Санкт-Петербург онлайн
Юсуповский дворец, великие достопримечательности

Юсуповский дворец

Сегодня название этого дворца больше ассоциируется не с хозяевами, а с гостем. И имя это гостя Григорий Распутин. Ведь именно в этом изумительном дворце и был убит «святой чёрт», «старец Распутин».

После убийства Григория Распутина Юсуповский дворец на Мойке стал считаться едва ли не самым мистическим местом в Санкт-Петербурге.

Юсуповский дворец – уникальный архитектурный ансамбль XVIII–XX веков, памятник истории и культуры федерального значения. Он заслуженно снискал славу «энциклопедии» петербургского аристократического интерьера. Это один из немногих дворянских особняков Петербурга, где уцелели не только парадные апартаменты, залы картинной галереи, миниатюрный домашний театр, но и роскошные жилые покои бывших хозяев.

История дворца связана с судьбами многих замечательных людей. Здесь бывали все российские монархи периода от Николая I до последнего императора Николая II, крупные деятели российской и европейской истории, культуры, политики. На сцене его театра выступали такие известнейшие певцы и композиторы, как М. Глинка, П. Виардо, Ф. Лист, А. Даргомыжский, Ф. Шаляпин, Ф. Шопен.

В начале XVIII века на левом берегу Мойки располагался небольшой дворец и усадьба племянницы Петра I – Прасковьи.

Юсуповский дворец. Современный вид

В 1726 году Прасковья Иоанновна подарила это свое владение лейб-гвардии Семёновскому полку. Семёновцы квартировались там до 1742 года.

В середине 1740-х эта территория вошла в обширную усадьбу графа Петра Шувалова. Сын Петра Шувалова, граф Андрей Петрович, решил построить новое здание по своему вкусу немного выше по течению реки, как раз на месте нынешнего дворца. Архитектором новой постройки стал Жан Батист Валлен-Деламот.

Здание в виде вытянутой буквы «П» располагалось в глубине участка, центральный объём имел три этажа, боковые ризалиты – по два. Со стороны реки Мойки находилась въездная арка, ведущая в парадный двор. Со стороны Офицерской улицы (ныне Декабристов) был организован въезд через триумфальные ворота-арку. Удивительно, но они сохранились до настоящего времени.

Граф Андрей Петрович Шувалов скончался в 1789 году. Особняк на Мойке был продан потомками князя Шувалова в казну.

Екатерина II пожаловала шуваловский особняк своей фрейлине Александре Браницкой. Графиня Браницкая была хозяйкой дворца 35 лет.

В 1830 году особняк купил Борис Николаевич Юсупов – племянник Браницкой. И с того времени по 1917 год род Юсуповых владел этим особняком. Именно при них малозаметный особняк на Мойке превратился в великолепный Юсуповский дворец, обрёл блеск и неповторимое очарование. На территории усадьбы были возведены оранжереи, садовые павильоны и пейзажные сады.

В 1830–1838 годах была проведена существенная перестройка. Дворцовое здание было капитально переоборудовано по проекту архитектора Андрея Алексеевича Михайлова 2-го. С восточной стороны был пристроен новый трёхэтажный корпус, здесь архитектор разместил самый большой зал – банкетный. Дворцовые флигели были объединены, в них стали размещаться картинные галереи и домашний театр. Вместо въездной арки со стороны Мойки Михайлов создал парадную лестницу. Она вела в парадные залы дворца. Самый большой из них – белоколонный был оформлен 24 колоннами. Кроме того, во дворце были устроены танцевальный зал, зелёная, императорская и синяя гостиные, большая ротонда. В восточной пристройке был создан театр. В анфиладе залов, ведущих к театру, размещалась художественная галерея Юсуповых.

Интерьеры Юсуповского дворца создавались итальянскими мастерами А. Виги, Б. Медичи, П. Скотти, Ф. Торричелли, а также русским мастером А.И. Травиным. Мода на внутреннюю отделку помещений менялась очень быстро. Хозяевам приходилось переделывать старые и создавать новые интерьеры. На протяжении своей истории особняк неоднократно перестраивали под вкусы и потребности проживающих в нем владельцев.

В 1840-х годах архитектор Б. Симон во дворце обустроил зимний сад и гобеленовскую гостиную. В этой гостиной находились три гобелена, подаренные Юсупову Наполеоном Бонапартом.

После смерти Бориса Николаевича его сын Николай решил перестроить дворец. Для этого он пригласил архитектора И.А. Монигетти. В результате работы Монигетти была переоформлена парадная лестница, созданы белая и музыкальная гостиные, буфетная первого этажа и ряд других помещений.

