Санкт-Петербург онлайн
«Художественное бюро Н. Добычиной» 1912

«Художественное бюро Н. Добычиной» 1912

За успех в столице, за власть над душой скептического Петербурга русские модернисты боролись отчаянно. Конкуренция была жестокой, но игра стоила свеч. Именно в Петербурге, когда осенью 1912 года здесь открылось «Художественное бюро Н. Добычиной», продажа произведений искусства впервые в истории России была поставлена на деловую основу. Надежда Добычина (урожденная Фишман) стала первым в стране профессиональным дилером: она не только устраивала выставки художников и продавала их работы, но и направляла их деятельность. Считалось, что женщине, да еще еврейке, не подобает столь бесцеремонным образом вмешиваться в столичную художественную жизнь, поэтому о Добычиной в Петербурге говорили с уважением, понимая ее власть, но без особой любви: «Да, эта женщина была неким скрытым рычагом многих поворотов судеб художников… Она была очень некрасива, может быть, это и взрастило и ее энергию, азарт жизни, и честолюбие, и жажду «торжества».

В декабре 1915 года Добычина показала в своем «Художественном бюро» так называемую «Последнюю футуристическую выставку картин 0,10 (ноль – десять)». Доминировал на ней Малевич, выставивший около 40 своих работ, рядом с которыми он прикрепил надпись: «Супрематизм живописи». Это были геометрические абстрактные работы наивысшей интенсивности и ригористичности. Высоко в углу, на месте, у русских традиционно отведенном для икон, царила картина Малевича «Черный квадрат». Завоевав скандальную известность, она действительно стала иконой русского и мирового абстрактного искусства. Своим «Черным квадратом» Малевич провозглашал лидерство русского авангарда в мировом художественном процессе. Эта картина превращала внешне элементарную форму квадрата, тщательно выкрашенного в черный цвет, в символ захватывающе нового ощущения беспредельности пространства и универсальности бытия. «Черный квадрат» был одухотворен идеей Малевича о том, что абстрактное искусство откроет путь к духовному очищению масс. Отсюда вызывающая чистота формы и цвета в его плодотворном эксперименте, мистическая глубина которой способна буквально гипнотизировать внимательного зрителя.

Письмо Малевича к Матюшину объясняет происхождение термина, которым художник обозначил введенное им новое направление: «Мне думается, что супрематизм наиболее подходяще, так как означает господство». Символ супрематизма, «Черный квадрат», был тесно связан с одним из эскизов Малевича к опере «Победа над солнцем», когда этот квадрат был впервые зафиксирован художником на бумаге. Позднее сам Малевич писал об этом эскизе: «Рисунок этот будет иметь большое значение в живописи. То, что было сделано бессознательно, теперь дает необычайные плоды».

Жевержеев отлично понимал место эскизов Малевича к «Победе над солнцем» в истории модернистской культуры. Одновременно с выставкой у Добычиной Жевержеев показал в Петрограде выставку «Памятники русского театра», целиком состоявшую из драгоценных материалов его легендарной коллекции. Сразу после показа «Победы над солнцем» он купил у Малевича 19 эскизов художника к опере. Теперь они гордо красовались на выставке из коллекции Жевержеева, рядом с театральными афишами начала XVIII века. Открывал выставку вездесущий эстет Евреинов.

Малевич заявлял: «Цвет есть творец в пространстве… Ключи супрематизма ведут меня к открытию еще не осознанного. Новая моя живопись не принадлежит земле исключительно… в человеке, в его сознании лежит устремление к пространству, тяготение «отрыва от шара земли». Этой своей философией Малевич, как всякий настоящий миссионер, пытался завоевать авангардный Петроград. Для этого в первую очередь надо было покорить главный в этой области кружок Николая Пунина.

На собраниях кружка Малевич, по воспоминаниям Пунина, часами «убеждал с тем изумительным напором, который гипнотизирует, заставляя слушать, говорил, как пронзал рапирой, ставя вещи в самые острые ракурсы и мысль кладя на ребро; напирая, отскакивал от собеседника, тряс рукой, короткими, мелко и нервно дрожавшими пальцами…».

