Санкт-Петербург онлайн
Литературный «диссидент» Лесков

Литературный «диссидент» Лесков

Литературный «диссидент» Лесков любил экзотические сюжеты, на которые ошарашенные критики не знали, как и реагировать. Его «очерк» о купчихе Катерине Измайловой, которую роковая любовь толкает на тройное убийство, более полувека оставался в тени; мировую славу принесла ему опера Шостаковича. Парадокс заключается в том, что Шостакович радикально переосмыслил сюжет Лескова; как написал об этом Соллертинский, «изменена оценка ролей: жертвы становятся палачами, убийца – жертвой». У Шостаковича Катерина убивает защищаясь, и композитор ее оправдывает. Женоненавистническое произведение Лескова трансформировано в феминистский апофеоз.

Соллертинский считал, что «в истории русского музыкального театра после «Пиковой дамы» не появлялось произведения такого масштаба и глубины, как «Леди Макбет». В своих операх Чайковский трактовал женские характеры с пронзительной жалостью и симпатией. Шостакович продолжил эту традицию. Его Катерина – «полифоническая» героиня, в ней борются сильные страсти и глубокие чувства, она может быть нежной, страстной, заботливой, жестокой. Соллертинский одним из первых отметил, что вокальная партия убийцы Катерины – «сплошь лирическая, глубоко певучая», при том что опере в целом присущ «трагический – скорее шекспировский, нежели лесковский размах…».

В «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича существуют остроконтрастные куски: экспрессионистское изображение звериного купеческого быта, сатирические «карнавальные» картинки полицейского аппарата, драматические сцены из жизни каторги «по Достоевскому». Еще одно разительное сходство оперы с «полифоническими» романами Достоевского: криминальный сюжет произведения, держа публику в постоянном напряжении, развертывается так, что дает повод к социальным и философским обобщениям.

С членами своего кружка Бахтин обсуждал идею особого, «полифонического художественного мышления», выходящего за пределы жанра романа. В своей второй опере Шостакович показал себя мастером такого мышления. Он не судит Катерину Измайлову, а дает ей возможность высказаться через противоречивые действия и эмоции. Это произведение Шостаковича создавалось в сфере влияния эстетики кружка Бахтина. Видный участник кружка Соллертинский был ближайшим советчиком Шостаковича в годы написания этого опуса. Он присутствовал на всех репетициях оперы, активно вмешиваясь в их ход, постоянно подбадривая, подстрекая и провоцируя дирижера, солистов да и самого автора.

Премьера «Леди Макбет» в 1934 году в Ленинграде прошла с феноменальным успехом: в первые же пять месяцев оперу показали при аншлагах 36 раз. Счастливый Шостакович мог себе позволить в письме к другу иронизировать: «Публика слушает очень внимательно и начинает бежать за галошами только после падения занавеса». «Леди Макбет» поставили и в Москве, тоже триумфально, но здесь произошла катастрофа: в январе 1936 года на одно из представлений оперы пришел сам Сталин. Спектакль его разгневал, и он ушел, не дождавшись конца.

Об эмоциях Сталина можно с большой достоверностью судить по появившейся через два дня в партийной газете «Правда» передовице «Сумбур вместо музыки», почти наверняка продиктованной самим Сталиным: «Слушателя с первой же минуты ошарашивает в опере нарочито нестройный, сумбурный поток звуков. Обрывки мелодии, зачатки музыкальной фразы тонут, вырываются, снова исчезают в грохоте, скрежете и визге. Следить за этой «музыкой» трудно, запомнить ее невозможно… Музыка крякает, ухает, пыхтит, задыхается, чтобы как можно натуральнее изобразить любовные сцены… Хищница-купчиха, дорвавшаяся путем убийств к богатству и власти, представлена в виде какой-то «жертвы» буржуазного общества… Это воспевание купеческой похотливости некоторые критики назвали сатирой. Ни о какой сатире здесь и речи не может быть. Всеми средствами и музыкальной и драматической выразительности автор пытается привлечь симпатии публики к грубым и вульгарным стремлениям и поступкам купчихи Екатерины Измайловой».

