Санкт-Петербург онлайн
«Художественное бюро Н. Добычиной» 1912

«Художественное бюро Н. Добычиной» 1912

За успех в столице, за власть над душой скептического Петербурга русские модернисты боролись отчаянно. Конкуренция была жестокой, но игра стоила свеч. Именно в Петербурге, когда осенью 1912 года здесь открылось «Художественное бюро Н. Добычиной», продажа произведений искусства впервые в истории России была поставлена на деловую основу. Надежда Добычина (урожденная Фишман) стала первым в стране профессиональным дилером: она не только устраивала выставки художников и продавала их работы, но и направляла их деятельность. Считалось, что женщине, да еще еврейке, не подобает столь бесцеремонным образом вмешиваться в столичную художественную жизнь, поэтому о Добычиной в Петербурге говорили с уважением, понимая ее власть, но без особой любви: «Да, эта женщина была неким скрытым рычагом многих поворотов судеб художников… Она была очень некрасива, может быть, это и взрастило и ее энергию, азарт жизни, и честолюбие, и жажду «торжества».

В декабре 1915 года Добычина показала в своем «Художественном бюро» так называемую «Последнюю футуристическую выставку картин 0,10 (ноль – десять)». Доминировал на ней Малевич, выставивший около 40 своих работ, рядом с которыми он прикрепил надпись: «Супрематизм живописи». Это были геометрические абстрактные работы наивысшей интенсивности и ригористичности. Высоко в углу, на месте, у русских традиционно отведенном для икон, царила картина Малевича «Черный квадрат». Завоевав скандальную известность, она действительно стала иконой русского и мирового абстрактного искусства. Своим «Черным квадратом» Малевич провозглашал лидерство русского авангарда в мировом художественном процессе. Эта картина превращала внешне элементарную форму квадрата, тщательно выкрашенного в черный цвет, в символ захватывающе нового ощущения беспредельности пространства и универсальности бытия. «Черный квадрат» был одухотворен идеей Малевича о том, что абстрактное искусство откроет путь к духовному очищению масс. Отсюда вызывающая чистота формы и цвета в его плодотворном эксперименте, мистическая глубина которой способна буквально гипнотизировать внимательного зрителя.

Письмо Малевича к Матюшину объясняет происхождение термина, которым художник обозначил введенное им новое направление: «Мне думается, что супрематизм наиболее подходяще, так как означает господство». Символ супрематизма, «Черный квадрат», был тесно связан с одним из эскизов Малевича к опере «Победа над солнцем», когда этот квадрат был впервые зафиксирован художником на бумаге. Позднее сам Малевич писал об этом эскизе: «Рисунок этот будет иметь большое значение в живописи. То, что было сделано бессознательно, теперь дает необычайные плоды».

Жевержеев отлично понимал место эскизов Малевича к «Победе над солнцем» в истории модернистской культуры. Одновременно с выставкой у Добычиной Жевержеев показал в Петрограде выставку «Памятники русского театра», целиком состоявшую из драгоценных материалов его легендарной коллекции. Сразу после показа «Победы над солнцем» он купил у Малевича 19 эскизов художника к опере. Теперь они гордо красовались на выставке из коллекции Жевержеева, рядом с театральными афишами начала XVIII века. Открывал выставку вездесущий эстет Евреинов.

Малевич заявлял: «Цвет есть творец в пространстве… Ключи супрематизма ведут меня к открытию еще не осознанного. Новая моя живопись не принадлежит земле исключительно… в человеке, в его сознании лежит устремление к пространству, тяготение «отрыва от шара земли». Этой своей философией Малевич, как всякий настоящий миссионер, пытался завоевать авангардный Петроград. Для этого в первую очередь надо было покорить главный в этой области кружок Николая Пунина.

На собраниях кружка Малевич, по воспоминаниям Пунина, часами «убеждал с тем изумительным напором, который гипнотизирует, заставляя слушать, говорил, как пронзал рапирой, ставя вещи в самые острые ракурсы и мысль кладя на ребро; напирая, отскакивал от собеседника, тряс рукой, короткими, мелко и нервно дрожавшими пальцами…».