В 1863 году в доме появилась мраморная лестница, ведущая в партер домашнего театра. С этой лестницей связана удивительная история. Во время путешествия по Европе Николай Борисович увидел лестницу в одной из старинных итальянских вилл. На вопрос о продаже лестницы был получен ответ, что она продаётся только вместе с самой виллой. Сделка состоялась: лестница в 1859 году оказалась в Санкт-Петербурге. Вилла же осталась в Италии.

В начале 1890-х здание дворца было модернизировано. По проекту архитектора Александра Степанова в здание было проведено электричество, канализация, водопровод и водяное отопление. Степанов перестроил и некоторые внутренние помещения, среди которых – домашний театр. До сегодняшнего дня театр является одной из самых ярких достопримечательностей Юсуповского дворца. Как и во многих помещениях дворца, здесь прекрасная акустика. Кроме театра, Степанов создал мавританскую гостиную.

Очередные переделки интерьеров произошли после свадьбы князя Феликса Феликсовича Юсупова и племянницы Николая II великой княжны Ирины Александровны в 1914 году. Архитекторы А.П. Вайтенс, А.Я. Белобородов, С.В. Чехонин и В.М. Конашевич создали большую гостиную, большой зал, столовую и другие помещения.

Главным событием, случившимся в стенах дворца, стало убийство Григория Распутина. Это случилось 16 декабря 1916 года. До сих пор та история вызывает много споров, привлекает внимание исследователей.

Послереволюционная судьба Юсуповского дворца поначалу складывалась счастливее многих старинных особняков Петербурга. Декретом от 22 февраля 1919 года дворец был национализирован и преобразован в музей «Дворянского быта». В 1924 году начались экскурсии в исторические комнаты, связанные с убийством Григория Распутина, а выставка произведений искусства из фамильной коллекции Юсуповых продолжала функционировать до 1925 года.

Но, к сожалению, в 1925 году музей «дворянского быта» был закрыт. Сразу после этого началась его ликвидация, которая заключалась в беспорядочном и очень часто бесконтрольном вывозе ценнейших произведений искусства. Судьба многих сокровищ не выяснена и по сей день.

После закрытия и ликвидации музея здание было передано учителям. Он стал Домом учителя. Отчасти благодаря этому дворец не эксплуатировался столь варварски и бездумно, как другие бывшие «памятники дворянского быта», и его парадные и жилые залы сохранились до сего дня.

В настоящее время в залах дворца располагается музей, посвящённый дворянскому быту семьи Юсуповых. Здесь снова работает экспозиция «Убийство Григория Распутина». В театре и Концертном зале проходят выступления солистов оперы и балета, выступления симфонических коллективов.


источник: 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Мясников А. Л.



просмотров: 28
Booking.com
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search Results from «Озон» История Санкт-Петербурга
 
История Санкт-Петербурга в преданиях и легендах
История Санкт-Петербурга в преданиях и легендах
Новая книга Н. А. Синдаловского, как и предыдущая, получившая уже широкую известность книга "Легенды и мифы Санкт-Петербурга", посвящена нашему городу. Автор построил ее в виде увлекательного повествования, рассказывающего об истории Петербурга. Но это не совсем та история, о которой можно прочитать в учебниках и научных трудах. Это история, сохранившаяся в памяти людей в виде легенд, преданий, баек, анекдотов. Такой нетрадиционный подход расширяет наше представление о городе, заставляя взглянуть по-новому на хрестоматийные факты, увидеть в неожиданном свете известных людей....

Цена:
679 руб

Василий Стасов
Василий Стасов
Книга посвящена творчеству замечательного русского зодчего, который своими постройками завершил период классицизма в русской архитектуре. По проектам В.П. Стасова в Петербурге возведены здания Павловских казарм, Троицкого и Спасо-Преображенского соборов, многочисленные общественные и жилые сооружения, Нарвские и Московские триумфальные ворота. Значительна роль архитектора в застройке пригородов Петербурга - Ораниенбаума, Царского Села и Петергофа....

Цена:
274 руб

Румянцев в Петербурге
Румянцев в Петербурге
Книга рассказывает о предшественнике А.В.Суворова - выдающемся русском полководце П.А.Румянцеве-Задунайском, раскрывает высокую гражданственность и патриотизм полководца, военная и государственная деятельность которого была тесно связана с Петербургом.
Книга предназначается широкому кругу читателей, может служить и путеводителем....

