Санкт-Петербург онлайн
Литературный «диссидент» Лесков

Литературный «диссидент» Лесков

Литературный «диссидент» Лесков любил экзотические сюжеты, на которые ошарашенные критики не знали, как и реагировать. Его «очерк» о купчихе Катерине Измайловой, которую роковая любовь толкает на тройное убийство, более полувека оставался в тени; мировую славу принесла ему опера Шостаковича. Парадокс заключается в том, что Шостакович радикально переосмыслил сюжет Лескова; как написал об этом Соллертинский, «изменена оценка ролей: жертвы становятся палачами, убийца – жертвой». У Шостаковича Катерина убивает защищаясь, и композитор ее оправдывает. Женоненавистническое произведение Лескова трансформировано в феминистский апофеоз.

Соллертинский считал, что «в истории русского музыкального театра после «Пиковой дамы» не появлялось произведения такого масштаба и глубины, как «Леди Макбет». В своих операх Чайковский трактовал женские характеры с пронзительной жалостью и симпатией. Шостакович продолжил эту традицию. Его Катерина – «полифоническая» героиня, в ней борются сильные страсти и глубокие чувства, она может быть нежной, страстной, заботливой, жестокой. Соллертинский одним из первых отметил, что вокальная партия убийцы Катерины – «сплошь лирическая, глубоко певучая», при том что опере в целом присущ «трагический – скорее шекспировский, нежели лесковский размах…».

В «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича существуют остроконтрастные куски: экспрессионистское изображение звериного купеческого быта, сатирические «карнавальные» картинки полицейского аппарата, драматические сцены из жизни каторги «по Достоевскому». Еще одно разительное сходство оперы с «полифоническими» романами Достоевского: криминальный сюжет произведения, держа публику в постоянном напряжении, развертывается так, что дает повод к социальным и философским обобщениям.

С членами своего кружка Бахтин обсуждал идею особого, «полифонического художественного мышления», выходящего за пределы жанра романа. В своей второй опере Шостакович показал себя мастером такого мышления. Он не судит Катерину Измайлову, а дает ей возможность высказаться через противоречивые действия и эмоции. Это произведение Шостаковича создавалось в сфере влияния эстетики кружка Бахтина. Видный участник кружка Соллертинский был ближайшим советчиком Шостаковича в годы написания этого опуса. Он присутствовал на всех репетициях оперы, активно вмешиваясь в их ход, постоянно подбадривая, подстрекая и провоцируя дирижера, солистов да и самого автора.

Премьера «Леди Макбет» в 1934 году в Ленинграде прошла с феноменальным успехом: в первые же пять месяцев оперу показали при аншлагах 36 раз. Счастливый Шостакович мог себе позволить в письме к другу иронизировать: «Публика слушает очень внимательно и начинает бежать за галошами только после падения занавеса». «Леди Макбет» поставили и в Москве, тоже триумфально, но здесь произошла катастрофа: в январе 1936 года на одно из представлений оперы пришел сам Сталин. Спектакль его разгневал, и он ушел, не дождавшись конца.

Об эмоциях Сталина можно с большой достоверностью судить по появившейся через два дня в партийной газете «Правда» передовице «Сумбур вместо музыки», почти наверняка продиктованной самим Сталиным: «Слушателя с первой же минуты ошарашивает в опере нарочито нестройный, сумбурный поток звуков. Обрывки мелодии, зачатки музыкальной фразы тонут, вырываются, снова исчезают в грохоте, скрежете и визге. Следить за этой «музыкой» трудно, запомнить ее невозможно… Музыка крякает, ухает, пыхтит, задыхается, чтобы как можно натуральнее изобразить любовные сцены… Хищница-купчиха, дорвавшаяся путем убийств к богатству и власти, представлена в виде какой-то «жертвы» буржуазного общества… Это воспевание купеческой похотливости некоторые критики назвали сатирой. Ни о какой сатире здесь и речи не может быть. Всеми средствами и музыкальной и драматической выразительности автор пытается привлечь симпатии публики к грубым и вульгарным стремлениям и поступкам купчихи Екатерины Измайловой».

