Санкт-Петербург онлайн
Как генерал-квартирмейстер стал инженер-генералом, Петербургские арабески

Как генерал-квартирмейстер стал инженер-генералом

Одним из примечательных зданий Петербурга XVIII и XIX веков был Большой театр. В подражание ему был построен одноименный театр в Москве. Московский Большой театр и ныне продолжает благополучно жить. Иная судьба оказалась у петербургского… От этого театра сохранились лишь многочисленные воспоминания. Но о начальном периоде его истории и сведений осталось немного, неясных и неполных. Современники называли строителями театра генерала Баура и художника Тишбейна, а в наше время об этом театре говорят как об одном из творений архитектора Ринальди.

Однако все имеет свое начало, и обратимся к нему. Начинался наш Большой театр с Каруселя.

Каруселем во времена Екатерины II называли рыцарские конные состязания, традиционные для Европы; в 1766 году такие состязания прошли на обширном лугу перед Зимним дворцом. После этого у императрицы появилась новая забота: ей нужно было решить, что делать с деревянным амфитеатром, сооруженным для зрителей и болельщиков. Это квадратное сооружение с ареной внутри было красиво и весьма вместительно. Екатерина решила перенести его на городскую окраину — в Коломну, на Брумбергскую площадь, и устраивать в нем театральные представления для народа.

Екатерина была великой актрисой в жизни и сама писала и ставила комедии на сцене. По себе она осознала великую силу искусства, которая может быть использована и в хороших, и в дурных целях. О театре говорила так: «Театр — школа народная, она должна быть непременно под моим надзором, и за нравы народа мой первый ответ перед Богом». Брумбергская площадь по своему не далекому расположению вполне подходила для надзора за подобной школой. Она находилась между недавно построенным Никольским морским собором и деревянным Поцелуевым мостом на реке Мойке.

Такое необычное наименование этот мост получил по кабаку «Поцелуй», что принадлежал купцу Поцелуеву и был рядом с мостом — на углу набережной и Никольской улицы. А названная площадь именовалась по имени голландца Брумберга, содержавшего здесь лесопильные мельницы и жившего на другом, правом берегу Мойки в двухэтажном каменном доме. При доме Брумберга были огород и теплицы с известной всему городу торговлей цветами — прямо с мест выращивания. (Ныне на этом месте находятся бывшие Конногвардейские казармы.)

Карусель был поставлен посреди Брумбергской площади, которая тогда представляла собой обширный пустырь, окруженный деревянными строениями с садами. Но уже существовали планы городского строительства с намеченными кварталами известного нам очертания и с каменными домами, стоящими в ряд.

Сразу после установки амфитеатра на его арене (совсем как в Древней Греции) стали давать представления для народа. В основном это были комедии. Начинались они в четыре часа дня и бывали не реже, чем два раза в неделю. Зрителей было много. На сословия здесь не делились, так как за вход никакой платы не полагалось. Все расходы по содержанию этого народного театра казна взяла на себя. Платили только актерам — по полтиннику на человека за представление. Таким образом, здесь Екатерина предвосхитила мечтания идеалистов конца XIX века (Р. Роллана, Л.Н. Толстого и др.) о народном театре, посредством которого они предполагали улучшить человеческие отношения.

Однако нередко дождь разгонял и зрителей, и артистов. А со временем деревянные конструкции амфитеатра настолько обветшали, что становилось опасным продолжать здесь представления. Необходимо было построить надежное каменное сооружение.

9 июня 1773 года генерал-полицмейстер Чичерин объявил высочайший указ об учреждении в Санкт-Петербурге «публичного русского комедиального зрелища, как оное и прежде было, которое и производить на построенном для карусели месте, и для представления оных построить театр и комедиантов нанять».

