Санкт-Петербург онлайн
Юный Шостакович, Петроградская консерватория 1923

Юный Шостакович, Петроградская консерватория 1923

Юный Шостакович обладал даром мгновенно очаровывать своих новых знакомых. Интересно, что он особенно легко сходился со взрослыми, несмотря на свою внешнюю угловатость и некоторую «диковатость». Друзья утверждали, что все существо Шостаковича излучало огромной силы биотоки. Он ощущался как «электрически заряженный».

Шостаковича окружала аура гениальности. Уже в 1923 году, то есть когда ему было только 17 лет, его назвали гением в петроградском журнале «Театр». Ранняя слава, конечно, привлекала к нему внимание людей. Но притягивала также необыкновенная серьезность, сосредоточенность, впечатление невероятно интенсивной внутренней жизни.

Таким, ушедшим в себя, прислушивающимся к своим мыслям (или, быть может, возникающим в сознании музыкальным звукам) изображен Митя на своем первом известном портрете, выполненном углем и сангиной в сентябре 1919 года знаменитым петроградским художником Борисом Кустодиевым.

Кустодиев, которому тогда был 41 год, надписал на этом портрете: «Моему маленькому другу Мите Шостаковичу от автора». Шостаковича к художнику привела его дочка, Митина одноклассница, но подружился он именно с отцом. Шостакович играл Кустодиеву пьесы Грига, Шопена, Шумана, свои первые композиции. Кустодиев прозвал его Флорестаном – по имени одного из вымышленных персонажей «Карнавала» Шумана, порывистого и поэтичного: перед художником Митя, очевидно, не стеснялся раскрываться – фортепиано «говорило» за него, выступая посредником в общении.

Для Шостаковича Кустодиев олицетворял важную петербургскую традицию. Он был одним из виднейших членов группы «Мир искусства», в которой занимал особое положение. Лидер «Мира искусства» Бенуа и большинство его соратников были убежденными «западниками». В русской истории их прежде всего интересовал классицистский XVIII век, в котором они искали и находили связи и параллели с Западной Европой. Кустодиев, который у публики пользовался огромным успехом, среди рафинированных «мирискусников» чувствовал себя чужаком. Темы его картин были всегда исключительно русскими: ярмарки, масленицы, гулянья, празднично разодетые толпы, купцы, приказчики, мужики, белые церкви с золотыми куполами, тройки – все это ярко, красочно, размашисто, с бьющим через край темпераментом, то есть вовсе не в стиле «Мира искусства». Как вспоминал Кузьма Петров-Водкин, лидеры «Мира искусства» перед картинами Кустодиева молчали. Некоторые критики его работы вообще считали возрождением традиций передвижников, последней феерической вспышкой этого движения.

Женщины на портретах «мирискусников» были нервными, утонченными петербургскими дамами. Кустодиев упорно рисовал купчих – дебелых, монументальных, спокойных, воплощавших душевное и физическое здоровье. В России говорят – «кустодиевская женщина», как на Западе сказали бы – «рубенсовский тип». Но только на первый взгляд эти работы Кустодиева представляются апофеозом торжествующей бездумной плоти. Как заметил один русский критик, «в роскошестве многотелесных красавиц ощущаешь иронию, тревогу, тоску художника, русского интеллигента на рубеже двух веков…».

Это двойственное отношение Кустодиева к своей постоянной героине-купчихе с огромной силой выражено в его иллюстрациях к повести[72] Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», выполненных в 1922–1923 годах, когда Митя Шостакович был постоянным гостем в доме художника. История провинциальной купчихи Катерины Измайловой, из-за безумной любви ставшей убийцей, трактована Кустодиевым в «достоевских», сумрачных, иногда гротескных тонах. (Недаром именно Достоевский первым напечатал в 1865 году в своем журнале «Эпоха» этот «очерк» Лескова.) Рисунки Кустодиева впервые в книге появились в 1930 году; именно с этого издания вокруг полузабытой к тому времени «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова начался бум. Шостакович тогда же прочел книгу и, вдохновленный и текстом, и рисунками Кустодиева, решил немедля написать на сюжет Лескова оперу, которой суждено было стать одним из самых знаменитых музыкальных произведений XX века.

Ни этого примечательного издания, ни появления оперы Шостаковича Кустодиев не дождался. Он умер в 1927 году, 49 лет от роду. Последние 10 лет своей жизни Кустодиев провел в каталке – нижняя часть его тела была парализована (результат саркомы в области спинного мозга). Художнику, яркие, многокрасочные холсты которого были заполнены здоровыми, сильными людьми, почти каждое движение давалось с трудом, вызывая иногда нестерпимые боли. Мучительные операции не помогали. Врачи советовали Кустодиеву для эффективного лечения уехать на Запад. Он долго хлопотал о разрешении, но паспорт ему дали, когда было уже поздно.

