Санкт-Петербург онлайн
Эрмитаж Государственный

 

 

 

Государственный Эрмитаж

 

     Государственный Эрмитаж - один из самых больших и известных художественных музеев в мире. Именно с него приезжающие в Санкт-Петербург туристы начинают свое знакомство с городом, а многие жители Северной столицы просто уверены, что посещать Эрмитаж необходимо хотя бы один раз в год. В настоящее время Эрмитаж является еще и культурно-образовательным учреждением, где читают лекции на самые разнообразные темы, работают школьный и молодежный центры.
     Эрмитаж занимает семь зданий: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр, Меншиковский дворец и бывшее здание Главного штаба.
     Зимний дворец был построен в середине 18 века по приказу Елизаветы Петровны. На его месте стоял другой Зимний дворец, показавшийся императрице недостаточно пышным и просторным для царских апартаментов. Новое здание, достойное называться императорским дворцом, строилось под руководством архитектора Б.-Ф. Растрелли, но ни Елизавете, ни вступившему после нее на престол Петру III, пожить в нем не удалось. В законченный Зимний дворец, который позже стал символом Эрмитажа, торжественно въехала после коронации в Москве Екатерина II. Впрочем, ей новое место жительства не понравилось: сначала она распорядилась здесь кое-что перестроить, а потом и вовсе решила возвести рядом с Зимним дворцом другое здание, названное впоследствии Малым Эрмитажем. Над его проектом работали архитекторы Ю. М. Фельтен и Ж.-Б. Вален-Деламот. Когда здание Малого Эрмитажа было завершено, Екатерина стала проводить в нем значительную часть своего времени.
     В Малом Эрмитаже Екатерина II хранила свою коллекцию живописи, которая легла в основу будущего музея. Коллекция постоянно пополнялась новыми картинами, скульптурами, изделиями из поделочных камней и другими предметами искусства, и в конце концов в Малом Эрмитаже не осталось свободного места для их размещения. В 1771-1787 годах к нему было пристроено еще одно здание, которое специально предназначалось для хранения живописных и скульптурных произведений. Большой Эрмитаж, построенный под руководством архитектора Ю. М. Фельтена, отличался от Зимнего дворца и Малого Эрмитажа очень строгим, без каких-либо украшений, внешним обликом.
     Примерно в те же годы, что и Большой Эрмитаж, на Дворцовой площади был возведен Эрмитажный театр, созданный по проекту Д. Кваренги. Он предназначался для императорских спектаклей, которые к тому времени стали очень популярным дворцовым развлечением. Императрица Екатерина приглашала на спектакли так много придворных, что в малом Эрмитаже для них просто не хватало места. Что же касается истории Нового Эрмитажа, то она во многом напоминает историю Большого: это здание тоже было построено для хранения новых картин и скульптур, когда в Малом и Большом Эрмитаже закончилось свободное место. Проект Нового Эрмитажа разработал немецкий архитектор Л. фон Кленце, а осуществили его российские зодчие В. П. Стасов и Н. Е. Ефимов.
     Еще два здания, принадлежащие в настоящее время Государственному Эрмитажу, раньше служили для совершенно иных целей. В Главном штабе, созданном в начале 19 века архитектором К. Росси, располагались различные военные учреждения, а также Министерство финансов и Министерство иностранных дел. А Меншиковский дворец, построенный в начале 18 века для главного сподвижника Петра I Александра Меншикова и являющийся самым старым из всех зданий Эрмитажа, присоединился к музею позже всех, только в конце 20 века.
     Первыми экспонатами будущего Государственного музея стали 225 картин фламандских и голландских художников, приобретенных Екатериной II у берлинского купца И. Э. Гоцковского. Затем она дополнила свою коллекцию полотнами Кобенцля, Рембрандта, Рубенса, Пуссена, Ватто, Рафаэля, Тициана и многих других знаменитых живописцев. Не забывала императрица и о современном искусстве, заказывая картины европейским мастерам, чей путь к мировой известности в то время еще только начинался.
     Кроме произведений живописи, Екатерина II коллекционировала медали и различные изделия из резного камня - геммы, камеи, женские украшения и статуэтки. Самым крупным приобретением такого рода стало собрание резных камней герцога Орлеанского. Покупала она и скульптуры, однако их в коллекции было не очень много. Самые ценные из них - античные фигуры, купленные у банкира Д. Л. Брауна, и "Скорчившийся мальчик" Микеланджело - изначально хранились в летней резиденции Екатерины в Царском селе.
     Уже после покупки первого собрания картин императрица Екатерина начала жалеть, что никто, кроме нее и группы придворных, не может полюбоваться этой красотой. Тем не менее во время ее царствования, а также при Павле I и Александре I, Эрмитаж оставался чем-то вроде неофициального дворцового музея, количество экспонатов которого продолжало расти.