Все это сказано темпераментно, от души. Нетрудно поверить, что Сталина лично оскорбили и экспрессионистские излишества музыки Шостаковича, и ее беспрецедентно откровенный эротический характер, и общий ярко выраженный феминистский характер оперы. Но Сталин имел в виду нечто более серьезное, чем публичное выражение личного неудовольствия. Это стало ясным, когда редакционные статьи «Правды», яростно атакующие «формалистов» и «псевдоноваторов» в советском искусстве, посыпались одна за другой. Характерны их грубые, безапелляционные, звучащие как приговоры заголовки: «Балетная фальшь», «Какофония в архитектуре», «О художниках-пачкунах», «Внешний блеск и фальшивое содержание».

В обязательном порядке организовывались их «обсуждения», на которых безумно напуганные писатели, композиторы, художники обвиняли друг друга в формализме, отрыве от народа и прочих смертных грехах, а также упражнялись в смиренной самокритике. Подобного публичного унижения в той или иной степени не избежал ни один крупный деятель советского искусства.

В передовице «Правды» об опере Шостаковича, давшей толчок этой лавине, была сформулирована с предельной четкостью официальная жесткая установка, которая охватывала не просто искусство, а культуру в широком смысле: «Левацкое уродство в опере растет из того же источника, что и левацкое уродство в живописи, в поэзии, в педагогике, в науке. Мелкобуржуазное «новаторство» ведет к отрыву от подлинного искусства, науки, от подлинной литературы». Одна фраза из этой передовицы звучала особенно зловеще, «по-сталински»: «Это игра в заумные вещи, которая может кончиться очень плохо».

Публикации в «Правде» были справедливо восприняты как прямые директивы. «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича немедленно сняли с репертуара и в Ленинграде, и в Москве. Обруганные книги изымались из библиотек и уничтожались, пьесы запрещались, художественные выставки закрывались. Один чиновник от культуры позднее вспоминал, как его послали «навести окончательный порядок» в ленинградский Русский музей, где хранилась ценная коллекция отечественного авангарда. Придя в музей, он увидел в залах кучи мусора, из которых торчали работы Малевича и Филонова. Ему было приказано эти картины уничтожить. Рискуя головой, он упрятал их глубоко в запасники, сохранив для будущих поколений.

Культурные «чистки» 1936 года стали кульминацией длительного процесса, в ходе которого искусный манипулятор общественным мнением Сталин формировал советское искусство и литературу согласно своим далеко идущим пропагандистским целям. Уже в 1932 году он распустил все литературные и художественные группировки, в том числе и всемогущую Российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП), на которую прежде опирался. Термины «пролетарская культура» и «попутчики революции», которыми так ловко жонглировала РАПП, были отменены, вместо них вводились новые – «советская культура» и «советские писатели». Единая новая организация – Союз советских писателей – создавалась как образец для бюрократической координации всех «творческих» профессий, в том числе композиторов, художников, архитекторов.

Одновременно официально было провозглашено, что магистральной дорогой развития советской культуры является реализм, но не простой, а «социалистический». Имелось в виду, что советские творческие силы должны восхвалять социализм и делать это в традиционных реалистических формах. Была создана атмосфера, в которой со все возраставшей ригористичностью любая попытка к экспериментаторству в искусстве объявлялась формализмом. Соответственно, «формалист» стал самым страшным ярлыком, какой только мог быть навешен на писателя, художника или композитора.

Запуганные и сломленные лидеры русского авангарда сдавались один за другим; в 30-е годы это называлось перестройкой. Перестроиться пытался, к примеру, Малевич. Перестав работать в своей супрематической манере, он стал писать реалистические портреты. Это интересные и значительные картины, но в душе Малевич, вне всякого сомнения, продолжал считать себя в первую очередь создателем нефигуративного супрематизма. Когда в 1935 году Малевич умер, то его, по свидетельству Лидии Гинзбург, «хоронили с музыкой и в супрематическом гробу. Публика стояла на Невском шпалерами, и в публике говорили: наверно, иностранец! <…> Супрематический гроб был исполнен по рисунку покойника. Для крышки он запроектировал квадрат, круг и крест, но крест отвели, хотя он и назывался пересечением двух плоскостей».

