Санкт-Петербург онлайн
Юный Шостакович, Петроградская консерватория 1923

Юный Шостакович, Петроградская консерватория 1923

Юный Шостакович обладал даром мгновенно очаровывать своих новых знакомых. Интересно, что он особенно легко сходился со взрослыми, несмотря на свою внешнюю угловатость и некоторую «диковатость». Друзья утверждали, что все существо Шостаковича излучало огромной силы биотоки. Он ощущался как «электрически заряженный».

Шостаковича окружала аура гениальности. Уже в 1923 году, то есть когда ему было только 17 лет, его назвали гением в петроградском журнале «Театр». Ранняя слава, конечно, привлекала к нему внимание людей. Но притягивала также необыкновенная серьезность, сосредоточенность, впечатление невероятно интенсивной внутренней жизни.

Таким, ушедшим в себя, прислушивающимся к своим мыслям (или, быть может, возникающим в сознании музыкальным звукам) изображен Митя на своем первом известном портрете, выполненном углем и сангиной в сентябре 1919 года знаменитым петроградским художником Борисом Кустодиевым.

Кустодиев, которому тогда был 41 год, надписал на этом портрете: «Моему маленькому другу Мите Шостаковичу от автора». Шостаковича к художнику привела его дочка, Митина одноклассница, но подружился он именно с отцом. Шостакович играл Кустодиеву пьесы Грига, Шопена, Шумана, свои первые композиции. Кустодиев прозвал его Флорестаном – по имени одного из вымышленных персонажей «Карнавала» Шумана, порывистого и поэтичного: перед художником Митя, очевидно, не стеснялся раскрываться – фортепиано «говорило» за него, выступая посредником в общении.

Для Шостаковича Кустодиев олицетворял важную петербургскую традицию. Он был одним из виднейших членов группы «Мир искусства», в которой занимал особое положение. Лидер «Мира искусства» Бенуа и большинство его соратников были убежденными «западниками». В русской истории их прежде всего интересовал классицистский XVIII век, в котором они искали и находили связи и параллели с Западной Европой. Кустодиев, который у публики пользовался огромным успехом, среди рафинированных «мирискусников» чувствовал себя чужаком. Темы его картин были всегда исключительно русскими: ярмарки, масленицы, гулянья, празднично разодетые толпы, купцы, приказчики, мужики, белые церкви с золотыми куполами, тройки – все это ярко, красочно, размашисто, с бьющим через край темпераментом, то есть вовсе не в стиле «Мира искусства». Как вспоминал Кузьма Петров-Водкин, лидеры «Мира искусства» перед картинами Кустодиева молчали. Некоторые критики его работы вообще считали возрождением традиций передвижников, последней феерической вспышкой этого движения.

Женщины на портретах «мирискусников» были нервными, утонченными петербургскими дамами. Кустодиев упорно рисовал купчих – дебелых, монументальных, спокойных, воплощавших душевное и физическое здоровье. В России говорят – «кустодиевская женщина», как на Западе сказали бы – «рубенсовский тип». Но только на первый взгляд эти работы Кустодиева представляются апофеозом торжествующей бездумной плоти. Как заметил один русский критик, «в роскошестве многотелесных красавиц ощущаешь иронию, тревогу, тоску художника, русского интеллигента на рубеже двух веков…».

Это двойственное отношение Кустодиева к своей постоянной героине-купчихе с огромной силой выражено в его иллюстрациях к повести[72] Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», выполненных в 1922–1923 годах, когда Митя Шостакович был постоянным гостем в доме художника. История провинциальной купчихи Катерины Измайловой, из-за безумной любви ставшей убийцей, трактована Кустодиевым в «достоевских», сумрачных, иногда гротескных тонах. (Недаром именно Достоевский первым напечатал в 1865 году в своем журнале «Эпоха» этот «очерк» Лескова.) Рисунки Кустодиева впервые в книге появились в 1930 году; именно с этого издания вокруг полузабытой к тому времени «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова начался бум. Шостакович тогда же прочел книгу и, вдохновленный и текстом, и рисунками Кустодиева, решил немедля написать на сюжет Лескова оперу, которой суждено было стать одним из самых знаменитых музыкальных произведений XX века.

