Санкт-Петербург онлайн
Литературный «диссидент» Лесков

Литературный «диссидент» Лесков

Литературный «диссидент» Лесков любил экзотические сюжеты, на которые ошарашенные критики не знали, как и реагировать. Его «очерк» о купчихе Катерине Измайловой, которую роковая любовь толкает на тройное убийство, более полувека оставался в тени; мировую славу принесла ему опера Шостаковича. Парадокс заключается в том, что Шостакович радикально переосмыслил сюжет Лескова; как написал об этом Соллертинский, «изменена оценка ролей: жертвы становятся палачами, убийца – жертвой». У Шостаковича Катерина убивает защищаясь, и композитор ее оправдывает. Женоненавистническое произведение Лескова трансформировано в феминистский апофеоз.

Соллертинский считал, что «в истории русского музыкального театра после «Пиковой дамы» не появлялось произведения такого масштаба и глубины, как «Леди Макбет». В своих операх Чайковский трактовал женские характеры с пронзительной жалостью и симпатией. Шостакович продолжил эту традицию. Его Катерина – «полифоническая» героиня, в ней борются сильные страсти и глубокие чувства, она может быть нежной, страстной, заботливой, жестокой. Соллертинский одним из первых отметил, что вокальная партия убийцы Катерины – «сплошь лирическая, глубоко певучая», при том что опере в целом присущ «трагический – скорее шекспировский, нежели лесковский размах…».

В «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича существуют остроконтрастные куски: экспрессионистское изображение звериного купеческого быта, сатирические «карнавальные» картинки полицейского аппарата, драматические сцены из жизни каторги «по Достоевскому». Еще одно разительное сходство оперы с «полифоническими» романами Достоевского: криминальный сюжет произведения, держа публику в постоянном напряжении, развертывается так, что дает повод к социальным и философским обобщениям.

С членами своего кружка Бахтин обсуждал идею особого, «полифонического художественного мышления», выходящего за пределы жанра романа. В своей второй опере Шостакович показал себя мастером такого мышления. Он не судит Катерину Измайлову, а дает ей возможность высказаться через противоречивые действия и эмоции. Это произведение Шостаковича создавалось в сфере влияния эстетики кружка Бахтина. Видный участник кружка Соллертинский был ближайшим советчиком Шостаковича в годы написания этого опуса. Он присутствовал на всех репетициях оперы, активно вмешиваясь в их ход, постоянно подбадривая, подстрекая и провоцируя дирижера, солистов да и самого автора.

Премьера «Леди Макбет» в 1934 году в Ленинграде прошла с феноменальным успехом: в первые же пять месяцев оперу показали при аншлагах 36 раз. Счастливый Шостакович мог себе позволить в письме к другу иронизировать: «Публика слушает очень внимательно и начинает бежать за галошами только после падения занавеса». «Леди Макбет» поставили и в Москве, тоже триумфально, но здесь произошла катастрофа: в январе 1936 года на одно из представлений оперы пришел сам Сталин. Спектакль его разгневал, и он ушел, не дождавшись конца.

Об эмоциях Сталина можно с большой достоверностью судить по появившейся через два дня в партийной газете «Правда» передовице «Сумбур вместо музыки», почти наверняка продиктованной самим Сталиным: «Слушателя с первой же минуты ошарашивает в опере нарочито нестройный, сумбурный поток звуков. Обрывки мелодии, зачатки музыкальной фразы тонут, вырываются, снова исчезают в грохоте, скрежете и визге. Следить за этой «музыкой» трудно, запомнить ее невозможно… Музыка крякает, ухает, пыхтит, задыхается, чтобы как можно натуральнее изобразить любовные сцены… Хищница-купчиха, дорвавшаяся путем убийств к богатству и власти, представлена в виде какой-то «жертвы» буржуазного общества… Это воспевание купеческой похотливости некоторые критики назвали сатирой. Ни о какой сатире здесь и речи не может быть. Всеми средствами и музыкальной и драматической выразительности автор пытается привлечь симпатии публики к грубым и вульгарным стремлениям и поступкам купчихи Екатерины Измайловой».