Отношение массовой аудитории к авангардистам как к иностранцам отмечено зорко. В России экспериментальное искусство, в сущности, так и не привилось. Во все времена особенно высоко ценилось «гражданское» направление в культуре, а требование «реализма», понимаемого в первую очередь как натуралистическое жизнеподобие, было выдвинуто популистами еще в 60-е годы XIX века и тогда же утвердилось в интеллектуальных кругах. Как говорила с горечью в 60-е годы Анна Ахматова, «в то хорошее, к чему призывали народники, никто не поверил. А в «реализм» их – поверили сразу. И надолго».

В первые годы XX века символисты и главным образом художественное общество «Мир искусства» во главе с Александром Бенуа и Дягилевым преуспели в перевоспитании значительной части русской интеллектуальной элиты, особенно в Петербурге. Новые представления о возможностях и задачах культуры начали пускать корни; этот период, окрашенный Серебряным веком, подготовил почву для буйного цветения русского авангарда. Но широкие круги профессионалов, не говоря уж о публике, остались от этого процесса в стороне. Когда после революции 1917 года авангард, на короткий период захватив некоторые командные позиции, попытался распространиться вглубь и вширь, культурная контрреволюция не замедлила себя ждать.

Петербург, как наиболее западно ориентированный из русских культурных центров, раньше всех воспринял идеи модерна и дольше всех оставался площадкой для авангардных экспериментов. В послереволюционные годы культурный «левый фронт» в Петрограде-Ленинграде представил ослепительно талантливые вещи: полотна Малевича и Филонова, конструкции Татлина, театральные постановки Соколовского и Терентьева, «Фабрику эксцентрического актера», хореографию Лопухова и Баланчина, «новую петербургскую прозу», ОБЭРИУ, симфонии и оперы Шостаковича. Но вся эта лихорадочная работа, импульс которой был задан во многом новациями Серебряного века и которую Лев Лосев предложил суммировать как «бронзовый век», совершалась в неподходящей атмосфере, под постоянным и все усиливавшимся давлением одновременно сверху и снизу.

Сверху нажим исходил от укреплявшегося не по дням, а по часам бюрократического государственного аппарата. Снизу напирали хлынувшие в город необразованные крестьянские массы. Агрессивно-консервативный, филистерский вкус в культуре был общим для верхов и низов. В этой обстановке «бронзовый век» в Ленинграде, как и во всей стране, был обречен.

Внутри России «левому фронту» не удалось выполнить и малой части своих задач. Зато он стал необычайно популярным в интеллектуальных кругах Запада. В этом аспекте сравнение с «Миром искусства» оказывается поучительным. Лидеры «Мира искусства», за исключением Дягилева, не стали культурными иконами на Западе; это же можно сказать и о русских символистах. Зато внутри России культуртрегерские задачи «Мира искусства» и символистов оказались в значительной степени реализованными. Правда, и здесь «социалистическим реалистам» удалось оттеснить в тень многих общепризнанных «мирискусников». Но это произошло позднее, на переломе XX века, и менее всего затронуло Ленинград, в котором авторитет «Мира искусства» даже в самые тяжкие годы сталинского культурного «зажима» оставался, вопреки господствующему подходу, незыблемым.



источник: Петербург - судьба и миф
История культуры Санкт-Петербурга
С.Волков


Полезные сайты:
World-Tours: Занимательная география
Россия, достопримечательности
Европа, достопримечательности
SpaceFly: Авиация мира
EducationSPB: Справочная литература




просмотров: 422
Booking.com
Search Results from Ebay.US* DE* FR* UK
Николай Алексеевич Полевой (1796-1846) - писатель, драматург, литературный

$12.09
End Date: Sep-25 04:28
Buy It Now for only: US $12.09
Buy it now |
Жан Шаплен (1595—1674) - французский поэт и литературный критик, член

$15.54
End Date: Sep-25 04:35
Buy It Now for only: US $15.54
Buy it now |
Ковчег. Литературный журнал. № 3. 1979 . Kovcheg. Literary magazine.

