Император промолчал, не пожав Монферрану руки, и, даже не поблагодарив, вышел. После этого расстроенный архитектор заболел и умер [136] .

Вообще в истории градостроительства очень популярны легенды о предсказании смерти зодчего после окончания строительства храма; то ли это городская легенда, то ли действительно архитекторы отдают своему детищу большую часть души и умирают вскоре, не в силах жить неполными.

В соборе находится еще один памятник автору – бюст Монферрана, выполненный из сорока трех пород минералов и камней – всех, что использовали при отделке интерьеров храма. Залы Исаакиевского собора украшает также позолота, бронза, полированные гранитные колонны. Здесь можно увидеть произведения искусства, служащие украшением интерьера. Это мозаичные картины на евангельские сюжеты, скульптура и полотна знаменитых мастеров XIX века, уникальные литые позолоченные люстры [137] . Освещение в соборе не такое яркое, как в других храмах; но именно этот величественный сумрак создает особое душевное настроение.

Сегодня под куполом снова парит серебряный голубь, символ Святого Духа. После революции на месте голубя висел маятник Фуко, один из экспонатов антирелигиозного музея, созданного в храме после его закрытия (с конца 30-х годов XX века – Историко-художественного музея). Сейчас в здании собора располагается Государственный музей «Исаакиевский собор», но в храме снова проводятся богослужения. В трехпридельный собор во имя святых Исаакия Далматского, великомученицы Екатерины и благоверного князя Александра Невского вернулась на свое место особо почитаемая икона Тихвинской Богоматери. В дни праздников первый удар колокола кафедрального Исаакиевского собора раздается над Невой как сигнал для звонниц всех церквей города, и начинается торжественное богослужение.

Невозможно представить город без Исаакиевского собора – немного таинственного, хранящего в себе сотни лет петербургской истории. Сама природа вписала в свой ландшафт собор, так похожий на грандиозный античный храм. В туманное утро и вечерние сумерки еще более загадочным становится величественный силуэт собора, уходящего своей вершиной за облака; и ослепительным блеском наполняет солнце его купола, в ясный день видные даже из Кронштадта.

Исаакиевский собор открыт с 11 до 17 ч. Богослужения проводятся в субботу в 17 ч., в воскресенье в 11 ч.

Адрес: Исаакиевская пл., д. 4.

Транспорт: ст. метро «Невский проспект»

Автобус: 10, 27

Троллейбус: 5, 22.


источник: Самые известные храмы Санкт-Петербурга,
Жигало М.В., Тукиянен И.А.


Литература:

Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге, с. 40–43.

Святой Преподобный Александр Свирский. – СПб, 2005, с. 8.

Зырянов П. Н. История России, XIX век. – М., 1994, с. 165.

Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. – СПб, 1999, с. 101.

Андрей Островский. Архитекторы Петербурга. – В кн.: Белые ночи. Выпуск 6. – Л., 1980, с. 49–62.

Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. – СПб, 2001, с. 3.

Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. – СПб., 2005, с. 23–24.

Несколько дней со святынями Петербурга. – СПб, 2004, с. 45

Кирцидели Ю.И, Левина Н.Р. Мой город – Санкт-Петербург. – СПб, 1996, с. 232–233.

Повесть временных лет. – В кн.: Художественная проза Киевской Руси 11–13 веков. – М, 1957, с. 5.

Князь-Владимирский собор. Краткий исторический очерк. – СПб, 2005, с. 9-

Петербург православный. – СПб, 2002, с. 63.

Рыбаков Б. Язычество древней Руси. – М.: Наука, 1988, с. 766–778.

История средневекового Запада. – М.: Прогресс-Академия, 1992, с. 140.

Древнерусские княжеские уставы XI–XV вв. – М.: Наука, 1976, с. 78.

Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 4, с. 124–126.

Крылатыя слова по толкованию С. Максимова. – СПб., 1899.

Николо-Богоявленский Морской собор. – СПб, 2003, с. 11–12.

Все музеи Санкт-Петербурга. – СПб., 2005, с. 70–71.

Пукинский Б. К Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – СПб, 1998, с. 335.

Православная церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове Санкт-Петербурга. – СПб., 2006, с. 22.

Практический справочник по православию. – СПб., 2005, с. 581–582.

Несколько дней со святынями Петербурга. – СПб., 2004, с. 53.

Горбачевич К С, Хабло Е. П. Почему так названы? – СПб., 2006, с. 178.

Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. – СПб, 1998, с. 517–518.

Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. – СПб, 1999, с. 287.

Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб, 1998, с. 609–610, 627.

Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб, 2000, с. 264.

Зимина М. С, Лихачёва О. О. Храмы Петербурга. – СПб, 2006, с. 348–349.

Махинько Л. Н. Город как мир. – СПб, 1997, с. 152.


просмотров: 124
Ozon.travel
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Russia St. Петербург Petersburg SPB 1905 multiple vignette postcard

$19.00 (0 Bids)
End Date: Sunday Oct-21-2018 9:25:45 PDT
|
Russia St. Петербург Petersburg SPB - Winter River Figures 1903 sepia postcard

$1.99
End Date: Sunday Oct-21-2018 8:02:07 PDT
Buy It Now for only: $1.99
|
1905 St. Петербург Petersburg SPB Russia Cover Braunschweig Brunswick Germany

$1.99
End Date: Sunday Oct-21-2018 8:52:46 PDT
Buy It Now for only: $1.99
|
St. Петербург Petersburg SPB Leningrad Russia Judaica Airmail Cover on envelope

$1.99
End Date: Sunday Oct-21-2018 9:01:54 PDT
Buy It Now for only: $1.99
|
3 st. petersburg toy soldiers

$59.99 (0 Bids)
End Date: Thursday Oct-18-2018 17:22:22 PDT
|
st. petersburg toy soldiers

$62.00 (3 Bids)
End Date: Thursday Oct-18-2018 17:14:31 PDT
|
st. petersburg toy soldiers

$40.00 (0 Bids)
End Date: Friday Oct-19-2018 6:16:16 PDT
|
St. Petersburg 54mm metal 10 "Niena" "Napoleonic" auxillary troops!

$59.99 (2 Bids)
End Date: Thursday Oct-18-2018 17:48:35 PDT
|
Search Results from «Озон» История Санкт-Петербурга
 
А. Бушков Загадочный Петербург, или Призраки европейских столиц
Загадочный Петербург, или Призраки европейских столиц
Самые невероятные тайны, мистические истории и фантастические сюжеты Петербурга в новом произведении Александра Бушкова, тираж книг которого уже достиг 20 миллионов экземпляров!
Загадки пышных дворцов и "скелеты в шкафах" обычных домов. Истории, которые разоблачают легенды и мифы и показывают, что на самом деле происходило в Петербурге все эти 300 лет.
"Загадочный Петербург, или Призраки европейских столиц" - одна из книг новой серии Александра Бушкова "Былая Русь" о захватывающих событиях и шокирующих разоблачениях нашей истории....

Цена:
549 руб

Книга рекордов Петербурга
Книга рекордов Петербурга
Книга рекордов Петербурга выходит в свет впервые. В ней собраны необычайные, уникальные явления петербургской жизни и истории - все, что можно назвать самым-самым: первым или последним, крупнейшим или наименьшим…В книге и все исключительное, неповторимое, невероятное....

Цена:
335 руб

Марина Жданова, Марина Александрова Неформальный еженедельник. Петербургский дневник
Неформальный еженедельник. Петербургский дневник
Городской дневник — это сборник небольших историй, казусов, эпохальных событий и забавных приключений, которые произошли в разное время и с разными людьми. Их объединяет лишь одно — место действия: блистательный, неповторимый, капризный Санкт-Петербург.
Если вы его житель, или бывали здесь в гостях, или просто мечтаете прогуляться вдоль его гранитных набережных, то вы просто обязаны продолжить петербургскую летопись. Делитесь на страницах дневника своими собственными историями, планами, идеями, мечтами. Гуляйте, творите, пишите, рисуйте!...

Цена:
319 руб

Был город - фронт, была блокада...
Был город - фронт, была блокада...
В этой книге - рассказы, стихи, газетные статьи, странички дневников, воспоминания...
Можно сказать иначе: в этой книге - документы.
Стихотворение, рассказ, написанные в тяжелые годы войны, в годы ленинградской блокады, - это уже не просто рассказ, не просто стихотворение, а свидетельство очевидца. И значит - документ.
Не каждому из авторов этой книги удавалось писать в годы войны. Но память хранит все, что пережито. Строчки ложатся на белый лист бумаги, и память та становится документом. Авторы этой книги - солдаты и офицеры Ленинградского фронта, школьники блокадных лет, их учителя, главный механик хлебозавода и шофер Дороги жизни, военный корреспондент и блокадный почтальон... Каждый из авторов видел войну, прошел через все трудности жизни в осажденном городе, знает бомбежки и артиллерийские обстрелы, голод и промерзшие насквозь стены домов.
В иных книгах поэты и прозаики прибегают к домыслу, к вымыслу. В этой книге каждое слово - правда....

