Санкт-Петербург онлайн
АТЛАНТЫ КРЮКОВА КАНАЛА, Крюков канал

АТЛАНТЫ КРЮКОВА КАНАЛА

На пересечении левобережной части Крюкова канала и Екатерингофского (Римского-Корсакова) проспекта, неподалеку от постоянного деревянного Кашина моста, в сплошной застройке выделяется громада импозантного шестиэтажного доходного дома № 14/41. В народе это строение чаще называли именем его хозяина «домом Веге».



Общий вид Кашина моста и дома № 14. 2006 г.


Правда, старинным это здание никак не назовешь, ибо оно возведено менее чем сто лет тому назад – в 1912–1914 годах. И все же оригинальное архитектурное решение позволяет отнести его к числу городских объектов, заслуживающих особого внимания.



Атланты у въезда во двор дома № 14. 1980 г.


Проектирование своего дома известный столичный предприниматель Р. Г. Веге поручил архитектору С. О. Овсянникову, уже построившему в городе несколько великолепных жилых доходных домов. (Позже он станет одним из крупных ленинградских градостроителей.) В 1912 году при планировке и строительстве очередного жилого здания он зарекомендовал себя грамотным специалистом и довольно смелым новатором в строительных делах.

Облик дома на набережной Крюкова канала с атлантами у въезда во двор, с курдонером – парадным двором, образованным основным корпусом здания и боковыми флигелями, напоминал об итальянских палаццо эпохи Возрождения. В те годы это было модно, на смену модерну пришла новая тенденция – к освоению забытого культурного наследия архитектуры далеких эпох и стран.

Овсянников значительно увеличил традиционную для Петербурга арку, ведущую во двор, до довольно значительных размеров, прорезав для этого фасад здания на высоту двух этажей. Огромная арка связала внутреннее пространство двора с улицей, повысив тем самым его значимость. В результате зодчему удалось довольно оригинально преодолеть самую негативную сторону петербургской застройки, когда с блестящим парадным фасадом здания контрастирует мрачный и довольно убогий двор. В проекте углового дома № 14/41 дворовые фасады так же пластически насыщенны, как и уличный, а перспектива двора, открывающаяся в просвете курдонера и внушительной арки, принадлежит к наиболее эффектным планировочным находкам.

Следует также отметить, что благодаря подобному приему повышалась и финансовая доходность участка. Обустраивая дорогие, комфортные, просторные квартиры в престижном месте, домовладелец получал с них гораздо более серьезную прибыль, чем с большего количества обычных квартир. Таким образом компенсировалась и потеря полезной жилой площади из-за устройства курдонера и массивной арки на главном фасаде.

И действительно, вплоть до революционных событий 1917 года в угловом доме на Крюковом канале жили люди состоятельные, требующие квартир с удобствами и желающие жить в окружении соседей, равных им по сословному и имущественному положению: представители дворянских семейств, высшие чиновники, гвардейские морские офицеры, адмиралы и генералы. С разбором, в порядке исключения, управляющий домом сдавал квартиры некоторым артистам Мариинского театра и преподавателям Консерватории. До октября 1917 года в доме не проживал ни один рабочий или мелкий чиновник.

В числе первых жильцов дома стал известный музыкант А. И. Зилоти, в гостях у которого часто бывали знаменитые артисты Мариинского театра, композиторы и преподаватели Консерватории. Наиболее частым посетителем гостеприимной квартиры Зилоти был молодой С. С. Прокофьев. Здесь будущий советский композитор, дирижер и пианист впервые познакомился с композитором И. Ф. Стравинским и художником И. Э. Грабарем.



А. И. Зилоти



Композитор С. С. Прокофьев


Александр Ильич Зилоти – пианист и дирижер, известный музыкальный деятель, окончил в 1882 году Московскую консерваторию по классу фортепьяно у профессора Н. С. Зверева и Н. Г. Рубинштейна, а по теории музыки – у П. И. Чайковского.

С 1883 года музыкант совершенствовался в игре на фортепьяно у Ф. Листа в Венгрии. С 1880-х годов Зилоти приобрел широкую известность. В 1883–1891 годы он преподавал в Московской консерватории, его учениками были, среди прочих, С. В. Рахманинов и А. Б. Гольденвейзер.

В период с 1891 по 1900 годы знаменитый музыкант жил в Германии, Франции и Бельгии, а с 1901 года стал дирижером Московского филармонического общества.



