Санкт-Петербург онлайн
Юный Шостакович, Петроградская консерватория 1923

Юный Шостакович, Петроградская консерватория 1923

Юный Шостакович обладал даром мгновенно очаровывать своих новых знакомых. Интересно, что он особенно легко сходился со взрослыми, несмотря на свою внешнюю угловатость и некоторую «диковатость». Друзья утверждали, что все существо Шостаковича излучало огромной силы биотоки. Он ощущался как «электрически заряженный».

Шостаковича окружала аура гениальности. Уже в 1923 году, то есть когда ему было только 17 лет, его назвали гением в петроградском журнале «Театр». Ранняя слава, конечно, привлекала к нему внимание людей. Но притягивала также необыкновенная серьезность, сосредоточенность, впечатление невероятно интенсивной внутренней жизни.

Таким, ушедшим в себя, прислушивающимся к своим мыслям (или, быть может, возникающим в сознании музыкальным звукам) изображен Митя на своем первом известном портрете, выполненном углем и сангиной в сентябре 1919 года знаменитым петроградским художником Борисом Кустодиевым.

Кустодиев, которому тогда был 41 год, надписал на этом портрете: «Моему маленькому другу Мите Шостаковичу от автора». Шостаковича к художнику привела его дочка, Митина одноклассница, но подружился он именно с отцом. Шостакович играл Кустодиеву пьесы Грига, Шопена, Шумана, свои первые композиции. Кустодиев прозвал его Флорестаном – по имени одного из вымышленных персонажей «Карнавала» Шумана, порывистого и поэтичного: перед художником Митя, очевидно, не стеснялся раскрываться – фортепиано «говорило» за него, выступая посредником в общении.

Для Шостаковича Кустодиев олицетворял важную петербургскую традицию. Он был одним из виднейших членов группы «Мир искусства», в которой занимал особое положение. Лидер «Мира искусства» Бенуа и большинство его соратников были убежденными «западниками». В русской истории их прежде всего интересовал классицистский XVIII век, в котором они искали и находили связи и параллели с Западной Европой. Кустодиев, который у публики пользовался огромным успехом, среди рафинированных «мирискусников» чувствовал себя чужаком. Темы его картин были всегда исключительно русскими: ярмарки, масленицы, гулянья, празднично разодетые толпы, купцы, приказчики, мужики, белые церкви с золотыми куполами, тройки – все это ярко, красочно, размашисто, с бьющим через край темпераментом, то есть вовсе не в стиле «Мира искусства». Как вспоминал Кузьма Петров-Водкин, лидеры «Мира искусства» перед картинами Кустодиева молчали. Некоторые критики его работы вообще считали возрождением традиций передвижников, последней феерической вспышкой этого движения.

Женщины на портретах «мирискусников» были нервными, утонченными петербургскими дамами. Кустодиев упорно рисовал купчих – дебелых, монументальных, спокойных, воплощавших душевное и физическое здоровье. В России говорят – «кустодиевская женщина», как на Западе сказали бы – «рубенсовский тип». Но только на первый взгляд эти работы Кустодиева представляются апофеозом торжествующей бездумной плоти. Как заметил один русский критик, «в роскошестве многотелесных красавиц ощущаешь иронию, тревогу, тоску художника, русского интеллигента на рубеже двух веков…».

Это двойственное отношение Кустодиева к своей постоянной героине-купчихе с огромной силой выражено в его иллюстрациях к повести[72] Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», выполненных в 1922–1923 годах, когда Митя Шостакович был постоянным гостем в доме художника. История провинциальной купчихи Катерины Измайловой, из-за безумной любви ставшей убийцей, трактована Кустодиевым в «достоевских», сумрачных, иногда гротескных тонах. (Недаром именно Достоевский первым напечатал в 1865 году в своем журнале «Эпоха» этот «очерк» Лескова.) Рисунки Кустодиева впервые в книге появились в 1930 году; именно с этого издания вокруг полузабытой к тому времени «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова начался бум. Шостакович тогда же прочел книгу и, вдохновленный и текстом, и рисунками Кустодиева, решил немедля написать на сюжет Лескова оперу, которой суждено было стать одним из самых знаменитых музыкальных произведений XX века.