$49.99
End Date: Oct-06 03:30
Buy It Now for only: US $49.99
Buy it now |
Читатель как литературный герой: Изображение читателя в художественной литератур

$149.96
End Date: Oct-22 07:16
Buy It Now for only: US $149.96
Buy it now |
Nikolai Gogol Literary path Khrapchenko Литературный путь Величие писателя 1984

$21.21
End Date: Sep-26 05:27
Buy It Now for only: US $21.21
Buy it now |
Толстый Литературный альманах 1 - Главный русский писатель - Все включено

$7.49
End Date: Sep-25 21:57
Buy It Now for only: US $7.49
Buy it now |
Anton Krainy (Зинаида Гиппиус) Литературный дневник Hardcover Russian

$8.50
End Date: Sep-28 06:50
Buy It Now for only: US $8.50
Buy it now |
1957 I.Sashin LITERARY COMPLEX ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОМПЛЕКС Parodies in Russian

$16.20
End Date: Sep-27 16:49
Buy It Now for only: US $16.20
Buy it now |
Search Results from «Озон» История Санкт-Петербурга
 
Сергей Носов Тайная жизнь петербургских памятников
Тайная жизнь петербургских памятников
Необычная книга о "тайной жизни" памятников, несомненно, спровоцирует петербургского читателя на дополнительные прогулки по городу, а не петербургского - на посещение Петербурга. Написана она другом и доброжелателем памятников писателем Сергеем Носовым. Сравнить ее можно разве что с увлекательными книгами о животных, в среде которых подолгу живет исследователь....

Цена:
315 руб

Достопримечательности Ленинграда
Достопримечательности Ленинграда
Санкт- Петербург знаменовал собой победу России в многовековой борьбе за свои невские земли. Открылось "окно в Европу", к просторам Балтики. Отныне страна становилось не только сухопутной, но и морской державой. Петр I успешно использовал созревшие условия для коренных преобразований в экономике и политике крепнувшей страны. Он и столицу строил с невиданным доселе размахом, придав ей с первых лет оборонительное и торгово-промышленное значение. "По мшистым, топким берегам " возникали каменные палаты - дворцы, сооружались верфи, мануфактуры, пороховые заводы, литейные мастерские.
Архитектура города повергает в благоговейный трепет каждого неравнодушного зрителя. Лицо города соединяет в себе строгую античную красоту, живость чувства и глубину мысли. Неповторимое очарование Ленинграда - в редкой гармонии воды, камня, и неба.
Очерки, представленные в данной книге, содержат подробный рассказ об историческом прошлом, истории создания, архитектурном своеобразии достопримечательностей города....

Цена:
199 руб

Пушкинский век. Панорама столичной жизни
Пушкинский век. Панорама столичной жизни
Без суперобложки. В тридцати трех главах книги рассказывается о политических и административных учреждениях Петербурга, о его общественной и культурной жизни, о жизни двора и высшего света, о том, как менялся город, его архитектурный облик, какими были повседневный быт, занятия и нравы горожан.
В шести очерках "Из Петербургской хроники", дополняющих основное повествование, дана история самых знаменательных дней в судьбе столицы.
Книга иллюстрирована гравюрами, литографиями, рисунками и картинами пушкинской эпохи, а также фрагментами "Подробного плана столичного города Санкт-Петербурга", выполненного в 1828 году известным военным топографом генералом Ф.Шубертом. Издание снабжено адресным и топографическими указателями....

Цена:
269 руб

С Маяковским по Санкт-Петербургу
С Маяковским по Санкт-Петербургу
Книга знакомит читателей с памятными местами Санкт-Петербурга, где жил, работал, бывал, встречался с друзьями В.В.Маяковский, рассказывает о роли города в жизни и творчестве поэта, о неразрывных связях с ним, даже если он находился вдали от него.
Написанная в жанре историко-краеведческого очерка, книга может служить путеводителем по историческим адресам города, связанным с пребыванием Маяковского на берегах Невы....

