Санкт-Петербург онлайн
По проекту и чертежам, нарисованным собственной рукой Ее, Петербургские арабески

По проекту и чертежам, нарисованным собственной рукой Ее Величества

Судьба самого петербургского дома

К началу 1760-х годов Петербург застраивался в основном усадьбами, включавшими в себя небольшие (кроме дворцов вельмож) деревянные или каменные дома на обширных участках. Населенные кварталы перемежались пустошами, болотами, ручьями, рощами. Город рос за счет быстрого расширения своей территории и при этом начал терять задуманный Петром I облик «регулярной» столицы.

В первые же годы своего правления Екатерина II издала ряд указов, регламентировавших градостроительное развитие. Была учреждена «Комиссия о застройке городов С.-Петербурга и Москвы». Новые установления определили границы города (на востоке и юге — по Фонтанке), внутри которых он должен был расти за счет высоты и увеличения размеров строений — каменных, стоящих стена к стене, «вперевязь». Деревянные и ветхие здания разбирались. Крупные, но малозастроенные участки отбирались у владельцев и после деления их на мелкие отдавались желающим. Новый хозяин должен был начать строительство не позже чем через два года и закончить его самое большее через пять лет. Особые требования предъявлялись к устройству фасадов зданий — чертежи на них выдавались централизованно. Прослеживалось и стремление создавать архитектурные ансамбли. Все это делалось для того, чтобы С.-Петербург «был по примеру других европейских городов».

Вот как о том свидетельствует современник: «В 1766 году, согласно объявленному плану города, на до сих пор пустовавшем Адмиралтейском лугу были заложены первые дома и осенью уже частично подведены под крышу. Желающим были указаны как места для постройки, так и предписаны фасады домов (якобы заказанные в Париже. — A.A.)… Бывший канцлер Бестужев был настолько этим выведен из себя, что хотя он наряду со своим дворцом на Большой Неве имел участок для застройки возле входа в Летний сад и уже приказал подвезти некоторый запас строительных материалов… возвратил участок и велел сказать полиции в ответ, что до сих пор он строил много и всегда достойно, но не привык позволять французам предписывать ему, как он должен строить за свои деньги».

Как и прочие деревянные строения на Адмиралтейской стороне, подлежал разборке и Зимний дворец на углу Невского и Мойки. На обмерном чертеже, датированном 15 февраля 1767 года, мы видим указания о перевозке его деревянных помещений на другое место. Тронную залу было приказано использовать «для делания г. Фальконету для монументу Большой мастерской».

После разборки деревянного Зимнего дворца вся территория, на которой он находился, перешла в ведение «Конторы от строений ее величества домов и садов». Большая Морская улица вновь была продолжена до «Невской першпективы». К западу от нее сохранилось Г-образное в плане каменное здание бывшей кухни, перестроенное для проживания семьи Э.М. Фальконе, и остатки деревянного тронного зала, приспособленного для мастерской скульптора, работавшего в то время над памятником Петру I.

На половине участка, примыкавшей к Мойке, ближе к Кирпичному переулку, еще некоторое время находилось каменное здание бывшего театра, позже приспособленное под конюшни. На самом углу Мойки и Невского возник пустырь с возвышавшимися над землей остатками каменных фундаментов.

В 1768 году он был отдан генерал-полицмейстеру сенатору и кавалеру Николаю Ивановичу Чичерину.

Известный историк Петербурга П.Н. Столпянский установил время и ход строительства дома Н.И. Чичерина по объявлениям в «Санкт-Петербургских ведомостях». Поначалу с 7 июля 1768 года вызывались желающие для рытья рвов, устройства лежней и кладки фундаментов. В мае следующего сообщалось о потребности найти «каменщиков до 150 человек». Весной 1770 года нужно было сделать в доме полы и лестницы и поставить под крышу стропила, а затем провести и штукатурные работы. Наконец, объявлением от 25 декабря 1771 года уже разыскивались желающие нанять несколько покоев «у его превосходительства г-на генерал-полицмейстера в новом доме, что на Невской перспективе…».

Как выглядел тогда дом Чичерина? Некоторое представление об этом нам дают аксонометрический план Адмиралтейской части конца XVIII века, обмерные чертежи первой половины и середины XIX века. На них изображено четырехэтажное здание, главным фасадом обращенное к Невскому проспекту, с закругленными переходами-продолжениями на Большую Морскую улицу и набережную Мойки. Двухъярусная колоннада выделяет центр и закругленные части дома. По нижнему ярусу установлены колонны дорического ордена, по верхнему — коринфского. Оконные проемы украшены лепными наличниками. Над окнами третьего этажа — барельефы: женские головки в обрамлении гирлянд.

