Санкт-Петербург онлайн
Литейный мост, мосты р.Нева

Литейный мост



Литейный мост


Мост соединяет Литейный проспект с улицей Академика Лебедева на Выборгской стороне. Длина моста 396 м, ширина — 34 м. Название моста происходит от Литейного двора, основанного на левом берегу в 1711 г. В районе моста Нева имеет наибольшую глубину — 24 м.

В 1786 г. через Неву построили второй наплавной плашкоутный мост от Воскресенского проспекта (ныне Чернышевского) на Выборгскую сторону. Мост получил название Воскресенский. В 1803 г. этот мост поставили против Летнего сада, и он стал называться Петербургским. Вместо него против Воскресенского проспекта был сооружен новый наплавной мост, который наводился до 1849 г. Тогда в результате разборки Литейного двора на набережной Невы пролегла сплошная магистраль — Литейный проспект, связавшая центр города с Выборгской стороной[24]. Поэтому Воскресенский мост был переведен на трассу по оси Литейного проспекта и стал называться Литейным.

Литейный мост наводился до 1875 г., когда началось сооружение постоянного Литейного моста. Наплавной мост вернули на прежнюю трассу и снова назвали Воскресенским. После постройки постоянного моста наплавной Воскресенский мост разобрали.

Поводом к сооружению второго постоянного моста через Неву послужил срыв ледоходом 4 апреля 1865 г. наплавной переправы у Литейного проспекта. Для руководства проектированием и строительством моста была создана специальная экспертная комиссия, в которую, в числе прочих, вошли три видных петербургских архитектора: В. А. Львов, Ц. К. Кавос, Н. Л. Бенуа.

22 апреля 1871 г. был объявлен конкурс на проект Литейного моста, а 11 декабря 1872 г. комиссия вынесла решение о присуждении первой премии проекту под девизом «Вестминстер», выполненному английской фирмой. Однако, Особая комиссия Министерства путей сообщения, рассматривая его, высказала ряд замечаний, результатом которых стал отказ от этого проекта. Была создана новая комиссия, которая решила строить мост по проекту инженер-полковника А. Е. Струве (одного из членов этой комиссии) и инженер-капитана А. А. Вейса. Струве предложил строить мост из английского и германского металла, хотя в России к тому времени плавили высококачественный металл.

Закладка нового моста состоялась 30 августа 1875 г. Работами по строительству руководил А. Е. Струве, ему помогали инженеры Вратновский, Баторский, Мазинг и Альберт. Строительство сопровождалось драматическими событиями — 16 сентября 1876 г, из-за резкого оседания опоры полужидкий грунт ворвался в кессон, при этом погибли пять человек, а 9 сентября 1877 г. при сооружении фундаментов под речные опоры произошел взрыв в кессоне: девять человек были убиты. Здесь необходимо пояснить, что собой представлял кессон, впервые примененный в России именно на этом строительстве. Кессон — огромный металлический ящик, перевернутый вверх днищем и опущенный на дно реки.

Внутрь его нагнетается воздух, «выжимающий» воду и позволяющий разрабатывать грунт дна для сооружения фундамента мостовой опоры. По мере того как из-под кессона выбирается грунт, сверху над ним сооружается каменное основание опоры, под тяжестью которого кессон опускается вниз. Рабочие спускаются в кессон через специальную камеру. Через нее же транспортируется наружу в контейнерах разработанный грунт. Работа эта не только тяжела, но и очень опасна.

Стоимость строительства составила 5100 тыс. рублей, что в полтора раза превысило сметную стоимость.

Торжественное открытие моста состоялось 30 сентября 1879 г.

Все участники строительства получили награды, а Струве был пожалован чин генерал-майора. Мост назвали Александровским в честь императора Александра II, но название это не привилось.

Масса металлических пролетных строений составила 5902 т.

Пять пролетов Литейного моста перекрывались арочными клепаными металлическими пролетными строениями, а шестой разводной пролет, располагавшийся у левого берега, был перекрыт поворотной решетчатой металлической фермой. При разводке она вращалась на вертикальной оси, расположенной на первом широком и массивном быке (речной опоре). Разводка моста для пропуска судов производилась при помощи простейшего устройства — ворота, приводимого в действие восьмью рабочими.

Со временем ворот был заменен водяной турбиной мощностью 36 л. с., питавшейся от городского водопровода. Это был единственный мост с такой системой разводного пролета.

Мост был огражден перилами двух типов. Металлические кованые, простого рисунка, легкие и «прозрачные» установили на разводном пролете, на остальном протяжении — тяжелые чугунные литые секции между такими же чугунными стойками, отлитые на заводе Кахуна. Эти элементы перил представляли высокохудожественное литье по рисунку архитектора К. К. Рахау. Он изобразил в центре секции картуш — щит с гербом города — перекрещенные скипетр, морской и речной якоря[25] в руках двух русалок, хвосты которых композиционно вплетены в фигурный растительный орнамент в виде спиралевидных побегов. У чугунных столбиков просветы между боковыми плоскостями заполнены фантастическими морскими животными, стремительно опускающимися в водную пучину.




