Санкт-Петербург онлайн
Осажденный Ленинград 1942, Седьмая симфония Шостаковича

Осажденный Ленинград 1942, Седьмая симфония Шостаковича

Все эти сильные и благородные чувства и беспрецедентная героическая ситуация осажденного Ленинграда в целом умело использовались эффективной сталинской пропагандистской машиной, которая ловко, в хитроумных пропорциях смешивала правду с ложью. С другой стороны, страшные факты ленинградской блокады оставались под запретом. Прожившая всю блокаду в Ленинграде Ольга Фрейденберг вспоминала: «Голод и убийства людей в Ленинграде составляли строгую тайну для Москвы и провинции. Цензура на законном (военном) основании перлюстрировала наши письма. Нельзя было ни говорить, ни жаловаться, ни взывать. В газетах и на радио кричали о бесстрашии и отваге осажденных; смерти глухо назывались «жертвами на алтарь отечества»… Было что-то неслыханное в том, что осажденные люди, эти голодные призраки, оставленные без воды и отлива, без топлива, официально оказались провозглашены счастливейшими в стране… Наши бедствия не только скрывались от мира, но официальная версия распускала легенду, что в Ленинграде лучше, чем во всей стране, до Москвы включительно. В народе же упорно говорили, что «Сталин не любит нашего города, вот если б Ленин был, не дошло б до этого»».

Для Фрейденберг осада Ленинграда была «двойным варварством Гитлера и Сталина». Характерно, что гитлеровская пропаганда в случае с Ленинградом действовала на удивление в унисон со сталинской. Немцы отлично знали об ужасном положении в осажденном ими городе, но предпочитали об этом не трубить. Когда нужно было дать в целях пропаганды сведения о голоде на советской территории, немецкие газеты помещали фотографии истощенных детей города Куйбышева, а о Ленинграде – ни слова. «Ленинградское население должно было быть не только стерто с лица земли, но и забыто», – объяснял эту немецкую тактику осведомленный человек.

Со своей стороны советские фотографы в осажденном Ленинграде старались изо всех сил фальсифицировать поистине ужасную ситуацию. Уже в 70-е годы Даниил Гранин отправился в официальный архив на поиски снимков блокадных лет. Его особенно интересовали фотографии с заводов в осажденном Ленинграде. Гранин помнил, как это было: «Разбитые снарядами цехи, измученные, еле стоявшие у станков люди, привязывавшие себя, чтобы не упасть». Ничего подобного он в архиве не обнаружил: «Мы перебрали тысячи фотографий, сделанных репортерами в те годы. Мы видели за станками людей, рабочих – мужчин, женщин, суровых или улыбающихся, но неизменно бодрых. И совсем немного примет голода, мук…»

Одной из важнейших акций сталинской пропаганды стало исполнение 9 августа 1942 года в осажденном Ленинграде Седьмой симфонии Шостаковича. Это исполнение было подготовлено и проведено как настоящая военная операция. Ее курировал ближайший помощник самого Жданова Алексей Кузнецов. Специально для исполнения симфонии Шостаковича в оркестр Ленинградской филармонии для пополнения состава были откомандированы музыканты, воевавшие на фронте. Это было сделано, несмотря на протесты генералов, недоумевавших: «Бросим воевать – пойдем играть?» Но партийные руководители объяснили генералам политическую важность исполнения симфонии. Ее партитура была доставлена в Ленинград из Куйбышева специальным военным самолетом.

Поскольку на концерте планировалось присутствие высших партийных и военных руководителей города, встала задача предотвратить возможный обстрел Ленинградской филармонии немецкой артиллерией. Этим занялся командующий Ленинградским фронтом генерал-лейтенант (будущий маршал Советского Союза) Говоров. За несколько недель до исполнения симфонии военная разведка начала активно уточнять данные о немецких батареях и наблюдательных пунктах. В результате русские артиллеристы, получившие специальные планы, в день концерта смогли открыть ураганный прицельный огонь по врагу. На операцию под кодовым названием «Шквал» специально выделили 3 тысячи крупнокалиберных снарядов. Ошеломленная немецкая артиллерия была на время выведена из строя.