Аксонометрический план Адмиралтейской части Петербурга. Конец XVIII в. Дом Чичерина отмечен крестиком.


Хорошо читается и планировочное решение. Двухэтажная «циркумференция» дворовой хозяйственной пристройки (конюшни, различные службы), примыкающая к зданию с юга, образует обширный полукруглый двор, очевидно, отвечающий барскому укладу жизни хозяина. Во двор можно было въехать через ворота со стороны Мойки или Большой Морской улицы. В ряду парадных анфиладных помещений третьего этажа находился и Большой зал, несколько углублявшийся во двор (в то время на одну ось). В планировке, в организации объема и в украшении зданий мы видим приемы, характерные для раннего русского классицизма.

Кто же был автором проекта этого дома? Для ответа на этот вопрос надо прежде всего учесть конкретные обстоятельства, сопутствовавшие строительству именно в этот период, о котором говорилось.

Участок Чичерину был подарен. Возведение дома началось уже через два месяца после соответствующего указа. Значит, генерал-полицмейстеру, как и другим тогдашним застройщикам, даже очень знатным, был передан проект фасада и, очевидно, общей планировки дома. Если бы Н.И. Чичерин, подобно А.П. Бестужеву, решился пойти на конфликт с правительством, то на поиски нужного архитектора, проектирование, а затем согласование и утверждение проекта ушло бы гораздо больше времени. Да и само принятие дара от императрицы налагало определенные обязательства. К тому же дом возводился на видном месте, на центральной городской магистрали, на месте бывшего дворца. Ему должно было быть уделено особое внимание, как и зданию, возводившемуся почти одновременно (с 1771 года) по другую сторону Большой Морской. Не было ли какой-либо взаимосвязи между этими двумя сооружениями? Вспомним, что они оба возводились на исторически общем участке в то время, когда было регламентировано создание архитектурных ансамблей. Обратимся к тем архивным документам, сохранившимся в фонде «Конторы от строений… домов и садов», которые не были известны П.Н. Столпянскому.

Фасад корпуса по Большой Морской улице. Рисунок и гравировка A.M. Шелковникова.


Строительству здания напротив дома Чичерина по Большой Морской также положил начало указ Екатерины II. И.И. Бецкой 10 мая 1771 года так формулировал предложение «Конторе от строений»: «Ее императорское величество изустно указать соизволила по проекту и нарисованным чертежам собственной рукой Ея величества (курсив мой. — А.А.) начать в самой скорости каменное строение на месте, где был Зимний деревянный дворец, и производить с поспешением, на что в нынешнем году особо 30 000 руб. из кабинета ее величества во оную контору отпущено будет. Во исполнение этого именного высочайшего указа те чертежи для произведения оного строения отданы архитектору Фельтену. А реченная контора имеет по требованию ево Фельтена надобные материалы приготовлять, каменщиков и работных людей, приискивая, нанимать и означенное строение производить во всем под присмотром и по показаниям оного Фельтена…»

Фасад дома Елисеевых по Невскому проспекту. Обмерный чертеж 1870-х гг.


Упоминание здесь о чертежах, «нарисованных собственной рукой ея величества», может показаться несколько неожиданным. Екатерина известна как писательница и журналист (для современников скрытая под псевдонимами), но меньше знают о ее увлечении архитектурой. Между тем она сама в своих «Записках» сообщает, что «впервые принялась чертить планы» еще будучи великой княжной, в Ораниенбауме. А Ю.М. Фельтен в 1795 году, уже испрашивавший себе пенсионное обеспечение, писал Екатерине II: «…я имел щастие быть участником в сооружении многих памятников царствования вашего императорского величества, выполнив собственные ваши планы и имея поныне собрание собственноручных вашего величества чертежей». Чертежи императрицы имели, очевидно, характер эскизов.

Портрет Екатерины II в русском костюме. Гравюра В. Дикинсона с оригинала В. Эриксена 1769 г. 1773 г.


