Санкт-Петербург онлайн
«Художественное бюро Н. Добычиной» 1912

«Художественное бюро Н. Добычиной» 1912

За успех в столице, за власть над душой скептического Петербурга русские модернисты боролись отчаянно. Конкуренция была жестокой, но игра стоила свеч. Именно в Петербурге, когда осенью 1912 года здесь открылось «Художественное бюро Н. Добычиной», продажа произведений искусства впервые в истории России была поставлена на деловую основу. Надежда Добычина (урожденная Фишман) стала первым в стране профессиональным дилером: она не только устраивала выставки художников и продавала их работы, но и направляла их деятельность. Считалось, что женщине, да еще еврейке, не подобает столь бесцеремонным образом вмешиваться в столичную художественную жизнь, поэтому о Добычиной в Петербурге говорили с уважением, понимая ее власть, но без особой любви: «Да, эта женщина была неким скрытым рычагом многих поворотов судеб художников… Она была очень некрасива, может быть, это и взрастило и ее энергию, азарт жизни, и честолюбие, и жажду «торжества».

В декабре 1915 года Добычина показала в своем «Художественном бюро» так называемую «Последнюю футуристическую выставку картин 0,10 (ноль – десять)». Доминировал на ней Малевич, выставивший около 40 своих работ, рядом с которыми он прикрепил надпись: «Супрематизм живописи». Это были геометрические абстрактные работы наивысшей интенсивности и ригористичности. Высоко в углу, на месте, у русских традиционно отведенном для икон, царила картина Малевича «Черный квадрат». Завоевав скандальную известность, она действительно стала иконой русского и мирового абстрактного искусства. Своим «Черным квадратом» Малевич провозглашал лидерство русского авангарда в мировом художественном процессе. Эта картина превращала внешне элементарную форму квадрата, тщательно выкрашенного в черный цвет, в символ захватывающе нового ощущения беспредельности пространства и универсальности бытия. «Черный квадрат» был одухотворен идеей Малевича о том, что абстрактное искусство откроет путь к духовному очищению масс. Отсюда вызывающая чистота формы и цвета в его плодотворном эксперименте, мистическая глубина которой способна буквально гипнотизировать внимательного зрителя.

Письмо Малевича к Матюшину объясняет происхождение термина, которым художник обозначил введенное им новое направление: «Мне думается, что супрематизм наиболее подходяще, так как означает господство». Символ супрематизма, «Черный квадрат», был тесно связан с одним из эскизов Малевича к опере «Победа над солнцем», когда этот квадрат был впервые зафиксирован художником на бумаге. Позднее сам Малевич писал об этом эскизе: «Рисунок этот будет иметь большое значение в живописи. То, что было сделано бессознательно, теперь дает необычайные плоды».

Жевержеев отлично понимал место эскизов Малевича к «Победе над солнцем» в истории модернистской культуры. Одновременно с выставкой у Добычиной Жевержеев показал в Петрограде выставку «Памятники русского театра», целиком состоявшую из драгоценных материалов его легендарной коллекции. Сразу после показа «Победы над солнцем» он купил у Малевича 19 эскизов художника к опере. Теперь они гордо красовались на выставке из коллекции Жевержеева, рядом с театральными афишами начала XVIII века. Открывал выставку вездесущий эстет Евреинов.

Малевич заявлял: «Цвет есть творец в пространстве… Ключи супрематизма ведут меня к открытию еще не осознанного. Новая моя живопись не принадлежит земле исключительно… в человеке, в его сознании лежит устремление к пространству, тяготение «отрыва от шара земли». Этой своей философией Малевич, как всякий настоящий миссионер, пытался завоевать авангардный Петроград. Для этого в первую очередь надо было покорить главный в этой области кружок Николая Пунина.

На собраниях кружка Малевич, по воспоминаниям Пунина, часами «убеждал с тем изумительным напором, который гипнотизирует, заставляя слушать, говорил, как пронзал рапирой, ставя вещи в самые острые ракурсы и мысль кладя на ребро; напирая, отскакивал от собеседника, тряс рукой, короткими, мелко и нервно дрожавшими пальцами…».

Но в этой борьбе за душу Петербурга у Малевича был грозный соперник. В кружок Пунина кто-то принес рисунок москвича Владимира Татлина. Члены кружка пришли в восторг и, скинувшись по 10–15 копеек каждый, отправили Татлину коллективную телеграмму: «Приезжайте! Все молодые художники и критики Петрограда ждут Вас как своего учителя, прокладывателя новых путей в Искусстве. Ждем!»

Татлин немедленно объявился в Петрограде. «Внешность его была своеобразна, – вспоминал один из участников кружка Пунина. – Высокий, некрасивый… белесые волосы лежали на затылке как-то прядями. Он напоминал пеликана». В то время Татлин, отказавшись от живописи, начал создавать свои «контррельефы». Это была скульптуроживопись, ведшая к конструктивизму, – комбинации из разных материалов: металла, дерева, стекла.