Но в этой борьбе за душу Петербурга у Малевича был грозный соперник. В кружок Пунина кто-то принес рисунок москвича Владимира Татлина. Члены кружка пришли в восторг и, скинувшись по 10–15 копеек каждый, отправили Татлину коллективную телеграмму: «Приезжайте! Все молодые художники и критики Петрограда ждут Вас как своего учителя, прокладывателя новых путей в Искусстве. Ждем!»

Татлин немедленно объявился в Петрограде. «Внешность его была своеобразна, – вспоминал один из участников кружка Пунина. – Высокий, некрасивый… белесые волосы лежали на затылке как-то прядями. Он напоминал пеликана». В то время Татлин, отказавшись от живописи, начал создавать свои «контррельефы». Это была скульптуроживопись, ведшая к конструктивизму, – комбинации из разных материалов: металла, дерева, стекла.

Идеи Татлина были еще радикальнее, чем у Малевича. «Контррельефы» Татлина не были символами каких-то мистических устремлений, как это было с картинами Малевича. Они не должны были давать зрителю духовные импульсы, а просто заявляли о праве различных материалов и вещей на суверенное существование как предметов искусства. Эта демонстративная прозаичность и утилитарность, маскировавшая изысканную красоту «контррельефов» Татлина, пришлась в сдержанном Петербурге по душе. На молодых художников Петрограда Татлин произвел неизгладимое впечатление. Пунин утверждал: «В то время каждая его оценка, каждая выраженная им мысль об искусстве была для нас пробоиной в новую культуру, в будущее». Под мощным влиянием идей Татлина авангардисты из кружка Пунина начали увлеченно трудиться «над конструированием пространственных моделей, над разного рода подборами материалов разных свойств, качеств и форм. Пилили, строгали, резали, терли, растягивали, сгибали; о живописи почти забыли; говорили только о контрастах, о сопряжении, напряжении, об осях сечения, о фактурах. Со стороны все это могло казаться манией, в действительности это было творческое напряжение людей, которым казалось, что их усилиями мир, наконец, будет сдвинут с вековых канонов и «взойдет новый Ренессанс».

К примеру, «Пространственная композиция» петроградского вундеркинда Льва Бруни включала большой стальной стержень, натянутую кожу, стекло, слюду и жесть. (Эта работа Бруни не сохранилась в годы революции; о ней рассказала мне вдова художника, Нина Бруни.) Композиция Петра Митурича состояла из фанеры, заштрихованного воском стекла, лиловой бумаги и «серебряной» шоколадной обертки.

Пунин говорил о соперничестве Татлина и Малевича: «…сколько я их помню, они всегда делили между собою мир: и землю, и небо, и междупланетное пространство, устанавливая всюду сферу своего влияния. Татлин обычно закреплял за собою землю, пытаясь столкнуть Малевича в небо за беспредметность. Малевич, не отказываясь от планет, землю не уступал, справедливо полагая, что и она – планета и, следовательно, может быть беспредметной». О Татлине Малевич отзывался презрительно, обвиняя его в «узости кругозора» и доказывая, что «Татлину железо заслоняет горизонт». Татлин, естественно, в долгу не оставался.

Эта война за сферы влияния не ограничивалась идейными столкновениями. Перед открытием выставки в «Художественном бюро» Добычиной Малевич и Татлин натуральным образом подрались. Выставки авангардистов в Петрограде и так все больше напоминали хеппенинги, но эта ставшая легендарной кулачная драка как нельзя больше способствовала театральному характеру этого события.



источник: Петербург - судьба и миф
История культуры Санкт-Петербурга
С.Волков


Полезные сайты:
World-Tours: Занимательная география
Россия, достопримечательности
Европа, достопримечательности
SpaceFly: Авиация мира
EducationSPB: Справочная литература




просмотров: 869
Booking.com
Search Results from Ebay.US* DE* FR* UK
Search Results from «Озон» История Санкт-Петербурга
 
 Городское ралли. Санкт-Петербург. Игра
Городское ралли. Санкт-Петербург. Игра
Суть игры-прогулки можно сформулировать в двух словах — «гуляй и познавай». В набор входят очень красивые карты, нарисованные художниками, и список вопросов, напечатанный для удобства прямо на картах. Ответы на вопросы нужно искать во время прогулки прямо на улицах города. Архитектура, история, городской быт и культура, знаменитые люди и их творения — вопросы из самых разных областей знания, но при этом они не требуют специальной подготовки, лишь внимания, логики и... хорошей погоды....