Все это сказано темпераментно, от души. Нетрудно поверить, что Сталина лично оскорбили и экспрессионистские излишества музыки Шостаковича, и ее беспрецедентно откровенный эротический характер, и общий ярко выраженный феминистский характер оперы. Но Сталин имел в виду нечто более серьезное, чем публичное выражение личного неудовольствия. Это стало ясным, когда редакционные статьи «Правды», яростно атакующие «формалистов» и «псевдоноваторов» в советском искусстве, посыпались одна за другой. Характерны их грубые, безапелляционные, звучащие как приговоры заголовки: «Балетная фальшь», «Какофония в архитектуре», «О художниках-пачкунах», «Внешний блеск и фальшивое содержание».

В обязательном порядке организовывались их «обсуждения», на которых безумно напуганные писатели, композиторы, художники обвиняли друг друга в формализме, отрыве от народа и прочих смертных грехах, а также упражнялись в смиренной самокритике. Подобного публичного унижения в той или иной степени не избежал ни один крупный деятель советского искусства.

В передовице «Правды» об опере Шостаковича, давшей толчок этой лавине, была сформулирована с предельной четкостью официальная жесткая установка, которая охватывала не просто искусство, а культуру в широком смысле: «Левацкое уродство в опере растет из того же источника, что и левацкое уродство в живописи, в поэзии, в педагогике, в науке. Мелкобуржуазное «новаторство» ведет к отрыву от подлинного искусства, науки, от подлинной литературы». Одна фраза из этой передовицы звучала особенно зловеще, «по-сталински»: «Это игра в заумные вещи, которая может кончиться очень плохо».

Публикации в «Правде» были справедливо восприняты как прямые директивы. «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича немедленно сняли с репертуара и в Ленинграде, и в Москве. Обруганные книги изымались из библиотек и уничтожались, пьесы запрещались, художественные выставки закрывались. Один чиновник от культуры позднее вспоминал, как его послали «навести окончательный порядок» в ленинградский Русский музей, где хранилась ценная коллекция отечественного авангарда. Придя в музей, он увидел в залах кучи мусора, из которых торчали работы Малевича и Филонова. Ему было приказано эти картины уничтожить. Рискуя головой, он упрятал их глубоко в запасники, сохранив для будущих поколений.

Культурные «чистки» 1936 года стали кульминацией длительного процесса, в ходе которого искусный манипулятор общественным мнением Сталин формировал советское искусство и литературу согласно своим далеко идущим пропагандистским целям. Уже в 1932 году он распустил все литературные и художественные группировки, в том числе и всемогущую Российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП), на которую прежде опирался. Термины «пролетарская культура» и «попутчики революции», которыми так ловко жонглировала РАПП, были отменены, вместо них вводились новые – «советская культура» и «советские писатели». Единая новая организация – Союз советских писателей – создавалась как образец для бюрократической координации всех «творческих» профессий, в том числе композиторов, художников, архитекторов.

Одновременно официально было провозглашено, что магистральной дорогой развития советской культуры является реализм, но не простой, а «социалистический». Имелось в виду, что советские творческие силы должны восхвалять социализм и делать это в традиционных реалистических формах. Была создана атмосфера, в которой со все возраставшей ригористичностью любая попытка к экспериментаторству в искусстве объявлялась формализмом. Соответственно, «формалист» стал самым страшным ярлыком, какой только мог быть навешен на писателя, художника или композитора.

Запуганные и сломленные лидеры русского авангарда сдавались один за другим; в 30-е годы это называлось перестройкой. Перестроиться пытался, к примеру, Малевич. Перестав работать в своей супрематической манере, он стал писать реалистические портреты. Это интересные и значительные картины, но в душе Малевич, вне всякого сомнения, продолжал считать себя в первую очередь создателем нефигуративного супрематизма. Когда в 1935 году Малевич умер, то его, по свидетельству Лидии Гинзбург, «хоронили с музыкой и в супрематическом гробу. Публика стояла на Невском шпалерами, и в публике говорили: наверно, иностранец! <…> Супрематический гроб был исполнен по рисунку покойника. Для крышки он запроектировал квадрат, круг и крест, но крест отвели, хотя он и назывался пересечением двух плоскостей».