     После окончания Отечественной войны 1812 года Александр I привез в Россию наиболее ценные полотна и скульптуры из дворца Мальмезон - резиденции первой жены Наполеона Жозефины, а чуть позже приобрел собрание испанской живописи, собранное голландским банкиром В. Г. Кузвельтом. Кроме того, при Александре I в Эрмитаж стали поступать произведения российских живописцев.
     Музеем, доступным для широкой публики, Эрмитаж стал при Николае I, при котором музейная коллекция существенно расширилась. Еще в начале своего царствования он обратил внимание на то, что в собрании произведений искусства слишком мало скульптурных изображений, и поспешил исправить этот недостаток, заказав различные статуи самым известным в то время европейским мастерам и приобретя более полутора тысяч античных амфор и ваз. При Николае I в Эрмитаже также увеличилось число работ российских живописцев, и была даже открыта целая Галерея русской школы.
     Главным же новшеством дворцового музея стало собрание археологических находок, сделанных в Италии, при раскопках Помпеи, и в России, в курганах недалеко от Керчи. Для хранения новых экспонатов было отведено здание Нового Эрмитажа на Дворцовой набережной, строительство которого велось с 1839 по 1852 год. В нем, а также в Малом и Большом Эрмитажах, состоялось торжественное открытие "Императорского публичного музеума". В Эрмитажном театре по этому случаю был дан спектакль, а на верхнем этаже Нового Эрмитажа был организован праздничный ужин.
     Коллекции Эрмитажа постоянно пополнялись до начала Первой мировой войны. Ценные экспонаты музей получил при распродаже имущества обанкротившегося итальянского коллекционера Д. П. Кампана. Кампан, увлекавшийся археологией, собрал огромное количество античных ваз, мраморных скульптур и рельефных изображений, а также украшений и фигурок из бронзы. Среди произведений, доставшихся Эрмитажу, были статуя Юпитера и девяти муз, рельефное изображение гибели древнегреческого города Ниобиды и многочисленные аттические, италийские и этрусские вазы. Еще более интересным приобретением стала коллекция дипломата А. П. Базилевского, в течение сорока лет собиравшего византийские предметы церковной утвари, древние эмали и изделия из резной кости, немецкое и венецианское стекло, французскую и испанскую фаянсовую посуду и другие вещи, представляющие большую художественную и историческую ценность.
     В конце 19 века собрание Эрмитажа стало более разнообразным за счет того, что музею была передана коллекция оружия и рыцарских доспехов различных эпох, до этого хранившаяся в Царском селе. Собирал ее Александр I, в молодости сильно увлекавшийся историей рыцарства. В его коллекцию входили искусные доспехи, сделанные итальянскими, немецкими, французскими и испанскими мастерами, трофейное восточное оружие, привезенное в Россию после турецких и персидских войн и кавказских военных походов, и огромное количество образцов русского оружия.
     Первая мировая война остановила работу музея: в нескольких залах Зимнего дворца был устроен госпиталь, а часть музейных экспонатов вывезена в Москву. В первую очередь были эвакуированы коллекции драгоценностей и камней. На своих местах остались только произведения живописи.
     В 1917 году Зимний дворец стал центром политических перемен в России: после Февральской революции в нем расположилось Временное правительство, которое потом сместили большевики. К счастью, экспонаты музея при знаменитом штурме Зимнего дворца не пострадали, так как здания Малого, Большого и Нового Эрмитажей, где они тогда размещались, были изолированы от бывших императорских апартаментов.
     После Октябрьской революции Зимний дворец и три здания Эрмитажа были объявлены национальной собственностью и государственным музеем. Однако в первые годы советской власти в залах Зимнего дворца никаких экспонатов не размещалось: некоторое время там заседал Совет народных комиссаров, а потом проводились различные лекции, концерты и киносеансы. Еще через некоторое время в зданиях Эрмитажа стали организовывать временные выставки. Только когда из Москвы вернулись эвакуированные ценности, некоторые коллекции стали размещать в залах Зимнего дворца. Завершение этой работы ознаменовалось открытием Государственного Эрмитажа для посетителей в 1945 году.
     В начале советской эпохи Эрмитаж обогатился огромным количеством произведений искусства, составлявших частные собрания из Аничкова, Юсуповского, Строгановского, Мраморного, Шереметевского и Шуваловского дворцов. В то же время, по распоряжению Комиссариата внешней торговли, музей лишился многих экспонатов, представлявших огромную культурно-историческую ценность.
     Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа, составившая более миллиона единиц, была эвакуирована на Урал. Часть экспонатов вывезти из города не успели, так как началась блокада, но они были надежно спрятаны вместе с экспонатами некоторых других ленинградских музеев и пригородных дворцов, привезенными в Эрмитаж на хранение. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он во время блокады не работал. Однако сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивать лекции по искусствоведению.
     Еще до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а вскоре после победы в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую часть его сокровищ потребовалось реставрировать.
     Крупным событием послевоенной истории Эрмитажа было получение им картин знаменитых художников конца 19-начала 20 веков - представителей импрессионизма, кубизма, постимпрессионизма и других авангардных направлений. Раньше эти полотна принадлежали двум московским коллекционерам - С. Щукину и И. Морозову. После революции они попали в Музей нового западноевропейского искусства, который перед войной был закрыт. Часть картин из этих двух коллекций поступила в Московский Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, однако наиболее ценные и интересные с точки зрения развития живописи достались Эрмитажу. Среди этих картин - известные произведения К. Моне, П. Сезанна, О. Ренуара, П. Гогена, А. Матисса, П. Пикассо и многих других.
     На сегодняшний день фонды Эрмитажа насчитывают миллионы экспонатов, среди которых археологические находки, предметы первобытной культуры, ювелирные изделия, изделия из стекла, фарфора, фаянса и поделочных камней. В музее представлены коллекции живописи, скульптуры и прикладного искусства практически всех стран мира.
     Экспонаты Золотой и Бриллиантовой кладовых иллюстрируют всю историю ювелирного дела разных народов - от первобытных кочевников до современных мастеров. Более 15 тысяч видов оружия и воинских доспехов собраны в отделе Арсенала, а самым многочисленным является отдел Нумизматики: хранящиеся в нем монеты, медали, ордена и значки составляют около трети всех экспонатов музея.
     Все здания Эрмитажа - это еще и произведения архитектурного искусства. Почти каждый зал или коридор также является своеобразным экспонатом музея, имеющим свою интересную историю. Посетителям Эрмитажа хорошо знакомы бывшие апартаменты русских императоров: Золотая гостиная и Малая столовая, Библиотека Николая I и Будуар, Большой и Малый тронные залы, в которых воссоздана историческая обстановка 18-19 веков. Различными постоянными и временными выставками заняты Растреллиевская галерея, Фельдмаршальский, Николаевский и Александровский залы, помещение Большой церкви, Ротонда, Белый зал, Малахитовая гостиная и Малиновый кабинет. Особый интерес для историков представляет "Галерея 1812 года" Зимнего дворца, где собраны портреты героев Отечественной войны 1812 года.
     Наиболее известным помещением Малого Эрмитажа считается Павильонный зал, стены и потолок которого отделаны искусной мозаикой. В нем можно увидеть механические часы "Павлин". Эти часы, являющиеся одним из старейших экспонатов музея, и сегодня находятся в рабочем состоянии. Из Павильонного зала можно пройти во внутренний Висячий сад с установленными в нем скульптурами. Под экспозиции живописи и скульптуры в Малом Эрмитаже отведены Южная и Западная галерея.
     Основная часть залов Большого Эрмитажа посвящена искусству Италии. Здесь есть отдельные залы с картинами и скульптурами Леонардо да Винчи, работами Тициана, венецианской живописью и венецианским декоративно-прикладным искусством. Итальянская живопись представлена и в Новом Эрмитаже. Несколько залов этого здания отведено под картины Рафаэля, а также под древнеримское и древнегреческое искусство. Кроме того, в Новом Эрмитаже есть зал Рубенса, залы испанской и голландской живописи (Шатровый зал) и рыцарский зал с экспозицией старинных доспехов.
     Здание Главного штаба, в трех помещениях которого - Столовой, Танцевальном зале и Гостиной - были воссозданы дворцовые интерьеры, используется в основном для проведения временных выставок современного искусства. Кроме того, в этом здании находятся многие административные помещения Эрмитажа.
     В Меншиковском дворце, филиале Государственного музея, также проводятся различные выставки. Кроме того, у посетителей дворца есть возможность узнать, в какой обстановке жил едва ли не самый скандально-известный исторический деятель петровской эпохи Александр Меншиков: его спальня, Морской кабинет и Ореховая гостиная выглядят так же, как и в начале 18 века.
     Еще одно здание музея, удивительно красивый Эрмитажный театр, в настоящее время является местом проведения массовых мероприятий городского уровня.