Но в этой борьбе за душу Петербурга у Малевича был грозный соперник. В кружок Пунина кто-то принес рисунок москвича Владимира Татлина. Члены кружка пришли в восторг и, скинувшись по 10–15 копеек каждый, отправили Татлину коллективную телеграмму: «Приезжайте! Все молодые художники и критики Петрограда ждут Вас как своего учителя, прокладывателя новых путей в Искусстве. Ждем!»

Татлин немедленно объявился в Петрограде. «Внешность его была своеобразна, – вспоминал один из участников кружка Пунина. – Высокий, некрасивый… белесые волосы лежали на затылке как-то прядями. Он напоминал пеликана». В то время Татлин, отказавшись от живописи, начал создавать свои «контррельефы». Это была скульптуроживопись, ведшая к конструктивизму, – комбинации из разных материалов: металла, дерева, стекла.

Идеи Татлина были еще радикальнее, чем у Малевича. «Контррельефы» Татлина не были символами каких-то мистических устремлений, как это было с картинами Малевича. Они не должны были давать зрителю духовные импульсы, а просто заявляли о праве различных материалов и вещей на суверенное существование как предметов искусства. Эта демонстративная прозаичность и утилитарность, маскировавшая изысканную красоту «контррельефов» Татлина, пришлась в сдержанном Петербурге по душе. На молодых художников Петрограда Татлин произвел неизгладимое впечатление. Пунин утверждал: «В то время каждая его оценка, каждая выраженная им мысль об искусстве была для нас пробоиной в новую культуру, в будущее». Под мощным влиянием идей Татлина авангардисты из кружка Пунина начали увлеченно трудиться «над конструированием пространственных моделей, над разного рода подборами материалов разных свойств, качеств и форм. Пилили, строгали, резали, терли, растягивали, сгибали; о живописи почти забыли; говорили только о контрастах, о сопряжении, напряжении, об осях сечения, о фактурах. Со стороны все это могло казаться манией, в действительности это было творческое напряжение людей, которым казалось, что их усилиями мир, наконец, будет сдвинут с вековых канонов и «взойдет новый Ренессанс».

К примеру, «Пространственная композиция» петроградского вундеркинда Льва Бруни включала большой стальной стержень, натянутую кожу, стекло, слюду и жесть. (Эта работа Бруни не сохранилась в годы революции; о ней рассказала мне вдова художника, Нина Бруни.) Композиция Петра Митурича состояла из фанеры, заштрихованного воском стекла, лиловой бумаги и «серебряной» шоколадной обертки.

Пунин говорил о соперничестве Татлина и Малевича: «…сколько я их помню, они всегда делили между собою мир: и землю, и небо, и междупланетное пространство, устанавливая всюду сферу своего влияния. Татлин обычно закреплял за собою землю, пытаясь столкнуть Малевича в небо за беспредметность. Малевич, не отказываясь от планет, землю не уступал, справедливо полагая, что и она – планета и, следовательно, может быть беспредметной». О Татлине Малевич отзывался презрительно, обвиняя его в «узости кругозора» и доказывая, что «Татлину железо заслоняет горизонт». Татлин, естественно, в долгу не оставался.

Эта война за сферы влияния не ограничивалась идейными столкновениями. Перед открытием выставки в «Художественном бюро» Добычиной Малевич и Татлин натуральным образом подрались. Выставки авангардистов в Петрограде и так все больше напоминали хеппенинги, но эта ставшая легендарной кулачная драка как нельзя больше способствовала театральному характеру этого события.