Строительство дома между Большой и Малой Морскими улицами было начато «в самой скорости», в том же 1771 году, и производилось «с поспешением». Не исключено, что он предназначался в подарок наследнику престола Павлу Петровичу ко дню его совершеннолетия — 20 сентября 1772 года. Копали рвы, били сваи (что причиняло беспокойство Фальконе), делали фундамент. На Урале были заказаны и завезены на место «мраморные штуки» для портала, собирали деревянную модель здания. Каждую неделю Ю.М. Фельтен докладывал И.И. Бецкому о выполненных работах.

Детально сообщалось и о работе «охтинских столяров четырех человек», изготовлявших модель. Они выточили 16 колонн для 1 и 2-го этажей, 18 — для 3 и 4-го, 4 колонны для портала, а также два балкона. Суммируя все сведения о модели, мы можем представить себе в общих чертах облик и самого сооружения.

Это было четырехэтажное здание с двухъярусной колоннадой по главному фасаду. Нижний пояс составляли колонны дорического ордера, верхний, судя по тому, что капители изготовлялись «под резьбу», — коринфского. В центре дома выделялся мраморный портал. Углы здания были закруглены (и, видимо, с балконами) так же, как на соседнем доме Чичерина.

Наверное, не случайно тема двухъярусной колоннады использовалась в обоих сооружениях, воздвигавшихся на участке бывшего деревянного Зимнего дворца. Создавался ансамбль строений. Во всем этом угадывался общий замысел, рука одного архитектора.

Портрет Ю.М. Фельтена. К.Л. Христинек. 1786 г.


Таким образом, можно утверждать, что автором проекта дома Чичерина была императрица Екатерина Алексеевна. Также как и Ю.М. Фельтен, в деталях прорабатывавший решения Екатерины II. Он же, очевидно, и руководил строительством. Позднее, в 1777 году, Ю.М. Фельтену была поручена аналогичная работа — по упорядочению застройки южной стороны Дворцовой площади.

Школа Ф.Б. Растрелли, которую прошел Ю.М. Фельтен, ранее бывший первым помощником этого прославленного обер-архитектора, видна в общей композиции дома Чичерина. Здесь использованы некоторые архитектурные приемы, соответствовавшие вкусам минувшей эпохи. Но вместе с тем это работа зрелого, самостоятельного мастера, осознавшего законы нового архитектурного стиля, способного работать в духе требований нового времени. Здесь ощущается сдержанность, чувство меры в использовании деталей украшений, умение создавать законченность образа.

Дом Н.И. Чичерина строился не только как резиденция вельможи, но и как доходный. Помещения первого этажа, удобные для торговли, снимали купцы. Наверху сдавались покои. Парадные помещения третьего этажа занимал сам хозяин. Но после наводнения 1777 года, когда погибло несколько тысяч человек, Екатерина II обвинила полицию в нерасторопности. Чичерин лишился своей генерал-полицмейстерской должности.

В 1782 году Н.И. Чичерин умер. Через шесть лет его старший сын Александр продал дом видному государственному деятелю (и активному члену масонской ложи) князю А.Б. Куракину. При нем в здании устраивались встречи «вольных каменщиков».

В 1794 году к дому пристроили трехэтажный лицевой флигель на Мойке, который выглядел как рядовая петербургская постройка того времени: отделанный рустовкой первый этаж, гладкие стены, окна со скромной обналичкой, треугольный фронтон в центре.

В 1799 году А.Б. Куракин впал в немилость, и его выслали из города. Дом был продан херсонскому купцу А.И. Перетцу. В числе других жильцов в него поселился и генерал-губернатор С.-Петербурга П.А. Пален, возглавивший заговор против Павла I. Снимал он, очевидно, соответствующие его должности парадные помещения. После мартовских событий 1801 года Палену было приказано покинуть город.

С 1806 по 1857 год дом принадлежал купцу А.И. Косиковскому. По его заказу была сделана пристройка лицевого корпуса по Большой Морской улице. Новое здание строилось в 1814–1815 годах — в период общего воодушевления победой над Наполеоном. Русские архитекторы в это время старались придать своим сооружениям особо величественный облик.

Полицейский мост на Невском проспекте. Б. Патерсен. Справа — дом Косиковского. После 1808 г.


