Санкт-Петербург онлайн
Как генерал-квартирмейстер стал инженер-генералом, Петербургские арабески

Как генерал-квартирмейстер стал инженер-генералом

Одним из примечательных зданий Петербурга XVIII и XIX веков был Большой театр. В подражание ему был построен одноименный театр в Москве. Московский Большой театр и ныне продолжает благополучно жить. Иная судьба оказалась у петербургского… От этого театра сохранились лишь многочисленные воспоминания. Но о начальном периоде его истории и сведений осталось немного, неясных и неполных. Современники называли строителями театра генерала Баура и художника Тишбейна, а в наше время об этом театре говорят как об одном из творений архитектора Ринальди.

Однако все имеет свое начало, и обратимся к нему. Начинался наш Большой театр с Каруселя.

Каруселем во времена Екатерины II называли рыцарские конные состязания, традиционные для Европы; в 1766 году такие состязания прошли на обширном лугу перед Зимним дворцом. После этого у императрицы появилась новая забота: ей нужно было решить, что делать с деревянным амфитеатром, сооруженным для зрителей и болельщиков. Это квадратное сооружение с ареной внутри было красиво и весьма вместительно. Екатерина решила перенести его на городскую окраину — в Коломну, на Брумбергскую площадь, и устраивать в нем театральные представления для народа.

Екатерина была великой актрисой в жизни и сама писала и ставила комедии на сцене. По себе она осознала великую силу искусства, которая может быть использована и в хороших, и в дурных целях. О театре говорила так: «Театр — школа народная, она должна быть непременно под моим надзором, и за нравы народа мой первый ответ перед Богом». Брумбергская площадь по своему не далекому расположению вполне подходила для надзора за подобной школой. Она находилась между недавно построенным Никольским морским собором и деревянным Поцелуевым мостом на реке Мойке.

Такое необычное наименование этот мост получил по кабаку «Поцелуй», что принадлежал купцу Поцелуеву и был рядом с мостом — на углу набережной и Никольской улицы. А названная площадь именовалась по имени голландца Брумберга, содержавшего здесь лесопильные мельницы и жившего на другом, правом берегу Мойки в двухэтажном каменном доме. При доме Брумберга были огород и теплицы с известной всему городу торговлей цветами — прямо с мест выращивания. (Ныне на этом месте находятся бывшие Конногвардейские казармы.)

Карусель был поставлен посреди Брумбергской площади, которая тогда представляла собой обширный пустырь, окруженный деревянными строениями с садами. Но уже существовали планы городского строительства с намеченными кварталами известного нам очертания и с каменными домами, стоящими в ряд.

Сразу после установки амфитеатра на его арене (совсем как в Древней Греции) стали давать представления для народа. В основном это были комедии. Начинались они в четыре часа дня и бывали не реже, чем два раза в неделю. Зрителей было много. На сословия здесь не делились, так как за вход никакой платы не полагалось. Все расходы по содержанию этого народного театра казна взяла на себя. Платили только актерам — по полтиннику на человека за представление. Таким образом, здесь Екатерина предвосхитила мечтания идеалистов конца XIX века (Р. Роллана, Л.Н. Толстого и др.) о народном театре, посредством которого они предполагали улучшить человеческие отношения.

Однако нередко дождь разгонял и зрителей, и артистов. А со временем деревянные конструкции амфитеатра настолько обветшали, что становилось опасным продолжать здесь представления. Необходимо было построить надежное каменное сооружение.

9 июня 1773 года генерал-полицмейстер Чичерин объявил высочайший указ об учреждении в Санкт-Петербурге «публичного русского комедиального зрелища, как оное и прежде было, которое и производить на построенном для карусели месте, и для представления оных построить театр и комедиантов нанять».

Построить новый «публичный театр» в столице Екатерина II поручила военному инженеру, строителю крепостей и гидротехнических сооружений М.А. Деденеву, передав ему при этом необходимые для постройки чертежи, составленные архитектором Ринальди. Михаил Алексеевич незадолго до этого, в 1763–1772 годах, отличился при постройке пеньковых складов на берегу Малой Невы (Пенькового буяна). Эту работу инженер Деденев выполнил совместно с придворным архитектором Антонио Ринальди. Теперь они могли продолжить совместную работу, уже для воплощения просветительских забот императрицы.