источник: Петербург - судьба и миф
История культуры Санкт-Петербурга
С.Волков


Полезные сайты:
World-Tours: Занимательная география
Россия, достопримечательности
Европа, достопримечательности
SpaceFly: Авиация мира
EducationSPB: Справочная литература




просмотров: 1348
Ozon.travel
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
1932 Cover Express Moscow Москва Russia Leningrad St. Петербург Petersburg SPB

$9.99 (0 Bids)
End Date: Friday Jan-18-2019 8:58:00 PST
|
Russia St. Петербург Petersburg SPB Newsky Avenue Tram Tramway Route 7 postcard

$52.52
End Date: Sunday Feb-10-2019 21:03:58 PST
Buy It Now for only: $52.52
|
SAINT PETERSBURG Etching 1829 rare Санкт-Петербург екатерининский дворец

$22.00
End Date: Sunday Feb-3-2019 0:59:22 PST
Buy It Now for only: $22.00
|
1866 PRINT SAINT PETERSBURG PLACE Санкт-Петербург

$22.00
End Date: Wednesday Jan-30-2019 6:11:11 PST
Buy It Now for only: $22.00
|
AeroArt St. Petersburg Collection Mongol Warrior with Arrow in Neck

$63.00
End Date: Saturday Feb-16-2019 16:23:04 PST
Buy It Now for only: $63.00
|
aeroart st petersburg collection

$140.00 (0 Bids)
End Date: Saturday Jan-19-2019 9:05:15 PST
|
St. Petersburg 54 mm metal mounted KNIGHT/King Richard with banner by "Amber"!

$135.00 (0 Bids)
End Date: Saturday Jan-19-2019 9:03:07 PST
|
St. Petersburg 54 mm metal mounted KNIGHT with colorful banner by "Amber"!

$125.00 (0 Bids)
End Date: Saturday Jan-19-2019 9:07:43 PST
|
Search Results from «Озон» История Санкт-Петербурга
 
Доменико Трезини
Доменико Трезини
Издание посвящено первому зодчему Петербурга.
Книга, основанная на обширных данных кандидатской диссертации автора, повествует о знаменитых сооружениях Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость с собором, здание Двенадцати коллегий, летний дворец Петра I, ансамбль Александро-Невской лавры и др.), а также о первых звеньях его планировки.
Книгу можно использовать в качестве путеводителя по историческим местам....

Цена:
212 руб

Кумир на бронзовом коне
Кумир на бронзовом коне
В книге в увлекательной форме вопросов и ответов рассказывается обо всех памятниках, посвященных Петру Великому в городе на Неве, являющихся частью российской истории, летописью, отлитой в бронзе и высеченной в камне.
Книга иллюстрирована и может быть полезна всем, кто интересуется историей города и эпохой Петра I....

Цена:
92 руб

Виктор Шретер
Виктор Шретер
Книга посвящена творчеству крупнейшего представителя рационального направления в русской архитектуре конца XX века, зачинателя "кирпичного стиля". В Петербурге и других городах России с его именем связаны постройки общественных зданий, театров, особняков, доходных домов, высоко оцененные современниками.
Книга может служить путеводителем по памятникам архитектуры, созданным зодчим....

Цена:
121 руб

Ленинград
Ленинград
Книга рассказывает о прославленных архитектурных ансамблях, площадях, набережных и монументах города на Неве. Наряду с анализом отдельных архитектурно-художественных памятников, в книге уделено большое внимание истории зарождения, развития, формирования Ленинграда как цельного архитектурного организма. Знакомя с городом, очерк в то же время дает представление об эволюции русского дореволюционного и советского зодчества.
Книга содержит цветные и тоновые фотографии основных ленинградских достопримечательностей....

Цена:
244 руб

Ленинград в блокаде (1941 год)
Ленинград в блокаде (1941 год)
Прижизненное издание.
Москва, 1958 год. Воениздат Военное издательство Министерства обороны Союза ССР.
Издательский переплет. Сохранность хорошая.

В книге рассказывается о тяжелой обстановке на северо-западном направлении советско-германского фронта в начальный период Великой Отечественной войны, о прорыве немецко-фашистских войск на ближние подступы к Ленинграду и мерах советского командования по обороне города, об осаде Ленинграда и продовольственном положении населения и войск в самые трудные дни блокады 1941 - 1942 годов, о голоде и лишениях, выпавших на долю ленинградцев, о мужестве, стойкости, непоколебимом духе жителей города и войск Ленинградского фронта, об их непреклонной вере в победу.
Автор книги Дмитрий Васильевич Павлов с начала осады Ленинграда до конца января 1942 года был Уполномоченным Государственного Комитета Обороны по продовольственному снабжению войск Ленинградского фронта и населения Ленинграда.
Книга рассчитана на широкий круг читателей....

