Санкт-Петербург онлайн
Серенада старого Зимнего дворца, Петербургские арабески

Серенада старого Зимнего дворца

Старым Зимним дворцом в середине XVIII века называли стоявший на Неве у Зимней канавки дворец Петра I и Екатерины I. Унаследовавшая российский трон Анна Иоанновна предпочла жить в бывшем доме своего дядюшки, графа Апраксина. Дом этот находился тоже на Дворцовой набережной, но в самом ее начале — рядом с Адмиралтейством. Впоследствии его перестроил знаменитый Растрелли — в грандиозный Новый Зимний дворец. А старое петровское строение использовалось уже для других целей. Но легенды и воспоминания о нем продолжали жить…

Петр I первоначально хотел в своей новой столице устроить императорскую резиденцию на Васильевском острове. Вместо улиц на этом острове должны были быть каналы (как в Венеции), а в центре — большой и красивый императорский дворец. Это было в мечтах-замыслах. А на деле царю приходилось больше бывать на Адмиралтейской стороне, где находились кораблестроительные верфи.

Брауншвейгский резидент Вебер писал, что каждое утро во время пребывания в своей столице Петр «посещает кораблестроение, распределяя там работы, и сам принимает в них собственноручное участие, так как основательно знает эти работы от мельчайших до самых больших вещей». Неподалеку от Адмиралтейских верфей для венценосного плотника был построен «маленький домик голландской архитектуры», состоявший из шести тесных покоев. Домик был поставлен в глубине участка, заключенного между Невской набережной и Немецкой (Миллионной) улицей. Он был назван «Зимним домом», в отличие от «Летнего дома», в саду у реки Фонтанки. Царский участок соседствовал с участком корабельного мастера Федосея Скляева.

Портрет Петра I. П.Г. Жарков. 1796 г.


Основные иллюстрации предоставлены автором. Современные фото О. Трубский, П. Демидов, А. Червяков, А. Дроздов.


К концу 1708 года Петр вместе с «другом сердешным» Екатериной (его военным трофеем) мог поселиться в своем одноэтажном, увенчанном мезонином «Зимнем доме». Этот год был и годом рождения их дочери Анны. К этому времени отношения Петра с бывшей Мартой Скавронской (получившей при переходе в православие имя Екатерина) стали достаточно основательными. Она сопровождала царя в поездках, без нее Петр тосковал.

В 1711 году Екатерина была вместе с ним и во время опасного Прутского похода, направленного против Турции, объявившей Петру войну. Перед тем как уехать на это дело из Москвы, Петр и Екатерина сообщили о своем предстоящем бракосочетании — тайно, в кругу близких лиц. Свадьбу предполагали отпраздновать по возвращении в Петербург.

Оставленный в столице «на хозяйстве» генерал-губернатор А.Д. Меншиков срочно занялся изготовлением подарка к таковому возвращению и торжеству. Архитектору Д. Трезини было приказано на месте прежних «маленьких хором» возвести для царя и его семейства обширный, на высоком подвале двухэтажный новый «Зимний дом». В этом своем доме в феврале 1712 года «шаутбейнахт» (контр — адмирал) российского флота Петр Алексеевич Романов и справил долгожданную свадьбу. За круглый свадебный стол был приглашен и его сосед Федосей Скляев. Как свадебные «подружки» невесты участвовали в брачной церемонии и дочери шаутбейнахта: 4-летняя Анна и 3-летняя Елизавета.

Императрица Екатерина Алексеевна.


Наверное, это Екатерина с ее практическим и трезво все оценивающим складом ума убедила своего супруга устроить царскую резиденцию не на отдаленном и не всегда доступном Васильевском острове, а поставить ее здесь — рядом с обжитым, но уже ставшим тесным «Зимним домом». Екатерина через пять лет после свадьбы была объявлена царицей, а венценосной особе полагался уже придворный штат и соответствующее представительство. Архитектору Г.И. Маттарнови был заказан проект нового Зимнего дворца, выдвинутого на невскую набережную.

Первая очередь дворца была возведена в 1716–1719 годах. Прорытый от Невы до Мойки канал (Зимняя канавка) отделил царский участок от его западных соседей. На середине канала небольшая гавань укрывала прогулочные корабли царя и позволяла принять гостей, прибывших сюда водным путем. К гавани с севера примыкал правильно организованный садик, в котором сразу обращал на себя внимание красивый фонтан. За садиком следовал и вход во дворец. Красивы были и небольшие внутренние помещения дворца, представлявшие собой личные покои царя (1-й этаж) и царицы (2-й этаж). Двухэтажный дворец возвысился над каналом до Невы.