Историческая справка

1754-1762 гг. - строительство Зимнего дворца.
1764 г. - покупка Екатериной II коллекции И. Э. Гоцковского.
1764-1775 гг. - строительство Малого Эрмитажа.
1771-1787 гг.- строительство Большого Эрмитажа.
1783-1787 гг. - строительство Эрмитажного театра.
1820-1827 гг. - строительство Главного штаба.
1826 г. - создание "Галереи 1812 года" в Зимнем дворце.
1842-1851 гг. - строительство Нового Эрмитажа.
7 февраля 1852 г. - открытие Императорского музея Эрмитаж, первого публичного музея России.
1914 г. - организация в Зимнем дворце военного госпиталя.
1917 г. - штурм Зимнего дворца большевиками, объявлением Эрмитажа государственным музеем.
1920-1930 гг. - передача в Эрмитаж национализированных частных коллекций.
1941 г. - эвакуация экспонатов Эрмитажа на Урал.
1942 г. - организация бомбоубежищ в подвалах Эрмитажа.
1945 г. - возвращение в Эрмитаж эвакуированных коллекций и его открытие для посетителей.
1948 г. - приобретение Эрмитажем коллекции живописи конца 19-начала 20 века.
1981 г.
- открытие филиала Государственного Эрмитажа в Меншиковском дворце.

 