Решетка Литейного моста


Литейный мост был первым и долгое время единственным среди петербургских мостов, освещенным электрическими фонарями. В 1878 г. в Петербурге было учреждено «Товарищество электротехнического освещения П. Н. Яблочков-изобретатель и К°.

Целью Товарищества было — освещение петербургских магистралей недавно изобретенной «свечой Яблочкова». Однако, это прогрессивное направление в жизни петербуржцев тормозилось капиталистическими отношениями, существовавшими в российском обществе (оказывается, капитализм явление регрессивное).

Монополией на освещение городских магистралей владели частные компании, которые предоставляли горожанам услуги в виде газовых и масляных фонарей, чадящих, разбрызгивающих всякую гадость и еле освещающих пространство. Договор между городскими властями и частными фирмами, оказывавшими подобные услуги горожанам, был долгосрочным, и петербуржцы долго не могли пользоваться изобретением своего гениального земляка. Литейный мост в этом отношении составлял исключение. К моменту его сооружения осветительные фирмы не заключили договор на его освещение, и таким образом Товарищество беспрепятственно заключило с городскими властями договор на его освещение электрическими фонарями.

Во время Блокады в пролет моста попала немецкая авиабомба и пробила его, но не взорвалась.

В 1964 г. началось движение по обновленному глубоководному Волго-Балтийскому каналу. Однако ширина разводного пролета моста (19,8 м) ограничивала свободу судоходства в новых условиях. Интенсивность движения транспорта намного превышала расчетную. Разводка моста, осуществлявшаяся гидротурбиной, длилась целых 20 минут. Все это привело к полной перестройке моста, расширению проезжей части и созданию транспортных развязок у обоих берегов на разных уровнях для ликвидации перекрестных потоков.

Проект реконструкции разработан инженерами Л. А. Вильдгрубе, Н. Д. Шиповым, К. П. Клочковым и архитектором Ю. И. Синицей. Проектирование велось в 1963–1964 гг. Строительство велось под руководством инженера Ю. Р. Кожуховского. В 1967 г. мост сдан в эксплуатацию. Металлические строения его заменили. Поворотный разводной пролет был заменен раскрывающимся и перенесен к более глубокой части русла. Он увеличился до 50 м. Разводное пролетное строение массой 3225 тонн стало подниматься гидроприводом. При разводке оно поднимается под углом 67 градусов, и с Литейного проспекта кажется, что перед зрителем возникла вертикальная стена.

Ширина мостового полотна увеличилась на 10 м, благодаря чему стало возможным трехрядное движение транспорта. Реконструкция изменила внешний облик моста — исчез огромный бык вблизи берегового устоя, служивший основой для вращения разводной части и вносивший дисгармонию в силуэт моста. Теперь его силуэт приобрел плавные очертания, а разводной пролет не выделялся среди других пролетных строений.

Ограждения, бывшие на мосту до реконструкции, были сохранены, причем для разводного пролета секции отлиты из легкого сплава.


источник: Мосты Санкт-Петербурга Антонов Б.И



просмотров: 143
Ozon.travel
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Russia St. Петербург Petersburg SPB 1905 multiple vignette postcard

$19.00 (0 Bids)
End Date: Sunday Oct-21-2018 9:25:45 PDT
|
Russia St. Петербург Petersburg SPB - Winter River Figures 1903 sepia postcard

$32.99 (10 Bids)
End Date: Sunday Oct-21-2018 10:10:17 PDT
|
Russia St. Петербург Petersburg SPB - Military School 1908 Cover Montreal Canada

$1.99
End Date: Sunday Oct-21-2018 8:02:07 PDT
Buy It Now for only: $1.99
|
1905 St. Петербург Petersburg SPB Russia Cover Braunschweig Brunswick Germany

$1.99
End Date: Sunday Oct-21-2018 8:52:46 PDT
Buy It Now for only: $1.99
|
St. Petersburg 54mm metal foot CRUSADER (sword downward)..a REAL beauty!

$72.00 (0 Bids)
End Date: Monday Oct-22-2018 6:42:41 PDT
|
St. Petersburg 54mm metal foot CRUSADER by "AeroArt"..a REAL beauty!

$95.00 (0 Bids)
End Date: Monday Oct-22-2018 6:45:16 PDT
|
St. Petersburg 54mm metal foot KNIGHT/bowman with large shield..a REAL beauty!

