Санкт-Петербург онлайн
«Художественное бюро Н. Добычиной» 1912

«Художественное бюро Н. Добычиной» 1912

За успех в столице, за власть над душой скептического Петербурга русские модернисты боролись отчаянно. Конкуренция была жестокой, но игра стоила свеч. Именно в Петербурге, когда осенью 1912 года здесь открылось «Художественное бюро Н. Добычиной», продажа произведений искусства впервые в истории России была поставлена на деловую основу. Надежда Добычина (урожденная Фишман) стала первым в стране профессиональным дилером: она не только устраивала выставки художников и продавала их работы, но и направляла их деятельность. Считалось, что женщине, да еще еврейке, не подобает столь бесцеремонным образом вмешиваться в столичную художественную жизнь, поэтому о Добычиной в Петербурге говорили с уважением, понимая ее власть, но без особой любви: «Да, эта женщина была неким скрытым рычагом многих поворотов судеб художников… Она была очень некрасива, может быть, это и взрастило и ее энергию, азарт жизни, и честолюбие, и жажду «торжества».

В декабре 1915 года Добычина показала в своем «Художественном бюро» так называемую «Последнюю футуристическую выставку картин 0,10 (ноль – десять)». Доминировал на ней Малевич, выставивший около 40 своих работ, рядом с которыми он прикрепил надпись: «Супрематизм живописи». Это были геометрические абстрактные работы наивысшей интенсивности и ригористичности. Высоко в углу, на месте, у русских традиционно отведенном для икон, царила картина Малевича «Черный квадрат». Завоевав скандальную известность, она действительно стала иконой русского и мирового абстрактного искусства. Своим «Черным квадратом» Малевич провозглашал лидерство русского авангарда в мировом художественном процессе. Эта картина превращала внешне элементарную форму квадрата, тщательно выкрашенного в черный цвет, в символ захватывающе нового ощущения беспредельности пространства и универсальности бытия. «Черный квадрат» был одухотворен идеей Малевича о том, что абстрактное искусство откроет путь к духовному очищению масс. Отсюда вызывающая чистота формы и цвета в его плодотворном эксперименте, мистическая глубина которой способна буквально гипнотизировать внимательного зрителя.

Письмо Малевича к Матюшину объясняет происхождение термина, которым художник обозначил введенное им новое направление: «Мне думается, что супрематизм наиболее подходяще, так как означает господство». Символ супрематизма, «Черный квадрат», был тесно связан с одним из эскизов Малевича к опере «Победа над солнцем», когда этот квадрат был впервые зафиксирован художником на бумаге. Позднее сам Малевич писал об этом эскизе: «Рисунок этот будет иметь большое значение в живописи. То, что было сделано бессознательно, теперь дает необычайные плоды».

Жевержеев отлично понимал место эскизов Малевича к «Победе над солнцем» в истории модернистской культуры. Одновременно с выставкой у Добычиной Жевержеев показал в Петрограде выставку «Памятники русского театра», целиком состоявшую из драгоценных материалов его легендарной коллекции. Сразу после показа «Победы над солнцем» он купил у Малевича 19 эскизов художника к опере. Теперь они гордо красовались на выставке из коллекции Жевержеева, рядом с театральными афишами начала XVIII века. Открывал выставку вездесущий эстет Евреинов.

Малевич заявлял: «Цвет есть творец в пространстве… Ключи супрематизма ведут меня к открытию еще не осознанного. Новая моя живопись не принадлежит земле исключительно… в человеке, в его сознании лежит устремление к пространству, тяготение «отрыва от шара земли». Этой своей философией Малевич, как всякий настоящий миссионер, пытался завоевать авангардный Петроград. Для этого в первую очередь надо было покорить главный в этой области кружок Николая Пунина.

На собраниях кружка Малевич, по воспоминаниям Пунина, часами «убеждал с тем изумительным напором, который гипнотизирует, заставляя слушать, говорил, как пронзал рапирой, ставя вещи в самые острые ракурсы и мысль кладя на ребро; напирая, отскакивал от собеседника, тряс рукой, короткими, мелко и нервно дрожавшими пальцами…».