Цена:
286 руб

Литейный проспект
Литейный проспект
Литейный проспект занимает центральное место на карте Дзержинского района. Очерк-путеводитель рассказывает о создании и формировании главной магистрали бывшей Литейной части, о наиболее примечательных памятниках архитектуры и значительных исторических и революционных событиях, связанных с улицей и прилегающими к ней участками города.
Авторы затрагивают проблемы охраны и реставрации памятников истории и культуры....

Цена:
61 руб

Памятники искусства Советского Союза. Ленинград и окрестности. Справочник-путеводитель
Памятники искусства Советского Союза. Ленинград и окрестности. Справочник-путеводитель
Данная книга серии справочников-путеводителей «Памятники искусства Советского Союза» посвящена Ленинграду и его пригородам. По сравнению со многими другими русскими городами Ленинград город молодой - ему нет и трех столетий. Однако по богатству и разнообразию архитектурных памятников Ленинград со своими окрестностями не уступает древнейшим городам России.
История развития русской архитектуры XVIII-XX веков представлена здесь яркими и характерными образцами. В застройке города в полной мере выявился талант крупнейших зодчих России этого периода. На примере архитектурных ансамблей Ленинграда отчетливо прослеживается процесс становления и развития градостроительства нового времени.
Построение книги следует принципам, общим для всей серии: краткий исторический очерк развития архитектуры города и его окрестностей, альбом иллюстраций, представляющий как выдающиеся, так и типичные памятники зодчества, аннотации к каждому из них, содержащие характеристику объекта и основные данные истории его сооружения.
Завершают книгу хронология воспроизводимых памятников и библиография....

Цена:
169 руб

Пушкинский век. Панорама столичной жизни
Пушкинский век. Панорама столичной жизни
В тридцати трех главах книги рассказывается о политических и административных учреждениях Петербурга, о его общественной и культурной жизни, о жизни двора и высшего света, о том, как менялся город, его архитектурный облик, какими были повседневный быт, занятия и нравы горожан.
В шести очерках "Из Петербургской хроники", дополняющих основное повествование, дана история самых знаменательных дней в судьбе столицы.
Книга иллюстрирована гравюрами, литографиями, рисунками и картинами пушкинской эпохи, а также фрагментами "Подробного плана столичного города Санкт-Петербурга", выполненного в 1828 году известным военным топографом генералом Ф.Шубертом.
Издание снабжено адресным и топографическими указателями....

Цена:
579 руб

Аркадий Векслер, Тамара Крашенинникова Такая удивительная Лиговка
Такая удивительная Лиговка
Лиговский проспект - одна из старейших и наиболее протяженных магистралей Санкт-Петербурга. Сменивший много названий, он в конце концов обрел нынешнее и стал зваться в народе Лиговкой.
Вы узнаете историю Лиговки - необычайно интересной улицы, которая благодаря своей длине оказалась одной из наименее изученных улиц Северной столицы. Авторы подробно поведают о каждом строении: что находилось в нем и каких людей оно успело повидать.

Книга снабжена богатым иллюстративным материалом: старинными и современными фотографиями, картинами, портретами и картами....

Цена:
730 руб

Юрий Пирютко Петербург. Книга для справок и чтения. Адреса, сюжеты и архитектурные истории Северной столицы
Петербург. Книга для справок и чтения. Адреса, сюжеты и архитектурные истории Северной столицы
Сборник статей и очерков петербургского историка и литератора, хранителя музейного некрополя. Общий обзор архитектуры и строительства Санкт-Петербурга (Ленинграда) XVIII-XXI вв., материалы по истории петербургских кладбищ, краеведческие публикации о малоизвестных достопримечательностях и фактах истории Петербурга и пригородов. Аннотированный именной указатель, включающий свыше 1900 имен, и подробный топографический указатель. Издание иллюстрировано фотографиями автора....

Цена:
617 руб



2003 Copyright © Санкт-Петербург Peterlife.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Угостить администратора сайта, чашечкой кофе *https://paypal.me/peterlife
  Яндекс цитирования