Санкт-Петербург онлайн
Юный Шостакович, Петроградская консерватория 1923

Юный Шостакович, Петроградская консерватория 1923

Юный Шостакович обладал даром мгновенно очаровывать своих новых знакомых. Интересно, что он особенно легко сходился со взрослыми, несмотря на свою внешнюю угловатость и некоторую «диковатость». Друзья утверждали, что все существо Шостаковича излучало огромной силы биотоки. Он ощущался как «электрически заряженный».

Шостаковича окружала аура гениальности. Уже в 1923 году, то есть когда ему было только 17 лет, его назвали гением в петроградском журнале «Театр». Ранняя слава, конечно, привлекала к нему внимание людей. Но притягивала также необыкновенная серьезность, сосредоточенность, впечатление невероятно интенсивной внутренней жизни.

Таким, ушедшим в себя, прислушивающимся к своим мыслям (или, быть может, возникающим в сознании музыкальным звукам) изображен Митя на своем первом известном портрете, выполненном углем и сангиной в сентябре 1919 года знаменитым петроградским художником Борисом Кустодиевым.

Кустодиев, которому тогда был 41 год, надписал на этом портрете: «Моему маленькому другу Мите Шостаковичу от автора». Шостаковича к художнику привела его дочка, Митина одноклассница, но подружился он именно с отцом. Шостакович играл Кустодиеву пьесы Грига, Шопена, Шумана, свои первые композиции. Кустодиев прозвал его Флорестаном – по имени одного из вымышленных персонажей «Карнавала» Шумана, порывистого и поэтичного: перед художником Митя, очевидно, не стеснялся раскрываться – фортепиано «говорило» за него, выступая посредником в общении.

Для Шостаковича Кустодиев олицетворял важную петербургскую традицию. Он был одним из виднейших членов группы «Мир искусства», в которой занимал особое положение. Лидер «Мира искусства» Бенуа и большинство его соратников были убежденными «западниками». В русской истории их прежде всего интересовал классицистский XVIII век, в котором они искали и находили связи и параллели с Западной Европой. Кустодиев, который у публики пользовался огромным успехом, среди рафинированных «мирискусников» чувствовал себя чужаком. Темы его картин были всегда исключительно русскими: ярмарки, масленицы, гулянья, празднично разодетые толпы, купцы, приказчики, мужики, белые церкви с золотыми куполами, тройки – все это ярко, красочно, размашисто, с бьющим через край темпераментом, то есть вовсе не в стиле «Мира искусства». Как вспоминал Кузьма Петров-Водкин, лидеры «Мира искусства» перед картинами Кустодиева молчали. Некоторые критики его работы вообще считали возрождением традиций передвижников, последней феерической вспышкой этого движения.

Женщины на портретах «мирискусников» были нервными, утонченными петербургскими дамами. Кустодиев упорно рисовал купчих – дебелых, монументальных, спокойных, воплощавших душевное и физическое здоровье. В России говорят – «кустодиевская женщина», как на Западе сказали бы – «рубенсовский тип». Но только на первый взгляд эти работы Кустодиева представляются апофеозом торжествующей бездумной плоти. Как заметил один русский критик, «в роскошестве многотелесных красавиц ощущаешь иронию, тревогу, тоску художника, русского интеллигента на рубеже двух веков…».

Это двойственное отношение Кустодиева к своей постоянной героине-купчихе с огромной силой выражено в его иллюстрациях к повести[72] Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», выполненных в 1922–1923 годах, когда Митя Шостакович был постоянным гостем в доме художника. История провинциальной купчихи Катерины Измайловой, из-за безумной любви ставшей убийцей, трактована Кустодиевым в «достоевских», сумрачных, иногда гротескных тонах. (Недаром именно Достоевский первым напечатал в 1865 году в своем журнале «Эпоха» этот «очерк» Лескова.) Рисунки Кустодиева впервые в книге появились в 1930 году; именно с этого издания вокруг полузабытой к тому времени «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова начался бум. Шостакович тогда же прочел книгу и, вдохновленный и текстом, и рисунками Кустодиева, решил немедля написать на сюжет Лескова оперу, которой суждено было стать одним из самых знаменитых музыкальных произведений XX века.