Все это сказано темпераментно, от души. Нетрудно поверить, что Сталина лично оскорбили и экспрессионистские излишества музыки Шостаковича, и ее беспрецедентно откровенный эротический характер, и общий ярко выраженный феминистский характер оперы. Но Сталин имел в виду нечто более серьезное, чем публичное выражение личного неудовольствия. Это стало ясным, когда редакционные статьи «Правды», яростно атакующие «формалистов» и «псевдоноваторов» в советском искусстве, посыпались одна за другой. Характерны их грубые, безапелляционные, звучащие как приговоры заголовки: «Балетная фальшь», «Какофония в архитектуре», «О художниках-пачкунах», «Внешний блеск и фальшивое содержание».

В обязательном порядке организовывались их «обсуждения», на которых безумно напуганные писатели, композиторы, художники обвиняли друг друга в формализме, отрыве от народа и прочих смертных грехах, а также упражнялись в смиренной самокритике. Подобного публичного унижения в той или иной степени не избежал ни один крупный деятель советского искусства.

В передовице «Правды» об опере Шостаковича, давшей толчок этой лавине, была сформулирована с предельной четкостью официальная жесткая установка, которая охватывала не просто искусство, а культуру в широком смысле: «Левацкое уродство в опере растет из того же источника, что и левацкое уродство в живописи, в поэзии, в педагогике, в науке. Мелкобуржуазное «новаторство» ведет к отрыву от подлинного искусства, науки, от подлинной литературы». Одна фраза из этой передовицы звучала особенно зловеще, «по-сталински»: «Это игра в заумные вещи, которая может кончиться очень плохо».

Публикации в «Правде» были справедливо восприняты как прямые директивы. «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича немедленно сняли с репертуара и в Ленинграде, и в Москве. Обруганные книги изымались из библиотек и уничтожались, пьесы запрещались, художественные выставки закрывались. Один чиновник от культуры позднее вспоминал, как его послали «навести окончательный порядок» в ленинградский Русский музей, где хранилась ценная коллекция отечественного авангарда. Придя в музей, он увидел в залах кучи мусора, из которых торчали работы Малевича и Филонова. Ему было приказано эти картины уничтожить. Рискуя головой, он упрятал их глубоко в запасники, сохранив для будущих поколений.

Культурные «чистки» 1936 года стали кульминацией длительного процесса, в ходе которого искусный манипулятор общественным мнением Сталин формировал советское искусство и литературу согласно своим далеко идущим пропагандистским целям. Уже в 1932 году он распустил все литературные и художественные группировки, в том числе и всемогущую Российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП), на которую прежде опирался. Термины «пролетарская культура» и «попутчики революции», которыми так ловко жонглировала РАПП, были отменены, вместо них вводились новые – «советская культура» и «советские писатели». Единая новая организация – Союз советских писателей – создавалась как образец для бюрократической координации всех «творческих» профессий, в том числе композиторов, художников, архитекторов.

Одновременно официально было провозглашено, что магистральной дорогой развития советской культуры является реализм, но не простой, а «социалистический». Имелось в виду, что советские творческие силы должны восхвалять социализм и делать это в традиционных реалистических формах. Была создана атмосфера, в которой со все возраставшей ригористичностью любая попытка к экспериментаторству в искусстве объявлялась формализмом. Соответственно, «формалист» стал самым страшным ярлыком, какой только мог быть навешен на писателя, художника или композитора.

Запуганные и сломленные лидеры русского авангарда сдавались один за другим; в 30-е годы это называлось перестройкой. Перестроиться пытался, к примеру, Малевич. Перестав работать в своей супрематической манере, он стал писать реалистические портреты. Это интересные и значительные картины, но в душе Малевич, вне всякого сомнения, продолжал считать себя в первую очередь создателем нефигуративного супрематизма. Когда в 1935 году Малевич умер, то его, по свидетельству Лидии Гинзбург, «хоронили с музыкой и в супрематическом гробу. Публика стояла на Невском шпалерами, и в публике говорили: наверно, иностранец! <…> Супрематический гроб был исполнен по рисунку покойника. Для крышки он запроектировал квадрат, круг и крест, но крест отвели, хотя он и назывался пересечением двух плоскостей».

Отношение массовой аудитории к авангардистам как к иностранцам отмечено зорко. В России экспериментальное искусство, в сущности, так и не привилось. Во все времена особенно высоко ценилось «гражданское» направление в культуре, а требование «реализма», понимаемого в первую очередь как натуралистическое жизнеподобие, было выдвинуто популистами еще в 60-е годы XIX века и тогда же утвердилось в интеллектуальных кругах. Как говорила с горечью в 60-е годы Анна Ахматова, «в то хорошее, к чему призывали народники, никто не поверил. А в «реализм» их – поверили сразу. И надолго».