Построить новый «публичный театр» в столице Екатерина II поручила военному инженеру, строителю крепостей и гидротехнических сооружений М.А. Деденеву, передав ему при этом необходимые для постройки чертежи, составленные архитектором Ринальди. Михаил Алексеевич незадолго до этого, в 1763–1772 годах, отличился при постройке пеньковых складов на берегу Малой Невы (Пенькового буяна). Эту работу инженер Деденев выполнил совместно с придворным архитектором Антонио Ринальди. Теперь они могли продолжить совместную работу, уже для воплощения просветительских забот императрицы.

Благополучно, но неспешно заложив фундаменты театра, через пять лет, в 1779 году, подрядчики начали уже кладку стен первого этажа. Но в это лето с поставленных лесов упал Ринальди. Об этом Екатерина II сообщала своему зарубежному корреспонденту Ф. Гримму. После этого семидесятилетний архитектор перестал бывать на строительной площадке. Без Ринальди постройка театра окончательно замедлилась, и императрица решила дальнейшее ведение работ поручить другому доверенному лицу.

Таковым оказался Федор Вилимович Баур, в энергичной и разумной исполнительности которого Екатерина была уверена.

Фридрих Вильгельм Бауэр (Баур, Боур), бывший генерал-квартирмейстер Прусской армии, в Россию был приглашен императрицей во время войны с турками. В 1769 году он был направлен в действующую армию Румянцева генерал-квартирмейстером. Вождение войск по незнакомой местности входило в круг его обязанностей.

В своем донесении императрице граф Румянцев затем так отзывался о Бауре: «Нелицемерно могу сказать, всемилостивейшая государыня, что ваше величество приобрели в нем искуснейшего себе слугу для военных дел; в коротком времени я обозрел в нем твердость знаний военной науки и то превосходство, что он не подобен тем, которые в одном глубокомыслии все свои таланты скрывают… Ваше императорское величество, поздравляю в столь искусном выборе людей и купно всеподданнейше благодарю, что служба с таким человеком послужит и мне в науку». Отличался Баур не только в искусстве вождения военных колонн и в составлении карт местности, но и на полях сражений под Ларгою и Кагулом. Под Рябою Могилою он смелой контратакой обратил в бегство превосходящего по численности неприятеля.

В конце 1771 году Баур по высочайшему повелению был вытребован в Петербург. Здесь императрица поставила его во главе недавно учрежденного ею Генерального штаба. Федор Вилимович с большой энергией взялся за его преобразование и стал фактическим его основателем. Прежде всего он постарался, чтобы это учреждение получило место для самостоятельного существования и чтобы здесь имелась возможность обучать офицеров. Баур упросил императрицу приобрести дом для Генерального штаба (корпуса вожатых), «где бы не только молодые того штаба офицеры в науках, относящихся до военного искусства, упражняться могли, но и исполняли бы по службе им поручаемое».

Подходящим для этого показался ему дом и участок наследников купца Брумберга. Сам купец к этому времени оказался казенным должником, разорился и умер. Обосновавшись здесь, Баур, однако, не спешил свернуть цветочное хозяйство и на месте оранжерей устроить площадь для вахтпарада. «Санкт-Петербургские ведомости» того времени извещали читателей: «В Морской улице, у запасных магазинов в бывшем Брумбергском доме, что ныне вожатый корпус, продаются из оранжереи голландские луковицы разных званий и отменных колеров. Также розаны в горшках. Левкои, фиалы и махровые гвоздики с цветом». Очевидно, такое цветочное окружение нравилось начальнику Генерального штаба.

Однако в высоких военных сферах привыкли распоряжаться офицерами Генерального штаба по своему усмотрению и нововведения Баура не понравились. В числе недовольных оказался и всесильный Потемкин.

Екатерина II в этой конфликтной ситуации поступила по-житейски мудро. Императрица стала загружать начальника Генерального штаба всякого рода строительными поручениями, так что у того уже просто не оставалось времени для борьбы со своими противниками. Баур же, со своей стороны, охотно обратился к строительным делам: он любил строить и здесь ему никто не мешал быть полным хозяином. Помимо своего генерал-квартирмейстерского звания он теперь получил и чин генерал-инженера. Был награжден самыми высокими орденами.

