Санкт-Петербург онлайн
Исаакиевский кафедральный собор, православные храмы святых хранителей города

Святые берегут город Санкт-Петербург

Исаакиевский кафедральный собор

На левом берегу Невы, за Адмиралтейством, где Медный всадник гордо простирает ладонь над городом, а другой император, Николай I, пришпорил ретивого коня, словно пытаясь взять барьер и догнать великого пращура, как гигантская чернильница, выплеснув в петербургское небо синеву, высится златоглавый Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор – самый большой храм города, его вес – триста тысяч тонн, а высота – сто один с половиной метр. Выше него в Петербурге только колокольня Петропавловского собора. Величие и монументальность храму придают сто двенадцать гранитных колонн-монолитов. Бригада каменщиков во главе с Самсоном Сухановым вручную высекала эти колонны в каменоломнях под Выборгом, а затем на баржах привозила в город. Колонны, по идее автора собора Огюста Монферрана, устанавливали раньше, чем возводили мощные [124] стены собора.

Установка первой колонны, которая произошла за тридцать лет до освящения собора, стала настоящим праздником. Приехавшие на торжество иностранные гости, царская чета, многочисленная толпа зевак с изумлением наблюдали, как всего за 45 минут, с помощью специальных приспособлений – кабестанов [125] , была поднята и установлена 17-метровая колонна весом 114 тонн. Этот первый монолит легко найти: эта колонна крайняя справа, в первом ряду, в восточной части северного портика [126] . Под основанием первой колонны погребена свинцовая коробка, куда вложена платиновая медаль с изображением императора Александра I.

Всего четыре портика храма поддерживают 48 колонн. Не менее грандиозной была работа по установке 24 колонн вокруг высокого барабана центрального купола – ведь каждый из монолитов весил 64 тонны и был лишь на три метра меньше нижних; а поднять колонны надо было на большую высоту. На колоннаду барабана, где расположена смотровая площадка, можно подняться по винтовой лестнице из 562 ступеней; с сорокаметровой высоты виден и знаменитый памятник Николаю I, и самый большой в городе Синий мост, и здание Мариинского дворца, где заседает Законодательное собрание Петербурга; оттуда, с высоты птичьего полета, можно увидеть не только Исаакиевскую площадь, но и весь город. Колонны окружают и барабаны малых куполов, и огромные окна.

Исаакиевский кафедральный собор

Скульптурное убранство придает внешнему облику храма небывалое величие. Бронзовые барельефы фронтонов портиков выполнены Иваном Петровичем Витали; на них изображены библейские сцены – в частности, Исаакий Далматский, предсказывающий гибель императору Валенту и благословляющий императора Феодосия. С крыши собора на город смотрят двенадцать скульптур апостолов, а еще выше, у мраморного основания барабана центрального купола, на балюстраде, застыли двадцать четыре бронзовых ангела. Словно недремлющая стража, они охраняют город вот уже почти сто пятьдесят лет. Четыре колокольни-купола охраняют коленопреклоненные ангелы.

На золочение медных куполов и крестов ушло сто килограмм золота. Все одиннадцать колоколов собора, из которых самый большой весит 30 тонн, были отлиты из старых медных пятаков, но с добавлением большого количества серебра – вот почему у них такой мелодичный звон. Уникальные главные двери Исаакиевского собора, выполненные по проекту Витали, сделаны из дуба и отлиты в бронзе; половинка двери весит около десяти тонн [127] .

За всеми этими цифрами стоит колоссальный труд сотен тысяч рабочих и мастеровых, которые без устали трудились с восхода и до заката, и в лютый мороз, и в проливной дождь, а жили впроголодь в бараках возникшей рядом с собором Исаакиевской деревни. Только под основание гигантского храма, уступающего в своих размерах разве что собору Святого Петра в Риме и Святого Павла в Лондоне [128] , строители забили 24 просмоленных сосновых сваи. Но до сих пор в Петербурге поговаривают, что собор оседает под тяжестью собственного веса и когда-нибудь обвалится.

В 1927 году, когда в стране был страшный голод, американцы предложили купить Исаакиевский собор, чтобы, разобрав его на отдельные части, вывезти на кораблях в США; предлагали заплатить золотом и вдобавок отремонтировать все улицы города; но собор, к счастью, остался в Петербурге. Возможно, это еще одна легенда, связанная с собором, а может, и нет [129] .