Ни этого примечательного издания, ни появления оперы Шостаковича Кустодиев не дождался. Он умер в 1927 году, 49 лет от роду. Последние 10 лет своей жизни Кустодиев провел в каталке – нижняя часть его тела была парализована (результат саркомы в области спинного мозга). Художнику, яркие, многокрасочные холсты которого были заполнены здоровыми, сильными людьми, почти каждое движение давалось с трудом, вызывая иногда нестерпимые боли. Мучительные операции не помогали. Врачи советовали Кустодиеву для эффективного лечения уехать на Запад. Он долго хлопотал о разрешении, но паспорт ему дали, когда было уже поздно.

Писатель Евгений Замятин, к постановке пьесы которого «Блоха» (тоже по Лескову) Кустодиев исполнил прогремевшие в Ленинграде декорации, сравнивал художника с древнерусскими святыми, «с той только разницей, что его подвиг был не во имя спасения души, а во имя искусства». Обыкновенно скептический и рациональный, Замятин непритворно изумлялся: «…какую творческую волю надо иметь в себе, чтобы, сидя вот так в кресле и стискивая зубы от боли, написать все эти картины». При этом Кустодиев почти всегда был оживлен, приветлив, элегантно одет, при красивом галстуке и безукоризненно белом воротничке. Его белокурые волосы были гладко расчесаны; аккуратно подстрижены усы и небольшая бородка. Ее Кустодиев сбрил, когда она начала седеть, объяснив жене: «К нам ходит много молодежи, бывают хорошенькие барышни, меня борода старит».

Только иногда Кустодиев позволял себе жаловаться: «Ноги – что… предмет роскоши! А вот рука начинает побаливать – это уже обидно». И этот инвалид написал огромный – в натуральный рост, на двухметровом холсте – портрет Федора Шаляпина, ставший не только лучшим изображением легендарного баса, но и живописным символом русского артиста. Шаляпин в бобровой шапке и почти оперной «боярской» шубе стоит на высоком холме на фоне простирающегося вдаль русского пейзажа. Этот пейзаж Кустодиев оживил ярмаркой, пестрым удалым народным гуляньем. Такой России уже не было в то время, это было воспоминание о прежних веселых днях. Шаляпин был, быть может, самым национальным из русских музыкантов: щедро одаренный природой гигант, умевший на оперной сцене быть одинаково вдохновенным в роли и грозного царя, и разгульного мужика. Он вышел из народа, понимал его душу и был его частью. Но он был также гениальным «рупором» этого народа, выразителем его эмоций, воплощением его потенциала. Вот эту сложную связь русского музыканта со своей страной и выразил в своей картине Кустодиев, комментировавший феномен Шаляпина так: «Здесь и необъятная силища природного дарования, и мужицкий смекалистый ум, и тонко усвоенная культура. Совершенно неповторимое явление!»

Портрет Кустодиева живет, вибрирует, дышит, переливается. Это симфония красок, и на Шостаковича она производила огромное впечатление, не в последнюю очередь потому, что он видел, как художник создавал эту великую символическую работу. На потолке студии Кустодиева был укреплен блок, через который пропустили веревку с привешенным на ее конце грузом. Таким образом художник мог, без посторонней помощи, удалять или приближать холст к своему креслу. Получалось, что Кустодиев работал как при росписи плафона под куполом церкви, но при этом испытывая постоянную мучительную боль. Для Шостаковича, часто приходившего в дом Кустодиева, это было также уроком профессионального мужества, вспомнившимся через 40 с лишним лет, когда у композитора стала отниматься правая рука и он начал тренировать левую, чтобы ни за что не прекращать сочинения. Его портрет работы Кустодиева висел в квартире Шостаковича на почетном месте. Богданов-Березовский любил говорить, что, думая об этом изображении Мити, он всегда вспоминает строки молодого поэта, их общего друга, посвященные композитору:

Я люблю весеннее небо,

Когда только что прошла гроза.

Это – твои глаза.