Ни этого примечательного издания, ни появления оперы Шостаковича Кустодиев не дождался. Он умер в 1927 году, 49 лет от роду. Последние 10 лет своей жизни Кустодиев провел в каталке – нижняя часть его тела была парализована (результат саркомы в области спинного мозга). Художнику, яркие, многокрасочные холсты которого были заполнены здоровыми, сильными людьми, почти каждое движение давалось с трудом, вызывая иногда нестерпимые боли. Мучительные операции не помогали. Врачи советовали Кустодиеву для эффективного лечения уехать на Запад. Он долго хлопотал о разрешении, но паспорт ему дали, когда было уже поздно.

Писатель Евгений Замятин, к постановке пьесы которого «Блоха» (тоже по Лескову) Кустодиев исполнил прогремевшие в Ленинграде декорации, сравнивал художника с древнерусскими святыми, «с той только разницей, что его подвиг был не во имя спасения души, а во имя искусства». Обыкновенно скептический и рациональный, Замятин непритворно изумлялся: «…какую творческую волю надо иметь в себе, чтобы, сидя вот так в кресле и стискивая зубы от боли, написать все эти картины». При этом Кустодиев почти всегда был оживлен, приветлив, элегантно одет, при красивом галстуке и безукоризненно белом воротничке. Его белокурые волосы были гладко расчесаны; аккуратно подстрижены усы и небольшая бородка. Ее Кустодиев сбрил, когда она начала седеть, объяснив жене: «К нам ходит много молодежи, бывают хорошенькие барышни, меня борода старит».

Только иногда Кустодиев позволял себе жаловаться: «Ноги – что… предмет роскоши! А вот рука начинает побаливать – это уже обидно». И этот инвалид написал огромный – в натуральный рост, на двухметровом холсте – портрет Федора Шаляпина, ставший не только лучшим изображением легендарного баса, но и живописным символом русского артиста. Шаляпин в бобровой шапке и почти оперной «боярской» шубе стоит на высоком холме на фоне простирающегося вдаль русского пейзажа. Этот пейзаж Кустодиев оживил ярмаркой, пестрым удалым народным гуляньем. Такой России уже не было в то время, это было воспоминание о прежних веселых днях. Шаляпин был, быть может, самым национальным из русских музыкантов: щедро одаренный природой гигант, умевший на оперной сцене быть одинаково вдохновенным в роли и грозного царя, и разгульного мужика. Он вышел из народа, понимал его душу и был его частью. Но он был также гениальным «рупором» этого народа, выразителем его эмоций, воплощением его потенциала. Вот эту сложную связь русского музыканта со своей страной и выразил в своей картине Кустодиев, комментировавший феномен Шаляпина так: «Здесь и необъятная силища природного дарования, и мужицкий смекалистый ум, и тонко усвоенная культура. Совершенно неповторимое явление!»

Портрет Кустодиева живет, вибрирует, дышит, переливается. Это симфония красок, и на Шостаковича она производила огромное впечатление, не в последнюю очередь потому, что он видел, как художник создавал эту великую символическую работу. На потолке студии Кустодиева был укреплен блок, через который пропустили веревку с привешенным на ее конце грузом. Таким образом художник мог, без посторонней помощи, удалять или приближать холст к своему креслу. Получалось, что Кустодиев работал как при росписи плафона под куполом церкви, но при этом испытывая постоянную мучительную боль. Для Шостаковича, часто приходившего в дом Кустодиева, это было также уроком профессионального мужества, вспомнившимся через 40 с лишним лет, когда у композитора стала отниматься правая рука и он начал тренировать левую, чтобы ни за что не прекращать сочинения. Его портрет работы Кустодиева висел в квартире Шостаковича на почетном месте. Богданов-Березовский любил говорить, что, думая об этом изображении Мити, он всегда вспоминает строки молодого поэта, их общего друга, посвященные композитору:

Я люблю весеннее небо,

Когда только что прошла гроза.

Это – твои глаза.