Зимний дворец. А.Ф. Зубов. 1716 г.


Далее постройка дворца продолжилась уже вдоль невской набережной. В июне 1719 года Петр издал указ, предписывающий к новопостроенным палатам в «Зимнем доме» «пристроить другие такие же по текену (чертежу. — A.A.), каковой объявит архитект Маттарнови». «Санкт-Петербургские ведомости» приглашали желающих подрядиться на «строение каменного дому между Зимним домом и палатами Федосея Скляева». Таковым оказался каменщик Яков Heупокоев.

К концу 1723 года украшенный в стиле барокко императорский Зимний дворец предстал перед жителями столицы во всем своем великолепии. В центре его лицевого фасада, обращенного к Неве, был красивый четырехколонный портик, увенчанный короной. За портиком на втором этаже находилась главная достопримечательность дворца — Большой зал. Стены зала были украшены гобеленами, подаренными французским королем.

Проспект старого Зимнего дворца с каналом, соединяющим Мойку с Невою. Е.Т. Виноградов по рисунку М.М. Махаева. 1753 г.


Камер-юнкер Ф.В. Берхгольц, бывший при гостившем в Петербурге герцоге Голштинском, отмечал 15 октября 1723 года в своем подробном дневнике: «В этот день императорские принцессы (Анна и Елизавета. — А.А.) вместе с великим князем (Петром Алексеевичем — малолетним внуком царя. — А.А.) и его сестрой (внучкой царя, Натальей. — A.A.) переехали из летнего в зимний дворец». Таким образом, вся царская семья устроилась под кровлей свежеокрашенного Зимнего дворца.

Появление герцога Голштинского Карла-Фридриха при императорском дворе было связано с тем обстоятельством, что герцог надеялся с помощью России вернуть своему маленькому государству земли Шлезвига, захваченные Данией. Такую помощь могущественного Петра легче всего было заполучить, став мужем его любимой дочери Анны. Таким образом, дипломатические замыслы герцога получили романтическую окраску. Судя по воспоминаниям современников, нетрудно было ему увлечься и самой Анной.

Тот же Берхгольц так описал Анну Петровну после встречи с ней в Летнем саду: «Взоры наши тот час обратились на старшую принцессу, брюнетку и прекрасную как ангел. Цвет лица, руки и стан у нее чудно хороши. Она очень похожа на царя… Вообще можно сказать, что нельзя описать лицо более прелестное и найти сложение более совершенное, чем у этой принцессы. Ко всему этому присоединяются еще врожденная приветливость и обходительность, которыми она обладает в высшей степени».

Другой современник так отзывался о дочери царя: «Анна Петровна походила лицом и характером на своего августейшего родителя, но природа и воспитание все смягчило в ней… Самая строгая взыскательность ни в чем не могла бы открыть в ней какого-либо недостатка. Ко всему этому присоединялись проницательный ум, неподдельная простота и добродушие, щедрость, снисходительность, отличное образование и превосходное знание языков отечественного, французского, немецкого, итальянского и шведского. С детства отличалась она неустрашимостью, предвещавшею в ней героиню, и находчивостью».

Ухаживал Карл-Фридрих за юной принцессой долго, настойчиво и красиво. Наверное, на Анну (да и на других обитателей дворца) наибольшее впечатление производили устраиваемые герцогом под окнами принцессы серенады.

Цесаревна Анна Петровна.


Неутомимый Берхгольц описал эти столь необычные для северных мест серенады: «Когда мы вошли во двор (Зимнего дворца. — A.A.)… я расставил факельщиков с большими восковыми факелами в руках. Пятнадцать из них в парадных герцогских ливреях… Музыка началась. Она продолжалась почти час и была тем приятней, что погода стояла тихая и ясная. Оркестр состоял из 17–18 человек, все отборные люди. Во время музыки обе принцессы… стояли у окон и слушали с великим вниманием. Старшая принцесса при этом случае показала, что она большая любительница музыки, потому что все время держала такт рукой и головой. Его высочество (герцог. — A.A.) часто обращал взоры к окну и, вероятно, не без тайных вздохов; он питает к ней большое уважение и неописанную любовь».

Помолвка голштинского герцога и принцессы Анны состоялась в ноябре 1724 года в Большом зале дворца. Государь поцеловал жениха и невесту, надел им на руки кольца. Ожидалось, что в начале следующего года этот зал станет свадебным.