В первые годы XX века символисты и главным образом художественное общество «Мир искусства» во главе с Александром Бенуа и Дягилевым преуспели в перевоспитании значительной части русской интеллектуальной элиты, особенно в Петербурге. Новые представления о возможностях и задачах культуры начали пускать корни; этот период, окрашенный Серебряным веком, подготовил почву для буйного цветения русского авангарда. Но широкие круги профессионалов, не говоря уж о публике, остались от этого процесса в стороне. Когда после революции 1917 года авангард, на короткий период захватив некоторые командные позиции, попытался распространиться вглубь и вширь, культурная контрреволюция не замедлила себя ждать.

Петербург, как наиболее западно ориентированный из русских культурных центров, раньше всех воспринял идеи модерна и дольше всех оставался площадкой для авангардных экспериментов. В послереволюционные годы культурный «левый фронт» в Петрограде-Ленинграде представил ослепительно талантливые вещи: полотна Малевича и Филонова, конструкции Татлина, театральные постановки Соколовского и Терентьева, «Фабрику эксцентрического актера», хореографию Лопухова и Баланчина, «новую петербургскую прозу», ОБЭРИУ, симфонии и оперы Шостаковича. Но вся эта лихорадочная работа, импульс которой был задан во многом новациями Серебряного века и которую Лев Лосев предложил суммировать как «бронзовый век», совершалась в неподходящей атмосфере, под постоянным и все усиливавшимся давлением одновременно сверху и снизу.

Сверху нажим исходил от укреплявшегося не по дням, а по часам бюрократического государственного аппарата. Снизу напирали хлынувшие в город необразованные крестьянские массы. Агрессивно-консервативный, филистерский вкус в культуре был общим для верхов и низов. В этой обстановке «бронзовый век» в Ленинграде, как и во всей стране, был обречен.

Внутри России «левому фронту» не удалось выполнить и малой части своих задач. Зато он стал необычайно популярным в интеллектуальных кругах Запада. В этом аспекте сравнение с «Миром искусства» оказывается поучительным. Лидеры «Мира искусства», за исключением Дягилева, не стали культурными иконами на Западе; это же можно сказать и о русских символистах. Зато внутри России культуртрегерские задачи «Мира искусства» и символистов оказались в значительной степени реализованными. Правда, и здесь «социалистическим реалистам» удалось оттеснить в тень многих общепризнанных «мирискусников». Но это произошло позднее, на переломе XX века, и менее всего затронуло Ленинград, в котором авторитет «Мира искусства» даже в самые тяжкие годы сталинского культурного «зажима» оставался, вопреки господствующему подходу, незыблемым.



источник: Петербург - судьба и миф
История культуры Санкт-Петербурга
С.Волков


Полезные сайты:
World-Tours: Занимательная география
Россия, достопримечательности
Европа, достопримечательности
SpaceFly: Авиация мира
EducationSPB: Справочная литература




просмотров: 556

The Island
Адрес:Греция, Крит, г. Ираклион

Portonova
Адрес:Calle Mare de Deu de Montserrat, 2, 07008 Palma, Illes Balears, Spain

Коттедж «Арпат»
Адрес:Россия, Респ. Крым, г. Песчаное - Угловое
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Russia St. Петербург Petersburg SPB - Grand Hotel d'Europe Roof Garden postcard

$1.99
End Date: Sunday Apr-22-2018 10:30:40 PDT
Buy It Now for only: $1.99
|
Russia St. Петербург Petersburg Leningrad SPB - Central City Kirov Park postcard

$5.99
End Date: Sunday Apr-22-2018 10:51:59 PDT
Buy It Now for only: $5.99
|
Russia Peterhof Петергоф St. Петербург Petersburg SPB Peter The Great Statue PPC

$2.99
End Date: Sunday Apr-22-2018 11:13:38 PDT
Buy It Now for only: $2.99
|
Russia St. Петербург Petersburg Leningrad SPB Trinity Cathedral pre WWI postcard

$7.99
End Date: Sunday Apr-22-2018 11:37:01 PDT
Buy It Now for only: $7.99
|
The AeroArt St. Petersburg Collection #003

$215.50 (3 Bids)
End Date: Saturday Apr-21-2018 10:06:13 PDT
|
St. Petersburg 54 mm mounted Knight..."King Richard"!