В разное время ему были поручены укрепления крепостей, устройство водоснабжения в Москве и в Софии (Царском Селе), строительство Московского арсенала, городовой верфи в столице и гаваней в Кронштадте и Риге, исправление Ладожского канала… Наконец, в Петербурге Баур возглавил Комиссию строения Фонтанки и Екатерининского канала — одевал в камень берега этих водных городских магистралей. К этим многохлопотным заботам Федора Вилимовича Екатерина добавила еще одну — строительство Большого каменного театра. Благо, что последний находился неподалеку от резиденции Баура в бывшем Брумбергском доме.

Екатерина II также назначила и нового архитектора к театральному строению, призванного заняться устройством и убранством его внутренних помещений, украшением главного фасада. Таковым оказался театральный художник и декоратор Людвик Филипп Тишбейн. В 1779 году он был приглашен в Петербург писать декорации для императорского театра в Зимнем дворце. Его творчество понравилось императрице, и она решила привлечь этого знакомого с зарубежными театрами опытного художника к завершению постройки публичного театра в Коломне (возможно, и по просьбе Баура). Екатерина часто советовалась с Тишбейном насчет подробностей внутреннего устройства театра. Так, было решено императорскую ложу поставить в центре амфитеатра. По обе стороны ложи разместить несколько рядов привилегированных мест с повышенной платой, а за ней — партер. Устроить три яруса лож в зрительном зале.

В 1781 году «Санкт-Петербургские ведомости» сообщали: «Для исправления водяных и других работ потребно… поставить в Санкт-Петербурге к строению театрального дома и уличных каналов разного виду кирпича, извести тосненской… и равномерно же плотников и каменщиков; желающие взять поставку всего оного могут для торгу и заключению контрактов явиться здесь, в Петербурге, в учрежденную в доме Генерального штаба комиссию строения Фонтанки и Екатерининского канала…»

Энергичный Баур в 1782 году вчерне завершил постройку театра, установил театральные машины. На следующий год он уже должен был исполнить отделочные работы и осенью открыть театр. Первое представление в Каменном публичном театре в Коломне состоялось 24 сентября 1783 года — давали итальянскую оперу «Il mondo della luna».

В этот начальный период на сцене первого в Петербурге постоянного каменного театра поочередно ставились российские комические оперы, итальянские оперы, балеты, трагедии, комедии. Часто партер, сцена, залы фойе и галерея театра отдавались для столь любимых тогда маскарадных увеселений.

Проект Большого театра.


Однако театр был открыт без Баура. В феврале 1783 года известный инженер скончался в возрасте 52 лет. Очевидно, сказалось его переутомление от многих забот. Баур все, что мог, отдал своему новому отечеству. На его надгробии была высечена надпись:

Покрыта камнем сим не слава, но лишь прах,
И надпись гробная во кратких есть словах.
Не услаждается тот многими словами,
Кто знатными свой век отличен был делами.
Здесь Боур погребен.

Имевший возможность увидеть недавно построенный театр И.Г. Георги писал: «Повелением Екатерины Вторыя построен оный под смотрением славного театрального живописца Тишбейна и под главным надзиранием г. генерал-поручика Бауера. Снаружи представляет оный огромное здание величественного вида. Над главным входом стоит изображение сидящей Минервы из каррарского мрамора с ее символами, а на щите надпись: Vigilando quiesco (покоясь, продолжаю бдение)…»

Однако далеко не все, подобно Георги, так воспринимали здание нового театра. Один мемуарист вспоминал: «Большой театр… походил больше на магазин (то есть складское сооружение. — A.A.), чем на храм искусства». Это обстоятельство заставило уже в начале последующего, XIX века изменить внешний облик театра в соответствии с новыми представлениями о том, как должен выглядеть храм — с колоннами и портиком.