Благополучно, но неспешно заложив фундаменты театра, через пять лет, в 1779 году, подрядчики начали уже кладку стен первого этажа. Но в это лето с поставленных лесов упал Ринальди. Об этом Екатерина II сообщала своему зарубежному корреспонденту Ф. Гримму. После этого семидесятилетний архитектор перестал бывать на строительной площадке. Без Ринальди постройка театра окончательно замедлилась, и императрица решила дальнейшее ведение работ поручить другому доверенному лицу.

Таковым оказался Федор Вилимович Баур, в энергичной и разумной исполнительности которого Екатерина была уверена.

Фридрих Вильгельм Бауэр (Баур, Боур), бывший генерал-квартирмейстер Прусской армии, в Россию был приглашен императрицей во время войны с турками. В 1769 году он был направлен в действующую армию Румянцева генерал-квартирмейстером. Вождение войск по незнакомой местности входило в круг его обязанностей.

В своем донесении императрице граф Румянцев затем так отзывался о Бауре: «Нелицемерно могу сказать, всемилостивейшая государыня, что ваше величество приобрели в нем искуснейшего себе слугу для военных дел; в коротком времени я обозрел в нем твердость знаний военной науки и то превосходство, что он не подобен тем, которые в одном глубокомыслии все свои таланты скрывают… Ваше императорское величество, поздравляю в столь искусном выборе людей и купно всеподданнейше благодарю, что служба с таким человеком послужит и мне в науку». Отличался Баур не только в искусстве вождения военных колонн и в составлении карт местности, но и на полях сражений под Ларгою и Кагулом. Под Рябою Могилою он смелой контратакой обратил в бегство превосходящего по численности неприятеля.

В конце 1771 году Баур по высочайшему повелению был вытребован в Петербург. Здесь императрица поставила его во главе недавно учрежденного ею Генерального штаба. Федор Вилимович с большой энергией взялся за его преобразование и стал фактическим его основателем. Прежде всего он постарался, чтобы это учреждение получило место для самостоятельного существования и чтобы здесь имелась возможность обучать офицеров. Баур упросил императрицу приобрести дом для Генерального штаба (корпуса вожатых), «где бы не только молодые того штаба офицеры в науках, относящихся до военного искусства, упражняться могли, но и исполняли бы по службе им поручаемое».

Подходящим для этого показался ему дом и участок наследников купца Брумберга. Сам купец к этому времени оказался казенным должником, разорился и умер. Обосновавшись здесь, Баур, однако, не спешил свернуть цветочное хозяйство и на месте оранжерей устроить площадь для вахтпарада. «Санкт-Петербургские ведомости» того времени извещали читателей: «В Морской улице, у запасных магазинов в бывшем Брумбергском доме, что ныне вожатый корпус, продаются из оранжереи голландские луковицы разных званий и отменных колеров. Также розаны в горшках. Левкои, фиалы и махровые гвоздики с цветом». Очевидно, такое цветочное окружение нравилось начальнику Генерального штаба.

Однако в высоких военных сферах привыкли распоряжаться офицерами Генерального штаба по своему усмотрению и нововведения Баура не понравились. В числе недовольных оказался и всесильный Потемкин.

Екатерина II в этой конфликтной ситуации поступила по-житейски мудро. Императрица стала загружать начальника Генерального штаба всякого рода строительными поручениями, так что у того уже просто не оставалось времени для борьбы со своими противниками. Баур же, со своей стороны, охотно обратился к строительным делам: он любил строить и здесь ему никто не мешал быть полным хозяином. Помимо своего генерал-квартирмейстерского звания он теперь получил и чин генерал-инженера. Был награжден самыми высокими орденами.

В разное время ему были поручены укрепления крепостей, устройство водоснабжения в Москве и в Софии (Царском Селе), строительство Московского арсенала, городовой верфи в столице и гаваней в Кронштадте и Риге, исправление Ладожского канала… Наконец, в Петербурге Баур возглавил Комиссию строения Фонтанки и Екатерининского канала — одевал в камень берега этих водных городских магистралей. К этим многохлопотным заботам Федора Вилимовича Екатерина добавила еще одну — строительство Большого каменного театра. Благо, что последний находился неподалеку от резиденции Баура в бывшем Брумбергском доме.