источник: Петербург - судьба и миф
История культуры Санкт-Петербурга
С.Волков


Полезные сайты:
World-Tours: Занимательная география
Россия, достопримечательности
Европа, достопримечательности
SpaceFly: Авиация мира
EducationSPB: Справочная литература




просмотров: 715
Booking.com
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Юный кронпринц Фридрих у парикмахера. Илл. Адольфа Менцеля. Geschichte

$13.50
End Date: Dec-14 05:28
Buy It Now for only: US $13.50
Buy it now |
Юный моряк. Фотография Г. Армстронга Робертса.

$16.87
End Date: Dec-24 04:30
Buy It Now for only: US $16.87
Buy it now |
Юный кронпринц Фридрих у парикмахера. Илл. Адольфа Менцеля. Geschichte

$11.81
End Date: Jan-04 04:03
Buy It Now for only: US $11.81
Buy it now |
Юный Иисус Христос. Гравюра с картины Карло Дольчи, художника флорентийской

$18.56
End Date: Dec-24 03:41
Buy It Now for only: US $18.56
Buy it now |
"Юный рисовальщик" работы Жан-Батиста Симеона Шардена, 1737 г. Из коллекции

$15.19
End Date: Dec-24 03:36
Buy It Now for only: US $15.19
Buy it now |
Юный лорд Александр Джордж Рассел, будущий генерал Британской армии, на своем

$20.25
End Date: Dec-24 04:36
Buy It Now for only: US $20.25
Buy it now |
Юный Александр Дюма младший (1824 — 1895), выступающий перед парижской толпой

$16.87
End Date: Dec-24 04:33
Buy It Now for only: US $16.87
Buy it now |
Юный лорд Александр Джордж Рассел (1821-1907), будущий генерал Британской армии

$20.25
End Date: Dec-24 04:30
Buy It Now for only: US $20.25
Buy it now |
Search Results from «Озон» История Санкт-Петербурга
 
Вячеслав Недошивин Адреса любви. Москва, Петербург, Париж. Дома и домочадцы русской литературы
Адреса любви. Москва, Петербург, Париж. Дома и домочадцы русской литературы
Вячеслав Недошивин - журналист, автор книги-путеводителя "Прогулки по Серебряному веку. Санкт-Петербург". В его новой книге "Адреса любви" - три места действия: Москва, Санкт-Петербург и Париж. Дома и домочадцы русской литературы неразрывно связаны. "Адреса любви" - не учебник по литературе, а уникальный путеводитель. "Здесь всё выстроено на документальной точности. Кто где жил, бывал, с кем спорил в знаменитых салонах, в кого влюблялся в поэтических кабачках - обо всем этом узнаешь, погружаясь в рассказы, объединившие историю, литературу, биографические загадки и - Географию Великой Поэзии..." (Борис Аверин)....

Цена:
649 руб

Михаил Земцов
Михаил Земцов
Книга посвящена замечательному русскому архитектору Михаилу Григорьевичу Земцову - одному из первых зодчих Петербурга, отдавшему 30 лет своей жизни строительству молодого города на Неве....

Цена:
109 руб

Кронштадтская крепость
Кронштадтская крепость
В книге на основании обширных архивных материалов, многие из которых впервые введены в научный оборот, рассказано о проектировании, строительстве и реконструкции первой отечественной военно-морской крепости, ее морских и сухопутных фортов, батарей, ряжевых и свайных преград. Подробно освещена роль Кронштадтской крепости в исторических событиях, происходивших на Балтике с начала XVIII в. и до середины XX в. Особое внимание уделено развитию строительной практики и техники. Текст иллюстрирован большим количеством цветных и черно-белых фотографий, гравюр, чертежей, многие из которых публикуются впервые....

Цена:
1189 руб

 Панорама Невского проспекта / Panorama of Nevsky Prospect
Панорама Невского проспекта / Panorama of Nevsky Prospect
Эта книга дает замечательную возможность познакомиться со знаменитой "Панорамой Невского проспекта", запечатлевшей главную улицу Санкт-Петербурга в 30-е годы XIX века.

Впервые литографированные акварели В.С.Садовникова изданы полностью, в виде цветного альбома....