источник: Петербург - судьба и миф
История культуры Санкт-Петербурга
С.Волков


Полезные сайты:
World-Tours: Занимательная география
Россия, достопримечательности
Европа, достопримечательности
SpaceFly: Авиация мира
EducationSPB: Справочная литература




просмотров: 856

Sofitel Dubai Jumeirah Beach
Адрес:ОАЭ, Эмират Дубай, г. Джумейра

Горизонт
Адрес:Россия, Краснодарский кр., Туапсинский р-н, г. Туапсе

Jadran Hotel
Адрес:Чехия, г. Карловы-Вары
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
1925 Cover Berlin Germany Kaunas Lietuva Moscow Москва St. Петербург Petersburg

$3.99
End Date: Sunday Jun-24-2018 7:30:11 PDT
Buy It Now for only: $3.99
|
Russia Peterhof Петергоф St. Петербург Petersburg SPB Peter The Great Statue PPC

$1.99
End Date: Sunday Jun-24-2018 6:58:42 PDT
Buy It Now for only: $1.99
|
Russia St. Петербург Petersburg SPB - Kazan Square Singer House pre WWI postcard

$3.99
End Date: Sunday Jun-24-2018 6:57:10 PDT
Buy It Now for only: $3.99
|
Russia St. Петербург Petersburg SPB - Grand Hotel d'Europe Roof Garden postcard

$1.99
End Date: Sunday Jun-24-2018 6:56:31 PDT
Buy It Now for only: $1.99
|
St. Petersburg. Amber. Unpainted Foot Musketeers (7) & Mounted Musketeer 54 mm

$175.00
End Date: Tuesday Jun-26-2018 17:16:08 PDT
Buy It Now for only: $175.00
|
AeroArt St. Petersburg CROWN PRINCE WILHELM World War I MIB RARE! Kaiser

$179.00 (0 Bids)
End Date: Thursday Jun-28-2018 6:09:33 PDT
|
saint petersburg russia aeroart 54mm ancient roman people 2005 #ROM008 rare oop

$60.00 (1 Bid)
End Date: Tuesday Jun-26-2018 10:34:20 PDT
|
St.Petersburg collection, retired, 2002, Saracen crusader down

$175.00 (0 Bids)
End Date: Tuesday Jun-26-2018 18:00:09 PDT
|
Search Results from «Озон» История Санкт-Петербурга
 
Петербург Петра I в иностранных описаниях
Петербург Петра I в иностранных описаниях
Издание 1991 года. Сохранность хорошая.
Ранний Петербург - его облик, застройка, общественная жизнь, быт и нравы первых горожан - известны нам преимущественно по описаниям, составленным несколькими западноевропейскими современниками бурных событий в России эпохи Петра Великого, посетившими берега Невы. Наша книга - первый свод этих ценных сочинений, без которых многое в начальной истории города оказалось бы утраченным безвозвратно. Два немца (один аноним, другой - некто по фамилии Геркенс), шведский военнопленный Л.Ю. Эренмальм, шотландский офицер П.Г. Брюс, французкий путешественник О. де ла Мотрэ и два анонимных поляка были внимательными и заинтересованными наблюдателями, создавшими панораму жизни Петербурга в 1710-1726 гг. - из записи, известные лишь узкому кругу специалистов, мы представляем сегодня вниманию читателей.
Русские переводы публикуемых текстов сопровождаются введением научного характера и комментариями. Книга рассчитана как на специалистов, историков, студентов, так и на самую широкую читательскую аудиторию....

Цена:
365 руб

Город глазами художников Красочно иллюстрированное издание!
Город глазами художников
С первых дней существования Петербурга его рисовали. Город запечатлен утром и вечером, ночью и днем. Его прославленные архитектурные ансамбли и окраины - все попало в поле зрения живописцев и графиков. Время меняло облик города. Каждая эпоха вносила нечто свое, новое. Менялся и изобразительный язык художников. Но все они, каждый по-своему, стремились запечатлеть на холсте и бумаге нечто особо важное, типичное для своего времени. И так сложилась удивительная, единственная, в своем роде изобразительная летопись жизни города - одного из красивейших в мире....

Цена:
749 руб

Юрий Фельтен
Юрий Фельтен
Книга посвящена жизни и творчеству выдающегося русского архитектора, представителя раннего классицизма. По его проектам создавались здание старого Эрмитажа, ансамбль Чесменского дворца, знаменитая решетка Летнего сада и другие сооружения, отделывались парадные интерьеры Большого Петергофского дворца....