Цена:
454 руб

Наш город Санкт-Петербург
Наш город Санкт-Петербург
Красочно иллюстрированная книга для семейного чтения представляет собой своего рода путешествие с архивариусом через три столетия Санкт-Петербурга....

Цена:
334 руб

Генрих фон Реймерс Санкт-Петербург в конце своего первого столетия Sankt-Petersburg am Ende seines ersten Jahrhunderts, historisch topographisch beschrieber
Санкт-Петербург в конце своего первого столетия
Генрих Крисгоф (Кристиан) фон Реймерс - плодовитый писатель своего времени, но как историк малоизвестный. Его книга "Санкт-Петербург в конце своего первого столетия" оказалась единственной, отметившей первый большой юбилей города. Напечатана она была в 1805 г. на немецком языке.
На русский язык переведена впервые.
Повествование в ней построено по хронологии царствований - от основателя города - Петра Великого до эпохи правления Александра I. Книга состоит из двух томов и снабжена подробными планами Петербурга. Она содержит уникальные сведения, малоизвестные даже историкам города. Еще одно достоинство книги - полный перечень печатных источников о Петербурге тех лет.

Для широкого круга читателей и историков города....

Цена:
1044 руб

Дорога жизни - дорога к победе
Дорога жизни - дорога к победе
Эта книга о Дороге Жизни единственной военно-стратегической транспортной магистрали, которая проходила через Ладожское озеро и связывала в сентябре 1941 года по март 1943 года блокированный немецко-фашистскими войсками Ленинград с тыловыми районами страны во время Великой Отечественной войны. Дорога Жизни сыграла большую роль в обороне Ленинграда. В течение всего периода блокады города на Неве она являлась неотъемлемой частью фронта, а ее воины - моряки и речники, дорожники и автомобилисты, зенитчики и летчики, медики и строители, связисты и железнодорожники - словом, все, кто служил на Ладоге и обеспечивал бесперебойную работу этой военно-стратегической магистрали, - были одним из боевых отрядов героических защитников Ленинграда.
В книге на основе воспоминаний тех, кто вел изыскание Дороги Жизни, строил, эксплуатировал и защищал эту Ладожскую коммуникацию, раскрываются важность и значение этой героической эпопеи в битве за город на Неве, рассказывается о том, каким образом увековечен этот подвиг на Ленинградской земле и как он живет в памяти благодарных потомков, о том, как продолжают сегодня великое дело служения Отчизне дети и внуки героических защитников Ленинграда, как работают созданные на общественных началах музеи в школах, лицеях, колледжах, в вузах Санкт-Петербурга и Ленинградской области....

Цена:
204 руб

Городской месяцеслов
Городской месяцеслов
«Городской месяцеслов» — практически первый опыт календаря памятных дат, связанных с историей Петербурга — от его основания до наших дней, — с комментариями к наиболее значительным, интересным событиям.
Книга будет интересна и полезна самому широкому кругу читателей — школьникам, изучающим курс истории и культуры Петербурга, историкам, краеведам, работникам культуры, всем жителям нашего города, а также его гостям.
Для удобства пользования в книге имеется вспомогательный указатель....

Цена:
48 руб

Знай свой город
Знай свой город
Эта книга — о Ленинграде. Построенная в форме своеобразной викторины, она раскроет молодому читателю многогранную жизнь современного Ленинграда — города трех революций, колыбели Великого Октября, крупнейшего промышленного, научного, культурного, спортивного центра страны. Книга познакомит и с основными событиями из истории города на Неве, его замечательными архитектурными ансамблями и памятниками....

Цена:
126 руб

Великокняжеская усыпальница
Великокняжеская усыпальница
В книге, написанной с использованием малодоступных архивных источников с привлечением подлинных чертежей и рисунков архитекторов - строителей Усыпальницы, подробно рассказывается о неимоверных сложностях, сопровождавших строительство мемориального ансамбля, о первых захоронениях и художественном оформлении надгробий в Усыпальнице, о последующей судьбе этого сооружения.
Издание продолжает серию книг посвященных Петропавловской крепости....

Цена:
479 руб



2003 Copyright © Санкт-Петербург Peterlife.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Угостить администратора сайта, чашечкой кофе *https://paypal.me/peterlife
  Яндекс цитирования