Петербургские арабески.
Купить книги А.П.Аспидов |


Полезные сайты:







просмотров: 738
Ozon.travel
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Architects of St. Petersburg, Russia Зодчие нашего города- Санкт-Петербург

$13.94
End Date: Friday May-17-2019 16:58:09 PDT
Buy It Now for only: $13.94
|
Vintage Russia St. Петербург Petersburg cathedral of St Isaac postcard,rare

$15.00
End Date: Tuesday May-14-2019 22:03:25 PDT
Buy It Now for only: $15.00
|
Old Russia Postcard St Peterburg С.Петербург Зимний Дворец

$12.50
End Date: Tuesday May-14-2019 22:03:25 PDT
Buy It Now for only: $12.50
|
Old Russia Postcard Year 1903 Боровичи Петербург Открытое письмо

$15.00
End Date: Wednesday May-15-2019 19:41:27 PDT
Buy It Now for only: $15.00
|
St. Petersburg 54mm nicely painted Alexander Nevsky and soldiers

$235.00 (0 Bids)
End Date: Monday Apr-29-2019 17:43:45 PDT
|
St. Petersburg 54mm elite painted Kolobob Teutonic Knight

$65.00
End Date: Friday May-17-2019 9:53:43 PDT
Buy It Now for only: $65.00
|
St Petersburg 54 mm Crusader Soldier with Flag - Excellent Detail!

$16.00 (0 Bids)
End Date: Friday Apr-26-2019 16:41:03 PDT
Buy It Now for only: $21.98
| |
1 Russian Indian Warrior~54mm TIN~LEAD PAINTed primer St Petersburg 1:32

$100.00 (0 Bids)
End Date: Saturday Apr-27-2019 15:33:55 PDT
|
Search Results from «Озон» История Санкт-Петербурга
 
Книга рекордов Петербурга
Книга рекордов Петербурга
Книга рекордов Петербурга выходит в свет впервые. В ней собраны необычайные, уникальные явления петербургской жизни и истории - все, что можно назвать самым-самым: первым или последним, крупнейшим или наименьшим…В книге и все исключительное, неповторимое, невероятное....

Цена:
100 руб

Первый архитектор Петербурга
Первый архитектор Петербурга
Работа Ирины Лисаевич посвящена Доменико Трезини.
Книга повествует не только о сооружениях Трезини, до сих пор во многом определивших облик Северной Пальмиры (Петропавловский собор, Двенадцать коллегий, Летний дворец Петра I, ансамбль Александро-Невской лавры, планировка Стрелки Васильевского острова и пр.), но и о жизни зодчего, о людях, вместе с которыми он трудился, об учениках, которых он воспитал....

Цена:
312 руб

Виктор Шретер
Виктор Шретер
Книга посвящена творчеству крупнейшего представителя рационального направления в русской архитектуре конца XX века, зачинателя "кирпичного стиля". В Петербурге и других городах России с его именем связаны постройки общественных зданий, театров, особняков, доходных домов, высоко оцененные современниками.
Книга может служить путеводителем по памятникам архитектуры, созданным зодчим....

Цена:
80 руб

 Аксонометрический план Санкт-Петербурга 1765-1773 гг. (комплект из 2 книг)
Аксонометрический план Санкт-Петербурга 1765-1773 гг. (комплект из 2 книг)
Планы Санкт-Петербурга представляют исключительный интерес, они дают полное представление о его создании, о постепенном изменении его границ и внешнего облика на протяжении веков. Бесценным памятником мировой истории и культуры является Аксонометрический план Санкт-Петербурга 1765-1773 гг., вошедший в историю по именам его создателей - "План П. де Сент-Илер, И.Соколова, А.Горихвостова". Это уникальное произведение отечественной картографии XVIII в., не имеющее аналогов в мире. План стал единственной в своем роде попыткой зафиксировать в форме аксонометрии облик столицы России в целом, т.е. в том виде, в каком город сложился к середине 60-х гг. XVIII в.

К комплекту прилагается подробные аксонометрические планы Адмиралтейской стороны и Васильевского острова....