Цена:
200 руб

Крепость Орешек
Крепость Орешек
Книга рассказывает о сложной многовековой истории крепости Орешек, ее оборонительных и гражданских сооружений. Авторы - археолог, доктор исторических наук А. Н. Кирпичников и архитектор-реставратор В. М. Савков - в течение нескольких лет занимались изысканиями в древней русской крепости. За эти годы они сделали ряд важных открытий, которые дали возможность по-новому осветить историю строительства крепости. В своей книге они убедительно показывают, что сохранившийся до наших дней Орешек - один из важнейших памятников древнерусского оборонительного зодчества....

Цена:
286 руб

Ленинград. Альбом
Ленинград. Альбом
Фотоальбом посвящен Ленинграду и ленинградцам. На его страницах вы увидите цветные фотографии, запечатлевшие современный (на момент издания альбома) облик города: Невский, Дворцовая с пионерами, Кировский завод, новые районы…....

Цена:
484 руб

Пушкинский Петербург
Пушкинский Петербург
Предлагаемый вниманию самого широкого круга читателей альбом "Пушкинский Петербург" является дополненным и отчасти измененным вариантом переиздания книги, вышедшей в 1974 году к 175-летнему юбилею со дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, жизнь и творчество которого тесно связаны с Петербургом. В альбоме воспроизведено свыше двухсот картин, акварелей и гравюр художников - современников поэта. На них город представлен таким, каким видел его Пушкин. А.М.Гордин в своем очерке о Петербурге 1800-1830-х годов рассказывает о том, как жили, одевались, развлекались, какие события занимали разные слои столичного населения. Альбому предпослана статья академика М.П.Алексеева. Резюме и список репродукций даны на английском языке....

Цена:
669 руб

Павловск
Павловск
Дворцово-парковый ансамбль Павловска - один из выдающихся памятников мирового искусства второй половины XVIII и первой четверти XIX века. Его создание связано с именами многих талантливейших мастеров прошлого....

Цена:
286 руб

В. К. Дмитриев Санкт-Петербург. Реки, каналы, мосты, набережные, острова. Справочное пособие по истории города
Санкт-Петербург. Реки, каналы, мосты, набережные, острова. Справочное пособие по истории города
Справочное пособие предназначено для учащихся, преподавателей и всех, кто интересуется историей Санкт-Петербурга. В книге содержится информация о реках, каналах, островах, набережных и мостах города. Пособие снабжено иллюстрациями и биографиями выдающихся мостостроителей. Для удобства использования материал расположен в алфавитном порядке....

Цена:
216 руб

Марина Метальникова Золотая коллекция лучших мест Санкт-Петербурга
Золотая коллекция лучших мест Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург — один из самых красивых и богатых архитектурными шедеврами городов мира. Нужны годы, чтобы увидеть все, достойное внимания в нем. Но этот роскошный фолиант позволит вам значительно сократить это время. В нем описаны 500 самых интересных мест в Санкт-Петербурге и его исторических пригородах. Листая страницы, вы сможете окунуться в атмосферу Северной столицы и ее окрестностей, прогуляться по хрестоматийным объектам и заглянуть в укромные уголки: дворцы и музеи, широкие проспекты и извилистые каналы, острова и бесчисленные мосты, древние церкви и монастыри, многочисленные усадьбы и великолепные парки.Около 1000 профессиональных фотографий и легкий язык повествования гарантируют удовольствие от общения с этой книгой....

Цена:
2399 руб

Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт - Петербурга
Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт - Петербурга
В этой книге, выдержавшей уже не одно издание и пользующейся неизменной популярностью у читателей, рассказывается о происхождении названий улиц, площадей, рек, островов и мостов Санкт-Петербурга. Речь в ней идет не только о старинных, но и новых названиях, сравнительно недавно появившихся на карте города. В данном издании учтены все изменения в городской топонимике по состоянию на начало 1998 года. Книга построена в виде алфавитного справочника и снабжена указателем. Рассчитана на широкий круг читателей....

Цена:
369 руб



2003 Copyright © Санкт-Петербург Peterlife.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Угостить администратора сайта, чашечкой кофе *https://paypal.me/peterlife
  Яндекс цитирования