Цена:
699 руб

Составитель Владимир Михневич Петербург весь на ладони
Петербург весь на ладони
Книга В.Михневича - это своеобразный справочник, отражающий общественную жизнь Санкт-Петербурга XIX века. В книге подробно рассказано о деятельности благотворительных и медицинских заведений, дана характеристика нравов городских обывателей, их занятий и промыслов, приведены сведения о процессе заселения и данные статистического учета жителей по языку и вероисповеданию, подробно описаны топография, климат и административное устройство имперской столицы. В основу повествования легли личные наблюдения автора, справки статистических комитетов, отчеты казенных и общественных учреждений. Издание снабжено картой и панорамой города с птичьего полета. Печатается по изданию 1874 года....

Цена:
619 руб

Румянцев в Петербурге
Румянцев в Петербурге
Книга рассказывает о предшественнике А.В.Суворова - выдающемся русском полководце П.А.Румянцеве-Задунайском, раскрывает высокую гражданственность и патриотизм полководца, военная и государственная деятельность которого была тесно связана с Петербургом.
Книга предназначается широкому кругу читателей, может служить и путеводителем....

Цена:
154 руб

Генрих фон Реймерс Санкт-Петербург в конце своего первого столетия Sankt-Petersburg am Ende seines ersten Jahrhunderts, historisch topographisch beschrieber
Санкт-Петербург в конце своего первого столетия
Генрих Крисгоф (Кристиан) фон Реймерс - плодовитый писатель своего времени, но как историк малоизвестный. Его книга "Санкт-Петербург в конце своего первого столетия" оказалась единственной, отметившей первый большой юбилей города. Напечатана она была в 1805 г. на немецком языке.
На русский язык переведена впервые.
Повествование в ней построено по хронологии царствований - от основателя города - Петра Великого до эпохи правления Александра I. Книга состоит из двух томов и снабжена подробными планами Петербурга. Она содержит уникальные сведения, малоизвестные даже историкам города. Еще одно достоинство книги - полный перечень печатных источников о Петербурге тех лет.

Для широкого круга читателей и историков города....

Цена:
1059 руб

Составитель Илья Яковкин Описание Села Царского, или Спутник обозревающим оное, с планом и краткими историческими объяснениями
Описание Села Царского, или Спутник обозревающим оное, с планом и краткими историческими объяснениями
Этот первый историко-архитектурный путеводитель по Царскому Селу и один из первых отечественных литературных опытов в этом жанре давно стал библиографической редкостью, в XX веке не переиздавался. Для настоящего издания текст книги тщательно подготовлен к печати, снабжен необходимыми комментариями, статьей об авторе и его исторических трудах, а также четырьмя планами.

Для специалистов - историков, искусствоведов, краеведов, а также для широкого круга читателей, интересующихся историей Царскосельской жемчужины в ожерелье пригородов Санкт-Петербурга....

Цена:
232 руб

Литературные памятные места Ленинграда
Литературные памятные места Ленинграда
Авторы предлагаемых очерков делают попытку познакомить читателя со многими памятными литературными местами Ленинграда (Санкт-Петербурга), показывают роль и значение города в жизни и творчестве того или иного писателя, поэта. В очерках дается - хотя бы в общих чертах - образ Петербурга, каким он воссоздан в произведениях писателей и поэтов XVIII - XIX веков.
В книгу включены очерки о крупнейших писателях, жизнь и творчество которых особенно тесно связаны с Петербургом, писателях, которые внесли существенный вклад в разработку петербургской темы.
Из памятных литературных мест относительно подробно охарактеризованы только имеющие важное историко-литературное значение или особую художественную ценность.
Окончание предлагаемых очерков именами Горького и Маяковского в полной мере оправдано.
Горький и Маяковский вводят читателя не просто в литературу XX века, но в литературу советскую. Они дают иное решение петербургской темы, воссоздают качественно иной образ Петербурга-Ленинграда....