Легенды и мифы

     Существует множество легенд, связанных с самым известным музеем России. Часть этих легенд касается потайных подземных ходов, которые якобы соединяют здания Эрмитажа с другими зданиями Петербурга. Среди зданий, с которыми Эрмитаж может быть связан подземными ходами, чаще других упоминается Главный штаб, Капелла и особняк М. Кшесинской, в котором сегодня находится Музей политической истории России. Еще больше историй рассказывают о всевозможных потайных дверях и коридорах внутри зданий Эрмитажа и о маленьких тайниках-сейфах в стенах.
     Не забыты и призраки живших в Зимнем дворце императоров и их приближенных: если верить некоторым сотрудникам музея, они время от времени, чаще всего вечером, когда в залах уже нет посетителей, якобы попадаются им на глаза, а по ночам иногда задевают включенную сигнализацию.
     Рассказывают различные легендарные истории и об экспонатах Эрмитажа. Множество слухов, например, ходило о деревянной фигуре Петра I - так называемой "Восковой персоне", сделанной европейскими и российскими мастерами после смерти императора. Многие видевшие ее люди рассказывали, что деревянный Петр у них на глазах вставал, кланялся, а потом указывал пальцем на дверь, выпроваживая незваного гостя вон. В 20 веке реставраторы, разбиравшие фигуру на части, обнаружили, что в ней действительно есть шарниры, благодаря которым ее можно было ставить или сажать в кресло. Однако никакого механизма, позволявшего фигуре самостоятельно двигаться, в "Восковой персоне" нет. Тем не менее, миф о том, что когда-то деревянный царь мог вставать, а, возможно, делает это и теперь, продолжает существовать: есть даже люди, утверждающие, что работники Эрмитажа "по старой дружбе" давали им посмотреть, как это происходит.
     Другая история связана со скандально-известной картиной К. Малевича "Черный квадрат". С тех пор как Эрмитаж приобрел эту картину, посетители не устают рассказывать об исходящей от нее "темной" или "негативной" энергии. Кому-то перед картиной становится плохо, кто-то, наоборот, приходит от нее в сильное возбуждение. Самих сотрудников музея "Черный квадрат" нисколько не беспокоит, а среди членов студенческого и школьного клубов особым шиком считается подойти к картине и, глядя в нее, как в зеркало, поправить прическу.

 

 

 



Полезные сайты:







просмотров: 801
Booking.com
Search Results from Ebay.US* DE* FR* UK
Search Results from «Озон» История Санкт-Петербурга
 
Вячеслав Недошивин Адреса любви
Адреса любви
Вячеслав Недошивин - журналист, автор книги-путеводителя "Прогулки по Серебряному веку. Санкт-Петербург". В его новой книге "Адреса любви" -три места действия: Москва, Санкт-Петербург и Париж. Дома и домочадцы русской литературы неразрывно связаны. "Адреса любви" - не учебник по литературе, а уникальный путеводитель.
"Здесь всё выстроено на документальной точности. Кто где жил, бывал, с кем спорил в знаменитых салонах, в кого влюблялся в поэтических кабачках - обо всем этом узнаешь, погружаясь в рассказы, объединившие историю, литературу, биографические загадки и - Географию Великой Поэзии..."...

Цена:
619 руб

Лев Лурье Питерщики. Русский капитализм. Первая попытка
Питерщики. Русский капитализм. Первая попытка
Рассказывается о первой попытке построения капитализма в России. Время действия — три последних царствования: Александра II, Александра III, Николая II. Место — Санкт-Петербург. Тогда в столице России складывалась ситуация похожая на нынешнюю московскую: Петербург был городом приезжих. Но столетие назад российские города пополняли не мигранты из Средней Азии и Кавказа, а русские деревенские мужики. Какие механизмы помогали или препятствовали переработке крестьян в столичных жителей? Как городской уклад жизни воспринимался сельскими жителями? Как мужики становились купцами? Как из купцов выходили в «олигархи»? Этим вопросам и посвящена книга.

Для широкого круга читателей....

Цена:
159 руб

And bridges spanned the waters`width/Мосты повисли над водами
And bridges spanned the waters`width/Мосты повисли над водами
Издание на английском и русском языках.
Для того, чтобы почувствовать всю красоту и гармонию Санкт-Петербурга, нужно побродить по берегам Невы, вслушаться в плеск её волн, всмотреться в очертания зданий, мостов, набережных, рек и каналов. Данный альбом предоставляет вам такую возможность, он содержит многочисленные фотоиллюстрации с видами этого замечательного города....

Цена:
639 руб

Другой Петербург
Другой Петербург
Издание 1998 года. Сохранность отличная.
Это необычное произведение - своего рода эстетическая и литературная игра, интригующая читателя неожиданными ассоциациями, сюжетными поворотами и открытиями. Книгу можно рассматривать и как оригинальный путеводитель, и как своеобразное дополнение к мифологии Петербурга. Перед читателем в неожиданном ракурсе предстают не только известные, но и незаслуженно забытые деятели отечественной истории и культуры....

