Санкт-Петербург онлайн
«Художественное бюро Н. Добычиной» 1912

«Художественное бюро Н. Добычиной» 1912

За успех в столице, за власть над душой скептического Петербурга русские модернисты боролись отчаянно. Конкуренция была жестокой, но игра стоила свеч. Именно в Петербурге, когда осенью 1912 года здесь открылось «Художественное бюро Н. Добычиной», продажа произведений искусства впервые в истории России была поставлена на деловую основу. Надежда Добычина (урожденная Фишман) стала первым в стране профессиональным дилером: она не только устраивала выставки художников и продавала их работы, но и направляла их деятельность. Считалось, что женщине, да еще еврейке, не подобает столь бесцеремонным образом вмешиваться в столичную художественную жизнь, поэтому о Добычиной в Петербурге говорили с уважением, понимая ее власть, но без особой любви: «Да, эта женщина была неким скрытым рычагом многих поворотов судеб художников… Она была очень некрасива, может быть, это и взрастило и ее энергию, азарт жизни, и честолюбие, и жажду «торжества».

В декабре 1915 года Добычина показала в своем «Художественном бюро» так называемую «Последнюю футуристическую выставку картин 0,10 (ноль – десять)». Доминировал на ней Малевич, выставивший около 40 своих работ, рядом с которыми он прикрепил надпись: «Супрематизм живописи». Это были геометрические абстрактные работы наивысшей интенсивности и ригористичности. Высоко в углу, на месте, у русских традиционно отведенном для икон, царила картина Малевича «Черный квадрат». Завоевав скандальную известность, она действительно стала иконой русского и мирового абстрактного искусства. Своим «Черным квадратом» Малевич провозглашал лидерство русского авангарда в мировом художественном процессе. Эта картина превращала внешне элементарную форму квадрата, тщательно выкрашенного в черный цвет, в символ захватывающе нового ощущения беспредельности пространства и универсальности бытия. «Черный квадрат» был одухотворен идеей Малевича о том, что абстрактное искусство откроет путь к духовному очищению масс. Отсюда вызывающая чистота формы и цвета в его плодотворном эксперименте, мистическая глубина которой способна буквально гипнотизировать внимательного зрителя.

Письмо Малевича к Матюшину объясняет происхождение термина, которым художник обозначил введенное им новое направление: «Мне думается, что супрематизм наиболее подходяще, так как означает господство». Символ супрематизма, «Черный квадрат», был тесно связан с одним из эскизов Малевича к опере «Победа над солнцем», когда этот квадрат был впервые зафиксирован художником на бумаге. Позднее сам Малевич писал об этом эскизе: «Рисунок этот будет иметь большое значение в живописи. То, что было сделано бессознательно, теперь дает необычайные плоды».

Жевержеев отлично понимал место эскизов Малевича к «Победе над солнцем» в истории модернистской культуры. Одновременно с выставкой у Добычиной Жевержеев показал в Петрограде выставку «Памятники русского театра», целиком состоявшую из драгоценных материалов его легендарной коллекции. Сразу после показа «Победы над солнцем» он купил у Малевича 19 эскизов художника к опере. Теперь они гордо красовались на выставке из коллекции Жевержеева, рядом с театральными афишами начала XVIII века. Открывал выставку вездесущий эстет Евреинов.

Малевич заявлял: «Цвет есть творец в пространстве… Ключи супрематизма ведут меня к открытию еще не осознанного. Новая моя живопись не принадлежит земле исключительно… в человеке, в его сознании лежит устремление к пространству, тяготение «отрыва от шара земли». Этой своей философией Малевич, как всякий настоящий миссионер, пытался завоевать авангардный Петроград. Для этого в первую очередь надо было покорить главный в этой области кружок Николая Пунина.

На собраниях кружка Малевич, по воспоминаниям Пунина, часами «убеждал с тем изумительным напором, который гипнотизирует, заставляя слушать, говорил, как пронзал рапирой, ставя вещи в самые острые ракурсы и мысль кладя на ребро; напирая, отскакивал от собеседника, тряс рукой, короткими, мелко и нервно дрожавшими пальцами…».

Но в этой борьбе за душу Петербурга у Малевича был грозный соперник. В кружок Пунина кто-то принес рисунок москвича Владимира Татлина. Члены кружка пришли в восторг и, скинувшись по 10–15 копеек каждый, отправили Татлину коллективную телеграмму: «Приезжайте! Все молодые художники и критики Петрограда ждут Вас как своего учителя, прокладывателя новых путей в Искусстве. Ждем!»

Татлин немедленно объявился в Петрограде. «Внешность его была своеобразна, – вспоминал один из участников кружка Пунина. – Высокий, некрасивый… белесые волосы лежали на затылке как-то прядями. Он напоминал пеликана». В то время Татлин, отказавшись от живописи, начал создавать свои «контррельефы». Это была скульптуроживопись, ведшая к конструктивизму, – комбинации из разных материалов: металла, дерева, стекла.

Идеи Татлина были еще радикальнее, чем у Малевича. «Контррельефы» Татлина не были символами каких-то мистических устремлений, как это было с картинами Малевича. Они не должны были давать зрителю духовные импульсы, а просто заявляли о праве различных материалов и вещей на суверенное существование как предметов искусства. Эта демонстративная прозаичность и утилитарность, маскировавшая изысканную красоту «контррельефов» Татлина, пришлась в сдержанном Петербурге по душе. На молодых художников Петрограда Татлин произвел неизгладимое впечатление. Пунин утверждал: «В то время каждая его оценка, каждая выраженная им мысль об искусстве была для нас пробоиной в новую культуру, в будущее». Под мощным влиянием идей Татлина авангардисты из кружка Пунина начали увлеченно трудиться «над конструированием пространственных моделей, над разного рода подборами материалов разных свойств, качеств и форм. Пилили, строгали, резали, терли, растягивали, сгибали; о живописи почти забыли; говорили только о контрастах, о сопряжении, напряжении, об осях сечения, о фактурах. Со стороны все это могло казаться манией, в действительности это было творческое напряжение людей, которым казалось, что их усилиями мир, наконец, будет сдвинут с вековых канонов и «взойдет новый Ренессанс».

