Санкт-Петербург онлайн
Юный Шостакович, Петроградская консерватория 1923

Юный Шостакович, Петроградская консерватория 1923

Юный Шостакович обладал даром мгновенно очаровывать своих новых знакомых. Интересно, что он особенно легко сходился со взрослыми, несмотря на свою внешнюю угловатость и некоторую «диковатость». Друзья утверждали, что все существо Шостаковича излучало огромной силы биотоки. Он ощущался как «электрически заряженный».

Шостаковича окружала аура гениальности. Уже в 1923 году, то есть когда ему было только 17 лет, его назвали гением в петроградском журнале «Театр». Ранняя слава, конечно, привлекала к нему внимание людей. Но притягивала также необыкновенная серьезность, сосредоточенность, впечатление невероятно интенсивной внутренней жизни.

Таким, ушедшим в себя, прислушивающимся к своим мыслям (или, быть может, возникающим в сознании музыкальным звукам) изображен Митя на своем первом известном портрете, выполненном углем и сангиной в сентябре 1919 года знаменитым петроградским художником Борисом Кустодиевым.

Кустодиев, которому тогда был 41 год, надписал на этом портрете: «Моему маленькому другу Мите Шостаковичу от автора». Шостаковича к художнику привела его дочка, Митина одноклассница, но подружился он именно с отцом. Шостакович играл Кустодиеву пьесы Грига, Шопена, Шумана, свои первые композиции. Кустодиев прозвал его Флорестаном – по имени одного из вымышленных персонажей «Карнавала» Шумана, порывистого и поэтичного: перед художником Митя, очевидно, не стеснялся раскрываться – фортепиано «говорило» за него, выступая посредником в общении.

Для Шостаковича Кустодиев олицетворял важную петербургскую традицию. Он был одним из виднейших членов группы «Мир искусства», в которой занимал особое положение. Лидер «Мира искусства» Бенуа и большинство его соратников были убежденными «западниками». В русской истории их прежде всего интересовал классицистский XVIII век, в котором они искали и находили связи и параллели с Западной Европой. Кустодиев, который у публики пользовался огромным успехом, среди рафинированных «мирискусников» чувствовал себя чужаком. Темы его картин были всегда исключительно русскими: ярмарки, масленицы, гулянья, празднично разодетые толпы, купцы, приказчики, мужики, белые церкви с золотыми куполами, тройки – все это ярко, красочно, размашисто, с бьющим через край темпераментом, то есть вовсе не в стиле «Мира искусства». Как вспоминал Кузьма Петров-Водкин, лидеры «Мира искусства» перед картинами Кустодиева молчали. Некоторые критики его работы вообще считали возрождением традиций передвижников, последней феерической вспышкой этого движения.

Женщины на портретах «мирискусников» были нервными, утонченными петербургскими дамами. Кустодиев упорно рисовал купчих – дебелых, монументальных, спокойных, воплощавших душевное и физическое здоровье. В России говорят – «кустодиевская женщина», как на Западе сказали бы – «рубенсовский тип». Но только на первый взгляд эти работы Кустодиева представляются апофеозом торжествующей бездумной плоти. Как заметил один русский критик, «в роскошестве многотелесных красавиц ощущаешь иронию, тревогу, тоску художника, русского интеллигента на рубеже двух веков…».

Это двойственное отношение Кустодиева к своей постоянной героине-купчихе с огромной силой выражено в его иллюстрациях к повести[72] Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», выполненных в 1922–1923 годах, когда Митя Шостакович был постоянным гостем в доме художника. История провинциальной купчихи Катерины Измайловой, из-за безумной любви ставшей убийцей, трактована Кустодиевым в «достоевских», сумрачных, иногда гротескных тонах. (Недаром именно Достоевский первым напечатал в 1865 году в своем журнале «Эпоха» этот «очерк» Лескова.) Рисунки Кустодиева впервые в книге появились в 1930 году; именно с этого издания вокруг полузабытой к тому времени «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова начался бум. Шостакович тогда же прочел книгу и, вдохновленный и текстом, и рисунками Кустодиева, решил немедля написать на сюжет Лескова оперу, которой суждено было стать одним из самых знаменитых музыкальных произведений XX века.

Ни этого примечательного издания, ни появления оперы Шостаковича Кустодиев не дождался. Он умер в 1927 году, 49 лет от роду. Последние 10 лет своей жизни Кустодиев провел в каталке – нижняя часть его тела была парализована (результат саркомы в области спинного мозга). Художнику, яркие, многокрасочные холсты которого были заполнены здоровыми, сильными людьми, почти каждое движение давалось с трудом, вызывая иногда нестерпимые боли. Мучительные операции не помогали. Врачи советовали Кустодиеву для эффективного лечения уехать на Запад. Он долго хлопотал о разрешении, но паспорт ему дали, когда было уже поздно.