Цена:
789 руб

Карл Росси
Карл Росси
Книга создана в связи с 200-летием со дня рождения великого зодчего, автора всемирно известных ансамблей Петербурга. Ряд материалов публикуется здесь впервые....

Цена:
269 руб

Административно-территориальное деление Ленинградской области. Справочник
Административно-территориальное деление Ленинградской области. Справочник
Справочник содержит сведения об административно-территориальном устройстве Ленинградской области, В нем сообщаются данные о районах, городах районного и областного подчинения, рабочих поселках и сельсоветах; приводятся все населенные пункты в алфавитном порядке с указанием их принадлежности к районам, поселкам и сельсоветам.
Книга может быть использована как справочное пособие в работе партийных, советских, административных, плановых, хозяйственных органов, научных учреждений и других, организаций....

Цена:
40 руб

Музей "Домик Петра I"
Музей "Домик Петра I"
Альбом знакомит читателей с единственной в Ленинграде деревянной постройкой, сохранившейся от первых дней основания города, с экспозицией созданного здесь музея....

Цена:
119 руб

Петербург 1910-х годов. Прогулки в прошлое
Петербург 1910-х годов. Прогулки в прошлое
Автор этой рукописи, известный в 1930-1950-х годах ленинградский театральный художник М.А.Григорьев, не успел дать название своей книге. В 1961 году его не стало, рукопись осталась незавершенной.

Это рукопись художника. С какой любовью описаны все эти конки, кареты, пролетки, ялики, баржи и пароходы, витрины магазинов и форма военных - материальная фактура давно ушедшей эпохи! И не только фактура. Быт, образ жизни, ее движение.

Облик города, схваченный профессиональным взглядом, отличен от любого другого. Он рельефней, острей, неожиданней, у него свой ракурс. Память художника фиксирует раскраску паровоза и яхт, устройство городского транспорта, силуэт буяна, детали костюма ломового извозчика и петербургского щеголя, топографию навсегда исчезнувших уголков....

Цена:
1729 руб

Г. Л. Соболев Ленинград в борьбе за выживание в блокаде. Книга 1. Июнь 1941 - май 1942
Ленинград в борьбе за выживание в блокаде. Книга 1. Июнь 1941 - май 1942
На основе широкого круга документальных источников, в особенности опубликованных в последние годы, и достижений отечественных и зарубежных историков в книге рассматривается многоаспектная проблема борьбы Ленинграда за выживание в условиях блокады. Автор дает свой ответ на поставленные в новейшей литературе вопросы: какие причины привели к длительной блокаде Ленинграда? Кто несет ответственность за выпавшие на ленинградцев лишения и страдания? В чем (и в ком) причины неудачных попыток деблокировать город в 1941-1942 гг.? Каковы были взаимоотношения между властью и населением в критические месяцы блокады? Каковы были реальные потери мирного населения от голода и воинов Красной Армии, оборонявших Ленинград? В книге показана блокадная жизнь Ленинграда во всех ее проявлениях, рассмотрены характер и мотивы поведения различных социальных групп населения, выявлены основные факторы выживания в условиях блокады. Синхронизированное изложение событий в блокадном кольце и за его пределами по месяцам (каждому месяцу первого года блокады посвящена отдельная глава книги) позволило увидеть жизнь города-фронта в самое трудное время блокады во всей ее трагичности. Помещенные в конце каждой главы документы, извлечения из воспоминаний и дневников, опубликованных в последние годы, органично дополняют авторский текст....

Цена:
1009 руб

Некрополь. Кладбища Санкт-Петербурга. Справочник. Выпуск 1
Некрополь. Кладбища Санкт-Петербурга. Справочник. Выпуск 1
Настоящий справочник начинает серию изданий о мемориальном наследии Санкт-Петербурга. Задача изданий - не только изучение этого наследия и его состояния, но и привлечение широкой общественности к посильному участию в реставрации памятников, в уходе за могилами, в благоустройстве кладбищ....

Цена:
239 руб



2003 Copyright © Санкт-Петербург Peterlife.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Угостить администратора сайта, чашечкой кофе *https://paypal.me/peterlife
  Яндекс цитирования