Санкт-Петербург онлайн
«Художественное бюро Н. Добычиной» 1912

«Художественное бюро Н. Добычиной» 1912

За успех в столице, за власть над душой скептического Петербурга русские модернисты боролись отчаянно. Конкуренция была жестокой, но игра стоила свеч. Именно в Петербурге, когда осенью 1912 года здесь открылось «Художественное бюро Н. Добычиной», продажа произведений искусства впервые в истории России была поставлена на деловую основу. Надежда Добычина (урожденная Фишман) стала первым в стране профессиональным дилером: она не только устраивала выставки художников и продавала их работы, но и направляла их деятельность. Считалось, что женщине, да еще еврейке, не подобает столь бесцеремонным образом вмешиваться в столичную художественную жизнь, поэтому о Добычиной в Петербурге говорили с уважением, понимая ее власть, но без особой любви: «Да, эта женщина была неким скрытым рычагом многих поворотов судеб художников… Она была очень некрасива, может быть, это и взрастило и ее энергию, азарт жизни, и честолюбие, и жажду «торжества».

В декабре 1915 года Добычина показала в своем «Художественном бюро» так называемую «Последнюю футуристическую выставку картин 0,10 (ноль – десять)». Доминировал на ней Малевич, выставивший около 40 своих работ, рядом с которыми он прикрепил надпись: «Супрематизм живописи». Это были геометрические абстрактные работы наивысшей интенсивности и ригористичности. Высоко в углу, на месте, у русских традиционно отведенном для икон, царила картина Малевича «Черный квадрат». Завоевав скандальную известность, она действительно стала иконой русского и мирового абстрактного искусства. Своим «Черным квадратом» Малевич провозглашал лидерство русского авангарда в мировом художественном процессе. Эта картина превращала внешне элементарную форму квадрата, тщательно выкрашенного в черный цвет, в символ захватывающе нового ощущения беспредельности пространства и универсальности бытия. «Черный квадрат» был одухотворен идеей Малевича о том, что абстрактное искусство откроет путь к духовному очищению масс. Отсюда вызывающая чистота формы и цвета в его плодотворном эксперименте, мистическая глубина которой способна буквально гипнотизировать внимательного зрителя.

Письмо Малевича к Матюшину объясняет происхождение термина, которым художник обозначил введенное им новое направление: «Мне думается, что супрематизм наиболее подходяще, так как означает господство». Символ супрематизма, «Черный квадрат», был тесно связан с одним из эскизов Малевича к опере «Победа над солнцем», когда этот квадрат был впервые зафиксирован художником на бумаге. Позднее сам Малевич писал об этом эскизе: «Рисунок этот будет иметь большое значение в живописи. То, что было сделано бессознательно, теперь дает необычайные плоды».

Жевержеев отлично понимал место эскизов Малевича к «Победе над солнцем» в истории модернистской культуры. Одновременно с выставкой у Добычиной Жевержеев показал в Петрограде выставку «Памятники русского театра», целиком состоявшую из драгоценных материалов его легендарной коллекции. Сразу после показа «Победы над солнцем» он купил у Малевича 19 эскизов художника к опере. Теперь они гордо красовались на выставке из коллекции Жевержеева, рядом с театральными афишами начала XVIII века. Открывал выставку вездесущий эстет Евреинов.

Малевич заявлял: «Цвет есть творец в пространстве… Ключи супрематизма ведут меня к открытию еще не осознанного. Новая моя живопись не принадлежит земле исключительно… в человеке, в его сознании лежит устремление к пространству, тяготение «отрыва от шара земли». Этой своей философией Малевич, как всякий настоящий миссионер, пытался завоевать авангардный Петроград. Для этого в первую очередь надо было покорить главный в этой области кружок Николая Пунина.

На собраниях кружка Малевич, по воспоминаниям Пунина, часами «убеждал с тем изумительным напором, который гипнотизирует, заставляя слушать, говорил, как пронзал рапирой, ставя вещи в самые острые ракурсы и мысль кладя на ребро; напирая, отскакивал от собеседника, тряс рукой, короткими, мелко и нервно дрожавшими пальцами…».