Но в этой борьбе за душу Петербурга у Малевича был грозный соперник. В кружок Пунина кто-то принес рисунок москвича Владимира Татлина. Члены кружка пришли в восторг и, скинувшись по 10–15 копеек каждый, отправили Татлину коллективную телеграмму: «Приезжайте! Все молодые художники и критики Петрограда ждут Вас как своего учителя, прокладывателя новых путей в Искусстве. Ждем!»

Татлин немедленно объявился в Петрограде. «Внешность его была своеобразна, – вспоминал один из участников кружка Пунина. – Высокий, некрасивый… белесые волосы лежали на затылке как-то прядями. Он напоминал пеликана». В то время Татлин, отказавшись от живописи, начал создавать свои «контррельефы». Это была скульптуроживопись, ведшая к конструктивизму, – комбинации из разных материалов: металла, дерева, стекла.

Идеи Татлина были еще радикальнее, чем у Малевича. «Контррельефы» Татлина не были символами каких-то мистических устремлений, как это было с картинами Малевича. Они не должны были давать зрителю духовные импульсы, а просто заявляли о праве различных материалов и вещей на суверенное существование как предметов искусства. Эта демонстративная прозаичность и утилитарность, маскировавшая изысканную красоту «контррельефов» Татлина, пришлась в сдержанном Петербурге по душе. На молодых художников Петрограда Татлин произвел неизгладимое впечатление. Пунин утверждал: «В то время каждая его оценка, каждая выраженная им мысль об искусстве была для нас пробоиной в новую культуру, в будущее». Под мощным влиянием идей Татлина авангардисты из кружка Пунина начали увлеченно трудиться «над конструированием пространственных моделей, над разного рода подборами материалов разных свойств, качеств и форм. Пилили, строгали, резали, терли, растягивали, сгибали; о живописи почти забыли; говорили только о контрастах, о сопряжении, напряжении, об осях сечения, о фактурах. Со стороны все это могло казаться манией, в действительности это было творческое напряжение людей, которым казалось, что их усилиями мир, наконец, будет сдвинут с вековых канонов и «взойдет новый Ренессанс».

К примеру, «Пространственная композиция» петроградского вундеркинда Льва Бруни включала большой стальной стержень, натянутую кожу, стекло, слюду и жесть. (Эта работа Бруни не сохранилась в годы революции; о ней рассказала мне вдова художника, Нина Бруни.) Композиция Петра Митурича состояла из фанеры, заштрихованного воском стекла, лиловой бумаги и «серебряной» шоколадной обертки.

Пунин говорил о соперничестве Татлина и Малевича: «…сколько я их помню, они всегда делили между собою мир: и землю, и небо, и междупланетное пространство, устанавливая всюду сферу своего влияния. Татлин обычно закреплял за собою землю, пытаясь столкнуть Малевича в небо за беспредметность. Малевич, не отказываясь от планет, землю не уступал, справедливо полагая, что и она – планета и, следовательно, может быть беспредметной». О Татлине Малевич отзывался презрительно, обвиняя его в «узости кругозора» и доказывая, что «Татлину железо заслоняет горизонт». Татлин, естественно, в долгу не оставался.

Эта война за сферы влияния не ограничивалась идейными столкновениями. Перед открытием выставки в «Художественном бюро» Добычиной Малевич и Татлин натуральным образом подрались. Выставки авангардистов в Петрограде и так все больше напоминали хеппенинги, но эта ставшая легендарной кулачная драка как нельзя больше способствовала театральному характеру этого события.



источник: Петербург - судьба и миф
История культуры Санкт-Петербурга
С.Волков


Полезные сайты:
World-Tours: Занимательная география
Россия, достопримечательности
Европа, достопримечательности
SpaceFly: Авиация мира
EducationSPB: Справочная литература




просмотров: 763
Booking.com
Search Results from Ebay.US* DE* FR* UK
Search Results from «Озон» История Санкт-Петербурга
 
Дома рассказывают
Дома рассказывают
Сборник открывает серию книг, посвященных истории ленинградских домов, с которыми связаны судьбы многих выдающихся деятелей отечественной культуры. Книга привлечет внимание к этим зданиям, поставит вопрос об их охране и тем самым расширит у читателя понятие "историко-культурный памятник".
В первый выпуск вошли очерки о Фонтанном доме, "башне" Вячеслава Иванова, доме Мурузи, гимназии К. Мая и других примечательных домах нашего города.
Адресована широкому кругу читателей....