Екатерина II также назначила и нового архитектора к театральному строению, призванного заняться устройством и убранством его внутренних помещений, украшением главного фасада. Таковым оказался театральный художник и декоратор Людвик Филипп Тишбейн. В 1779 году он был приглашен в Петербург писать декорации для императорского театра в Зимнем дворце. Его творчество понравилось императрице, и она решила привлечь этого знакомого с зарубежными театрами опытного художника к завершению постройки публичного театра в Коломне (возможно, и по просьбе Баура). Екатерина часто советовалась с Тишбейном насчет подробностей внутреннего устройства театра. Так, было решено императорскую ложу поставить в центре амфитеатра. По обе стороны ложи разместить несколько рядов привилегированных мест с повышенной платой, а за ней — партер. Устроить три яруса лож в зрительном зале.

В 1781 году «Санкт-Петербургские ведомости» сообщали: «Для исправления водяных и других работ потребно… поставить в Санкт-Петербурге к строению театрального дома и уличных каналов разного виду кирпича, извести тосненской… и равномерно же плотников и каменщиков; желающие взять поставку всего оного могут для торгу и заключению контрактов явиться здесь, в Петербурге, в учрежденную в доме Генерального штаба комиссию строения Фонтанки и Екатерининского канала…»

Энергичный Баур в 1782 году вчерне завершил постройку театра, установил театральные машины. На следующий год он уже должен был исполнить отделочные работы и осенью открыть театр. Первое представление в Каменном публичном театре в Коломне состоялось 24 сентября 1783 года — давали итальянскую оперу «Il mondo della luna».

В этот начальный период на сцене первого в Петербурге постоянного каменного театра поочередно ставились российские комические оперы, итальянские оперы, балеты, трагедии, комедии. Часто партер, сцена, залы фойе и галерея театра отдавались для столь любимых тогда маскарадных увеселений.

Проект Большого театра.


Однако театр был открыт без Баура. В феврале 1783 года известный инженер скончался в возрасте 52 лет. Очевидно, сказалось его переутомление от многих забот. Баур все, что мог, отдал своему новому отечеству. На его надгробии была высечена надпись:

Покрыта камнем сим не слава, но лишь прах,
И надпись гробная во кратких есть словах.
Не услаждается тот многими словами,
Кто знатными свой век отличен был делами.
Здесь Боур погребен.

Имевший возможность увидеть недавно построенный театр И.Г. Георги писал: «Повелением Екатерины Вторыя построен оный под смотрением славного театрального живописца Тишбейна и под главным надзиранием г. генерал-поручика Бауера. Снаружи представляет оный огромное здание величественного вида. Над главным входом стоит изображение сидящей Минервы из каррарского мрамора с ее символами, а на щите надпись: Vigilando quiesco (покоясь, продолжаю бдение)…»

Однако далеко не все, подобно Георги, так воспринимали здание нового театра. Один мемуарист вспоминал: «Большой театр… походил больше на магазин (то есть складское сооружение. — A.A.), чем на храм искусства». Это обстоятельство заставило уже в начале последующего, XIX века изменить внешний облик театра в соответствии с новыми представлениями о том, как должен выглядеть храм — с колоннами и портиком.



Петербургские арабески.
Купить книги А.П.Аспидов |


Полезные сайты:







просмотров: 732
Ozon.travel
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Russia St. Петербург Petersburg SPB - Main PO pre WWI postcard

$5.99
End Date: Sunday Feb-24-2019 10:24:18 PST
Buy It Now for only: $5.99
|
1961 St. Петербург Petersburg SPB Leningrad Russia Registered Cover 20 kop Lenin

$5.99
End Date: Friday Feb-22-2019 21:15:36 PST
Buy It Now for only: $5.99
|
Календарь настенный на 2019 год. Ночной Санкт-Петербург / Wall calendar 2019

$86.54
End Date: Tuesday Mar-12-2019 22:03:58 PDT
Buy It Now for only: $86.54
|
SAINT PETERSBURG Etching 1829 rare Санкт-Петербург екатерининский дворец

$22.00
End Date: Tuesday Mar-5-2019 1:01:00 PST
Buy It Now for only: $22.00
|
The AeroArt St. Petersburg Collection #3523