Городские легенды рассказывают нам, что в годы блокады огромная высота здания собора оказалась полезна городу. Чиновники Ленинграда никак не могли решить, как уберечь от бомбежек музейные ценности города; и тогда кто-то из старых артиллеристов предложил спрятать все в Исаакиевском соборе: вражеские бомбардировщики обязательно используют самую высокую точку города как ориентир для пристрелки и не станут бомбить собор. Так и вышло: подвалы собора стали убежищем, а сам храм уцелел, получив лишь небольшие повреждения [130] . Одна из колонн со следами осколков снарядов сохранена, и на ней установлена мемориальная доска.

Величественное творение Монферрана – не первый храм в честь Исаакия Далматского. Первым была деревянная Исаакиевская церковь, которая стояла на месте нынешнего фонтана у Адмиралтейства. Она знаменита тем, что в ней венчались царь Петр I и будущая императрица Екатерина. Под церковь перестроили бывшую адмиралтейскую чертежную, храм освятили в 1710 году и посвятили Исаакию Далматскому, в день памяти которого, 30 мая, родился Петр Великий [131] .

Преподобный Исаакий, приняв постриг, долгие годы провел в пустыне; но, узнав о том, что по приказу императора Валента в Константинополе закрывают и разрушают храмы, пришел в столицу. В это время Валент собирался в поход против варваров. Увидев императора, Исаакий предсказал, что поход будет удачным, если Валент прикажет открыть все храмы. Самоуверенный правитель не послушал монаха, а велел бросить его в темницу. Но пророчество сбылось: варвары победили, а император погиб. Новый правитель Византии, Феодосий, повелел открыть все христианские церкви, а Исаакия почитал как святого. Для него построили недалеко от города жилище, где потом и возникло поселение монахов. Здесь Исаакий в трудах и молитвах прожил до глубокой старости, оставив обитель на попечение своего ученика Далмата, имя которого и носит монастырь.

Петр I почитал Исаакия Далматского как своего небесного покровителя и, когда деревянный храм обветшал, приказал заложить новую каменную Исаакиевскую церковь. Автором проекта был Георг Маттарнови, а место выбрали у Невы, там, где в наши дни стоит «Медный всадник». Церковь, напоминающую по внешнему виду Петропавловский собор, строили долго, а освятили уже после смерти Петра. Невские воды во время наводнений подмывали фундамент здания и оставляли трещины на стенах, а пожар 1735 года завершил то, что не удалось воде. Храм решили разобрать, а при Екатерине Великой, считавшей себя преемницей Петра, стали строить третью Исаакиевскую церковь, уже дальше от Невы, на месте нынешней Исаакиевской площади. Проект «мастера мрамора» Антонио Ринальди был грандиозен; но постройка затянулась, императрица умерла, а архитектор покинул Россию – при нем успели облицевать стены храма многоцветным мрамором лишь до карнизов.

Новый правитель, Павел, приказал достроить собор своему любимому зодчему Винченцо Бренне, но мрамор, предназначавшийся для облицовки храма, передали для строительства Михайловского замка. Мрамор заменили кирпичом, укоротили колокольню, а купол возвели один, а не пять, как предполагал Ринальди. В таком неприглядном виде, не соответствующем архитектурному убранству площади и своему назначению, собор и был освящен (это произошло в 1802 году) [132] . В Петербурге вскоре стали распевать: «Двух царствований памятник приличный, низ мраморный, а верх кирпичный». Сочинителя сослали в Сибирь, обрезав ему уши и язык [133] , а новый император, Александр I, объявил конкурс разработок на перестройку третьего храма, пожелав при этом сохранить алтарную часть храма и мраморный низ.

Конкурсов было два, но все архитекторы предлагали разобрать старый собор и возвести новый. Тогда Александр II поручил Августину Бетанкуру, знаменитому изобретателю и инженеру, председателю Комитета по делам строений, найти такого мастера, который перестроил бы храм. Архитектор пришел сам и принес альбом с рисунками храмов, выполненных в разных стилях: от готического до китайского [134] . Так строителем собора стал энергичный и смелый француз Огюст Монферран, уже два года живший в Петербурге. Он был храбрым солдатом, кавалером ордена Почетного легиона, участником наполеоновских войн, имел архитектурное образование и к этому времени успел два года проработать в Париже под началом Ж. Молино, генерального инспектора по строительству. Просмотрев альбом, Александр I назначил Монферрана императорским архитектором, поручив ему проект собора [135] .