В художественном убранстве главного фасада дома по Большой Морской прежде всего обращает на себя внимание поднятая над улицей торжественная колоннада (12 колонн — напоминание о славном 1812 годе) и два боковых портала с мощными арками на уровне второго этажа. Надежность основания колоннады подчеркивалась сильной рустовкой стен нижних этажей. Антаблемент был украшен гирляндой, выше, в прямоугольном ступенчатом фронтоне находился барельеф, изображающий лавровые венки. Соразмерность и согласованность деталей создавали единый памятный образ. Историком В.И. Пилявским был назван автор постройки — архитектор В.П. Стасов. В этом доме до отъезда на Кавказ жил A.C. Грибоедов.

Очевидно, в начале XIX века был расширен зрительный зал основного здания — до его нынешних размеров, приспособлены под жилые квартиры помещения полукруглого двора. В 1857 году к торцу Большого зала пристроена парадная лестница, на которую можно было попасть со стороны Мойки.

В 1858 году дом покупают известные торговцы колониальными товарами братья Елисеевы и сразу же приступают к его капитальному ремонту. Составление проекта и наблюдения за работами были поручены академику архитектуры Н.П. Гребенке.

При перестройке зданий Гребенка оставил в основном прежней композицию главного фасада, но несколько усилил средний ризалит, подчеркнув его центральное значение. Здесь он вместо колонн первого яруса ввел пилоны, на верхнем этаже заменил прямоугольные окна круглыми. Одновременно он убрал большие циркульные проемы с боковых закругленных ризалитов. Иным стало и убранство стен: с них сняли барельефы и изменили наличники окон.

Корпус по Мойке был надстроен на один этаж, и его лицевой фасад украшен в манере, присущей концу 50-х годов прошлого века, — с обилием лепных деталей, тяг, с элементами вертикального и горизонтального членения плоскости. В месте стыковки зданий игра орнаментировки несколько приглушилась как переход от одной темы к другой.

Лицевой фасад дома по Большой Морской улице подвергся сравнительно небольшим переделкам. Однако и здесь в то время были утрачены важные детали первоначального облика здания — боковые порталы.

Дом Елисеевых. Фото 1900-х гг.


Особо надо сказать о судьбе Большого зала и примыкающих к нему помещений, тесно связанных с культурной жизнью столицы. С 1780 года парадные апартаменты третьего этажа арендует дворянский «Музыкальный клуб», который устраивает концерты, балы, маскарады. Здесь встречались передовые люди того времени — А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин, В.В. Капнист, Д.Г. Левицкий, И.Е. Старов, Ф.И. Шубин. Посещал музыкальные вечера и зодчий Дж. Кваренги, который (как это было установлено В.В. Антоновым) по приезде в Петербург с 1 февраля 1780 года снял в доме Чичерина «во втором этаже четыре покоя, одну кухню и для кареты место».

Однако стремление к излишней роскоши быстро расстроило дела клуба, и в 1792 году его имущество, включая музыкальные инструменты, было продано с публичных торгов. Прогрессивное начинание на более прочной и широкой основе продолжало филармоническое общество, образованное в 1802 году. Его успешная деятельность проходила в этом здании вплоть до 1811 года, когда общество переехало в дом Кусовникова на углу Невского проспекта и Екатерининского канала (ныне — Малый зал филармонии).

Новым арендатором освободившихся помещений стала Дирекция императорских театров, дававшая публичные маскарады — любимое увеселение петербуржцев в то время. В залах дома Косиковского они собирали до 2200 человек (по рублю за вход) и сопровождались «роговой» и «янычарской» музыкой.

Сохранившееся освидетельствование зала, выполненное архитектором В.И. Беретти, говорит о том, что зал в начале XIX века выглядел иначе, чем теперь. В северной его стороне были хоры для оркестра, потолок украшала лепка и живопись.

В первой половине 1820-х годов здесь располагался «Театр света», называвшийся также оптической панорамой, или «номосиклогеографией». Это новое для петербуржцев зрелище явилось предшественником современного кинематографа. В 1825–1826 годах в зале дома Косиковского демонстрировал большую модель Петербурга Антонио де Росси. В 1830-1840-е годы помещения снимал Бюргер-клуб, устраивавший увеселения для мещанского сословия. В середине века в зале проходили концерты, которые устраивал Лихтенталь — фортепианный фабрикант и владелец магазина, разместившегося в «доме с колоннами». В них принимали участие А.Г. Рубинштейн, Ф. Лист, бельгийский виолончелист А.Ф. Серве и другие известные музыканты. Однако предпринимателю это приносило мало прибыли, и вскоре залы были переданы «танцевальному собранию».