Ученик А. И. Зилоти – пианист и композитор С. В. Рахманинов


Культурно-просветительская деятельность А. И. Зилоти особенно интенсивно развернулась в Петербурге, где он организовал в 1913 году ежегодные циклы симфонических концертов. Позднее под его руководством в столице с успехом проходили камерные концерты, отличавшиеся исключительным разнообразием программ, в которых он сам нередко принимал участие как пианист и дирижер. Кроме отечественных музыкантов в них принимали участие и известные зарубежные дирижеры, инструменталисты и певцы (В. Менгельберг, Ф. Мотль, П. Касальс, Э. Изап, Ж. Тибо и др.). С блеском на них выступал и талантливый пианист С. В. Рахманинов. Овациями встречали зрители знаменитого певца Ф. И. Шаляпина.

В 1912 году А. И. Зилоти основал в Петербурге «Общедоступные концерты», а в 1916 году, при содействии М. Горького, «Русский музыкальный фонд» для помощи нуждающимся музыкантам.

Находясь с 1919 года за рубежом и работая в Финляндии, Германии и США, талантливый музыкант приобрел особую популярность как пианист. Зилоти везде пропагандировал творчество отечественных музыкантов: П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, А. К. Глазунова и А. Н. Скрябина. Александр Ильич обладал высокой исполнительской культурой и широтой музыкальных интересов.

По отзывам современников, «его игра всегда отличалась интеллектуализмом, ясностью, пластичностью фразировки, блестящим виртуозным мастерством».

Возвращаясь к истории строительства дома на углу набережной Крюкова канала и Екатерингофского проспекта (№ 14/41), следовало бы вспомнить о том, что он, также как соседнее здание на Екатерингофском проспекте (№ 39), частично перестроенное в 1845 году по проекту Г. А. Боссе для «Статс-секретариата Великого княжества Финляндского», и дом Бенуа (№ 37/15) на пересечении Екатерингофского проспекта и Никольской (ныне Глинки) улицы, возведен на обширном земельном участке, некогда дарованном архитектору В. И. Баженову, одному из основоположников русского классицизма, императором Павлом I. Флигель недостроенного дома, в котором в 1799 году скончался великий архитектор, находился как раз на месте дома № 14/41.



В. И. Баженов


Василий Иванович Баженов решил обзавестись в Петербурге собственным домом, когда уже был маститым градостроителем. Пользуясь покровительством Павла I, он попросил дать ему земельный участок не где-нибудь, а у Никольского собора. Ему была отведена довольно обширная территория, занимающая половину квартала между Никольским собором и Театральной площадью. Осень 1796 года Баженов работал над составлением проекта своего дома и заготавливал для него строительные материалы. Однако его планам не суждено было осуществиться. Через четыре месяца Василий Иванович тяжело заболел и вынужден был из-за «жестокой болезни в голове своего мозга» (кровоизлияния) отправиться в деревню. 11 декабря 1797 года архитектор поместил в «Санкт-Петербургских ведомостях» объявление: «Продается под строение хорошаго дома место, в 40 саженях с лишком длины и в 30 саженях поперешника, против Никольского собора. На оном месте разводится молодой сад с хорошим расположением и имеется в готовности материал для фундамента и для цокуля из гранитного камня; а кому угодно будет строиться, тому план и фасад, по лутчему вкусу архитектуры готовые сообщены быть могут». Задуманный архитектором двухэтажный дом, согласно чертежам, хранящимся ныне в научно-исследовательском музее Академии художеств в Петербурге, имел высокий цокольный этаж и был спланирован как угловой, с одинаково решенными фасадами. Посредине каждого фасада, на втором этаже, Баженов разместил лоджии с четырьмя дорическими колоннами. На дворе должны были находиться службы, а часть его отводилась под сад. Вероятно, архитектор планировал свой дом в духе московской усадьбы, но закончить работу ему не пришлось. Сыновья зодчего – генерал-майор Константин Васильевич и полковник Всеволод Васильевич распорядились участком, доставшимся им по смерти отца, по-разному: Константин на своей половине возвел жилой дом, выходящий на набережную Крюкова канала, а Всеволод в 1808 году продал свою долю «французскому уроженцу метрдотелю Луи Бенуа», который построил здесь дом, ставший на целый век родовым гнездом знаменитых архитекторов и художников, столь много сделавших для русского искусства.

Луи-Жюль Бенуа слыл прекрасным кулинаром и сделал блестящую карьеру при дворе императрицы Марии Федоровны. У француза было восемнадцать детей, правда, семеро умерли в младенчестве, и он стал родоначальником многочисленных русских Бенуа.