Писатель Евгений Замятин, к постановке пьесы которого «Блоха» (тоже по Лескову) Кустодиев исполнил прогремевшие в Ленинграде декорации, сравнивал художника с древнерусскими святыми, «с той только разницей, что его подвиг был не во имя спасения души, а во имя искусства». Обыкновенно скептический и рациональный, Замятин непритворно изумлялся: «…какую творческую волю надо иметь в себе, чтобы, сидя вот так в кресле и стискивая зубы от боли, написать все эти картины». При этом Кустодиев почти всегда был оживлен, приветлив, элегантно одет, при красивом галстуке и безукоризненно белом воротничке. Его белокурые волосы были гладко расчесаны; аккуратно подстрижены усы и небольшая бородка. Ее Кустодиев сбрил, когда она начала седеть, объяснив жене: «К нам ходит много молодежи, бывают хорошенькие барышни, меня борода старит».

Только иногда Кустодиев позволял себе жаловаться: «Ноги – что… предмет роскоши! А вот рука начинает побаливать – это уже обидно». И этот инвалид написал огромный – в натуральный рост, на двухметровом холсте – портрет Федора Шаляпина, ставший не только лучшим изображением легендарного баса, но и живописным символом русского артиста. Шаляпин в бобровой шапке и почти оперной «боярской» шубе стоит на высоком холме на фоне простирающегося вдаль русского пейзажа. Этот пейзаж Кустодиев оживил ярмаркой, пестрым удалым народным гуляньем. Такой России уже не было в то время, это было воспоминание о прежних веселых днях. Шаляпин был, быть может, самым национальным из русских музыкантов: щедро одаренный природой гигант, умевший на оперной сцене быть одинаково вдохновенным в роли и грозного царя, и разгульного мужика. Он вышел из народа, понимал его душу и был его частью. Но он был также гениальным «рупором» этого народа, выразителем его эмоций, воплощением его потенциала. Вот эту сложную связь русского музыканта со своей страной и выразил в своей картине Кустодиев, комментировавший феномен Шаляпина так: «Здесь и необъятная силища природного дарования, и мужицкий смекалистый ум, и тонко усвоенная культура. Совершенно неповторимое явление!»

Портрет Кустодиева живет, вибрирует, дышит, переливается. Это симфония красок, и на Шостаковича она производила огромное впечатление, не в последнюю очередь потому, что он видел, как художник создавал эту великую символическую работу. На потолке студии Кустодиева был укреплен блок, через который пропустили веревку с привешенным на ее конце грузом. Таким образом художник мог, без посторонней помощи, удалять или приближать холст к своему креслу. Получалось, что Кустодиев работал как при росписи плафона под куполом церкви, но при этом испытывая постоянную мучительную боль. Для Шостаковича, часто приходившего в дом Кустодиева, это было также уроком профессионального мужества, вспомнившимся через 40 с лишним лет, когда у композитора стала отниматься правая рука и он начал тренировать левую, чтобы ни за что не прекращать сочинения. Его портрет работы Кустодиева висел в квартире Шостаковича на почетном месте. Богданов-Березовский любил говорить, что, думая об этом изображении Мити, он всегда вспоминает строки молодого поэта, их общего друга, посвященные композитору:

Я люблю весеннее небо,

Когда только что прошла гроза.

Это – твои глаза.



источник: Петербург - судьба и миф
История культуры Санкт-Петербурга
С.Волков


Полезные сайты:
World-Tours: Занимательная география
Россия, достопримечательности
Европа, достопримечательности
SpaceFly: Авиация мира
EducationSPB: Справочная литература




просмотров: 928
Ozon.travel
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Russia St. Петербург Petersburg SPB - Main PO pre WWI postcard

$5.99
End Date: Sunday Feb-24-2019 10:24:18 PST
Buy It Now for only: $5.99
|
1961 St. Петербург Petersburg SPB Leningrad Russia Registered Cover 20 kop Lenin

$1.99
End Date: Sunday Feb-24-2019 9:46:45 PST
Buy It Now for only: $1.99
|
1960 St. Петербург Petersburg Leningrad SPB Russia Soviet Airmail Judaica Cover

$12.00
End Date: Sunday Feb-24-2019 10:56:16 PST
Buy It Now for only: $12.00
|
Russia St. Петербург Petersburg SPB - Winter River 1901 Cover Lausanne postcard

$86.54
End Date: Tuesday Mar-12-2019 22:03:58 PDT
Buy It Now for only: $86.54
|
St Petersburg Aeroart, Napoleonic Russian General studio painted 54mm metal, FA