$85.00 (0 Bids)
End Date: Saturday Apr-21-2018 10:41:21 PDT
|
St. Petersburg 54 mm foot Knight "Aero Art" with artillery on base!

$159.00 (0 Bids)
End Date: Saturday Apr-21-2018 10:08:51 PDT
|
St. Petersburg 54 mm mounted Knight "Amber"...banner of "St. Michael"!

$74.95
End Date: Friday May-18-2018 16:09:41 PDT
Buy It Now for only: $74.95
|
Search Results from «Озон» История Санкт-Петербурга
 
 Городское ралли. Санкт-Петербург. Игра
Городское ралли. Санкт-Петербург. Игра
Суть игры-прогулки можно сформулировать в двух словах — «гуляй и познавай». В набор входят очень красивые карты, нарисованные художниками, и список вопросов, напечатанный для удобства прямо на картах. Ответы на вопросы нужно искать во время прогулки прямо на улицах города. Архитектура, история, городской быт и культура, знаменитые люди и их творения — вопросы из самых разных областей знания, но при этом они не требуют специальной подготовки, лишь внимания, логики и... хорошей погоды....

Цена:
719 руб

Михаил Земцов
Михаил Земцов
Книга посвящена замечательному русскому архитектору Михаилу Григорьевичу Земцову - одному из первых зодчих Петербурга, отдавшему 30 лет своей жизни строительству молодого города на Неве....

Цена:
84 руб

М. И. Пыляев Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы. Избраные главы (подарочное издание)
Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы. Избраные главы (подарочное издание)
Богато иллюстрированное подарочное издание в кожаном переплете с блинтовым и золотым тиснением на обложке, трехсторонним золотым обрезом.

Есть книги, актуальность которых не теряется даже спустя столетия. К таковым смело можно отнести сочинение М.И.Пыляева "Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы", написанное в 1887 году.
Мало кому удавалось рассказать о Санкт-Петербурге так легко и непринуждённо, как ему, знаменитому журналисту, краеведу и бытописателю XIX века, сумевшему превратить официальную историю русской столицы в невероятно увлекательный рассказ.
Какими усилиями создавался этот прекрасный город, чем занимались его жители, какие строили дома, как они развлекались, чем торговали на рынках, какую одежду носили, какие анекдоты рассказывали - с помощью всех этих любовно собранных Пыляевым штрихов и деталей ему удалось создать неповторимый облик северной столицы....

Цена:
1869 руб

Петербург Петра I в иностранных описаниях
Петербург Петра I в иностранных описаниях
Издание 1991 года. Сохранность хорошая.
Ранний Петербург - его облик, застройка, общественная жизнь, быт и нравы первых горожан - известны нам преимущественно по описаниям, составленным несколькими западноевропейскими современниками бурных событий в России эпохи Петра Великого, посетившими берега Невы. Наша книга - первый свод этих ценных сочинений, без которых многое в начальной истории города оказалось бы утраченным безвозвратно. Два немца (один аноним, другой - некто по фамилии Геркенс), шведский военнопленный Л.Ю. Эренмальм, шотландский офицер П.Г. Брюс, французкий путешественник О. де ла Мотрэ и два анонимных поляка были внимательными и заинтересованными наблюдателями, создавшими панораму жизни Петербурга в 1710-1726 гг. - из записи, известные лишь узкому кругу специалистов, мы представляем сегодня вниманию читателей.
Русские переводы публикуемых текстов сопровождаются введением научного характера и комментариями. Книга рассчитана как на специалистов, историков, студентов, так и на самую широкую читательскую аудиторию....

Цена:
365 руб

Из жизни Петербурга 1890 - 1910-х годов
Из жизни Петербурга 1890 - 1910-х годов
Изданию воспоминаний Д.А.Засосова и В.И.Пызина предшествовала частичная публикация их в литературной обработке М.Е.Абелина в журнале "Нева" (1987-1989 гг.) под названием "Пешком по старому Петербургу".
Настоящая книга не является перепечаткой изданных текстов. Издательство предлагает читателю авторскую редакцию рукописей, восстановленную вдовой В.И.Пызина Е.И.Вощининой, за исключением некоторых глав и страниц, оставленных ею в журнальном варианте.
Изданием этой книги, снабженной солидным научным комментарием и богато иллюстрированной, издательство отдает дань уважения труду и таланту авторов мемуаров и выражает искреннюю признательность Екатерине Ильиничне Вощининой за её деятельное участие в подготовке текста к печати.