Перестройка Исаакиевского собора продолжалась целых сорок лет – с 1818 года до 1858 года. Так долго не строили ни один храм в Петербурге. Сначала пришлось переделывать проект, так как оказалось, что сохранить старые пилоны технически невозможно. При Академии Художеств была создана целая комиссия для исправления проекта, и, используя все замечания, Монферран создал новый план. В течение пяти лет забивали сваи, затем устанавливали колонны, возводили стены, а архитектору пришлось создать еще один, третий проект храма, для возведения верхней части собора. После возведения здания еще много лет создавалось внутреннее убранство храма.

В Петербурге поговаривали, что гадалка предсказала архитектору смерть только после того, как он достроит собор, поэтому Монферран не торопится. И действительно, архитектор скончался через месяц после освящения собора. Одна из легенд о скоропостижной смерти автора собора гласит, что во время освящения один из вельмож из свиты императора обратил внимание на скульптурную композицию, изображающую святых. Все фигуры были изображены склонившими голову, лишь один, держащий в руках модель собора, не склонился в почтении. В облике этого святого угадывались черты Монферрана – своеобразный автограф зодчего. Император промолчал, не пожав Монферрану руки, и, даже не поблагодарив, вышел. После этого расстроенный архитектор заболел и умер [136] .

Вообще в истории градостроительства очень популярны легенды о предсказании смерти зодчего после окончания строительства храма; то ли это городская легенда, то ли действительно архитекторы отдают своему детищу большую часть души и умирают вскоре, не в силах жить неполными.

В соборе находится еще один памятник автору – бюст Монферрана, выполненный из сорока трех пород минералов и камней – всех, что использовали при отделке интерьеров храма. Залы Исаакиевского собора украшает также позолота, бронза, полированные гранитные колонны. Здесь можно увидеть произведения искусства, служащие украшением интерьера. Это мозаичные картины на евангельские сюжеты, скульптура и полотна знаменитых мастеров XIX века, уникальные литые позолоченные люстры [137] . Освещение в соборе не такое яркое, как в других храмах; но именно этот величественный сумрак создает особое душевное настроение.

Сегодня под куполом снова парит серебряный голубь, символ Святого Духа. После революции на месте голубя висел маятник Фуко, один из экспонатов антирелигиозного музея, созданного в храме после его закрытия (с конца 30-х годов XX века – Историко-художественного музея). Сейчас в здании собора располагается Государственный музей «Исаакиевский собор», но в храме снова проводятся богослужения. В трехпридельный собор во имя святых Исаакия Далматского, великомученицы Екатерины и благоверного князя Александра Невского вернулась на свое место особо почитаемая икона Тихвинской Богоматери. В дни праздников первый удар колокола кафедрального Исаакиевского собора раздается над Невой как сигнал для звонниц всех церквей города, и начинается торжественное богослужение.

Невозможно представить город без Исаакиевского собора – немного таинственного, хранящего в себе сотни лет петербургской истории. Сама природа вписала в свой ландшафт собор, так похожий на грандиозный античный храм. В туманное утро и вечерние сумерки еще более загадочным становится величественный силуэт собора, уходящего своей вершиной за облака; и ослепительным блеском наполняет солнце его купола, в ясный день видные даже из Кронштадта.

Исаакиевский собор открыт с 11 до 17 ч. Богослужения проводятся в субботу в 17 ч., в воскресенье в 11 ч.

Адрес: Исаакиевская пл., д. 4.

Транспорт: ст. метро «Невский проспект»

Автобус: 10, 27

Троллейбус: 5, 22.


источник: Самые известные храмы Санкт-Петербурга,
Жигало М.В., Тукиянен И.А.


Литература:

Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге, с. 40–43.

Святой Преподобный Александр Свирский. – СПб, 2005, с. 8.

Зырянов П. Н. История России, XIX век. – М., 1994, с. 165.

Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. – СПб, 1999, с. 101.

Андрей Островский. Архитекторы Петербурга. – В кн.: Белые ночи. Выпуск 6. – Л., 1980, с. 49–62.

Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. – СПб, 2001, с. 3.

Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. – СПб., 2005, с. 23–24.

Несколько дней со святынями Петербурга. – СПб, 2004, с. 45

Кирцидели Ю.И, Левина Н.Р. Мой город – Санкт-Петербург. – СПб, 1996, с. 232–233.

Повесть временных лет. – В кн.: Художественная проза Киевской Руси 11–13 веков. – М, 1957, с. 5.

Князь-Владимирский собор. Краткий исторический очерк. – СПб, 2005, с. 9-

Петербург православный. – СПб, 2002, с. 63.

Рыбаков Б. Язычество древней Руси. – М.: Наука, 1988, с. 766–778.