$454.95 (2 Bids)
End Date: Wednesday Feb-27-2019 2:55:00 PST
|
The AeroArt St. Petersburg Collection #3319.4

$229.00 (0 Bids)
End Date: Friday Feb-22-2019 15:29:21 PST
|
saint petersburg russia aeroart 54mm Turkish Janissary w/sword1999 #3730 rareoop

$95.00 (0 Bids)
End Date: Friday Mar-1-2019 1:25:23 PST
Buy It Now for only: $125.00
| |
The AeroArt St. Petersburg Collection #205

$144.95 (1 Bid)
End Date: Sunday Feb-24-2019 18:00:13 PST
|
Search Results from «Озон» История Санкт-Петербурга
 
Сергей Ачильдиев Постижение Петербурга. В чем смысл и предназначение Северной столицы
Постижение Петербурга. В чем смысл и предназначение Северной столицы
Это — книга-размышление о Петербурге. В чем смысл и предназначение Петербурга? Зачем он был основан и почему именно здесь, в самом устье Невы? Какова роль этого города в истории России, его место в Европе и мире? Как со временем трансформировались образ и характер Северной столицы? Каким на протяжении разных эпох представлен Петербург в литературе, живописи, музыке и каким его видели сами жители? Каково значение интеллигенции для становления городского самосознания? Что такое "петербургский стиль"? Какое будущее ожидает вторую столицу России? Таков круг основных тем, затронутых автором. Без преувеличения эту работу можно расценить как продолжение знаменитой книги Николая Анцифирова "Душа Петербурга" (1922).

Издание адресовано всем, кто интересуется историей России и Северной столицы....

Цена:
499 руб

Петербург Петра I в иностранных описаниях
Петербург Петра I в иностранных описаниях
Издание 1991 года. Сохранность хорошая.
Ранний Петербург - его облик, застройка, общественная жизнь, быт и нравы первых горожан - известны нам преимущественно по описаниям, составленным несколькими западноевропейскими современниками бурных событий в России эпохи Петра Великого, посетившими берега Невы. Наша книга - первый свод этих ценных сочинений, без которых многое в начальной истории города оказалось бы утраченным безвозвратно. Два немца (один аноним, другой - некто по фамилии Геркенс), шведский военнопленный Л.Ю. Эренмальм, шотландский офицер П.Г. Брюс, французкий путешественник О. де ла Мотрэ и два анонимных поляка были внимательными и заинтересованными наблюдателями, создавшими панораму жизни Петербурга в 1710-1726 гг. - из записи, известные лишь узкому кругу специалистов, мы представляем сегодня вниманию читателей.
Русские переводы публикуемых текстов сопровождаются введением научного характера и комментариями. Книга рассчитана как на специалистов, историков, студентов, так и на самую широкую читательскую аудиторию....

Цена:
365 руб

По Руси Ярославской
По Руси Ярославской
Автор этой книги несколько лет путешествовал по Ярославщине. Уникальные памятники древней архитектуры, тихие сёла, маленькие городки, большой и шумный древний и современный Ярославль, встречи и разговоры со множеством самых разных людей - всё это нашло отражение на страницах книги, написанной очень живо, с мягким юмором....

Цена:
399 руб

Там за Невой моря и океаны
Там за Невой моря и океаны
Военно-исторический очерк о старейшем в стране Высшем военно-морском ордена Ленина, Краснознаменном, ордена Ушакова училище имени М.В.Фрунзе.
Авторы показывают заслуги училища в укреплении русского и советского флотов, активное участие его выпускников в защите Родины, их славные подвиги в годы Великой Отечественной войны.
Книга рассчитана на широкий круг читателей....

Цена:
92 руб

Владимир Анатольевич Никитин Оптимизм памяти. Ленинград 70-х годов / Optimism of memory: Leningrad the 70-s
Оптимизм памяти. Ленинград 70-х годов / Optimism of memory: Leningrad the 70-s
Этот фотоальбом - настоящий подарок тем, кто любит Петербург. Блистательный Санкт-Петербург, "город блуждающих душ", дворцы и новостройки, люди известные и неизвестные, предстают здесь такими, какими их увидели лучшие питерские фотографы 70-х. Семидесятые годы - уже история. И если память подчас обманывает нас, то фотография - искусство, которое по определению не способно лгать.
Отдельной тетрадью в альбом включены работы Бориса Смелова, мастера, по праву занявшего место в ряду классиков современного фотоискусства.
"Оптимизм памяти. Ленинград 70-х годов" открывает цикл фотоальбомов, посвященных Санкт-Петербургу и приуроченных к его трехсотлетнему юбилею....