Однако получилось так, что к этому времени император опасно заболел. Перед своей кончиной царь потребовал доску. Слабеющей рукой он начертал на ней: «Отдайте все…» Далее рука перестала ему повиноваться. Император приказал позвать Анну Петровну, которой хотел диктовать. За ней побежали. Но когда она приблизилась к постели, Петр уже лишился языка и сознания. Оставалось только догадываться, что последние написанные Петром слова относились к его любимой старшей дочери…

Петр I на смертном одре. И.Н. Никитин


В придворном «Походном журнале» за январь 1725 года было записано: «28-го в 6-м часу пополуночи в 1-й четверти его императорское величество Петр Великий представился от сего мира от болезни, урины запору». Тело Петра для траурных и прощальных церемоний было перенесено в Большой зал. Таким образом, предназначенный для свадебных торжеств зал стал «Печальным залом».

Овдовевшая императрица Екатерина I приказала для назначенной при помолвке свадьбы к маю 1726 года построить в Летнем саду, на берегу Невы, большой зал. В строительный сезон этого же года сооружение с таковым залом было возведено…

Герцог Карл-Фридрих увез свою молодую жену из Петербурга в северогерманский Киль в 1727 году, где она родила ему через год принца Карла— Петра-Ульриха. Того, кто стал впоследствии русским императором Петром III. Герцог, так и не дождавшись возвращения ему Шлезвига, пристрастился к вину. Хорошие отношения между супругами не сложились. Анна Петровна скончалась от чахотки, тоскуя по родным местам. Екатерина II писала об этом: «Ее сокрушила тамошняя жизнь (в Киле. — A.A.) и несчастное супружество».

Анна Петровна завещала, чтобы ее похоронили в Петербурге — подле отца. Там, где некогда звучали покорившие ее сердце серенады.



Петербургские арабески.
Купить книги А.П.Аспидов |


Полезные сайты:







просмотров: 401
Ozon.travel
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Old Russia Postcard St Peterburg С.Петербург Зимний Дворец

$3.99
End Date: Sunday Sep-23-2018 8:22:02 PDT
Buy It Now for only: $3.99
|
Russia Lenin in St. Петербург Petersburg SPB 1957 postcard with imprinted stamp

$6.99
End Date: Sunday Sep-23-2018 8:03:11 PDT
Buy It Now for only: $6.99
|
Russia St. Петербург Petersburg SPB Leningrad Composer Glinka Cover Petrozavodsk

$1.99
End Date: Sunday Sep-23-2018 8:03:14 PDT
Buy It Now for only: $1.99
|
1965 Leningrad St. Петербург Petersburg SPB Russia Cover Mars Space Stamp

$15.00
End Date: Wednesday Oct-10-2018 19:27:20 PDT
Buy It Now for only: $15.00
|
AEROART St. Petersburg Collection Mongol General Bayan. New Condition.

$75.00 (0 Bids)
End Date: Tuesday Sep-25-2018 19:10:34 PDT
|
AeroArt St Petersburg Collection 5187 Soldier Minature Model 54 mm

$150.00 (1 Bid)
End Date: Tuesday Sep-25-2018 19:01:39 PDT
|
AeroArt St Petersburg Collection 2014 Horse & Soldier Minature Model 54 mm

$150.00 (1 Bid)
End Date: Tuesday Sep-25-2018 19:03:35 PDT
|
AeroArt St Petersburg Collection 5195 Horse & Soldier Minature Model 54 mm

$175.00 (9 Bids)
End Date: Tuesday Sep-25-2018 19:08:36 PDT
|
Search Results from «Озон» История Санкт-Петербурга
 
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор
Книга знакомит читателя с достопримечательностями Исаакиевского собора - `главного храма Российской империи`, и сорокалетней историей его строительства.

Особую ценность книге придают отзывы современников о самом храме и его создателе О.Монферране, которые нашли отражение в периодической печати и различных изданиях того времени. Читатель имеет возможность ознакомиться с ними и составить собственное мнение об этом грандиозном сооружении, завершившем эпоху русского классицизма....

Цена:
363 руб

Константинов Андрей Бандитский Петербург
Бандитский Петербург
«Бандитский Петербург» — это самая полная криминальная история Северной столицы с момента ее основания до настоящего времени. «...в каком-то смысле книга „Бандитский Петербург“ для меня — это бесконечная литературно-исследовательская каторга, отбывая которую с каждым годом все труднее находить в себе силы продолжать работу... И все-таки, как мне кажется, тема „Бандитского Петербурга“, будучи сейчас не столь „спекулятивно-актуальной“, как это было в девяностые годы прошлого столетия, по-прежнему остается интересной... Истории многих героев не завершены, а значит — не дорассказаны. Так что книга все еще не закончена». Андрей Константинов...