Цена:
50 руб

Галина Зеленская Петербург Лермонтова и "Кавказ седой"
Петербург Лермонтова и "Кавказ седой"
Теоретик архитектуры Галина Сергеевна Зеленская не только пишет тексты и определяет ту зрительную параллель, что выявляет суть и содержание Времени, представленного в книге. Она простраивает полиграфический макет издания, решая оформительские, художественные задачи соответственно идее развития многочастной серии. Подобное единство делает ее работу равнозначной деятельности Авторского тематического издательства, названного "время-пространство-архитектура", как того требует круг проблем, рассматриваемых в череде книг, намеченных к выпуску....

Цена:
369 руб

Петербургская академия наук и М. В. Ломоносов
Петербургская академия наук и М. В. Ломоносов
Книга посвящена истории создания центра русской науки - Академии наук. Автор показывает значение Академии в становлении и развитии отечественной науки.
Особое место отведено периоду в жизни Академии, связанному с деятельностью великого русского ученого М.В.Ломоносова. Автор рассказывает о жизни и деятельности ученого, приводит интересные биографические сведения, дает характеристику его трудов....

Цена:
151 руб

Алексей Ерофеев По теневой, по непарадной. Улицы Петербурга, не включенные в туристические маршруты
По теневой, по непарадной. Улицы Петербурга, не включенные в туристические маршруты
Северная столица очень любима и часто посещаема российскими и иностранными туристами. Прибыв в город на Неве, все они следуют приблизительно по одним и тем же маршрутам: в обязательном порядке гуляют по Невскому и Дворцовой площади, посещают Петергоф и Эрмитаж, любуются Исакием и Медным всадником, обязательно фотографируются у «Авроры»... Гостям в первую очередь стремятся показать самые красивые места города. А ведь в Петербурге еще так много проспектов и улиц, переулков и площадей, которые не относятся к так называемому парадному Петербургу. Автор приглашает читателей пройтись вместе с ним по тихим, малоизвестным, «по теневым, по непарадным» улицам города. Поверьте, они того заслуживают....

Цена:
389 руб

Гатчина при Павле Петровиче, цесаревиче и императоре
Гатчина при Павле Петровиче, цесаревиче и императоре
Гатчинский том "Старых Годов" был отпечатан в 1914 г., объединив июльский, августовский и сентябрьский номера. Это своего рода монография, состоящая, казалось бы, из отдельных статей, но связанных одной целью познакомить читателя с историей и художественным великолепием "мрачного" и загадочного обиталища Императора Павла I. Повествование авторов живо, а язык изложения высок и изыскан, присущ тем художественным сокровищам, которые Гатчинский дворец копил и хранил десятилетиями, являясь своеобразным запасником Императорского Эрмитажа.
Каждое дерево в парке, каждый предмет во дворце - будь то старинный портрет или гобелен, или изделие из фарфора - овеяны своей историей и легендой. Об этом и рассказывают авторы на страницах "Гатчины" и делают свое дело с блестящим мастерством. В начале монографии читатель знакомится с краткой историей г. Гатчины, ее архитектурой и садами. Вместе с Н.Лансере и П.Вейнером он совершит увлекательную экскурсию по старинным залам Гатчинского дворца. О некогда богатейшей его коллекции портретов узнает из статьи А.Трубникова "Старые портреты старого замка". А о жизни и быте Павла Петровича в любезной ему Гатчине рассказывает в своей статье С.Казнаков... Все исследования изобилуют архивными материалами, извлеченными из недр Императорского Двора, цитатами из переписки и мемуаров вельможных особ конца XVIII в., а, главное, повествование подано так, что вызывает у читателя эффект присутствия - будь то в зале дворца у портрета или статуэтки или у хрустально-чистых прудов живописного парка....

Цена:
419 руб



2003 Copyright © Санкт-Петербург Peterlife.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Угостить администратора сайта, чашечкой кофе *https://paypal.me/peterlife
  Яндекс цитирования