Цена:
3833 руб

Групповой портрет в фольклоре Санкт-Петербурга. 378 биографий от А. Меншикова до В. Матвиенко
Групповой портрет в фольклоре Санкт-Петербурга. 378 биографий от А. Меншикова до В. Матвиенко
Перед вами групповой портрет легендарных персонажей. О них говорили в литературных и светских салонах, судачили в семейном кругу, злословили в общественных местах. Они становились героями романтических легенд и политических анекдотов, о них сочиняли веселые частушки. Автору удалось собрать тысячи образцов этого бесценного материала и на его основе воссоздать историю города и его героев такими, как они виделись в народе.
В книге представлен не только исторический материал об ушедших эпохах, но и современный фольклор о ныне здравствующих общественных и политических деятелях сегодняшней петербургской истории....

Цена:
649 руб

Георгий Зуев Течет река Мойка. Правый берег. От Невского проспекта до Устья
Течет река Мойка. Правый берег. От Невского проспекта до Устья
Предлагаемая читателям публикация логически завершает цикл из трех книг, посвященных Мойке. В первой пройден маршрут от истока до Невского проспекта, вторая провела читателей по левому берегу вниз по течению от Зеленого моста. В третьей путь начинается от того же моста, но проходит он вдоль правого берега...
Основным принципом отбора объектов, эпизодов и персоналий для каждого очерка этой книги Георгий Зуев избрал не формальную их принадлежность к конкретному участку на берегу реки, а историческую значимость и культурологический интерес. Дом Чичерина, особняк Руадзе, торговый дом у Красного моста, дома Министерства государственных имущсств у Исаакиев-ской площади, обезглавленная бывшая Реформаторская церковь, Крюковские морские казармы и, наконец, загадочная Новая Голландия... Один перечень интригует, а у каждого потрясающая история, полная неожиданных поворотов и неизвестных ранее деталей.
Автор надеется, что представленные в заключительной книге материалы помогут увлеченным отечественной историей и неравнодушным к городу на Неве лучше узнать Санкт-Петербург, ибо нет необходимости говорить, что нельзя любить город, не зная его истории....

Цена:
464 руб

Дворец Монплезир в Нижнем парке Петродворца
Дворец Монплезир в Нижнем парке Петродворца
Дворец Монплезир - уникальный памятник русской культуры начала XVIII века. Он сохранил множество элементов подлинной отделки и полностью восстановлен советскими реставраторами после разрушений в годы Великой Отечественной войны.

Книга, авторами которой являются научные сотрудники дворцов-музеев и парков Петродворца, знакомит с историей создания Монплезира и его замечательными коллекциями живописных полотен, произведений декоративно-прикладного искусства и предметов быта, а также может служить путеводителем по дворцу-музею....

Цена:
242 руб

Храмы Санкт-Петербурга
Храмы Санкт-Петербурга
Храмы Санкт-Петербурга...

Цена:
272 руб

 Санкт-Петербург. Фотографии. XIX век
Санкт-Петербург. Фотографии. XIX век
Санкт-Петербург – великий город, где едва не каждый дом, дворец или парк хранят следы событий, перевернувших историю страны. Пройдем по его площадям и улицам, посмотрим на знаменитые исторические памятники города, который называют «северной столицей» России. 

Этот российский город с особенной судьбой, в котором были и блестящие времена столичного центра, и ужас фашистского окружения. Санкт-Петербург – один из самых выдающихся в архитектурном отношении городов, в строительстве которого принимали участие знаменитые зодчие. Он всегда был центром культурной жизни страны. В Петербургской Академии учились живописи талантливые русские художники; его дворцы и парки и по сию пору одни из самых живописных в мире. Его основателем стал Петр Великий – российский император, который с возведением города "прорубил" окно в Европу....

Цена:
240 руб



2003 Copyright © Peterlife.ru и компания Мобильная Версия v.2015 Новости Санкт-Петербурга, История Санкт-Петербург и Ленинградской области, достопримечательности Санкт-Петербурга, фирмы и организации Санкт-Петербурга, гостиницы, отели, музеи, театры, ВУЗы. Недвижимость СПб. Ссылки на официальные сайты. Информационно-справочные службы. Знакомства. Энциклопедии и справочники. Интересные статьи. Анонсы, пресс-релизы. Скидки, бонусы. Сотрудничество. Карьера, вакансии, работа. Рекламные услуги. Магазины. | Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. | Партнёрская программа для магазинов и вебмастеров. | Купить скрипты Nevius. | PR Продвижение сайтов. | Купить хостинг Санкт-Петербурге.
  Яндекс цитирования