История средневекового Запада. – М.: Прогресс-Академия, 1992, с. 140.

Древнерусские княжеские уставы XI–XV вв. – М.: Наука, 1976, с. 78.

Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 4, с. 124–126.

Крылатыя слова по толкованию С. Максимова. – СПб., 1899.

Николо-Богоявленский Морской собор. – СПб, 2003, с. 11–12.

Все музеи Санкт-Петербурга. – СПб., 2005, с. 70–71.

Пукинский Б. К Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – СПб, 1998, с. 335.

Православная церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове Санкт-Петербурга. – СПб., 2006, с. 22.

Практический справочник по православию. – СПб., 2005, с. 581–582.

Несколько дней со святынями Петербурга. – СПб., 2004, с. 53.

Горбачевич К С, Хабло Е. П. Почему так названы? – СПб., 2006, с. 178.

Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. – СПб, 1998, с. 517–518.

Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. – СПб, 1999, с. 287.

Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб, 1998, с. 609–610, 627.

Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб, 2000, с. 264.

Зимина М. С, Лихачёва О. О. Храмы Петербурга. – СПб, 2006, с. 348–349.

Махинько Л. Н. Город как мир. – СПб, 1997, с. 152.


просмотров: 92

Грей Инн
Адрес:Россия, Респ. Крым, г. Феодосия

Sunway Apart
Адрес:Турция, Средиземноморское побережье, г. Аланья

Puerto Palace
Адрес:Испания, Тенерифе, г. Остров Тенерифе
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Russia St. Петербург Petersburg SPB - Theater and Monument 1902 postcard

$8.95
End Date: Sunday Jun-10-2018 11:28:28 PDT
Buy It Now for only: $8.95
|
Saint-Petersburg Mug Souvenir Cup Санкт-Петербург Russian City Mug

$15.00
End Date: Thursday May-31-2018 8:52:16 PDT
Buy It Now for only: $15.00
|
Old Russia Postcard St Peterburg С.Петербург Зимний Дворец

$5.99 (0 Bids)
End Date: Friday Jun-1-2018 8:52:16 PDT
|
Russia St. Петербург Petersburg SPB VO Nicholas Quai 1916 cover to Riga Рига PPC

$12.50
End Date: Thursday May-31-2018 8:52:18 PDT
Buy It Now for only: $12.50
|
Mounted Samurai Possibly St. Petersburg

$169.95 (1 Bid)
End Date: Sunday Jun-3-2018 18:00:51 PDT
|
The AeroArt St. Petersburg Collection #5185.2

$9.99 (0 Bids)
End Date: Saturday Jun-2-2018 6:46:48 PDT
|
St. Petersburg Niena Style Medieval Knight with Banner

$229.00 (0 Bids)
End Date: Sunday Jun-3-2018 5:12:44 PDT
|
saint petersburg russia aeroart 54mm landsknecht with spike 1999 #3802 rare oop

$624.95 (1 Bid)
End Date: Sunday Jun-3-2018 18:00:06 PDT
|
Search Results from «Озон» История Санкт-Петербурга
 
 Городское ралли. Санкт-Петербург. Игра
Городское ралли. Санкт-Петербург. Игра
Суть игры-прогулки можно сформулировать в двух словах — «гуляй и познавай». В набор входят очень красивые карты, нарисованные художниками, и список вопросов, напечатанный для удобства прямо на картах. Ответы на вопросы нужно искать во время прогулки прямо на улицах города. Архитектура, история, городской быт и культура, знаменитые люди и их творения — вопросы из самых разных областей знания, но при этом они не требуют специальной подготовки, лишь внимания, логики и... хорошей погоды....

Цена:
719 руб

Лев Лурье Питерщики. Русский капитализм. Первая попытка
Питерщики. Русский капитализм. Первая попытка
Рассказывается о первой попытке построения капитализма в России. Время действия — три последних царствования: Александра II, Александра III, Николая II. Место — Санкт-Петербург. Тогда в столице России складывалась ситуация похожая на нынешнюю московскую: Петербург был городом приезжих. Но столетие назад российские города пополняли не мигранты из Средней Азии и Кавказа, а русские деревенские мужики. Какие механизмы помогали или препятствовали переработке крестьян в столичных жителей? Как городской уклад жизни воспринимался сельскими жителями? Как мужики становились купцами? Как из купцов выходили в «олигархи»? Этим вопросам и посвящена книга.

Для широкого круга читателей....