Ни этого примечательного издания, ни появления оперы Шостаковича Кустодиев не дождался. Он умер в 1927 году, 49 лет от роду. Последние 10 лет своей жизни Кустодиев провел в каталке – нижняя часть его тела была парализована (результат саркомы в области спинного мозга). Художнику, яркие, многокрасочные холсты которого были заполнены здоровыми, сильными людьми, почти каждое движение давалось с трудом, вызывая иногда нестерпимые боли. Мучительные операции не помогали. Врачи советовали Кустодиеву для эффективного лечения уехать на Запад. Он долго хлопотал о разрешении, но паспорт ему дали, когда было уже поздно.

Писатель Евгений Замятин, к постановке пьесы которого «Блоха» (тоже по Лескову) Кустодиев исполнил прогремевшие в Ленинграде декорации, сравнивал художника с древнерусскими святыми, «с той только разницей, что его подвиг был не во имя спасения души, а во имя искусства». Обыкновенно скептический и рациональный, Замятин непритворно изумлялся: «…какую творческую волю надо иметь в себе, чтобы, сидя вот так в кресле и стискивая зубы от боли, написать все эти картины». При этом Кустодиев почти всегда был оживлен, приветлив, элегантно одет, при красивом галстуке и безукоризненно белом воротничке. Его белокурые волосы были гладко расчесаны; аккуратно подстрижены усы и небольшая бородка. Ее Кустодиев сбрил, когда она начала седеть, объяснив жене: «К нам ходит много молодежи, бывают хорошенькие барышни, меня борода старит».

Только иногда Кустодиев позволял себе жаловаться: «Ноги – что… предмет роскоши! А вот рука начинает побаливать – это уже обидно». И этот инвалид написал огромный – в натуральный рост, на двухметровом холсте – портрет Федора Шаляпина, ставший не только лучшим изображением легендарного баса, но и живописным символом русского артиста. Шаляпин в бобровой шапке и почти оперной «боярской» шубе стоит на высоком холме на фоне простирающегося вдаль русского пейзажа. Этот пейзаж Кустодиев оживил ярмаркой, пестрым удалым народным гуляньем. Такой России уже не было в то время, это было воспоминание о прежних веселых днях. Шаляпин был, быть может, самым национальным из русских музыкантов: щедро одаренный природой гигант, умевший на оперной сцене быть одинаково вдохновенным в роли и грозного царя, и разгульного мужика. Он вышел из народа, понимал его душу и был его частью. Но он был также гениальным «рупором» этого народа, выразителем его эмоций, воплощением его потенциала. Вот эту сложную связь русского музыканта со своей страной и выразил в своей картине Кустодиев, комментировавший феномен Шаляпина так: «Здесь и необъятная силища природного дарования, и мужицкий смекалистый ум, и тонко усвоенная культура. Совершенно неповторимое явление!»

Портрет Кустодиева живет, вибрирует, дышит, переливается. Это симфония красок, и на Шостаковича она производила огромное впечатление, не в последнюю очередь потому, что он видел, как художник создавал эту великую символическую работу. На потолке студии Кустодиева был укреплен блок, через который пропустили веревку с привешенным на ее конце грузом. Таким образом художник мог, без посторонней помощи, удалять или приближать холст к своему креслу. Получалось, что Кустодиев работал как при росписи плафона под куполом церкви, но при этом испытывая постоянную мучительную боль. Для Шостаковича, часто приходившего в дом Кустодиева, это было также уроком профессионального мужества, вспомнившимся через 40 с лишним лет, когда у композитора стала отниматься правая рука и он начал тренировать левую, чтобы ни за что не прекращать сочинения. Его портрет работы Кустодиева висел в квартире Шостаковича на почетном месте. Богданов-Березовский любил говорить, что, думая об этом изображении Мити, он всегда вспоминает строки молодого поэта, их общего друга, посвященные композитору:

Я люблю весеннее небо,

Когда только что прошла гроза.

Это – твои глаза.