После смерти Луи-Жюля императрица позаботилась о сиротах, а своего крестника Николая определила на казенный кошт в Академию художеств учиться архитектуре. Позже крестник императрицы стал академиком архитектуры. Николай Леонтьевич участвовал в строительстве Большого Кремлевского дворца, позже проектировал здания в Петербурге и его пригородах.

Стал архитектором и сын Николая Леонтьевича – Леонтий Николаевич Бенуа. Другой сын Альберт – известный пейзажист. Одна из дочерей вышла замуж за скульптора Е. Лансере. Их сын Евгений – в будущем известный график и живописец. Другой сын Николай – архитектор. Дочь Зинаида Серебрякова – художница.

Природа щедро одарила эту семью. И в то же время, помимо врожденных талантов, на воспитание не могли не повлиять впечатления детства, сама атмосфера родного дома, в котором сохранялась мебель XVIII века, а на стенах теснились зарисовки, проекты, акварели. В домашней библиотеке хранилось множество книг и гравюр. В комнате одного из братьев – знаменитая «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи. Стоит добавить, что из окон дома открывается замечательный вид на Никольский собор.

После октябрьского переворота 1917 года жильцы элитных жилых доходных домов, расположенных на бывшем земельном участке градостроителя В. И. Баженова, узнали, что Временного правительства больше не существует и что городом управляют большевики. Кое-какие квартиры внезапно опустели. Квартиросъемщики благоразумно решили переждать смутные дни за границей. Домовладельцы приказали своим дворникам держать ворота на запоре. В здания, в том числе в шестиэтажный дом с атлантами на углу Крюкова канала и Екатерингофского проспекта (№ 14/41) стали заходить специальные бригады по реквизиции «бесхозного» имущества. Частыми посетителями этого фешенебельного особняка стали и работники ЧК. Не один десяток кубометров дров вывезли тогда из «дома Веге». Из наследственных комодов и шкафов извлекли груды тончайшего батиста и драгоценные украшения. Дом еще долго не впускал революцию в свои квартиры: несколько месяцев здание держалось старым составом жильцов. Но наступило время, когда перед респектабельными квартиросъемщиками встала проблема: как спасти свои жилища от насильственного уплотнения. Тогда и приняли решение, договорившись друг с другом, «уплотняться» самим. Так в «доме Веге» появились первые коммунальные квартиры. Продолжать жить как прежде было невозможно: пришлось отпустить прислугу и сжаться со всеми своими вещами в небольших комнатах.

Октябрьские революционные события заставили старых жителей дома на себе испытать силу первых декретов советской власти. Вместе с голодом жители «дома Веге» замерзали в своих «уплотненных» квартирах.

В Государственном Русском музее Петербурга хранится картина художника Р. Р. Френца «Крюков канал, 1920 г.». На нем изображен один из живописнейших видов набережной Крюкова канала. Слева теснится мрачная громада «дома Веге». Правее – стройная четырехъярусная колокольня Никольского собора. В глубине, за куполами деревьев – выдающийся памятник русского барокко, Никольский Морской собор архитектора С. И. Чевакинского. Город окутала напряженная тишина. Канал загружен баржами. Вокруг – ни одного человека. Таким предстал перед художником Петроград времен Гражданской войны.

За прошедшие годы некогда респектабельный богатый дом на набережной Крюкова канала во многом утратил свой блеск и былую привлекательность. Прежние его «стражники», могучие атланты – полубоги-великаны, держащие по приказу Зевса на голове и руках небесный свод, не выдержали испытания временем. Теперь они не только не способны поддерживать перекрытия старого дома, но и внесены в список аварийно-опасных деталей этого здания. Прекрасные скульптуры разрушаются на глазах. Чтобы уберечь жителей дома и прохожих от осыпающихся кусков некогда прекрасных изваяний, их облачили в прочные металлические защитные сетки. Теперь, проходя мимо поверженных стражей некогда величественного здания, его жильцам остается только вспоминать о лучших временах и надеяться, что они наступят вновь.