$149.95 (0 Bids)
End Date: Sunday Mar-3-2019 18:00:27 PST
Buy It Now for only: $194.99
| |
The AeroArt St. Petersburg Collection #3714

$25.00 (0 Bids)
End Date: Thursday Feb-28-2019 15:32:32 PST
Buy It Now for only: $55.00
| |
Aeroart St. Petersburg Collection: Jaeger with Cooking Pot - VERY RARE

$199.99 (0 Bids)
End Date: Friday Feb-22-2019 20:17:11 PST
|
st. petersburg toy soldiers

$35.00 (0 Bids)
End Date: Monday Feb-25-2019 14:17:39 PST
|
Search Results from «Озон» История Санкт-Петербурга
 
А. Бушков Загадочный Петербург, или Призраки европейских столиц
Загадочный Петербург, или Призраки европейских столиц
Самые невероятные тайны, мистические истории и фантастические сюжеты Петербурга в новом произведении Александра Бушкова, тираж книг которого уже достиг 20 миллионов экземпляров!
Загадки пышных дворцов и "скелеты в шкафах" обычных домов. Истории, которые разоблачают легенды и мифы и показывают, что на самом деле происходило в Петербурге все эти 300 лет.
"Загадочный Петербург, или Призраки европейских столиц" - одна из книг новой серии Александра Бушкова "Былая Русь" о захватывающих событиях и шокирующих разоблачениях нашей истории....

Цена:
544 руб

Алла Краско Петербургское купечество. Страницы семейных историй
Петербургское купечество. Страницы семейных историй
Книга посвящена истории одиннадцати наиболее богатых и влиятельных купеческих семейств Санкт-Петербурга XIX и XX веков, связанных друг с другом родством: Елисеевых, Целибеевых, Полежаевых, Тарасовых, Овсянниковых, Смуровых, Растеряевых, Дурдиных, Леляновых, Новинских, Авериных.
На основании глубоких архивных изысканий автор впервые прослеживает судьбы незаурядных людей, их вклад в благотворительность и меценатство. Помимо рассказа о наиболее известных представителях этих семейств, имена которых достаточно известны, повествуется и о судьбах их родственников, проживших свой век не менее интересно и содержательно.
Книга снабжена родословными схемами упомянутых семейств. Издание содержит множество старинных малоизвестных фотографий, в большинстве своем публикуемых впервые....

Цена:
623 руб

Наш город Санкт-Петербург
Наш город Санкт-Петербург
Красочно иллюстрированная книга для семейного чтения представляет собой своего рода путешествие с архивариусом через три столетия Санкт-Петербурга....

Цена:
459 руб

Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова, О. В. Петрова Невский проспект. Дом за домом
Невский проспект. Дом за домом
В книге рассказано обо всех ста домах основной части Невского проспекта от его начала до площади Восстания. Даны архитектурные характеристики зданий. Приведены сведения об их владельцах и наиболее известных жильцах. Читатели почерпнут информацию о располагавшихся на Невском магазинах и учреждениях. Памятные события, связанные с главной улицей Петербурга, прослеживаются вплоть до наших дней....

Цена:
474 руб

Ораниенбаум. Дворцы и парки
Ораниенбаум. Дворцы и парки
Дворцово-парковый комплекс музея-заповедни­ка «Ораниенбаум» единственный среди архитектурно-художественных памятников в пригородах Санкт-Петербурга не подвергся оккупации и тотальному разрушению в годы Великой Отечественной войны.
Книга известных петербургских искусствоведов рассказывает об истории Ораниенбаума, описывает замечательные ансамбли XVIII века: Большой (Меншиковский) дворец, Петерштадт и ансамбль «Собствен­ная дача» - с Китайским дворцом, павильоном Катальной горки и «Каменным залом»....

Цена:
264 руб

С. Е. Глезеров Закат блистательного Петербурга. Быт и нравы Северной столицы Серебрянного века
Закат блистательного Петербурга. Быт и нравы Северной столицы Серебрянного века
Подборка разнообразных публикаций и других источников начала предыдущего столетия подробно прокомментирована и позволяет представить Северную столицу в неожиданном и непривычном ракурсе, узнать о быте и нравах того времени, узнать, как жили горожане, увидеть всю многогранность бытия большого города, где роскошь соседствовала с уродливой нищетой. О чем думали и грезили петербуржцы? Какие мечты, планы и надежды строили? Какие тайные роковые страсти их обуревали? Каким кумирам поклонялись и кого безудержно порицали, низвергали с пьедесталов? Каков же, наконец, был город в пору, о которой сегодня принято говорить с придыханием?