источник: Петербург - судьба и миф
История культуры Санкт-Петербурга
С.Волков


Полезные сайты:
World-Tours: Занимательная география
Россия, достопримечательности
Европа, достопримечательности
SpaceFly: Авиация мира
EducationSPB: Справочная литература




просмотров: 871

Efe Boutique Hotel
Адрес:Турция, Эгейское побережье, г. Кушадасы

Naturella Hotel
Адрес:Merkez, 102. Sk. No:14, 07990 Kemer/Antalya, Turkey

Ubud Heaven Penestanan
Адрес:Индонезия, Бали, г. Бали
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Old Russia Postcard St Peterburg С.Петербург Зимний Дворец

$3.99 (0 Bids)
End Date: Sunday Aug-19-2018 7:35:34 PDT
|
Russia Lenin in St. Петербург Petersburg SPB 1957 postcard with imprinted stamp

$12.50
End Date: Friday Aug-31-2018 9:00:40 PDT
Buy It Now for only: $12.50
|
Old Russia Postcard Year 1903 Боровичи Петербург Открытое письмо

$20.00 (0 Bids)
End Date: Tuesday Aug-21-2018 22:56:41 PDT
|
Old Russia Postcard St.Peterburg Year 1911 Санкт Петербург Садовая ул

$15.00
End Date: Thursday Sep-6-2018 21:41:36 PDT
Buy It Now for only: $15.00
|
Aeroart, St. Petersburg Soldier, General Custer, 7th

$125.00 (0 Bids)
End Date: Friday Aug-24-2018 17:46:34 PDT
|
St. Petersburg Soldier, Charlemagne, King of the Franks, Seated, Rare

$19.99 (0 Bids)
End Date: Friday Aug-24-2018 15:04:39 PDT
|
St Petersburg Napoleonic Highland Infantry Officer Studio painted metal 54mm, tt

$69.99 (0 Bids)
End Date: Friday Aug-24-2018 14:47:48 PDT
|
St. Petersburg Soldier, Aeroart, Robert E Lee

$20.00 (0 Bids)
End Date: Sunday Aug-19-2018 12:35:52 PDT
Buy It Now for only: $30.00
| |
Search Results from «Озон» История Санкт-Петербурга
 
Вячеслав Недошивин Прогулки по Серебряному веку. Санкт-Петербург
Прогулки по Серебряному веку. Санкт-Петербург
Книга Вячеслава Недошивина воссоздает вольную, загадочную атмосферу великолепного и незабываемого Серебряного века. События, о которых повествуется, имеют конкретные адреса - улицы и дома Петербурга, где легенды русской поэзии: Блок, Есенин, Мандельштам, Хлебников, Ахматова, Гумилев, Волошин, Ходасевич, Кузмин, Северянин - жили, встречались, писали стихи, дружили, ссорились, влюблялись и даже, случалось, вызывали друг друга на дуэль... Снабженное указателем адресов, издание "Прогулки по Серебряному веку" может служить литературным путеводителем по Санкт-Петербургу....

Цена:
519 руб

Марина Жданова, Марина Александрова Неформальный еженедельник. Петербургский дневник
Неформальный еженедельник. Петербургский дневник
Городской дневник — это сборник небольших историй, казусов, эпохальных событий и забавных приключений, которые произошли в разное время и с разными людьми. Их объединяет лишь одно — место действия: блистательный, неповторимый, капризный Санкт-Петербург.
Если вы его житель, или бывали здесь в гостях, или просто мечтаете прогуляться вдоль его гранитных набережных, то вы просто обязаны продолжить петербургскую летопись. Делитесь на страницах дневника своими собственными историями, планами, идеями, мечтами. Гуляйте, творите, пишите, рисуйте!...

Цена:
319 руб

Джакомо Кваренги
Джакомо Кваренги
Архитектурный облик Ленинграда во многом определяется зданиями, созданными Кваренги. В городе сохранилось около тридцати построек великого зодчего. Бывший Смольный институт, Ассигнационный банк вошли в историю как памятники Великого Октября. Книга характеризует творческий путь архитектора, воссоздает облик разносторонне одаренного человека, воскрешает страницы его биографии. Автор книги - старший научный сотрудник Эрмитажа; кандидат искусствоведения М.Ф.Коршунова создала популярный очерк, предлагаемый широким кругам читателей....

Цена:
244 руб

Румянцев в Петербурге
Румянцев в Петербурге
Книга рассказывает о предшественнике А.В.Суворова - выдающемся русском полководце П.А.Румянцеве-Задунайском, раскрывает высокую гражданственность и патриотизм полководца, военная и государственная деятельность которого была тесно связана с Петербургом.
Книга предназначается широкому кругу читателей, может служить и путеводителем....