Исполнение транслировалось по радио. Перед началом концерта диктор торжественно объявил: «Дмитрий Шостакович написал симфонию, которая зовет на борьбу и утверждает веру в победу. Само исполнение Седьмой симфонии в осажденном Ленинграде – свидетельство неистребимого патриотического духа ленинградцев, их стойкости, их веры в победу, их готовности до последней капли крови бороться и завоевать победу над врагом. Слушайте, товарищи».

Как вспоминал Богданов-Березовский, зал филармонии был переполнен. У него было впечатление, что на концерте собрался весь город. В ложе сидели Кузнецов, Говоров, другие руководители. Усталому, голодному Богданову-Березовскому показалось, что «ярко освещенный Большой зал филармонии с его красивым сочетанием ослепительной белизны, позолоты и мягких тонов малинового бархата, с безупречными архитектурными пропорциями выглядел праздничнее, чем во время самых торжественных концертов довоенного времени. По сравнению с обликом уличных зданий, покрытых ранами, он казался явлением из сказочного, прекрасного мира».

У каждого слушателя в руках была программа, в которой было написано, что Седьмая симфония посвящена Ленинграду. Понятно, что эта музыка произвела феноменальное впечатление. Более благодарную аудиторию трудно себе вообразить. Все понимали, что присутствуют при историческом событии: «Никогда и никто из присутствующих не забудет этот концерт девятого августа. Пестрый оркестр, одетый в кофточки и телогрейки, пиджаки и косоворотки, играл вдохновенно и напряженно… Когда играли финал, весь зал встал. Нельзя было сидеть и слушать. Невозможно».

Многие слушатели плакали, как это было и на премьере Пятой симфонии Шостаковича. В обоих случаях это было следствием шока от неожиданной эмоциональной атаки, когда музыка говорила об общей трагедии, не прибегая к помощи могущих быть опасными слов. Под звуки Седьмой симфонии ленинградцы оплакивали свою судьбу и судьбу своего города, медленно умиравшего в тисках самой безжалостной осады XX века.

Музыка Шостаковича звучала аккомпанементом к окончательной кристаллизации новой легенды о Ленинграде как городе-страдальце, городе-мученике. 100 лет тому назад Гоголь, а вслед за ним Достоевский создали образ Петербурга – бесчеловечного, холодного колосса, города-спрута, центра угнетения и унижения простых людей. Прошли годы; перенося удар за ударом, город терял признаки власти и величия: сначала он перестал быть столицей государства, а затем был опустошен в годы сталинского Большого Террора. Немецкая осада должна была окончательно уничтожить Ленинград. Но случилось чудо: физически истерзанный город воспарил духом, омытый горячим морем национальной и мировой симпатии и сострадания.

Когда-то антипетербургская легенда начала складываться в народном сознании, в глухом подполье, лишь затем вырвавшись на поверхность в замечательной прозе и стихах ведущих русских литераторов. В XX веке миф о городе-мученике тоже родился в подполье, но не в народных легендах, а в таких блестящих и изощренных индивидуальных творениях, как романы Вагинова и «Реквием» Ахматовой. Седьмая симфония Шостаковича задумывалась в этом же ключе, как тайное послание о трагической участи Ленинграда. Драматический зигзаг истории превратил этот опус Шостаковича из эзотерического в экзотерический. Об ужасной судьбе города заговорили все громче и громче. Совместные усилия гитлеровской и сталинской цензур в итоге провалились: слухи о голодном вымирании и уничтожении Ленинграда широко распространились и подавить их не удалось. Подпольная легенда вырвалась наружу, а тщетные усилия по ее сдерживанию только придали ей большую убедительность и силу. Преодолевая официальные препоны, эта легенда стала подлинно народной.