$2.25 (2 Bids)
End Date: Sunday Oct-28-2018 18:00:01 PDT
|
AEROART St. Petersburg Collection Tamerlane Heavy Cavalry

$70.00 (0 Bids)
End Date: Monday Oct-22-2018 6:49:20 PDT
|
Search Results from «Озон» История Санкт-Петербурга
 
Лев Лурье Питерщики. Русский капитализм. Первая попытка
Питерщики. Русский капитализм. Первая попытка
Рассказывается о первой попытке построения капитализма в России. Время действия — три последних царствования: Александра II, Александра III, Николая II. Место — Санкт-Петербург. Тогда в столице России складывалась ситуация похожая на нынешнюю московскую: Петербург был городом приезжих. Но столетие назад российские города пополняли не мигранты из Средней Азии и Кавказа, а русские деревенские мужики. Какие механизмы помогали или препятствовали переработке крестьян в столичных жителей? Как городской уклад жизни воспринимался сельскими жителями? Как мужики становились купцами? Как из купцов выходили в «олигархи»? Этим вопросам и посвящена книга.

Для широкого круга читателей....

Цена:
165 руб

 Храмы Санкт-Петербурга / Temples of St. Petersburg (подарочное издание)
Храмы Санкт-Петербурга / Temples of St. Petersburg (подарочное издание)
Альбом "Храмы Санкт-Петербурга" содержит около 350 цветных фотографий храмов города и ближайших пригородов. Помимо памятников XVIII-начала XIX в., в него включены и некоторые церкви, построенные в наши дни. Краткие комментарии содержат сведения по истории каждого храма и главных его святынь. Альбом предназначен для широкого круга любителей истории и православной культуры....

Цена:
4556 руб

Луиджи Руска
Луиджи Руска
Книга рассказывает об одном из выдающихся архитекторов русского классицизма периода его расцвета. В течении почти 35 лет он работал в Петербурге и окрестностях, пройдя путь от каменных дел мастера до одного из ведущих архитекторов. По его проектам построены грандиозные комплексы казарм Кавалергардского, Гренадерского и Измайловского полков, многие административные здания, особняки и жилые дома, Портик Перинной линии....

Цена:
240 руб

Прогулки по Петербургу
Прогулки по Петербургу
Книга проведет читателя по трем тесно сплетенным, исторически и топографически, маршрутам: набережным рек Фонтанки и Мойки и по Садовой улице. Составляющие книгу очерки в существенно сокращенном виде публиковались в газете "Вечерний Ленинград" на протяжении 1986-1989 годов....

Цена:
309 руб

Ленинград
Ленинград
Книга рассказывает о прославленных архитектурных ансамблях, площадях, набережных и монументах города на Неве. Наряду с анализом отдельных архитектурно-художественных памятников, в книге уделено большое внимание истории зарождения, развития, формирования Ленинграда как цельного архитектурного организма. Знакомя с городом, очерк в то же время дает представление об эволюции русского дореволюционного и советского зодчества.
Книга содержит цветные и тоновые фотографии основных ленинградских достопримечательностей....

Цена:
244 руб

Почему так названы?
Почему так названы?
Ленинград - город-герой, один из крупнейших индустриальных, научных и культурных центров страны. Немало ярких страниц его истории запечатлено в названиях улиц и проспектов, площадей и набережных, рек и мостов. Невский проспект и Васильевский остров, Дворцовая площадь и Марсово поле, Охта и Фонтанка, проспект Стачек и площадь Революции - эти и многие другие названия настолько прочно слились с жизнью города, что вместе с архитектурными ансамблями и историческими памятниками составляют как бы его лицо, являются неотъемлемой частью Ленинграда. Названия улиц города возникли не сразу, их происхождение имеет богатую историю.
Настоящее издание содержит материалы о происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов в Ленинграде....

Цена:
175 руб

Гатчина: Художественные памятники
Гатчина: Художественные памятники
Книга рассказывает об истории Гатчины и ее дворцово-парковых ансамблей. На основе изучения литературных и архивных источников, а также анализа памятников в натуре авторы рассматривают весь комплекс гатчинских дворцово-парковых ансамблей и города как единое художественное целое в их исторической и композиционной связи....

Цена:
239 руб

Ленинградская область
Ленинградская область
Альбом, составленный из цветных и черно-белых фотографий, рассказывает о сегодняшнем дне Ленинградской области, ее достопримечательностях и исторических памятниках....

Цена:
195 руб

Казанский собор
Казанский собор
Казанский собор — замечательный памятник русской архитектуры периода расцвета классицизма, сыгравший большую роль в формировании центральной части Ленинграда. Книга рассказывает о строительстве собора, его истории, связанной с событиями общественно-политической жизни России, об особенностях его архитектуры, скульптуры и живописи, а также об экспозиции и работе расположенного здесь Музея истории религии и атеизма....

Цена:
132 руб

Особняк Вейнеров
Особняк Вейнеров
Серия рассчитана на широкий круг читателей разного возраста. Может быть использована как пособие для школьников, изучающих историю Петербурга. Удобный "карманный" формат позволяет использовать книги для экскурсий и прогулок по городу....

Цена:
479 руб



2003 Copyright © Санкт-Петербург Peterlife.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Угостить администратора сайта, чашечкой кофе *https://paypal.me/peterlife
  Яндекс цитирования