Авторы книги делятся своими воспоминаниями о городе, в котором они провели детские и юношеские годы. Их любопытство, наблюдательность, критический взгляд с большой долей юмора позволили им интересно рассказать о быте, нравах и обычаях петербуржцев разных слоев общества на рубеже столетий. Благодаря красочному описанию улиц, транспорта, рек и каналов читатель сможет составить себе представление и о самом городе, и о его дачных окрестностях. Их рассказ дополняет обширный комментарий, включающий фрагменты изданных в те годы материалов первых историков-бытописателей Петербурга....

Цена:
529 руб

Дмитрий Северюхин Старый художественный Петербург. Рынок и самоорганизация художников
Старый художественный Петербург. Рынок и самоорганизация художников
В книге описывается "прозаическая" сторона художественной жизни Санкт-Петербурга от эпохи Петра I до 1932 года. Предметом описания являются всевозможные рыночные структуры (лавки, магазины, галереи, салоны, аукционы и лотереи), с которыми так или иначе были связаны столичные художники, а также различные формы государственной и общественной поддержки искусства. Значительное место уделено формам самоорганизации художников - художественным объединениям. Под таким углом история отечественного искусства еще никогда не рассматривалась; некоторые известные события предстают в книге в неожиданном свете, а многие эпизоды и факты описываются впервые. В основу книги положены многолетние архивные изыскания автора, а также материалы петербургской периодической печати рассматриваемого периода, каталоги и прейскуранты выставок и аукционов, уставы и отчеты художественных объединений, мемуары и эпистолярное наследие художников и коллекционеров, новейшие изыскания по истории художественного рынка.
Книга снабжена рациональным справочным аппаратом, допускает выборочное чтение и обращение к ней как к энциклопедии художественной жизни старого Санкт-Петербурга. Именной указатель превышает 2800 позиции.

Она адресована как специалистам - искусствоведам, культурологам, историкам, социологам, краеведам, - так и достаточно широкому кругу лиц, интересующихся историей отечественного искусства....

Цена:
305 руб

Е. И. Жерихина Зимний сезон в салонах Петербурга
Зимний сезон в салонах Петербурга
Салон, как политический, светский или литературный прием, назначавшийся регулярно, в присутствии хозяйки дома и других дам был перенесен на русскую почву в конце XVIII века, став ответом образованной части жившего по европейским правилам общества на традиционные церковные и национальные запреты....

Цена:
169 руб

Город муз
Город муз
Книга, состоящая из 20 краеведческих очерков, знакомит со своеобразной литературной биографией города Пушкина. Этот город,известен не только своими замечательными памятниками архитектуры н садово-паркового искусства, но и тем, что в нем жили и творили многие выдающиеся писатели и поэты. Среди них А.С.Пушкин, М.Лермонтов, Ф.Тютчев, С.Есенин, А.Н.Толстой, В.Шишков и многие другие русские и советские писатели и поэты. Вступительный очерк посвящен истории города Пушкина, в прошлом одной из блестящих загородных царских резиденций....

Цена:
98 руб

Ленинградская область
Ленинградская область
Альбом, составленный из цветных и черно-белых фотографий, рассказывает о сегодняшнем дне Ленинградской области, ее достопримечательностях и исторических памятниках....

Цена:
195 руб

Поэтом воспетые. Парки города Пушкина
Поэтом воспетые. Парки города Пушкина
"Парки Пушкина" - так называют старинные дворцовые парки бывшего Царского Села. В парках Пушкина, как в драгоценном сплаве, слились воедино природа и искусство. Когда-то они вдохновляли великого Пушкина. Он провел здесь свою юность и на всю жизнь сохранил нежную привязанность к "Садам Лицея" - свидетелям его первых творческих опытов. Им посвящены многие строки, написанные поэтом.
Фотоальбом посвящен паркам и садам города Пушкина, воспетым Великим поэтом....

Цена:
74 руб



2003 Copyright © Санкт-Петербург Peterlife.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Угостить администратора сайта, чашечкой кофе *https://paypal.me/peterlife
  Яндекс цитирования