В 1830-х годах в доме Косиковского находилась также известная книжная лавка и типография A.A. Плюшара. Здесь печатались журнал «Библиотека для чтения» и «Энциклопедический лексикон» — первое такого рода издание в России (к сожалению, не оконченное).

Во время перестройки дома Елисеевых Н.П. Гребенкой изменения коснулись и Большого зала. В нем были уничтожены хоры, старые деревянные фермы перекрытия заменены новыми.

Обновленные парадные помещения были сданы Благородному собранию — своеобразному клубу (он помещался здесь до 1914 года). В «доме с колоннами» проводились музыкальные и литературные вечера, в которых участвовали лучшие артисты и писатели столицы. Так, в памяти современников остался вечер 9 марта 1879 года в пользу Литературного фонда, на котором выступали И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Плещеев, Я.П. Полонский. Здесь с участием и под руководством А.Г. Рубинштейна давало свои первые концерты Русское музыкальное общество, образованное в 1859 году и положившее начало систематическому музыкальному образованию в России. Ниже, на втором этаже, размещался шахматный клуб, оставивший о себе память как место собрания либерально настроенных деятелей города.

В 1914 году помещения дома приспосабливаются для центрального банка общества взаимного кредита. Именно в таком виде здание встретило февральский переворот 1917 года. Не чердаке его скрывались и отстреливались от выступивших против царя чины полиции, последний оплот уходящей с исторической сцены власти.

В корпусе на Мойке с декабря 1919 года разместился Дом искусств. В опустевшей квартире купцов Елисеевых по инициативе A.M. Горького устраивается общежитие для писателей. В комнате с окном во двор поселился A.C. Грин. Здесь им был написан один из наиболее известных его рассказов, о котором В.Ф. Панова писала так: «Для меня «Крысолов» замыкает цепь величайших поэтических произведений о старом Петербурге-Петрограде, колдовском городе Пушкина, Гоголя, Достоевского, Блока, — и зачинает ряд произведений о новом, революционном Ленинграде». Вплетая фантастические мотивы в реальность, A.C. Грин изобразил в этом рассказе и заброшенные помещения бывшего банка с лабиринтом залов, комнат и внутренних переходов с одного этажа здания на другой.

A.C. Грин проник сюда зимой 1920 года, бродил среди россыпей бумажных документов, отбирая те из них, на которых можно было писать. «Многие рукописи молодых прозаиков и поэтов, получившие впоследствии широкую известность как первые книги советских издательств, писались на страницах разграфленных конторских ведомостей и бланков…», — вспоминал Вс. Рождественский. На тех же бумагах написан окончательный вариант «Алых парусов», впервые прочитанный автором в этом доме.

В 1924 году большой зал был приспособлен для показа кинофильмов. Кинотеатр вначале назывался «Светлая лента», в 1930 году — «Крам», а с 1931 года он стал известен ленинградцам как «Баррикада».

Мы видим, что прошлое «дома с колоннами» — одного из самых заметных петербургских домов — неотделимо от истории города, русской культуры. Храня память об эпохе Екатерины II, о многих других людях и событиях минувших столетий, это здание начинает приспосабливаться к современной жизни.



Петербургские арабески.
Купить книги А.П.Аспидов |


Полезные сайты:







просмотров: 707
Ozon.travel
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
1932 Cover Express Moscow Москва Russia Leningrad St. Петербург Petersburg SPB

$14.00
End Date: Thursday Feb-7-2019 6:01:02 PST
Buy It Now for only: $14.00
|
НАБОР 5 КОПЕЕК 1757 ЕЛИЗАВЕТА ГЕРБ СИБИРЬ МОСКВА ПЕТЕРБУРГ 3 ШТ МЕДЬ

$52.52
End Date: Sunday Feb-10-2019 21:03:58 PST
Buy It Now for only: $52.52
|
SAINT PETERSBURG Etching 1829 rare Санкт-Петербург екатерининский дворец

$22.00
End Date: Sunday Feb-3-2019 0:59:22 PST
Buy It Now for only: $22.00
|
1866 PRINT SAINT PETERSBURG PLACE Санкт-Петербург

$22.00
End Date: Wednesday Jan-30-2019 6:11:11 PST
Buy It Now for only: $22.00
|
AeroArt St. Petersburg Collection Mongol Warrior with Arrow in Neck