Прочитав книгу, вы узнаете много интересного и сможете провести поразительные параллели между нравами той эпохи и нашим временем....

Цена:
652 руб

1924. Из Петрограда - в Ленинград
1924. Из Петрограда - в Ленинград
26 января 1924 года Петроград стал Ленинградом. А чем еще был отмечен в жизни города 1924 год? Сильнейшим наводнением и гибелью знаменитой балерины, трудовыми свершениями и громкими судебными процессами... Это был год, когда по городу маршировали пионеры и "спартаковцы", когда лыжников можно было встретить даже на главных улицах города, а апельсины стали любимым лакомством горожан.

Книга известного историка и журналиста основана на документальном материале. Перед читателем предстанет пестрая и разнообразная картина жизни Петрограда-Ленинграда в одном отдельно взятом году....

Цена:
276 руб

Наум Синдаловский Толстовский дом на улице Лидваля
Толстовский дом на улице Лидваля
Помните фильм "Зимняя вишня", кадр, когда героини с детьми, распевая песню "Айсберг", идут к автобусу, ждущему их у высокой арки с фонарем в проеме? Эта арка и этот фонарь известны всем жителям нашего города, и не только по многочисленным кинофильмам. Принадлежат они расположенному между Фонтанкой и улицей Рубинштейна Толстовскому дому, знаменитому творению архитектора Федора Лидваля. Арки, дворы, маскароны, окна причудливых форм, интереснейшая композиция - все это производит неизгладимое впечатление. Но знаем мы о доме и его обитателях, среди которых множество знаменитостей, непростительно мало. Известный знаток легенд нашего города Наум Синдаловский попытался приоткрыть некоторые страницы истории дома. И не только. В книге читатель найдет интереснейшие сведения обо всей части города, расположенной в начале Фонтанки. Вас ждет увлекательнейшее путешествие. Вперед!...

Цена:
444 руб

Вячеслав Пежемский Красное село. Страницы истории
Красное село. Страницы истории
История Красного Села - это множество важных, значимых для Санкт-Петербурга-Ленинграда событий: грандиозные гвардейские маневры, яростные сражения и занимательнейшие бытовые сюжеты. Развитие промышленности, строительство дворцов, создание парков, дачная жизнь, события Великой Отечественной войны - все это составляет триста лет жизни небольшого петербургского пригорода. Об этих трех веках и будет наш рассказ.
Конечно, сейчас трудно себе представить, насколько важной и интересной была история неброского, не слишком известного ныне петербургского пригорода. Но, познакомившись с основными событиями, можно с уверенностью утверждать: Красное Село - достойный сосед великолепных Петергофа и Царского Села и одно из интереснейших для исследователя и любителя петербургских окрестностей мест неподалеку от города....

Цена:
579 руб

Иезуитова Р., Левкович Я. Пушкин в Петербурге
Пушкин в Петербурге
Судьба и творчество великого русского поэта А..Пушкина неразрывно связаны с городом на Неве. Каков он, пушкинский Петербург, как он выглядел и чем дышал, рассказывают в своей книге Р.В.Иезуитова и Я.Л.Левкович....

Цена:
569 руб



2003 Copyright © Peterlife.ru и компания Мобильная Версия v.2015 Новости Санкт-Петербурга, История Санкт-Петербург и Ленинградской области, достопримечательности Санкт-Петербурга, фирмы и организации Санкт-Петербурга, гостиницы, отели, музеи, театры, ВУЗы. Недвижимость СПб. Ссылки на официальные сайты. Информационно-справочные службы. Знакомства. Энциклопедии и справочники. Интересные статьи. Анонсы, пресс-релизы. Скидки, бонусы. Сотрудничество. Карьера, вакансии, работа. Рекламные услуги. Магазины. | Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. | Партнёрская программа для магазинов и вебмастеров. | Купить скрипты Nevius. | PR Продвижение сайтов. | Купить хостинг Санкт-Петербурге.
  Яндекс цитирования