Цена:
5702 руб

Почему так названы?
Почему так названы?
Книга содержит сведения о названиях многих улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда.
В ней толкуется происхождение многих старинных названий, отражающих историю города, края, страны; разъясняются новые названия; приводятся краткие сведения о выдающихся деятелях Коммунистической партии и Советского государства, международного коммунистического и рабочего движения, деятелях литературы, науки, искусства, о героях гражданской и Великой Отечественной войн, имена которых носят улицы и площади нашего города....

Цена:
249 руб

Литературные памятные места Ленинграда
Литературные памятные места Ленинграда
Авторы предлагаемых очерков делают попытку познакомить читателя со многими памятными литературными местами Ленинграда (Санкт-Петербурга), показывают роль и значение города в жизни и творчестве того или иного писателя, поэта. В очерках дается - хотя бы в общих чертах - образ Петербурга, каким он воссоздан в произведениях писателей и поэтов XVIII - XIX веков.
В книгу включены очерки о крупнейших писателях, жизнь и творчество которых особенно тесно связаны с Петербургом, писателях, которые внесли существенный вклад в разработку петербургской темы.
Из памятных литературных мест относительно подробно охарактеризованы только имеющие важное историко-литературное значение или особую художественную ценность.
Окончание предлагаемых очерков именами Горького и Маяковского в полной мере оправдано.
Горький и Маяковский вводят читателя не просто в литературу XX века, но в литературу советскую. Они дают иное решение петербургской темы, воссоздают качественно иной образ Петербурга-Ленинграда....

Цена:
100 руб

Рассказы о Ленинграде
Рассказы о Ленинграде
Очерки и рассказы о городе-герое Ленинграде, о его истории, памятниках и о его людях....

Цена:
134 руб

Ленинград действует... (комплект из 3 книг)
Ленинград действует... (комплект из 3 книг)
В годы Отечественной войны писатель Павел Лукницкин был специальным военным корреспондентом ТАСС на Ленинградском и Волховском фронтах. Постоянно участвуя в жизни города-героя и во многих фронтовых операциях - сначала при активной обороне, а потом в наступлении, - писатель систематически вел дневниковые записи, которые и легли в основу его трилогии. Дневник дает широкую картину гигантской битвы, жизни и быта ленинградцев. Содержание его составляют только подлинные факты. Читатель этой книги узнает о боевых делах фронтовиков и жителей Ленинграда, героических защитников своего города....

Цена:
1844 руб

Ленинград
Ленинград
В художественно-документальной повести ленинградского журналиста В.Михайлова рассказывается о героическом подвиге Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, о беспримерном мужестве и стойкости его жителей и воинов, о помощи всей страны осажденному городу-фронту. Наряду с документальными материалами автором широко использованы воспоминания участников обороны, воссоздающие незабываемые картины тех дней....

Цена:
114 руб

Купчино. Четыре века истории. 50 лет современности
Купчино. Четыре века истории. 50 лет современности
О Купчине на сегодня написано крайне мало, огромный район современного города как будто выпал из истории Петербурга... Автор решил восполнить этот пробел - и вот перед вами прекрасно иллюстрированная книга, которая самым подробным образом рассказывает о четырехсотлетней истории Купчино.
Денис Шаляпин собрал старые фотографии и воспоминания очевидцев, использовал огромное количество литературных источников и уникальные архивные данные. Много интересного расскажут читателям старые географические карты....

Цена:
448 руб



2003 Copyright © Peterlife.ru и компания Мобильная Версия v.2015 Новости Санкт-Петербурга, История Санкт-Петербург и Ленинградской области, достопримечательности Санкт-Петербурга, фирмы и организации Санкт-Петербурга, гостиницы, отели, музеи, театры, ВУЗы. Недвижимость СПб. Ссылки на официальные сайты. Информационно-справочные службы. Знакомства. Энциклопедии и справочники. Интересные статьи. Анонсы, пресс-релизы. Скидки, бонусы. Сотрудничество. Карьера, вакансии, работа. Рекламные услуги. Магазины. | Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. | Партнёрская программа для магазинов и вебмастеров. | Купить скрипты Nevius. | PR Продвижение сайтов. | Купить хостинг Санкт-Петербурге.
  Яндекс цитирования