Там, где Крюков канал.
Купить книги Г.И.Зуев |


Полезные сайты:







просмотров: 5982
Ozon.travel
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Russia St. Петербург Petersburg SPB Ligovo Лигово - Lake pre WWI postcard

$17.00 (0 Bids)
End Date: Saturday Mar-23-2019 13:41:14 PDT
|
1915 Kharkov Харьков Ukraine Cover Петербург Petersburg SPB Russia Red Cross

$4.99
End Date: Sunday Mar-24-2019 9:49:16 PDT
Buy It Now for only: $4.99
|
Russia St. Петербург Petersburg SPB - Peter The Great Gate of Fortres postcard

$87.52
End Date: Thursday Apr-11-2019 22:03:58 PDT
Buy It Now for only: $87.52
|
SAINT PETERSBURG Etching 1829 rare Санкт-Петербург екатерининский дворец

$22.00
End Date: Thursday Apr-4-2019 1:59:22 PDT
Buy It Now for only: $22.00
|
st. petersburg toy soldiers

$26.00 (2 Bids)
End Date: Sunday Mar-31-2019 16:00:48 PDT
|
Aeroart St Petersburg Teutonic Grand Master

$39.99 (0 Bids)
End Date: Sunday Mar-24-2019 20:25:33 PDT
|
st. petersburg toy soldiers

$119.95 (0 Bids)
End Date: Sunday Mar-31-2019 18:00:29 PDT
Buy It Now for only: $159.99
| |
The AeroArt St. Petersburg Collection #2000

$100.00 (0 Bids)
End Date: Sunday Mar-31-2019 18:00:07 PDT
Buy It Now for only: $130.00
| |
Search Results from «Озон» История Санкт-Петербурга
 
Чарлз Камерон
Чарлз Камерон
Книга рассказывает о выдающемся архитекторе конца XVIII - начала XIX в. Особенно известны созданные им сооружения в Павловске и Царском Селе - это Павловский дворец, парк, Храм Дружбы, Колоннада Аполлона, Вольтер, залы Большого Царскосельского дворца, Агатовы комнаты и Холодные бани, Камеронова галерея, Висячий сад и пандус....

Цена:
175 руб

Валерий Попов Культовый Питер
Культовый Питер
Этот город манит к себе тысячи туристов. О нем много написано и много рассказано. Но он все равно - тайна...
Санкт-Петербург. Не помпезная, чарующая золотом дворцов и гранитом набережных столица Российской империи. Не туристическая Мекка, отливающая древностью со страниц глянцевых путеводителей. Просто город - глазами петербуржца, знающего, что таится за красивыми фасадами старинных зданий, за необычными названиями улиц, за неторопливым течением рек и каналов...
Культовый Питер, наш знакомый незнакомец, приоткрывает свои секреты на страницах этой книги....

Цена:
273 руб

Проспект Максима Горького
Проспект Максима Горького
Книга, написанная историком, сотрудником Городского экскурсионного бюро Николаем Алексеевичем Оносовским, посвящена истории создания одной из первых магистралей нашего города, а также сегодняшней жизни проспекта и расположенных на нем или вблизи него учреждений.
Рассчитана на массового читателя....

Цена:
76 руб

Знай свой город
Знай свой город
Эта книга — о Ленинграде. Построенная в форме своеобразной викторины, она раскроет молодому читателю многогранную жизнь современного Ленинграда — города трех революций, колыбели Великого Октября, крупнейшего промышленного, научного, культурного, спортивного центра страны. Книга познакомит и с основными событиями из истории города на Неве, его замечательными архитектурными ансамблями и памятниками....

Цена:
117 руб

Гатчина: Художественные памятники
Гатчина: Художественные памятники
Книга рассказывает об истории Гатчины и ее дворцово-парковых ансамблей. На основе изучения литературных и архивных источников, а также анализа памятников в натуре авторы рассматривают весь комплекс гатчинских дворцово-парковых ансамблей и города как единое художественное целое в их исторической и композиционной связи....

Цена:
56 руб

А. Бушков Петербург и петербуржцы или, Парадиз Петра I
Петербург и петербуржцы или, Парадиз Петра I
Петербург - особенный город. И дело не только в архитектуре - в новой книге Александра Бушкова собраны факты и истории, благодаря которым вы узнаете Петербург с другой стороны.
Где в Петербурге можно было продать абсолютно все? Когда градоначальник запрещал жителям выходить на петербургские балконы? Почему известный на весь мир писатель Александр Куприн имел в Петербурге репутацию дебошира и драчуна?
Книга "Петербург и петербуржцы, или Парадиз Петра I" входит в новую серию Александра Бушкова "Былая Русь", работа над которой велась несколько лет. Каждая книга серии - это удивительные факты и шокирующие откровения истории России....

Цена:
544 руб

М. Ф. Альбедиль Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург - самый юный город среди известных европейских городов: в 2003 г. ему исполнилось 300 лет. Более двух веков он был блистательной столицей громадной Российской империи, оттеснив на второй план старую, патриархальную Москву. Утратив официальный статус столицы в 1918 г., он остается культурным и духовным центром страны. Именно в Санкт-Петербурге складывался новый тип русского человека, праздновались величайшие триумфы Отечества и происходили события, влиявшие на судьбы страны и мира. Ни один город России не вызывал такого бурного восторга и не слышал столько грозных проклятий в свой адрес, как Санкт-Петербург, и ни с каким другим городом не связывались самые светлые надежды и мрачные пророчества....