Цена:
589 руб

Винченцо Бренна
Винченцо Бренна
Книга представляет собой очерк-путеводитель по сооружениям, созданным в Петербурге и его окрестностях известным архитектором. С именем Винченцо Бренны в Петербурге и его пригородах связаны Михайловский (Инженерный) замок, Павловский и Гатчинский дворцы и окружающие их парки. Автор обобщает материалы, собранные его предшественниками и включает в книгу новые данные, почерпнутые в архивах. Большая часть иллюстраций публикуется впервые....

Цена:
151 руб

Был город - фронт, была блокада...
Был город - фронт, была блокада...
В этой книге - рассказы, стихи, газетные статьи, странички дневников, воспоминания...
Можно сказать иначе: в этой книге - документы.
Стихотворение, рассказ, написанные в тяжелые годы войны, в годы ленинградской блокады, - это уже не просто рассказ, не просто стихотворение, а свидетельство очевидца. И значит - документ.
Не каждому из авторов этой книги удавалось писать в годы войны. Но память хранит все, что пережито. Строчки ложатся на белый лист бумаги, и память та становится документом. Авторы этой книги - солдаты и офицеры Ленинградского фронта, школьники блокадных лет, их учителя, главный механик хлебозавода и шофер Дороги жизни, военный корреспондент и блокадный почтальон... Каждый из авторов видел войну, прошел через все трудности жизни в осажденном городе, знает бомбежки и артиллерийские обстрелы, голод и промерзшие насквозь стены домов.
В иных книгах поэты и прозаики прибегают к домыслу, к вымыслу. В этой книге каждое слово - правда....

Цена:
454 руб

Памятники истории и культуры Петербурга. Выпуск 6
Памятники истории и культуры Петербурга. Выпуск 6
В состав сборника включены оригинальные исследования и публикации о памятниках архитектуры и истории. Статьи подготовлены сотрудниками Комитета ГИОП и членами Научного совета Санкт-Петербурга по вопросам охраны историко-культурного наследия. Многие материалы публикуются впервые.

Издание адресовано как специалистам, так и широкому кругу читателей....

Цена:
749 руб

Памятные места Ленинградской области
Памятные места Ленинградской области
Книга рассказывает о памятных и интересных местах Ленинградской области, связанных с жизнью художников, писателей, композиторов и прочих исторических деятелей....

Цена:
86 руб

По Невскому без скуки
По Невскому без скуки
В книге собраны самые интересные, яркие и занимательные сведения из богатой истории Невского проспекта - главной улицы Санкт-Петербурга. Тайны и курьезы, были и небылицы, уникальные памятники и знаменитые личности, дома и их обитатели... Своеобразный гид поможет нескучно и с пользой провести время и заново открыть для себя достопримечательности Северной столицы....

Цена:
649 руб

Знай свой город
Знай свой город
Эта книга — о Ленинграде. Построенная в форме своеобразной викторины, она раскроет молодому читателю многогранную жизнь современного Ленинграда — города трех революций, колыбели Великого Октября, крупнейшего промышленного, научного, культурного, спортивного центра страны. Книга познакомит и с основными событиями из истории города на Неве, его замечательными архитектурными ансамблями и памятниками....

Цена:
126 руб

Гатчина: Художественные памятники
Гатчина: Художественные памятники
Книга рассказывает об истории Гатчины и ее дворцово-парковых ансамблей. На основе изучения литературных и архивных источников, а также анализа памятников в натуре авторы рассматривают весь комплекс гатчинских дворцово-парковых ансамблей и города как единое художественное целое в их исторической и композиционной связи....

Цена:
239 руб

Пушкин. Альбом
Пушкин. Альбом
Альбом знакомит читателей с одним из замечательных пригородов Ленинграда - городом Пушкином, с историей создания дворцов-музеев, с их экспозицией.
Один из разделов альбома рассказывает о местах, связанных с пребыванием А.С.Пушкина и Царском Селе, впоследствии названном именем великого русского поэта....

Цена:
126 руб



2003 Copyright © Санкт-Петербург Peterlife.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Угостить администратора сайта, чашечкой кофе *https://paypal.me/peterlife
  Яндекс цитирования