Отношение массовой аудитории к авангардистам как к иностранцам отмечено зорко. В России экспериментальное искусство, в сущности, так и не привилось. Во все времена особенно высоко ценилось «гражданское» направление в культуре, а требование «реализма», понимаемого в первую очередь как натуралистическое жизнеподобие, было выдвинуто популистами еще в 60-е годы XIX века и тогда же утвердилось в интеллектуальных кругах. Как говорила с горечью в 60-е годы Анна Ахматова, «в то хорошее, к чему призывали народники, никто не поверил. А в «реализм» их – поверили сразу. И надолго».

В первые годы XX века символисты и главным образом художественное общество «Мир искусства» во главе с Александром Бенуа и Дягилевым преуспели в перевоспитании значительной части русской интеллектуальной элиты, особенно в Петербурге. Новые представления о возможностях и задачах культуры начали пускать корни; этот период, окрашенный Серебряным веком, подготовил почву для буйного цветения русского авангарда. Но широкие круги профессионалов, не говоря уж о публике, остались от этого процесса в стороне. Когда после революции 1917 года авангард, на короткий период захватив некоторые командные позиции, попытался распространиться вглубь и вширь, культурная контрреволюция не замедлила себя ждать.

Петербург, как наиболее западно ориентированный из русских культурных центров, раньше всех воспринял идеи модерна и дольше всех оставался площадкой для авангардных экспериментов. В послереволюционные годы культурный «левый фронт» в Петрограде-Ленинграде представил ослепительно талантливые вещи: полотна Малевича и Филонова, конструкции Татлина, театральные постановки Соколовского и Терентьева, «Фабрику эксцентрического актера», хореографию Лопухова и Баланчина, «новую петербургскую прозу», ОБЭРИУ, симфонии и оперы Шостаковича. Но вся эта лихорадочная работа, импульс которой был задан во многом новациями Серебряного века и которую Лев Лосев предложил суммировать как «бронзовый век», совершалась в неподходящей атмосфере, под постоянным и все усиливавшимся давлением одновременно сверху и снизу.

Сверху нажим исходил от укреплявшегося не по дням, а по часам бюрократического государственного аппарата. Снизу напирали хлынувшие в город необразованные крестьянские массы. Агрессивно-консервативный, филистерский вкус в культуре был общим для верхов и низов. В этой обстановке «бронзовый век» в Ленинграде, как и во всей стране, был обречен.

Внутри России «левому фронту» не удалось выполнить и малой части своих задач. Зато он стал необычайно популярным в интеллектуальных кругах Запада. В этом аспекте сравнение с «Миром искусства» оказывается поучительным. Лидеры «Мира искусства», за исключением Дягилева, не стали культурными иконами на Западе; это же можно сказать и о русских символистах. Зато внутри России культуртрегерские задачи «Мира искусства» и символистов оказались в значительной степени реализованными. Правда, и здесь «социалистическим реалистам» удалось оттеснить в тень многих общепризнанных «мирискусников». Но это произошло позднее, на переломе XX века, и менее всего затронуло Ленинград, в котором авторитет «Мира искусства» даже в самые тяжкие годы сталинского культурного «зажима» оставался, вопреки господствующему подходу, незыблемым.



источник: Петербург - судьба и миф
История культуры Санкт-Петербурга
С.Волков


Полезные сайты:
World-Tours: Занимательная география
Россия, достопримечательности
Европа, достопримечательности
SpaceFly: Авиация мира
EducationSPB: Справочная литература




просмотров: 574

Hotel Baltpark
Адрес:Латвия, г. Рига

Ilyssion Hotel
Адрес:Греция, Родос, г. Остров Родос

Di Pantai Boutique Resort & Spa
Адрес:Таиланд, Пхукет, г. Пляж Патонг-Бич
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Russia St. Петербург Petersburg Leningrad SPB Trinity Cathedral pre WWI postcard

$1.99
End Date: Sunday Jun-24-2018 7:09:24 PDT
Buy It Now for only: $1.99
|
Russia St. Петербург Petersburg Leningrad SPB - Central City Kirov Park postcard

$1.99
End Date: Sunday Jun-24-2018 6:58:42 PDT
Buy It Now for only: $1.99
|
Russia St. Петербург Petersburg SPB - Kazan Square Singer House pre WWI postcard

$4.99
End Date: Sunday Jun-24-2018 7:25:21 PDT
Buy It Now for only: $4.99
|
Russia St. Петербург Petersburg SPB - Newsky Ave Tramways pre WWI postcard