Цена:
234 руб

Сергей Носов Тайная жизнь петербургских памятников
Тайная жизнь петербургских памятников
Необычная книга о "тайной жизни" памятников, несомненно, спровоцирует петербургского читателя на дополнительные прогулки по городу, а не петербургского - на посещение Петербурга. Написана она другом и доброжелателем памятников писателем Сергеем Носовым. Сравнить ее можно разве что с увлекательными книгами о животных, в среде которых подолгу живет исследователь....

Цена:
319 руб

Луиджи Руска
Луиджи Руска
Книга рассказывает об одном из выдающихся архитекторов русского классицизма периода его расцвета. В течении почти 35 лет он работал в Петербурге и окрестностях, пройдя путь от каменных дел мастера до одного из ведущих архитекторов. По его проектам построены грандиозные комплексы казарм Кавалергардского, Гренадерского и Измайловского полков, многие административные здания, особняки и жилые дома, Портик Перинной линии....

Цена:
192 руб

Летний сад
Летний сад
Книга выполнена в стиле путеводителя по Летнему саду в Санкт-Петербурге. В ней кратко рассказывается об истории, скульптуре, архитектуре и других достопримечательностях этого замечательного произведения ландшафтного дизайна.
Издание иллюстрировано черно-белыми фотографиями....

Цена:
125 руб

Проспект Стачек
Проспект Стачек
Книга рассказывает о том, как далекая петербургская окраина - Петергофское шоссе - за годы Советской власти превратилась в одну из важнейших магистралей социалистического Ленинграда, о широко развернувшемся на проспекте Стачек новом строительстве, о перспективах его дальнейшего развития.
Значительное место в книге уделено истории и достижениям флагмана отечественного тракторостроения - объединения "Кировский завод", корпуса головного предприятия которого далеко протянулись вдоль проспекта Стачек....

Цена:
157 руб

Площадь Труда
Площадь Труда
В брошюре подробно рассказывается об истории образования и застройки одной из старейших площадей города. Большое внимание уделяется революционным событиям, происходившим здесь, связанным с восстанием 14 декабря 1825 года и Октябрьским вооруженным восстанием. Сегодняшняя жизнь отражена в деятельности расположенных на площади учреждений, и прежде всего Дворца труда. Широко использованы архивные источники. Многие данные публикуются впервые....

Цена:
165 руб

Шлиссельбургская крепость. Очерк-путеводитель
Шлиссельбургская крепость. Очерк-путеводитель
Книга, написанная сотрудниками Музея истории Ленинграда, рассказывает о замечательном историко-революционном, военно-историческом и фортификационном памятнике XIV — XX веков.
Издание иллюстрировано....

Цена:
111 руб

Скульптурный Олимп Петербурга. Путешествие в антично-мифологический Петербург
Скульптурный Олимп Петербурга. Путешествие в антично-мифологический Петербург
С первых лет существования Петербурга в нем "поселились" античные боги и герои. Их статуи и бюсты, рельефы со сценами их деяний постепенно украшали сады и фасады особняков. Фигуры и целые группы поднялись над триумфальными арками и общественными зданиями. Весь этот "музей" античной скульптуры, залами которого стали улицы и площади, стал органической частью художественного облика города на Неве. Об античной теме в скульптурном убранстве Петербурга и рассказывает эта книга.
Издание подробно иллюстрировано. Предназначено для широкого круга читателей - учащихся, туристов и всех петербуржцев, стремящихся лучше узнать свой город....

Цена:
249 руб

Подвиг Эрмитажа
Подвиг Эрмитажа
Книга повествует о том, как жил и выживал Государственный Эрмитаж во время блокады Ленинграда. В книге поднята тема героического подвига работников музея, хранивших культурное наследие и коллекции музея, не вывезенные из окруженного города. Фотографии, рисунки, воспоминания очевидцев рисуют картину тех суровых дней....

Цена:
206 руб

Петродворец. Дворцы-музеи, парки, фонтаны
Петродворец. Дворцы-музеи, парки, фонтаны
Очерк-путеводитель посвящен архитектурно-художественному дворцово-парковому комплексу Петродворца, включающему регулярные и пейзажные парки XVIII-XIX веков....

Цена:
157 руб



2003 Copyright © Санкт-Петербург Peterlife.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Угостить администратора сайта, чашечкой кофе *https://paypal.me/peterlife
  Яндекс цитирования