$6.99 (0 Bids)
End Date: Saturday Jan-26-2019 8:27:12 PST
|
St Petersburg Niena Soldier XVI century guardsmen Streltsy Studio painted metal

$29.99 (0 Bids)
End Date: Saturday Jan-26-2019 11:38:41 PST
|
St. Petersburg French Field Marshal Brune

$75.00 (1 Bid)
End Date: Monday Jan-21-2019 19:10:33 PST
|
AeroArt St Petersburg Collection RO 25 Miniature Soldier 54 mm

$150.00 (1 Bid)
End Date: Monday Jan-21-2019 19:08:32 PST
|
Search Results from «Озон» История Санкт-Петербурга
 
Сергей Глезеров Любовные страсти старого Петербурга. Скандальные романы, сердечные драмы, тайные венчания и роковые вдовы
Любовные страсти старого Петербурга. Скандальные романы, сердечные драмы, тайные венчания и роковые вдовы
Что может быть банальнее слов «любви все возрасты покорны»? Тем не менее книга именно об этом. Не выступая ни в коем случае ни судьей, не давая никаких моральных и нравственных оценок, автор знакомит читателей с сердечными событиями прошлых веков. Теми, которые в силу различных обстоятельств оказались известными широкой публике, нашли свое отражение на страницах прессы, книг, воспоминаний… Какие эпизоды собраны в книгу? Самые разные. Любовные треугольники и семейные драмы, эпатажные амурные приключения, неразделенные чувства, сбежавшие невесты, тайные венчания, роковые вдовы и мужья, дуэли ради защиты чести возлюбленной, всякого рода нежелательные происшествия… В XIX — начале ХХ века Северная столица пережила настоящий разгул «эротических страстей». По сравнению с этим все как будто отступало на второй план — и кровавые вихри первой революции, и холерные эпидемии, и светские скандалы, и политические интриги…

Эта книга — попытка собрать вместе любовные истории, так или иначе связанные с городом на Неве… Здесь и великосветские истории, и хитросплетения судеб царствующего дома Романовых, и истории из жизни «веселого Петербурга»....

Цена:
490 руб

Петербург Петра I в иностранных описаниях
Петербург Петра I в иностранных описаниях
Издание 1991 года. Сохранность хорошая.
Ранний Петербург - его облик, застройка, общественная жизнь, быт и нравы первых горожан - известны нам преимущественно по описаниям, составленным несколькими западноевропейскими современниками бурных событий в России эпохи Петра Великого, посетившими берега Невы. Наша книга - первый свод этих ценных сочинений, без которых многое в начальной истории города оказалось бы утраченным безвозвратно. Два немца (один аноним, другой - некто по фамилии Геркенс), шведский военнопленный Л.Ю. Эренмальм, шотландский офицер П.Г. Брюс, французкий путешественник О. де ла Мотрэ и два анонимных поляка были внимательными и заинтересованными наблюдателями, создавшими панораму жизни Петербурга в 1710-1726 гг. - из записи, известные лишь узкому кругу специалистов, мы представляем сегодня вниманию читателей.
Русские переводы публикуемых текстов сопровождаются введением научного характера и комментариями. Книга рассчитана как на специалистов, историков, студентов, так и на самую широкую читательскую аудиторию....

Цена:
365 руб

Первый архитектор Петербурга
Первый архитектор Петербурга
Работа Ирины Лисаевич посвящена Доменико Трезини.
Книга повествует не только о сооружениях Трезини, до сих пор во многом определивших облик Северной Пальмиры (Петропавловский собор, Двенадцать коллегий, Летний дворец Петра I, ансамбль Александро-Невской лавры, планировка Стрелки Васильевского острова и пр.), но и о жизни зодчего, о людях, вместе с которыми он трудился, об учениках, которых он воспитал....

Цена:
334 руб

Виктор Шретер
Виктор Шретер
Книга посвящена творчеству крупнейшего представителя рационального направления в русской архитектуре конца XX века, зачинателя "кирпичного стиля". В Петербурге и других городах России с его именем связаны постройки общественных зданий, театров, особняков, доходных домов, высоко оцененные современниками.
Книга может служить путеводителем по памятникам архитектуры, созданным зодчим....