Но в этой борьбе за душу Петербурга у Малевича был грозный соперник. В кружок Пунина кто-то принес рисунок москвича Владимира Татлина. Члены кружка пришли в восторг и, скинувшись по 10–15 копеек каждый, отправили Татлину коллективную телеграмму: «Приезжайте! Все молодые художники и критики Петрограда ждут Вас как своего учителя, прокладывателя новых путей в Искусстве. Ждем!»

Татлин немедленно объявился в Петрограде. «Внешность его была своеобразна, – вспоминал один из участников кружка Пунина. – Высокий, некрасивый… белесые волосы лежали на затылке как-то прядями. Он напоминал пеликана». В то время Татлин, отказавшись от живописи, начал создавать свои «контррельефы». Это была скульптуроживопись, ведшая к конструктивизму, – комбинации из разных материалов: металла, дерева, стекла.

Идеи Татлина были еще радикальнее, чем у Малевича. «Контррельефы» Татлина не были символами каких-то мистических устремлений, как это было с картинами Малевича. Они не должны были давать зрителю духовные импульсы, а просто заявляли о праве различных материалов и вещей на суверенное существование как предметов искусства. Эта демонстративная прозаичность и утилитарность, маскировавшая изысканную красоту «контррельефов» Татлина, пришлась в сдержанном Петербурге по душе. На молодых художников Петрограда Татлин произвел неизгладимое впечатление. Пунин утверждал: «В то время каждая его оценка, каждая выраженная им мысль об искусстве была для нас пробоиной в новую культуру, в будущее». Под мощным влиянием идей Татлина авангардисты из кружка Пунина начали увлеченно трудиться «над конструированием пространственных моделей, над разного рода подборами материалов разных свойств, качеств и форм. Пилили, строгали, резали, терли, растягивали, сгибали; о живописи почти забыли; говорили только о контрастах, о сопряжении, напряжении, об осях сечения, о фактурах. Со стороны все это могло казаться манией, в действительности это было творческое напряжение людей, которым казалось, что их усилиями мир, наконец, будет сдвинут с вековых канонов и «взойдет новый Ренессанс».

К примеру, «Пространственная композиция» петроградского вундеркинда Льва Бруни включала большой стальной стержень, натянутую кожу, стекло, слюду и жесть. (Эта работа Бруни не сохранилась в годы революции; о ней рассказала мне вдова художника, Нина Бруни.) Композиция Петра Митурича состояла из фанеры, заштрихованного воском стекла, лиловой бумаги и «серебряной» шоколадной обертки.

Пунин говорил о соперничестве Татлина и Малевича: «…сколько я их помню, они всегда делили между собою мир: и землю, и небо, и междупланетное пространство, устанавливая всюду сферу своего влияния. Татлин обычно закреплял за собою землю, пытаясь столкнуть Малевича в небо за беспредметность. Малевич, не отказываясь от планет, землю не уступал, справедливо полагая, что и она – планета и, следовательно, может быть беспредметной». О Татлине Малевич отзывался презрительно, обвиняя его в «узости кругозора» и доказывая, что «Татлину железо заслоняет горизонт». Татлин, естественно, в долгу не оставался.

Эта война за сферы влияния не ограничивалась идейными столкновениями. Перед открытием выставки в «Художественном бюро» Добычиной Малевич и Татлин натуральным образом подрались. Выставки авангардистов в Петрограде и так все больше напоминали хеппенинги, но эта ставшая легендарной кулачная драка как нельзя больше способствовала театральному характеру этого события.



источник: Петербург - судьба и миф
История культуры Санкт-Петербурга
С.Волков


Полезные сайты:
World-Tours: Занимательная география
Россия, достопримечательности
Европа, достопримечательности
SpaceFly: Авиация мира
EducationSPB: Справочная литература




просмотров: 705
Booking.com
Search Results from Ebay.US* DE* FR* UK
Search Results from «Озон» История Санкт-Петербурга
 
Петродворец. Дворцы-музеи, парки, фонтаны
Петродворец. Дворцы-музеи, парки, фонтаны
Очерк-путеводитель посвящен архитектурно-художественному дворцово-парковому комплексу Петродворца, включающему регулярные и пейзажные парки XVIII-XIX веков....