Цена:
153 руб

Памятники истории и культуры Петербурга. Выпуск 6
Памятники истории и культуры Петербурга. Выпуск 6
В состав сборника включены оригинальные исследования и публикации о памятниках архитектуры и истории. Статьи подготовлены сотрудниками Комитета ГИОП и членами Научного совета Санкт-Петербурга по вопросам охраны историко-культурного наследия. Многие материалы публикуются впервые.

Издание адресовано как специалистам, так и широкому кругу читателей....

Цена:
749 руб

Памятники истории и культуры Петербурга
Памятники истории и культуры Петербурга
В Состав сборника включены оригинальные исследования и публикации о памятниках архитектуры, истории и мемории, ландшафтных комплексах, а также об архитекторах и художниках, работавших в Петербурге - Ленинграде. Статьи подготовлены сотрудниками Комитета ГИОП и членами Научного совета Санкт-Петербурга по вопросам охраны историко-культурного наследия. Многие материалы публикуются впервые.
Издание адресовано как специалистам, так и широкому кругу читателей....

Цена:
659 руб

Екатерина Юхнева Петербургские доходные дома
Петербургские доходные дома
Автор в мельчайших подробностях воссоздает атмосферу быта роскошных "барских" квартир с их будуарами, кабинетами, диванными и детскими комнатами, холостяцких мансард, чиновничьих квартирок, а также беспросветного существования каморок, углов, чердаков и подвалов. Вы узнаете все об архитектуре, отделке, планировке и интерьерах доходных домов - от скромных деревянных пятистенок до каменных громад начала XX в....

Цена:
499 руб

Ленинград. Альбом
Ленинград. Альбом
Фотоальбом посвящен Ленинграду и ленинградцам. На его страницах вы увидите цветные фотографии, запечатлевшие современный (на момент издания альбома) облик города: Невский, Дворцовая с пионерами, Кировский завод, новые районы…....

Цена:
484 руб

Георгий Зуев Течет река Мойка... От Фонтанки до Невского проспекта
Течет река Мойка... От Фонтанки до Невского проспекта
Представляемая вниманию читателей книга включает хроники реки Мойки от ее истока до Зеленого моста на Невском проспекте. Повествование идет о дворцах, особняках и известных доходных домах, стоящих на набережных. Вас также ждут малоизвестные страницы из жизни людей, обитавших в разные годы в этой местности.
Автор искренне надеется, что собранные им исторические материалы о многоликом образе пятикилометровой реки, ее мостах, прилегающих улицах и окрестностях помогут читателям, увлеченным отечественной историей и неравнодушным к судьбе Северной столицы, лучше узнать ее прошлое....

Цена:
569 руб

М. Ф. Альбедиль Санкт-Петербург (подарочное издание)
Санкт-Петербург (подарочное издание)
Богато иллюстрированное подарочное издание в тканевом переплете. Книга вложена в оригинально оформленный подарочный футляр.

Город Санкт-Петербург - столица Российской империи, олицетворение гордости и славы Российского государства - основан 27 мая 1703 года. Рождение города было "дерзновению подобно". Для осуществления своих замыслов Петр I, наперекор "старой" Руси, привлек поколение, которое с яростной уверенностью, свойственной молодости, поддержало все его начинания. Санкт-Петербург стал символом нового этапа русской истории и грандиозных, невиданных ранее, свершений. Бросив вызов природе, император задумал создать на зыбкой, словно вытканной из тумана почве российский "Парадиз". Петербург являлся главной заботой, любимым детищем "северного великана, гиганта, в котором сосредоточена была энергия и жестокость Конвента 93 года и революционная сила его... царя, отрекшегося от своей страны для пользы ее и угнетавшего ее во имя европеизма и цивилизации" (А.И.Герцен). Строительство новой столицы потребовало от людей поистине "египетской" работы, концентрации титанических усилий. Были загублены многие тысячи человеческих жизней, и, может быть, поэтому в судьбе Петербурга столько мрачного и трагического. Массу бедствий, исторических и стихийных, претерпел он за триста лет своего существования....

Цена:
4749 руб



2003 Copyright © Санкт-Петербург Peterlife.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Угостить администратора сайта, чашечкой кофе *https://paypal.me/peterlife
  Яндекс цитирования