Цена:
156 руб

Канавушка ладожская
Канавушка ладожская
"В повести "Канавушка Ладожская" рассказывается о строителях крупнейшего гидротехнического сооружения XVIII века - Ладожского обходного канала. То была первая стоверстная "рукотворная река" России, жизненно необходимая для недавно основанного Санкт-Петербурга.
Действующие лица повести - инженеры Б.К.Миних, Г.А.Резанов, А.П.Ганнибал. Но главные ее герои - простые работные, "земляного дела мастера". Они - воплощение многогранной талантливости народа, их хорошо называли - самородками.
Старые мастера шли впереди своего времени. Люди грамотные, думающие, беспокойные, они стремились облегчить непомерный труд человеческий. И тогда, в пору жесточайшего крепостничества, им было глубоко присуще чувство Родины и сознание подвига во имя ее. Стоит хотя бы немного поработать над богатейшими собраниями документов в ленинградских архивохранилищах, чтобы убедиться в том.
Мастера далекого прошлого - люди очень близкие нам своим душевным порывом, увлеченностью, свободолюбием.
Это истинные предтечи русского рабочего класса.
Повесть "Канавушка Ладожская" посвящена их труду, их памяти."

Александр Вересов.

...

Цена:
229 руб

Генрих фон Реймерс Санкт-Петербург в конце своего первого столетия Sankt-Petersburg am Ende seines ersten Jahrhunderts, historisch topographisch beschrieber
Санкт-Петербург в конце своего первого столетия
Генрих Крисгоф (Кристиан) фон Реймерс - плодовитый писатель своего времени, но как историк малоизвестный. Его книга "Санкт-Петербург в конце своего первого столетия" оказалась единственной, отметившей первый большой юбилей города. Напечатана она была в 1805 г. на немецком языке.
На русский язык переведена впервые.
Повествование в ней построено по хронологии царствований - от основателя города - Петра Великого до эпохи правления Александра I. Книга состоит из двух томов и снабжена подробными планами Петербурга. Она содержит уникальные сведения, малоизвестные даже историкам города. Еще одно достоинство книги - полный перечень печатных источников о Петербурге тех лет.

Для широкого круга читателей и историков города....

Цена:
1139 руб

Улицы Ленинграда
Улицы Ленинграда
Справочник содержит сведения об улицах Ленинграда - старых и вновь созданных, данные об их границах, административных районах, индексах почтовых отделений и номерах отделений милиции, а также транспортных средствах сообщения на момент 1989 года....

Цена:
101 руб

Казанская площадь
Казанская площадь
Книга рассказывает об интереснейшем архитектурном ансамбле нашего города — Казанской площади, центром которой является шедевр русского классицизма Казанский собор.
В ансамбль площади входят и часть Невского проспекта, и гранитные набережные канала Грибоедова, и Казанский мост, и здания по улице Плеханова.
В очерке, написанном кандидатом исторических наук, раскрывается роль Казанской площади как арены революционных выступлений трудящихся, прослеживается ее история от начала XVIII века до наших дней. Для широкого круга читателей....

Цена:
123 руб

Садовая улица
Садовая улица
Очерк-путеводитель, посвященный истории одной из старейших улиц Ленинграда и ее сегодняшнему дню....

Цена:
117 руб

Поэтом воспетые. Парки города Пушкина
Поэтом воспетые. Парки города Пушкина
"Парки Пушкина" - так называют старинные дворцовые парки бывшего Царского Села. В парках Пушкина, как в драгоценном сплаве, слились воедино природа и искусство. Когда-то они вдохновляли великого Пушкина. Он провел здесь свою юность и на всю жизнь сохранил нежную привязанность к "Садам Лицея" - свидетелям его первых творческих опытов. Им посвящены многие строки, написанные поэтом.
Фотоальбом посвящен паркам и садам города Пушкина, воспетым Великим поэтом....

Цена:
76 руб

Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова, О. В. Петрова Невский проспект. Дом за домом
Невский проспект. Дом за домом
В книге рассказано обо всех ста домах основной части Невского проспекта от его начала до площади Восстания. Даны архитектурные характеристики зданий. Приведены сведения об их владельцах и наиболее известных жильцах. Читатели почерпнут информацию о располагавшихся на Невском магазинах и учреждениях. Памятные события, связанные с главной улицей Петербурга, прослеживаются вплоть до наших дней....

Цена:
439 руб



2003 Copyright © Санкт-Петербург Peterlife.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Угостить администратора сайта, чашечкой кофе *https://paypal.me/peterlife
  Яндекс цитирования