Цена:
138 руб

Доменико Трезини
Доменико Трезини
Издание посвящено первому зодчему Петербурга.
Книга, основанная на обширных данных кандидатской диссертации автора, повествует о знаменитых сооружениях Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость с собором, здание Двенадцати коллегий, летний дворец Петра I, ансамбль Александро-Невской лавры и др.), а также о первых звеньях его планировки.
Книгу можно использовать в качестве путеводителя по историческим местам....

Цена:
212 руб

Николаевский Петербург
Николаевский Петербург
Предлагаемая читателю книга представляет собой несколько сокращенное издание труда И.И.Пушкарева `Описание Санкт - Петербурга и уездных городов С. - Петербургской губернии`, выпущенного в свет в 1839 - 1842гг. По высочайшему соизволению автор получил доступ к архивам Святейшего Синода, Министерств Императорского Двора, народного просвещения и других ведомств. Широкий круг документов, а также личные наблюдения способствовали созданию яркого исторического портрета Санкт - Петербурга Николаевской эпохи....

Цена:
340 руб

Михаил Золотоносов Бронзовый век. Иллюстрированный каталог памятников, памятных знаков и декоративной скульптуры Ленинграда-Петербурга 1985-2007
Бронзовый век. Иллюстрированный каталог памятников, памятных знаков и декоративной скульптуры Ленинграда-Петербурга 1985-2007
Иллюстрированный каталог представляет собой культурологическое исследование памятников, памятных знаков и объектов монументально-декоративного искусства ("круглая" скульптура), установленных в Ленинграде-Петербурге в 1985-2007 гг. В каталоге описаны не только официально разрешенные объекты, зафиксированные Музеем городской скульптуры, но и поставленные без разрешения по инициативе "групп граждан", в том числе и в недолговечном материале, как декоративное оформление благоустраиваемых городских (в том числе и дворовых) территорий.
В статьях каталога, посвященных конкретным объектам, даются эстетическая оценка, в некоторых случаях искусствоведческая экспертиза, семиотическая и/или культурологическая интерпретация (в частности, подробно комментируются надписи на объектах), приводятся сведения по истории создания данного объекта, а также сведения по истории развития монументально-декоративного искусства в Ленинграде-Петербурге, ранее неизвестные, поскольку основной массив информации получен автором из бесед со скульпторами и архитекторами, непосредственными участниками процесса. Комментируются и те события, которым посвящены объекты, вследствие чего исследование еще и приобрело черты "истории одного города". В частности, в полном объеме описаны и интерпретированы монументально-декоративные результаты "300мании" - помпезного празднования 300-летия Петербурга в 2003 г. По каждому объекту собрана исчерпывающая библиография (книги, статьи в газетах и журналах), каждый объект представлен одним или несколькими фотоизображениями.
Книга снабжена именным указателем....

Цена:
990 руб

Зодчие Санкт-Петербурга: XIX - начало XX века
Зодчие Санкт-Петербурга: XIX - начало XX века
В томе рассматривается творчество ведущих зодчих XIX - начала XX в. - представителей классицизма, эклектики, модерна и различных ретроспективных направлений. К этой эпохе относится творчество архитекторов разного масштаба, разных творческих индивидуальностей, общими усилиями которых был создан культурно-исторический центр Санкт-Петербурга и признан памятником мирового градостроительного искусства.
Материал разделен хронологически на три части:
1. Архитекторы первой половины XIX века
2. Архитекторы второй половины XIX века
3. Архитекторы конца XIX - начала XX века.
Завершает издание биографический словарь архитекторов и строителей Санкт-Петербурга и краткий словарь архитектурных терминов, библиография.
В книге использованы многочисленные тоновые фотоиллюстрации....

Цена:
1721 руб

Л. И. Бройтман Гороховая улица
Гороховая улица
Гороховая - одна из старейших улиц города. С любой точки прямой как стрела магистрали в одну сторону открывается замечательная перспектива на сверкающий шпиль Адмиралтейства, в другую - вид на здание Театра юных зрителей в глубине Пионерской площади. Вам предстоит увлекательная прогулка, по ходу которой Ларисса Бройтман вспомнит имена поэтов и писателей, композиторов, скульпторов, мастеров разных художественных профессий, в разные годы живших на Гороховой. Речь пойдет и об архитекторах, строивших здесь дома, и о большом количестве славных имен, имеющих отношение к Гороховой улице. Автор коснется героических и трагических страниц ленинградской блокады, ведь в каждом доме Петербурга можно найти память об этих днях....