Писатель Евгений Замятин, к постановке пьесы которого «Блоха» (тоже по Лескову) Кустодиев исполнил прогремевшие в Ленинграде декорации, сравнивал художника с древнерусскими святыми, «с той только разницей, что его подвиг был не во имя спасения души, а во имя искусства». Обыкновенно скептический и рациональный, Замятин непритворно изумлялся: «…какую творческую волю надо иметь в себе, чтобы, сидя вот так в кресле и стискивая зубы от боли, написать все эти картины». При этом Кустодиев почти всегда был оживлен, приветлив, элегантно одет, при красивом галстуке и безукоризненно белом воротничке. Его белокурые волосы были гладко расчесаны; аккуратно подстрижены усы и небольшая бородка. Ее Кустодиев сбрил, когда она начала седеть, объяснив жене: «К нам ходит много молодежи, бывают хорошенькие барышни, меня борода старит».

Только иногда Кустодиев позволял себе жаловаться: «Ноги – что… предмет роскоши! А вот рука начинает побаливать – это уже обидно». И этот инвалид написал огромный – в натуральный рост, на двухметровом холсте – портрет Федора Шаляпина, ставший не только лучшим изображением легендарного баса, но и живописным символом русского артиста. Шаляпин в бобровой шапке и почти оперной «боярской» шубе стоит на высоком холме на фоне простирающегося вдаль русского пейзажа. Этот пейзаж Кустодиев оживил ярмаркой, пестрым удалым народным гуляньем. Такой России уже не было в то время, это было воспоминание о прежних веселых днях. Шаляпин был, быть может, самым национальным из русских музыкантов: щедро одаренный природой гигант, умевший на оперной сцене быть одинаково вдохновенным в роли и грозного царя, и разгульного мужика. Он вышел из народа, понимал его душу и был его частью. Но он был также гениальным «рупором» этого народа, выразителем его эмоций, воплощением его потенциала. Вот эту сложную связь русского музыканта со своей страной и выразил в своей картине Кустодиев, комментировавший феномен Шаляпина так: «Здесь и необъятная силища природного дарования, и мужицкий смекалистый ум, и тонко усвоенная культура. Совершенно неповторимое явление!»

Портрет Кустодиева живет, вибрирует, дышит, переливается. Это симфония красок, и на Шостаковича она производила огромное впечатление, не в последнюю очередь потому, что он видел, как художник создавал эту великую символическую работу. На потолке студии Кустодиева был укреплен блок, через который пропустили веревку с привешенным на ее конце грузом. Таким образом художник мог, без посторонней помощи, удалять или приближать холст к своему креслу. Получалось, что Кустодиев работал как при росписи плафона под куполом церкви, но при этом испытывая постоянную мучительную боль. Для Шостаковича, часто приходившего в дом Кустодиева, это было также уроком профессионального мужества, вспомнившимся через 40 с лишним лет, когда у композитора стала отниматься правая рука и он начал тренировать левую, чтобы ни за что не прекращать сочинения. Его портрет работы Кустодиева висел в квартире Шостаковича на почетном месте. Богданов-Березовский любил говорить, что, думая об этом изображении Мити, он всегда вспоминает строки молодого поэта, их общего друга, посвященные композитору:

Я люблю весеннее небо,

Когда только что прошла гроза.

Это – твои глаза.



источник: Петербург - судьба и миф
История культуры Санкт-Петербурга
С.Волков


Полезные сайты:
World-Tours: Занимательная география
Россия, достопримечательности
Европа, достопримечательности
SpaceFly: Авиация мира
EducationSPB: Справочная литература




просмотров: 671
Booking.com
Search Results from Ebay.US* DE* FR* UK
Search Results from «Озон» История Санкт-Петербурга
 
Санкт - Петербург. 1000 вопросов и ответов
Санкт - Петербург. 1000 вопросов и ответов
Книга Б. К. Пукинского, построенная в форме вопросов и ответов, повествует о наиболее интересных событиях и фактах из истории Санкт - Петербурга и его сегодняшней жизни, о природных условиях региона, о памятниках скульптуры и архитектуры, которыми так богат город. Вы сможете узнать, когда и где появились в Санкт - Петербурге первые часы или фонари, сколько было в нем наводнений, где жила Пикова дама и где находятся самые молодые в городе сфинксы. Третье издание книги потребовало ее значительной переработки с учетом многих реалий нашего времени. Книга рассчитана на широкий круг читателей, желающих побольше узнать о Петербурге, о его истории и культуре....

Цена:
189 руб

История города С.-Петербурга в лицах и картинках. 1703-1903. Исторический очерк
История города С.-Петербурга в лицах и картинках. 1703-1903. Исторический очерк
Книга В.Г.Авсеенко "200 лет Санкт-Петербурга. Исторический очерк" впервые увидела свет в 1903 году. При подготовке переиздания мы постарались дополнить очерк пропущенными по цензурным соображениям того времени сведениями, а также связать повествование, прерывающееся на первых годах XX века, с нашим временем, которое открывает в истории Петербурга новую эпоху.
Книга адресована всем любителям русской истории, а также рекомендована как дополнительное пособие по истории в школьных заведениях....