Цена:
135 руб

Андрей Гусаров От Финляндского вокзала до Выборга. Из истории Финляндской железной дороги. Станции, люди, события. Путешествие в прошлое
От Финляндского вокзала до Выборга. Из истории Финляндской железной дороги. Станции, люди, события. Путешествие в прошлое
История, изложенная в данной книге, сложилась благодаря трем факторам, соединившимся по воле неумолимого прогресса на рубеже XIX и XX вв. Мы совершим увлекательное путешествие в прошлое Финляндской железной дороги, в котором объединились стальной путь, образование Великого княжества Финляндского и дачный отдых жителей столицы Российской империи. О том, как дорога строилась, как вдохнула новую жизнь во многие деревни и дачные поселки Карельского перешейка, и пойдет речь в книге....

Цена:
599 руб

С лицейского порога
С лицейского порога
Авторы книги - искусствоведы - раскрывают неизвестные страницы русской истории, культуры, освободительного движения, связанные с именами выпускников Лицея.
Книга является дополненным переизданием книги "Они учились с Пушкиным" (1976); кроме очерков о друзьях и соучениках великого русского поэта в нее включены краткие биографические сведения о выдающихся выпусках Царскосельского лицея более чем за 100-летнюю историю его существования, о тех, кто, сойдя с лицейского порога, остался верен юношеской клятве жить для блага Отечества, жить "Для Общей Пользы"....

Цена:
62 руб

Виктор Шретер
Виктор Шретер
Книга посвящена творчеству крупнейшего представителя рационального направления в русской архитектуре конца XX века, зачинателя "кирпичного стиля". В Петербурге и других городах России с его именем связаны постройки общественных зданий, театров, особняков, доходных домов, высоко оцененные современниками.
Книга может служить путеводителем по памятникам архитектуры, созданным зодчим....

Цена:
151 руб

Валерий Попов Культовый Питер
Культовый Питер
Этот город манит к себе тысячи туристов. О нем много написано и много рассказано. Но он все равно - тайна...
Санкт-Петербург. Не помпезная, чарующая золотом дворцов и гранитом набережных столица Российской империи. Не туристическая Мекка, отливающая древностью со страниц глянцевых путеводителей. Просто город - глазами петербуржца, знающего, что таится за красивыми фасадами старинных зданий, за необычными названиями улиц, за неторопливым течением рек и каналов...
Культовый Питер, наш знакомый незнакомец, приоткрывает свои секреты на страницах этой книги....

Цена:
216 руб

Памятники истории и культуры Петербурга. Выпуск 6
Памятники истории и культуры Петербурга. Выпуск 6
В состав сборника включены оригинальные исследования и публикации о памятниках архитектуры и истории. Статьи подготовлены сотрудниками Комитета ГИОП и членами Научного совета Санкт-Петербурга по вопросам охраны историко-культурного наследия. Многие материалы публикуются впервые.

Издание адресовано как специалистам, так и широкому кругу читателей....

Цена:
679 руб

Генрих фон Реймерс Санкт-Петербург в конце своего первого столетия Sankt-Petersburg am Ende seines ersten Jahrhunderts, historisch topographisch beschrieber
Санкт-Петербург в конце своего первого столетия
Генрих Крисгоф (Кристиан) фон Реймерс - плодовитый писатель своего времени, но как историк малоизвестный. Его книга "Санкт-Петербург в конце своего первого столетия" оказалась единственной, отметившей первый большой юбилей города. Напечатана она была в 1805 г. на немецком языке.
На русский язык переведена впервые.
Повествование в ней построено по хронологии царствований - от основателя города - Петра Великого до эпохи правления Александра I. Книга состоит из двух томов и снабжена подробными планами Петербурга. Она содержит уникальные сведения, малоизвестные даже историкам города. Еще одно достоинство книги - полный перечень печатных источников о Петербурге тех лет.

Для широкого круга читателей и историков города....

Цена:
859 руб

Памятные места Ленинградской области
Памятные места Ленинградской области
Книга рассказывает о памятных и интересных местах Ленинградской области, связанных с жизнью художников, писателей, композиторов и прочих исторических деятелей....

Цена:
90 руб

Павловск
Павловск
Дворцово-парковый ансамбль Павловска - один из выдающихся памятников мирового искусства второй половины XVIII и первой четверти XIX века. Его создание связано с именами многих талантливейших мастеров прошлого....

Цена:
286 руб



2003 Copyright © Санкт-Петербург Peterlife.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Угостить администратора сайта, чашечкой кофе *https://paypal.me/peterlife
  Яндекс цитирования