Идеи Татлина были еще радикальнее, чем у Малевича. «Контррельефы» Татлина не были символами каких-то мистических устремлений, как это было с картинами Малевича. Они не должны были давать зрителю духовные импульсы, а просто заявляли о праве различных материалов и вещей на суверенное существование как предметов искусства. Эта демонстративная прозаичность и утилитарность, маскировавшая изысканную красоту «контррельефов» Татлина, пришлась в сдержанном Петербурге по душе. На молодых художников Петрограда Татлин произвел неизгладимое впечатление. Пунин утверждал: «В то время каждая его оценка, каждая выраженная им мысль об искусстве была для нас пробоиной в новую культуру, в будущее». Под мощным влиянием идей Татлина авангардисты из кружка Пунина начали увлеченно трудиться «над конструированием пространственных моделей, над разного рода подборами материалов разных свойств, качеств и форм. Пилили, строгали, резали, терли, растягивали, сгибали; о живописи почти забыли; говорили только о контрастах, о сопряжении, напряжении, об осях сечения, о фактурах. Со стороны все это могло казаться манией, в действительности это было творческое напряжение людей, которым казалось, что их усилиями мир, наконец, будет сдвинут с вековых канонов и «взойдет новый Ренессанс».

К примеру, «Пространственная композиция» петроградского вундеркинда Льва Бруни включала большой стальной стержень, натянутую кожу, стекло, слюду и жесть. (Эта работа Бруни не сохранилась в годы революции; о ней рассказала мне вдова художника, Нина Бруни.) Композиция Петра Митурича состояла из фанеры, заштрихованного воском стекла, лиловой бумаги и «серебряной» шоколадной обертки.

Пунин говорил о соперничестве Татлина и Малевича: «…сколько я их помню, они всегда делили между собою мир: и землю, и небо, и междупланетное пространство, устанавливая всюду сферу своего влияния. Татлин обычно закреплял за собою землю, пытаясь столкнуть Малевича в небо за беспредметность. Малевич, не отказываясь от планет, землю не уступал, справедливо полагая, что и она – планета и, следовательно, может быть беспредметной». О Татлине Малевич отзывался презрительно, обвиняя его в «узости кругозора» и доказывая, что «Татлину железо заслоняет горизонт». Татлин, естественно, в долгу не оставался.

Эта война за сферы влияния не ограничивалась идейными столкновениями. Перед открытием выставки в «Художественном бюро» Добычиной Малевич и Татлин натуральным образом подрались. Выставки авангардистов в Петрограде и так все больше напоминали хеппенинги, но эта ставшая легендарной кулачная драка как нельзя больше способствовала театральному характеру этого события.



источник: Петербург - судьба и миф
История культуры Санкт-Петербурга
С.Волков


Полезные сайты:
World-Tours: Занимательная география
Россия, достопримечательности
Европа, достопримечательности
SpaceFly: Авиация мира
EducationSPB: Справочная литература



Почему жителей города Торжок называют новоторами?
Жителей города Торжок в Тверской области правильно называть «новоторы». Странное расхождение названия города и жителей объясняется тем, в древности город не раз менял своё название. Сначала он был просто Торгом, затем стал Новым Торгом. И с того времени слово «новоторы» уже не менялось при очередной смене названия города.
Search Results from eBay
=====
Количество просмотров страницы: 620
Торговая марка «Albico» Кухонный фартук «Петербург ночной» 2800*610*6мм в розницу - 3990 руб.ш
Специальное предложение для покупателей Санкт-Петербурга и Северо-Западного округа.
По промокоду "PETERLIFE (ПЕТЕРЛАЙФ)" - подарок, комплект планок для стеновой панели.
Search Results from «Озон» История Санкт-Петербурга
 
Прогулки по Петербургу
Прогулки по Петербургу
Книга проведет читателя по трем тесно сплетенным, исторически и топографически, маршрутам: набережным рек Фонтанки и Мойки и по Садовой улице. Составляющие книгу очерки в существенно сокращенном виде публиковались в газете "Вечерний Ленинград" на протяжении 1986-1989 годов....

Цена:
259 руб

Чарлз Камерон
Чарлз Камерон
Книга рассказывает о выдающемся архитекторе конца XVIII - начала XIX в. Особенно известны созданные им сооружения в Павловске и Царском Селе - это Павловский дворец, парк, Храм Дружбы, Колоннада Аполлона, Вольтер, залы Большого Царскосельского дворца, Агатовы комнаты и Холодные бани, Камеронова галерея, Висячий сад и пандус....

Цена:
140 руб

Архимандрит Августин (Никитин) Православный Петербург в записках иностранцев
Православный Петербург в записках иностранцев
Издание 1995 года выпуска. Сохранность хорошая.
Книга рассчитана на широкого читателя, интересующегося вопросами истории, культуры, международных отношений, хотя новая, необычная постановка проблемы, значительный справочный аппарат делают ее интересной и полезной в равной степени и для специалистов....