Цена:
449 руб

Город муз. Царское Село в поэзии
Город муз. Царское Село в поэзии
Эрих Голлербах - замечательный исследователь живописи, скульптуры, архитектуры и поэзии, работавший в 10-е - 40-е годы нашего века.
В книге ГОРОД МУЗ Э.Голлербах рассказывает о русских поэтах, для которых "отечеством" было Царское Село: Пушкине, Кюхельбекере, Анненском, Гумилеве, гр.В.Комаровском...
Автор рассматривает Царское Село как "литературный символ и памятник быта"....

Цена:
323 руб

Загородные императорские резиденции. Будни. Праздники. Трагедии
Загородные императорские резиденции. Будни. Праздники. Трагедии
Основанная на мемуарах современников российских императоров от Петра Великого до Николая II, книга посвящена частной и светской жизни в императорских дворцах в окрестностях Петербурга. Книга рассказывает о том, как развлекались российские цари, как вершилась на аллеях парков большая политика, какие личные драмы разыгрывались под крышами дворцов и павильонов....

Цена:
373 руб

Александр Краснолуцкий Охтинская энциклопедия. Малая Охта
Охтинская энциклопедия. Малая Охта
Представляем вашему вниманию второй том "Охтинской энциклопедии" - "Малая Охта". В книге представлен богатейший материал из различных исторических источников - летописей, частных коллекции, научных исследований, мемуаров.
Автор поведает вам много нового и интересного об улицах и переулках, о реках и мостах, памятниках и церквях этого исторического района... Строго научная структурированность книги А.Ю.Краснолуцкого только подчеркивает яркий и динамичный авторский стиль изложения, а богатая насыщенность иллюстративным материалом и подробные приложения делают ее интересной не только для опытных исследователей, но и для всех тех. кому интересна история Санкт-Петербурга в общем и Охты в частности....

Цена:
679 руб

Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов
Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов
Книга Б.К.Пукинского, построенная в форме вопросов и ответов, повествует о наиболее интересных событиях и фактах из истории Санкт - Петербурга и его сегодняшней жизни, о природных условиях региона, о памятниках скульптуры и архитектуры, которыми так богат город. Вы сможете узнать, когда и где появились в Санкт - Петербурге первые часы или фонари, сколько было в нем наводнений, где жила Пикова дама и где находятся самые молодые в городе сфинксы. Третье издание книги потребовало ее значительной переработки с учетом многих реалий нашего времени. Книга рассчитана на широкий круг читателей, желающих побольше узнать о Петербурге, о его истории и культуре....

Цена:
222 руб

Ломоносов. Дворцы и парки
Ломоносов. Дворцы и парки
На южном берегу Финского залива, в 44 километрах от Санкт-Петербурга, расположен город Ломоносов (Ораниенбаум). Возникновение города относится к первой четверти XVIII века и связано со строительством загородного дворца А.Д.Меншикова - сподвижника Петра I. В 1780 году специальным указом городу присвоили герб - изображение дерева с оранжевым плодом на серебряном щите (Ораниенбаум в переводе означает "померанцевое дерево .
Вплоть до 1917 года дворцы и парки Ораниенбаума были загородной резиденцией царской семьи и знати.
В альбоме рассказывается о парках и дворцах Ломоносова с использованием цветных фотографий-иллюстраций....

Цена:
264 руб

Каменный остров. Историко-архитектурный очерк. XVIII - XXI вв.
Каменный остров. Историко-архитектурный очерк. XVIII - XXI вв.
Эта книга - историко-архитектурный очерк об одном из самых романтичных и неповторимых уголков Петербурга. Каменный остров с момента основания Северной столицы стал одним из элитных районов - именитые дворяне и члены царской фамилии возводили здесь дворцы и усадьбы, устраивали пруды, сады и оранжереи. Пройдя сквозь столетия, остров украсился прекрасными архитектурными ансамблями - пронзительная красота Серебряного века воплотилась в его облике. Автор расскажет вам об исторических вехах в жизни этой части старого Петербурга, о знаменитых людях, чьи имена неразрывно связаны с ним - государственных деятелях, поэтах, архитекторах, а также о том, как сложилась судьба Каменного острова в наши дни....

Цена:
293 руб



2003 Copyright © Санкт-Петербург Peterlife.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Угостить администратора сайта, чашечкой кофе *https://paypal.me/peterlife
  Яндекс цитирования