Цена:
197 руб

Ленинград от А до Я
Ленинград от А до Я
Достопримечательности, учреждения культуры, улицы, проспекты, площади, реки, набережные, мосты, сады и парки Ленинграда в данном справочном издании путеводителя расположены по алфавитному принципу. Это помогает с легкостью находить нужный объект. В статье читатель найдет историю создания искомого объекта, месторасположение, особенности и другую важную информацию....

Цена:
125 руб

Санкт-Петербург. 1703 - 1917
Санкт-Петербург. 1703 - 1917
Книга содержит различный по содержанию и жанру материал: статьи по истории, архитектуре, экономике, культуре, литературе, географии Санкт-Петербурга; выдержки из произведений известных писателей, историков....

Цена:
239 руб

Из Петергофа в Стрельну по Царской (Нижней) дороге. XIX век. Путеводитель
Из Петергофа в Стрельну по Царской (Нижней) дороге. XIX век. Путеводитель
Книга одновременно является и путеводителем по дворцово-парковым ансамблям, расположенным на Царской (Нижней) дороге из Петергофа в Стрельну, и занимательным рассказом, посвященным владельцам дворцов и усадеб.
Книга содержит также малоизвестные сведения о жизни Петергофа и Стрельны XIX века, их населении, промышленности, старинных зданиях, сохранившихся до нашего времени. Путеводитель расскажет и об истории недавно возрожденной немецкой колонии Нойдорф в Стрельне - от начала XIX века и по сегодняшний день....

Цена:
1439 руб

Административно-территориальное деление Ленинградской области. Справочник
Административно-территориальное деление Ленинградской области. Справочник
Справочник содержит сведения об административно-территориальном устройстве Ленинградской области, В нем сообщаются данные о районах, городах районного и областного подчинения, рабочих поселках и сельсоветах; приводятся все населенные пункты в алфавитном порядке с указанием их принадлежности к районам, поселкам и сельсоветам.
Книга может быть использована как справочное пособие в работе партийных, советских, административных, плановых, хозяйственных органов, научных учреждений и других, организаций....

Цена:
40 руб

Виды Петербурга
Виды Петербурга
Вашему вниманию предлагается альбом Г.Н.Комеловой "Виды Петербурга". В альбоме представлены виды Петербурга и его окрестностей середины XVIII века....

Цена:
609 руб

Памятники искусства Советского Союза. Ленинград и окрестности
Памятники искусства Советского Союза. Ленинград и окрестности
Данная книга серии справочников-путеводителей «Памятники искусства Советского Союза» посвящена Санкт-Петербургу и его пригородам. По сравнению со многими другими русскими городами Санкт-Петербург город молодой. Однако по богатству и разнообразию архитектурных памятников Санкт-Петербург со своими окрестностями не уступает древнейшим городам России.
История развития русской архитектуры XVIII-XX веков представлена здесь яркими и характерными образцами. В застройке города в полной мере выявился талант крупнейших зодчих России этого периода. На примере архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга отчетливо прослеживается процесс становления и развития градостроительства нового времени.
Построение книги следует принципам, общим для всей серии: краткий исторический очерк развития архитектуры города и его окрестностей, альбом иллюстраций, представляющий как выдающиеся, так и типичные памятники зодчества, аннотации к каждому из них, содержащие характеристику объекта и основные данные истории его сооружения.
Завершают книгу хронология воспроизводимых памятников и библиография....

Цена:
155 руб

Аркадий Векслер, Тамара Крашенинникова Такая удивительная Лиговка
Такая удивительная Лиговка
Лиговский проспект - одна из старейших и наиболее протяженных магистралей Санкт-Петербурга. Сменивший много названий, он в конце концов обрел нынешнее и стал зваться в народе Лиговкой.
Вы узнаете историю Лиговки - необычайно интересной улицы, которая благодаря своей длине оказалась одной из наименее изученных улиц Северной столицы. Авторы подробно поведают о каждом строении: что находилось в нем и каких людей оно успело повидать.

Книга снабжена богатым иллюстративным материалом: старинными и современными фотографиями, картинами, портретами и картами....

Цена:
699 руб

Летний сад
Летний сад
Книга, выходящая в серии «Памятники городов России», написана на основе последних научных данных о Летнем саде, наиболее значительном памятнике садово-парковой скульптуры в России. Кроме того, в издании достаточно полно публикуются произведения искусства, хранящиеся в Летнем дворце Петра I, некоторые из них - впервые....

Цена:
176 руб



2003 Copyright © Санкт-Петербург Peterlife.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Угостить администратора сайта, чашечкой кофе *https://paypal.me/peterlife
  Яндекс цитирования