$3.99
End Date: Sunday Jun-24-2018 6:57:10 PDT
Buy It Now for only: $3.99
|
 St. Petersburg AeroArt Tamerlane in Battle Armor  #078

$75.00 (1 Bid)
End Date: Wednesday Jun-20-2018 20:31:02 PDT
|
AeroArt St. Petersburg Collection #370 Sultan Saladin Retired Figure MINT in Box

$1.99 (0 Bids)
End Date: Monday Jun-18-2018 13:09:48 PDT
|
St. Petersburg. Niena Studio. Sheppard. Unpainted Metal Figure.

$239.00 (1 Bid)
End Date: Monday Jun-18-2018 16:02:34 PDT
|
saint petersburg russia aeroart 54mm scottish warrior w/flag 2001#G254.1 rareoop

$79.95
End Date: Saturday Jul-14-2018 7:18:34 PDT
Buy It Now for only: $79.95
|
Search Results from «Озон» История Санкт-Петербурга
 
Илья Стогов Ключи от Петербурга. От Гумилева до Гребенщикова за тысячу шагов. Путеводитель по петербургской культуре XX в
Ключи от Петербурга. От Гумилева до Гребенщикова за тысячу шагов. Путеводитель по петербургской культуре XX в
Илья Стогов открывает для нас свой Петербург - город удивительных легенд, непризнанных поэтов, отчаянных рок-н-ролльщиков и звезд подпольной культуры....

Цена:
399 руб

Елена Келлер Отечеству полезные дела. Деловая жизнь в старом Петербурге
Отечеству полезные дела. Деловая жизнь в старом Петербурге
В книге "Отечеству полезные дела. Деловая жизнь в старом Петербурге" рассказывается об истории петербургской коммерции в XVIII - начале XX века: о становлении банковского, биржевого и страхового дела; о столичной торговле и торговой рекламе; о средствах коммуникации; развитии транспорта и связи; о домовладении, водоснабжении и особенностях рынка недвижимости. Особое внимание уделяется образу жизни купеческих семей, воспитанию детей, домашним праздникам, повседневным обычаям, вкусам и привычкам столичных купцов.
В увлекательном повествовании приводятся выдержки из воспоминаний, литературных произведений, писем, журнальных и газетных статей. В качестве иллюстраций использованы живописные работы известных художников, гравюры, фотографии и коллекционные открытки.

Книга предназначена для широкого круга читателей....

Цена:
3929 руб

Православный Петербург в записках иностранцев
Православный Петербург в записках иностранцев
Издание 1995 года выпуска. Сохранность хорошая.
Книга рассчитана на широкого читателя, интересующегося вопросами истории, культуры, международных отношений, хотя новая, необычная постановка проблемы, значительный справочный аппарат делают ее интересной и полезной в равной степени и для специалистов....

Цена:
343 руб

 Храмы Санкт-Петербурга / Temples of St. Petersburg (подарочное издание)
Храмы Санкт-Петербурга / Temples of St. Petersburg (подарочное издание)
Альбом "Храмы Санкт-Петербурга" содержит около 350 цветных фотографий храмов города и ближайших пригородов. Помимо памятников XVIII-начала XIX в., в него включены и некоторые церкви, построенные в наши дни. Краткие комментарии содержат сведения по истории каждого храма и главных его святынь. Альбом предназначен для широкого круга любителей истории и православной культуры....

Цена:
3469 руб

 Панорама Невского проспекта / Panorama of Nevsky Prospect
Панорама Невского проспекта / Panorama of Nevsky Prospect
Эта книга дает замечательную возможность познакомиться со знаменитой "Панорамой Невского проспекта", запечатлевшей главную улицу Санкт-Петербурга в 30-е годы XIX века.

Впервые литографированные акварели В.С.Садовникова изданы полностью, в виде цветного альбома....