Цена:
359 руб

Так строился Петербург
Так строился Петербург
В книге рассказывается о борьбе России за морские пути в Западную Европу; об основании Санкт-Петербурга; о роли императора Петра Великого в организации строительства города на Неве.
Основное внимание уделено формированию планировочной структуры Петербурга в XVII и начале XIX веков, начиная с первых десятилетий его развития.
Освещены вопросы истории развития градостроительства и архитектуры Петербурга и его пригородов; деятельности градостроительных организаций. Приведены краткие данные из истории образования стилей в архитектуре. Рассказывается о развитии элементов городского хозяйства Петербурга.
Книга предназначена учащимся средних общеобразовательных школ в качестве учебного пособия при изучении курса "Краеведение", а также будет интересна широкому кругу читателей....

Цена:
299 руб

Пригороды Санкт-Петербурга. Вопросы и ответы
Пригороды Санкт-Петербурга. Вопросы и ответы
Пригороды Санкт-Петербурга, не меньше, чем сам великий город, притягивают множество людей: экскурсантов, отдыхающих и всех, кто стремится больше узнать о Петербурге, разгадать секрет его очарования... Книга, которую Вы держите в руках, заменит любознательным читателям экскурсовода и позволит совершать увлекательные загородные прогулки. Она незаменима и как источник информации о пригородах Санкт-Петербурга для любого русскоязычного читателя, желающего ближе познакомиться с всемирно известными архитектурными ансамблями, и как учебно-методическое пособие на уроках краеведения и петербурговедения.
Это - второе, дополненное и расширенное издание книги "Пригороды Санкт-Петербурга", куда включены новые главы "Стрельна" и "Северная Ривьера". Вы сможете посетить всемирно известные дворцово-парковые ансамбли: Петродворец, Пушкин, Павловск, Ораниенбаум, Гатчину, Стрельну, пройтись по улицам города-крепости Кронштадт, отдохнуть в Сестрорецке, Зеленогорске, Репино и Комарово....

Цена:
242 руб

"...оград узор чугунный"
"...оград узор чугунный"
Неотъемлемой частью архитектурного облика Санкт-Петербурга является удивительно разнообразное по рисунку "чугунное кружево"- садовые ограды, перила набережных и мостов, балконные решетки, ворота, фонари, флагштоки... Четко просматриваемые на фоне фасадов зданий летом, в изморози - зимой, мерцающие при свете фонарей дождливыми осенними вечерами, они придают городу особое очарование.
Альбом состоит из вступительной статьи Галины Георгиевны Бунатян и фотографий лучших оград города....

Цена:
90 руб

Дома и люди. Из истории петербургских особняков
Дома и люди. Из истории петербургских особняков
Старинные дома всегда полны какого-то неизъяснимого очарования. Они, как праздники в череде монотонных будней, помогают отвлечься от повседневной действительности, вспомнить о том, что жизнь не исчерпывается сегодняшним днем, что кроме настоящего у нас есть и прошлое, а может быть - и будущее, что еще не все потеряно и, даст Бог, дела поправятся. Книга, которая перед вами, посвящена как истории домов, так и судьбам людей, которые в них жили. Какими они были? Порой кажется, что нас разделяет уже непреодолимая пропасть, как древних и новых греков, и та, прежняя, жизнь полностью отошла в область преданий... Таких преданий, основанных на многочисленных мемуарных источниках, читатель найдет здесь немало....

Цена:
589 руб

Невский архив. Историко-краеведческий сборник. Выпуск 1
Невский архив. Историко-краеведческий сборник. Выпуск 1
В книгу вошли воспоминания, статьи и материалы, посвященные истории и культуре Петербурга—Ленинграда. Исследования по истории города и области основаны на материалах, почерпнутых из государственных и частных архивов. Большое внимание уделено малоизученным вопросам: истории благотворительности и церкви, петербургскому некрополю, истории городской культуры советского периода....

Цена:
149 руб

Почему так названы?
Почему так названы?
Книга содержит сведения о названиях многих улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда.
В ней толкуется происхождение многих старинных названий, отражающих историю города, края, страны; разъясняются новые названия; приводятся краткие сведения о выдающихся деятелях Коммунистической партии и Советского государства, международного коммунистического и рабочего движения, деятелях литературы, науки, искусства, о героях гражданской и Великой Отечественной войн, имена которых носят улицы и площади нашего города....

Цена:
319 руб

Шлиссельбургская крепость. Очерк-путеводитель
Шлиссельбургская крепость. Очерк-путеводитель
Книга, написанная сотрудниками Музея истории Ленинграда, рассказывает о замечательном историко-революционном, военно-историческом и фортификационном памятнике XIV — XX веков.
Издание иллюстрировано....

Цена:
89 руб



2003 Copyright © Санкт-Петербург Peterlife.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Угостить администратора сайта, чашечкой кофе *https://paypal.me/peterlife
  Яндекс цитирования