Цена:
464 руб

 Saint Petersburg: Past and Present
Saint Petersburg: Past and Present
Богато иллюстрированное подарочное издание большого формата с шелковым ляссе. Книга упакована в оригинальный подарочный футляр.

Two world wars and one civil war, the genocide of the Russian populace and also, incidentally, the modern scientific and technical revolution, inevitably left their mark of the mentality of St Petersburg's inhabitants, but had little affect on the city's appearance. Many of its secret corners remained completely untouched, as is demonstrated by Karl Bulla's pictures. Although St Petersburg lost its status as capital just as the empire of which it was the centre became a thing of the past, it managed to retain its inner dignity, the unique originality of its way of life and culture. St Petersburg is as subject to the vagaries of time as anything else, but there is an aspect that brings it close to eternity - everything in it exudes past glories and that special magnetism continues tо draw people to it. Like any other city, though, St Petersburg has not only acquired, but also lost houses, churches and gardens. Old buildings have gone to ruin; new ones have appeared in their places. Eighteenth-century people would not have recognized the nineteenth-century streets; the next generation, too, would have been greatly surprised when following familiar routes, and so on. Today, when St Petersburg's urban landscape is undergoing a fresh wave of transformations, images from the early twentieth century are particularly valuable. It is fascinating to recognize familiar features in old pictures of the city, to learn about people's daily life and to view the carriages, horse-trams and early motor cars. The past reveals itself to us - that river of time that we can never re-enter, but cannot cease to wonder at.
Вступительная статья Валентина Эльбека....

Цена:
3019 руб

Сергей Ачильдиев Постижение Петербурга. В чем смысл и предназначение Северной столицы
Постижение Петербурга. В чем смысл и предназначение Северной столицы
Это — книга-размышление о Петербурге. В чем смысл и предназначение Петербурга? Зачем он был основан и почему именно здесь, в самом устье Невы? Какова роль этого города в истории России, его место в Европе и мире? Как со временем трансформировались образ и характер Северной столицы? Каким на протяжении разных эпох представлен Петербург в литературе, живописи, музыке и каким его видели сами жители? Каково значение интеллигенции для становления городского самосознания? Что такое "петербургский стиль"? Какое будущее ожидает вторую столицу России? Таков круг основных тем, затронутых автором. Без преувеличения эту работу можно расценить как продолжение знаменитой книги Николая Анцифирова "Душа Петербурга" (1922).

Издание адресовано всем, кто интересуется историей России и Северной столицы....

Цена:
479 руб

В. Г. Глушкова Дворцы Санкт-Петербурга. Наследие Романовых
Дворцы Санкт-Петербурга. Наследие Романовых
Санкт-Петербург - особый, удивительный по своей природной и рукотворной красоте город. Это - колыбель большинства новаций в стране императорский период, а также мощный духовно-нравственный центр.
В книге рассказывается о феномене этого города, его творцах, о градостроительном воплощении нововведений и пионерской сущности царского Петербурга, о роли Романовых в его развитии и формировании морального климата в нем.
Книга посвящена лучшим дворцам города, их хозяевам и строителям. Рассказывается об архитектурно-художественных ценностях, основных исторических и уникальных строениях, комплексах, учреждениях города, инициаторах их создания, творцах их славы, авторах важнейших новационных инициатив в гуманитарно-культурной, образовательной и некоторых других сферах.
Приведены интересные сведения, в том числе малоизвестные факты более чем о 90 личностях, их вкладе в развитие Санкт-Петербурга и России....

Цена:
339 руб

Улицы Петроградской стороны. Дома и люди
Улицы Петроградской стороны. Дома и люди
Книга посвящена истории формирования и наименований улиц Петроградской стороны Санкт-Петербурга. Особое внимание уделено людям - жителям этого района. В числе упоминаемых приведены имена лишь тех деятелей искусства, науки и политики, кто внес определенный вклад в "ноосферу" города....

Цена:
650 руб



2003 Copyright © Санкт-Петербург Peterlife.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Угостить администратора сайта, чашечкой кофе *https://paypal.me/peterlife
  Яндекс цитирования