Цена:
472 руб

Пригороды Ленинграда
Пригороды Ленинграда
Пушкин, Павловск, Петродворец и другие пригороды Ленинграда славятся дворцово-парковыми и усадебными ансамблями XIII-XIX вв., имеющими непреходящую историческую и культурную ценность. Книга знакомит с этапами их создания, со стилистическими особенностями произведений архитектуры, монументально-декоративной скульптуры и садово-паркового искусства. Авторы уделяют внимание и вопросам реставрации архитектурно-художественных памятников. В книге рассказывается также о современных монументах, воздвигнутых в честь В.И.Ленина, героев революции и на местах боев за освобождение Ленинграда из кольца вражеской блокады....

Цена:
262 руб

П. Климов Религиозный Петербург
Религиозный Петербург
Государственный Русский музей, обладающий богатейшей коллекцией памятников церковного искусства, уже не в первый раз показывает и публикует их на разных выставках и в изданиях. В этом смысле "Религиозный Петербург" - продолжение темы о церковной культуре, собираемой и публикуемой Русским музеем.
В издании, посвященном Петербургу в его религиозной ипостаси, впервые реконструирована интернациональная духовная атмосфера, свойственная этому городу с момента его основания.
Выявление и сбор исторических фактов и изображений, систематизация и аннотирование материала, во многом неизвестного ранее, - огромный труд сотрудников Русского музея вместе с коллегами из нескольких других музеев, архивов и библиотек.
Целью настоящего каталога является презентация уникальных художественных произведений и фотографий, связанных с историей петербургских храмов и церковной жизнью российской столицы с момента ее основания и до 1917 года.
Каталог представляет собой большой информационный массив, содержащий в концентрированном и систематизированном виде изобразительные и текстовые материалы. Для удобства читателей основная часть издания разбита на разделы в соответствии с традиционной периодизацией по царствованиям. Вступительная статья к разделу завершается хронологической таблицей, раскрывающей наиболее важные аспекты церковной жизни Петербурга в связи с личностью правящего монарха, в контексте культурной и политической жизни России. Внутри разделов материал, группируясь по храмам, воздвигнутым в данную эпоху, расположен в следующем порядке: монастыри, соборы, приходские церкви, церкви при государственных учреждениях, воинские церкви, церкви при дворцах и особняках, церкви при учебных заведениях, церкви при больницах, церкви религиозно-просветительских обществ, церкви при благотворительных заведениях, церкви при промышленных предприятиях, церкви при кладбищах, часовни, единоверческие церкви, инославные церкви. Старообрядческие храмы и молельни выделены в отдельный раздел, в котором материалы располагаются по хронологии. Основная часть издания дополняется статьями, посвященными истории Святейшего Синода, к которому особым блоком даются портреты виднейших петербургских иерархов Православной Церкви с их краткими биографиями, религиозной жизни российской столицы на рубеже XIX-XX веков и разрушению ее церквей в советский период российской истории, бытованию православной иконы в Петербурге.
Справочный аппарат содержит: словари - архитекторов; художников и скульпторов; христианских святых; библейских сюжетов; церковных терминов; архитектурных терминов; сравнительную таблицу прежних и современных названий улиц; список основной литературы, использованной при составлении издания. Все даты в каталоге до 1918 года даются по старому стилю. Названия улиц указываются по состоянию на 1917 год....

Цена:
3099 руб

Город муз
Город муз
Книга, состоящая из 20 краеведческих очерков, знакомит со своеобразной литературной биографией города Пушкина. Этот город,известен не только своими замечательными памятниками архитектуры н садово-паркового искусства, но и тем, что в нем жили и творили многие выдающиеся писатели и поэты. Среди них А.С.Пушкин, М.Лермонтов, Ф.Тютчев, С.Есенин, А.Н.Толстой, В.Шишков и многие другие русские и советские писатели и поэты. Вступительный очерк посвящен истории города Пушкина, в прошлом одной из блестящих загородных царских резиденций....

Цена:
101 руб

Город над Невой
Город над Невой
Сборник рассказов ленинградского писателя повествует о создании города, его революционных, боевых и трудовых традициях....

Цена:
67 руб

Утраченные памятники архитектуры Петербурга-Ленинграда
Утраченные памятники архитектуры Петербурга-Ленинграда
Альбом рассказывает об утраченных памятниках архитектуры Петербурга и Ленинграда....

Цена:
199 руб



2003 Copyright © Санкт-Петербург Peterlife.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Угостить администратора сайта, чашечкой кофе *https://paypal.me/peterlife
  Яндекс цитирования