Цена:
1609 руб

Борис Алмазов Повести каменных горожан. Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга
Повести каменных горожан. Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга
Это богато иллюстрированное издание познакомит вас с необычными жителями Петербурга: каменными памятниками декоративной скульптуры. Следуя за рассказом автора, вы сможете разглядеть на стенах города то, чего не замечали раньше: маски и маскароны, древних богов, невероятное разнообразие птиц, зверей и растений, узнаете значение символов, вплетенных в архитектуру Северной столицы....

Цена:
721 руб

Г. Л. Соболев Ленинград в борьбе за выживание в блокаде. Книга 1. Июнь 1941 - май 1942
Ленинград в борьбе за выживание в блокаде. Книга 1. Июнь 1941 - май 1942
На основе широкого круга документальных источников, в особенности опубликованных в последние годы, и достижений отечественных и зарубежных историков в книге рассматривается многоаспектная проблема борьбы Ленинграда за выживание в условиях блокады. Автор дает свой ответ на поставленные в новейшей литературе вопросы: какие причины привели к длительной блокаде Ленинграда? Кто несет ответственность за выпавшие на ленинградцев лишения и страдания? В чем (и в ком) причины неудачных попыток деблокировать город в 1941-1942 гг.? Каковы были взаимоотношения между властью и населением в критические месяцы блокады? Каковы были реальные потери мирного населения от голода и воинов Красной Армии, оборонявших Ленинград? В книге показана блокадная жизнь Ленинграда во всех ее проявлениях, рассмотрены характер и мотивы поведения различных социальных групп населения, выявлены основные факторы выживания в условиях блокады. Синхронизированное изложение событий в блокадном кольце и за его пределами по месяцам (каждому месяцу первого года блокады посвящена отдельная глава книги) позволило увидеть жизнь города-фронта в самое трудное время блокады во всей ее трагичности. Помещенные в конце каждой главы документы, извлечения из воспоминаний и дневников, опубликованных в последние годы, органично дополняют авторский текст....

Цена:
875 руб

А. М. Жданов Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции
Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции
Знаете ли вы, что подземную дорогу в Санкт-Петербурге предполагалось построить еще в 1820-х годах и великий поэт Александр Сергеевич Пушкин вполне бы мог стать пассажиром метрополитена? В 1814 году английский изобретатель Марк Изамбар Брюнель представил императору Александру I проект первого в мире проходческого щита для прокладки тоннелей под Невой. Но построили с помощью этого щита подводный тоннель под Темзой для Лондонского метрополитена, а вот в городе на Неве первая подземная линия появилась только в ноябре 1955 года, хотя открыть ее собирались и в 1925, и в 1942 годах. В главе, посвященной истории проектирования и строительства метрополитена, приводятся только недавно рассекреченные архивные документы.
Читатели побывают на всех станциях Петербургского метрополитена, узнают немало любопытного из биографий архитекторов, художников и скульпторов, принимавших участие в их создании, а желающим предлагается, воспользовавшись подсказками, самим отыскать сюрпризы, "спрятанные" мастерами в их творениях. 
Возможно, некоторые факты окажутся неожиданными, не обошлось без легенд и удивительных историй: вы узнаете, чем занимался на строительстве метро писатель Сергей Довлатов и где снимались известные кинофильмы, а также сможете заглянуть в будущее и выяснить, где в перспективе появятся новые станции метрополитена и как они будут выглядеть.
...

Цена:
569 руб



2003 Copyright © Peterlife.ru и компания Мобильная Версия v.2015 Новости Санкт-Петербурга, История Санкт-Петербург и Ленинградской области, достопримечательности Санкт-Петербурга, фирмы и организации Санкт-Петербурга, гостиницы, отели, музеи, театры, ВУЗы. Недвижимость СПб. Ссылки на официальные сайты. Информационно-справочные службы. Знакомства. Энциклопедии и справочники. Интересные статьи. Анонсы, пресс-релизы. Скидки, бонусы. Сотрудничество. Карьера, вакансии, работа. Рекламные услуги. Магазины. | Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. | Партнёрская программа для магазинов и вебмастеров. | Купить скрипты Nevius. | PR Продвижение сайтов. | Купить хостинг Санкт-Петербурге.
  Яндекс цитирования