Ахматова почувствовала это одной из первых. Об опубликовании антисталинского «Реквиема», разумеется, все еще не могло быть и речи, но зато она написала и напечатала во время войны, когда это стало на короткий момент возможным, цикл стихов, посвященных Ленинграду, которые потаенно включали некоторые из важных тем «Реквиема». Для радикально трансформированного петербургского мифа это был момент исторической важности: на всю страну прозвучало великое трагическое стихотворение Ахматовой, воспринятое всеми как реквием и по жертвам Большого Террора, и по мученикам 900-дневной блокады:

А вы, мои друзья последнего призыва!

Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.

Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,

А крикнуть на весь мир все ваши имена!

Да что там имена! – захлопываю святцы,

И на колени все! – багровый хлынул свет,

Рядами стройными проходят ленинградцы,

Живые с мертвыми: для славы мертвых нет.



источник: Петербург - судьба и миф
История культуры Санкт-Петербурга
С.Волков


Полезные сайты:
World-Tours: Занимательная география
Россия, достопримечательности
Европа, достопримечательности
SpaceFly: Авиация мира
EducationSPB: Справочная литература




просмотров: 1221
Ozon.travel
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Russia St. Петербург Petersburg SPB - Peter The Great Gate of Fortres postcard

$6.99
End Date: Tuesday May-14-2019 11:26:46 PDT
Buy It Now for only: $6.99
|
Russia St. Петербург Petersburg SPB - Haymarket 1913 Cover to Berlin Germany PPC

$4.99
End Date: Tuesday May-14-2019 12:41:27 PDT
Buy It Now for only: $4.99
|
Russia St. Петербург Petersburg SPB Isaak Cathedral Square and Double Decker Bus

$5.99
End Date: Tuesday May-14-2019 11:30:52 PDT
Buy It Now for only: $5.99
|
Russia St. Петербург Petersburg SPB - Senat & Synod 1908 Cover to Riga postcard

$9.00
End Date: Tuesday May-14-2019 13:43:10 PDT
Buy It Now for only: $9.00
|
AeroArt St Petersburg Collection Miniature 54mm Soldier 6238

$75.00 (0 Bids)
End Date: Tuesday Apr-23-2019 19:08:32 PDT
|
AeroArt St Petersburg Collection Miniature 54mm Soldier 3774.3

$65.00
End Date: Friday May-17-2019 9:53:43 PDT
Buy It Now for only: $65.00
|
St Petersburg 54 mm Crusader Soldier with Flag - Excellent Detail!

$75.00 (0 Bids)
End Date: Tuesday Apr-23-2019 19:03:33 PDT
|
AeroArt St Petersburg Collection Miniature 54mm Soldier 3932.3

$75.00 (0 Bids)
End Date: Tuesday Apr-23-2019 19:10:41 PDT
|
Search Results from «Озон» История Санкт-Петербурга
 
Из Петергофа в Стрельну по Царской (Нижней) дороге. XIX век. Путеводитель
Из Петергофа в Стрельну по Царской (Нижней) дороге. XIX век. Путеводитель
Книга одновременно является и путеводителем по дворцово-парковым ансамблям, расположенным на Царской (Нижней) дороге из Петергофа в Стрельну, и занимательным рассказом, посвященным владельцам дворцов и усадеб.
Книга содержит также малоизвестные сведения о жизни Петергофа и Стрельны XIX века, их населении, промышленности, старинных зданиях, сохранившихся до нашего времени. Путеводитель расскажет и об истории недавно возрожденной немецкой колонии Нойдорф в Стрельне - от начала XIX века и по сегодняшний день....

Цена:
1369 руб

Михаил Земцов
Михаил Земцов
Книга посвящена замечательному русскому архитектору Михаилу Григорьевичу Земцову - одному из первых зодчих Петербурга, отдавшему 30 лет своей жизни строительству молодого города на Неве....

Цена:
177 руб

Чарлз Камерон
Чарлз Камерон
Книга рассказывает о выдающемся архитекторе конца XVIII - начала XIX в. Особенно известны созданные им сооружения в Павловске и Царском Селе - это Павловский дворец, парк, Храм Дружбы, Колоннада Аполлона, Вольтер, залы Большого Царскосельского дворца, Агатовы комнаты и Холодные бани, Камеронова галерея, Висячий сад и пандус....