Цена:
454 руб

Андреян Захаров
Андреян Захаров
Книга посвящена жизни и творчеству Андреяна Захарова - выдающегося зодчего периода наивысшего развития стиля классицизма в русской архитектуре.
Вся его жизнь связана с Петербургом. Здесь он родился, получил архитектурное образование, разработал многочисленные проекты, достиг вершин своего творчества. Самым значительным творением зодчего, где наиболее ярко раскрылся его талант архитектора и градостроителя, является здание Адмиралтейства. Это выдающийся памятник мировой архитектуры....

Цена:
195 руб

Валерий Попов Культовый Питер
Культовый Питер
Этот город манит к себе тысячи туристов. О нем много написано и много рассказано. Но он все равно - тайна...
Санкт-Петербург. Не помпезная, чарующая золотом дворцов и гранитом набережных столица Российской империи. Не туристическая Мекка, отливающая древностью со страниц глянцевых путеводителей. Просто город - глазами петербуржца, знающего, что таится за красивыми фасадами старинных зданий, за необычными названиями улиц, за неторопливым течением рек и каналов...
Культовый Питер, наш знакомый незнакомец, приоткрывает свои секреты на страницах этой книги....

Цена:
216 руб

Ленинград. Альбом
Ленинград. Альбом
Фотоальбом посвящен Ленинграду и ленинградцам. На его страницах вы увидите цветные фотографии, запечатлевшие современный (на момент издания альбома) облик города: Невский, Дворцовая с пионерами, Кировский завод, новые районы…....

Цена:
484 руб

Адмиралтейцы. История Ленинградского Адмиралтейского объединения
Адмиралтейцы. История Ленинградского Адмиралтейского объединения
В этой книге рассказывается об истории Ленинградского Адмиралтейского объединения, которое положило начало отечественному судостроению. С Адмиралтейских верфей за их долгую жизнь сошла едва ли не половина кораблей русского военного флота - прежде прославленных парусников, а позднее и паровых судов.
В годы Советской власти адмиралтейцы строили лесовозы, первые отечественные танкеры, портовые ледоколы, крупнейшие рыбопромысловые базы. Корабелы Адмиралтейских верфей прославились строительством первого в мире атомного ледокола "Ленин".
История Ленинградского Адмиралтейского объединения - это рассказ о революционных, боевых и трудовых традициях адмиралтейцев и о людях, умножающих сегодня его славу....

Цена:
176 руб

 Старый Петербург. Столица и окрестности
Старый Петербург. Столица и окрестности
В альбоме публикуются наиболее значительные произведения живописи и графики с видами Санкт-Петербурга и его окрестностей XVIII - середины XIX в., хранящиеся в фондах Государственного музея истории Санкт-Петербурга, одной из самых известных историко-художественных коллекций России, в основе которой лежит собрание созданного еще в начале XX в. Музея Старого Петербурга.
В альбом вошли как широко известные, так и редкие и даже никогда не публиковавшиеся изображения северной столицы. Среди художников, чьи произведения представлены в нем, и знаменитые мастера Дж.Кваренги, Б.Патерсен, В.С.Садовников, И.К.Айвазовский, и малоизвестные авторы. На публикуемых работах представлен не только парадный Петербург, по и его окраины, а также интерьеры жилых помещений и общественных зданий.
Все изображения снабжены подробными, во многих случаях уточненными, историческими и художественными атрибуциями, подготовленными авторами-составителями альбома - сотрудниками ГМИ СПб....

Цена:
3300 руб

Пушкинский век. Панорама столичной жизни
Пушкинский век. Панорама столичной жизни
В тридцати трех главах книги рассказывается о политических и административных учреждениях Петербурга, о его общественной и культурной жизни, о жизни двора и высшего света, о том, как менялся город, его архитектурный облик, какими были повседневный быт, занятия и нравы горожан.
В шести очерках "Из Петербургской хроники", дополняющих основное повествование, дана история самых знаменательных дней в судьбе столицы.
Книга иллюстрирована гравюрами, литографиями, рисунками и картинами пушкинской эпохи, а также фрагментами "Подробного плана столичного города Санкт-Петербурга", выполненного в 1828 году известным военным топографом генералом Ф.Шубертом.
Издание снабжено адресным и топографическими указателями....

Цена:
414 руб



2003 Copyright © Санкт-Петербург Peterlife.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Угостить администратора сайта, чашечкой кофе *https://paypal.me/peterlife
  Яндекс цитирования