Цена:
121 руб

Дорога жизни - дорога к победе
Дорога жизни - дорога к победе
Эта книга о Дороге Жизни единственной военно-стратегической транспортной магистрали, которая проходила через Ладожское озеро и связывала в сентябре 1941 года по март 1943 года блокированный немецко-фашистскими войсками Ленинград с тыловыми районами страны во время Великой Отечественной войны. Дорога Жизни сыграла большую роль в обороне Ленинграда. В течение всего периода блокады города на Неве она являлась неотъемлемой частью фронта, а ее воины - моряки и речники, дорожники и автомобилисты, зенитчики и летчики, медики и строители, связисты и железнодорожники - словом, все, кто служил на Ладоге и обеспечивал бесперебойную работу этой военно-стратегической магистрали, - были одним из боевых отрядов героических защитников Ленинграда.
В книге на основе воспоминаний тех, кто вел изыскание Дороги Жизни, строил, эксплуатировал и защищал эту Ладожскую коммуникацию, раскрываются важность и значение этой героической эпопеи в битве за город на Неве, рассказывается о том, каким образом увековечен этот подвиг на Ленинградской земле и как он живет в памяти благодарных потомков, о том, как продолжают сегодня великое дело служения Отчизне дети и внуки героических защитников Ленинграда, как работают созданные на общественных началах музеи в школах, лицеях, колледжах, в вузах Санкт-Петербурга и Ленинградской области....

Цена:
204 руб

Казанский собор
Казанский собор
Казанский собор — замечательный памятник русской архитектуры периода расцвета классицизма, сыгравший большую роль в формировании центральной части Ленинграда. Книга рассказывает о строительстве собора, его истории, связанной с событиями общественно-политической жизни России, об особенностях его архитектуры, скульптуры и живописи, а также об экспозиции и работе расположенного здесь Музея истории религии и атеизма....

Цена:
132 руб

По ленинским адресам
По ленинским адресам
Книга, адресованная молодым рабочим, рассказывает о наиболее значительных ленинских местах Ленинграда (Санкт-Петербурга) и области. В.И.Ленин предстает в ней как организатор и вдохновитель социалистической революции и руководитель первого в мире государства рабочих к крестьян....

Цена:
101 руб

Поэтом воспетые. Парки города Пушкина
Поэтом воспетые. Парки города Пушкина
"Парки Пушкина" - так называют старинные дворцовые парки бывшего Царского Села. В парках Пушкина, как в драгоценном сплаве, слились воедино природа и искусство. Когда-то они вдохновляли великого Пушкина. Он провел здесь свою юность и на всю жизнь сохранил нежную привязанность к "Садам Лицея" - свидетелям его первых творческих опытов. Им посвящены многие строки, написанные поэтом.
Фотоальбом посвящен паркам и садам города Пушкина, воспетым Великим поэтом....

Цена:
126 руб

Памятники искусства Советского Союза. Ленинград и окрестности. Справочник-путеводитель
Памятники искусства Советского Союза. Ленинград и окрестности. Справочник-путеводитель
Данная книга серии справочников-путеводителей «Памятники искусства Советского Союза» посвящена Ленинграду и его пригородам. По сравнению со многими другими русскими городами Ленинград город молодой - ему нет и трех столетий. Однако по богатству и разнообразию архитектурных памятников Ленинград со своими окрестностями не уступает древнейшим городам России.
История развития русской архитектуры XVIII-XX веков представлена здесь яркими и характерными образцами. В застройке города в полной мере выявился талант крупнейших зодчих России этого периода. На примере архитектурных ансамблей Ленинграда отчетливо прослеживается процесс становления и развития градостроительства нового времени.
Построение книги следует принципам, общим для всей серии: краткий исторический очерк развития архитектуры города и его окрестностей, альбом иллюстраций, представляющий как выдающиеся, так и типичные памятники зодчества, аннотации к каждому из них, содержащие характеристику объекта и основные данные истории его сооружения.
Завершают книгу хронология воспроизводимых памятников и библиография....

Цена:
169 руб

Павловск. Альбом
Павловск. Альбом
Дворцово-парковый музей-заповедник в городе Павловске - характерный памятник русской архитектуры, искусства паркостроения и декоративно-прикладного искусства периода классицизма. История этого самого молодого из дворцово-парковых ансамблей, зеленым кольцом окружающих Санкт-Петербург, насчитывает немногим более двухсот лет....

Цена:
286 руб



2003 Copyright © Санкт-Петербург Peterlife.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Угостить администратора сайта, чашечкой кофе *https://paypal.me/peterlife
  Яндекс цитирования