Цена:
175 руб

Проспект Максима Горького
Проспект Максима Горького
Книга, написанная историком, сотрудником Городского экскурсионного бюро Николаем Алексеевичем Оносовским, посвящена истории создания одной из первых магистралей нашего города, а также сегодняшней жизни проспекта и расположенных на нем или вблизи него учреждений.
Рассчитана на массового читателя....

Цена:
76 руб

По сигналу воздушной тревоги
По сигналу воздушной тревоги
Первый сигнал воздушной тревоги прозвучал в Ленинграде 23 июня 1941 года — на второй день войны. С тех пор эти сигналы на долгое время вошли в быт города-фронта. Варварские бомбежки, артиллерийские обстрелы улиц и зданий нередко продолжались часами. И все это время на крышах домов, в чердачных проемах бесстрашно несли сторожевую вахту рабочие, врачи, педагоги, школьники, архитекторы, студенты, артисты.
Каждый второй ленинградец стал бойцом МПВО, научился быстро и уверенно обезвреживать зажигательные бомбы, тушить пожары, разбирать завалы, спасая из-под обломков рухнувших зданий людей.
Воспоминания участников обороны, документы тех дней, а также очерки журналистов, помещенные в сборнике, воссоздают яркую картину незабываемого массового подвига ленинградцев, среди которых Ольга Берггольц, Н.Тихонов, М.Н.Боярский и другие....

Цена:
308 руб

Летний сад
Летний сад
Книжка, выходящая в серии "Памятники городов России", написана на основе последних научных данных о Летнем саде, наиболее значительном памятнике садово-парковой скульптуры в России. Кроме того, в издании достаточно полно публикуются произведения искусства, хранящиеся в Летнем дворце Петра I....

Цена:
75 руб

Подвиг Эрмитажа
Подвиг Эрмитажа
Книга повествует о том, как жил и выживал Государственный Эрмитаж во время блокады Ленинграда. В книге поднята тема героического подвига работников музея, хранивших культурное наследие и коллекции музея, не вывезенные из окруженного города. Фотографии, рисунки, воспоминания очевидцев иллюстрируют картину тех суровых дней....

Цена:
100 руб

Ленинградская Консерватория в воспоминаниях (комплект из 2 книг)
Ленинградская Консерватория в воспоминаниях (комплект из 2 книг)
Книга содержит воспоминания видных деятелей музыкальной культуры (композиторов и музыковедов — воспитанников консерватории) о старейшем музыкальном вузе страны, о его традициях.
Для широкого круга читателей, интересующихся историей отечественной музыкальной культуры и музыкального образования....

Цена:
1000 руб

А. Л. Мясников Тайный код Петербурга
Тайный код Петербурга
"Тайный код Петербурга" - это приглашение в увлекательное и загадочное путешествие по времени и пространству города на Неве. Это детективное расследование в поисках ключа к пониманию самого города и его зазеркалья - мира, наполненного мифами, легендами, тайнами.
Поэтому на страницах книги "Тайный код Петербурга" вас ждут самые невероятные встречи....

Цена:
430 руб

Летний сад
Летний сад
Альбом посвящен Летнему саду - одному из символов Петербурга, неоднократно воспетому поэтами, который является целиком произведением искусства, творением гения и рук человеческих....

Цена:
48 руб



2003 Copyright © Peterlife.ru и компания Мобильная Версия v.2015 Новости Санкт-Петербурга, История Санкт-Петербург и Ленинградской области, достопримечательности Санкт-Петербурга, фирмы и организации Санкт-Петербурга, гостиницы, отели, музеи, театры, ВУЗы. Недвижимость СПб. Ссылки на официальные сайты. Информационно-справочные службы. Знакомства. Энциклопедии и справочники. Интересные статьи. Анонсы, пресс-релизы. Скидки, бонусы. Сотрудничество. Карьера, вакансии, работа. Рекламные услуги. Магазины. | Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. | Партнёрская программа для магазинов и вебмастеров. | Купить скрипты Nevius. | PR Продвижение сайтов. | Купить хостинг Санкт-Петербурге.
  Яндекс цитирования