К примеру, «Пространственная композиция» петроградского вундеркинда Льва Бруни включала большой стальной стержень, натянутую кожу, стекло, слюду и жесть. (Эта работа Бруни не сохранилась в годы революции; о ней рассказала мне вдова художника, Нина Бруни.) Композиция Петра Митурича состояла из фанеры, заштрихованного воском стекла, лиловой бумаги и «серебряной» шоколадной обертки.

Пунин говорил о соперничестве Татлина и Малевича: «…сколько я их помню, они всегда делили между собою мир: и землю, и небо, и междупланетное пространство, устанавливая всюду сферу своего влияния. Татлин обычно закреплял за собою землю, пытаясь столкнуть Малевича в небо за беспредметность. Малевич, не отказываясь от планет, землю не уступал, справедливо полагая, что и она – планета и, следовательно, может быть беспредметной». О Татлине Малевич отзывался презрительно, обвиняя его в «узости кругозора» и доказывая, что «Татлину железо заслоняет горизонт». Татлин, естественно, в долгу не оставался.

Эта война за сферы влияния не ограничивалась идейными столкновениями. Перед открытием выставки в «Художественном бюро» Добычиной Малевич и Татлин натуральным образом подрались. Выставки авангардистов в Петрограде и так все больше напоминали хеппенинги, но эта ставшая легендарной кулачная драка как нельзя больше способствовала театральному характеру этого события.



источник: Петербург - судьба и миф
История культуры Санкт-Петербурга
С.Волков


Полезные сайты:
World-Tours: Занимательная география
Россия, достопримечательности
Европа, достопримечательности
SpaceFly: Авиация мира
EducationSPB: Справочная литература




просмотров: 987
Booking.com
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search Results from «Озон» История Санкт-Петербурга
 
Михаил Пыляев Старый Петербург
Старый Петербург
Книга М.И.Пыляева, известного журналиста, историка-краеведа и бытописателя, знакомит читателей с историей Санкт-Петербурга, достопримечательностями, бытом и нравами северной российской столицы на протяжении XVIII-XIX вв....

Цена:
139 руб

Михаил Земцов
Михаил Земцов
Книга посвящена замечательному русскому архитектору Михаилу Григорьевичу Земцову - одному из первых зодчих Петербурга, отдавшему 30 лет своей жизни строительству молодого города на Неве....

Цена:
101 руб

М. Ф. Альбедиль Санкт-Петербург. История и архитектура
Санкт-Петербург. История и архитектура
Предлагаем вашему вниманию богато иллюстрированный альбом САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ИСТОРИЯ И АРХИТЕКТУРА.
На свете немного найдется городов с такой удивительной судьбой, какая выпала Санкт-Петербургу, блистательной северной столице: он был создан могучей волею одного человека, Петра Великого. Городу было суждено родиться и вырасти на приневских землях, до XI в. входивших в Водскую пятину Великого Новгорода, занимавшего север Великой Русской равнины. Невские берега издавна привлекали шведов, стремившихся обосноваться в этих краях надолго, и потому важной частью общерусского дела считалось удержание новгородских границ, препятствующих шведской колонизации....

Цена:
599 руб

М. И. Пыляев Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы. Избраные главы (подарочное издание)
Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы. Избраные главы (подарочное издание)
Богато иллюстрированное подарочное издание в кожаном переплете с блинтовым и золотым тиснением на обложке, трехсторонним золотым обрезом.

Есть книги, актуальность которых не теряется даже спустя столетия. К таковым смело можно отнести сочинение М.И.Пыляева "Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы", написанное в 1887 году.
Мало кому удавалось рассказать о Санкт-Петербурге так легко и непринуждённо, как ему, знаменитому журналисту, краеведу и бытописателю XIX века, сумевшему превратить официальную историю русской столицы в невероятно увлекательный рассказ.
Какими усилиями создавался этот прекрасный город, чем занимались его жители, какие строили дома, как они развлекались, чем торговали на рынках, какую одежду носили, какие анекдоты рассказывали - с помощью всех этих любовно собранных Пыляевым штрихов и деталей ему удалось создать неповторимый облик северной столицы....

Цена:
2259 руб

Записки старого петербуржца
Записки старого петербуржца
Издание 1990 года. Сохранность хорошая.
Главы из книги известного ленинградского писателя, блестящего знатока и летописца города на Неве, доносят до нас живые и яркие картины жизни Петербурга в начале XX века.
Содержит фотоиллюстрации....

Цена:
629 руб

 Храмы Санкт-Петербурга / Temples of St. Petersburg (подарочное издание)
Храмы Санкт-Петербурга / Temples of St. Petersburg (подарочное издание)
Альбом "Храмы Санкт-Петербурга" содержит около 350 цветных фотографий храмов города и ближайших пригородов. Помимо памятников XVIII-начала XIX в., в него включены и некоторые церкви, построенные в наши дни. Краткие комментарии содержат сведения по истории каждого храма и главных его святынь. Альбом предназначен для широкого круга любителей истории и православной культуры....

Цена:
4999 руб

Джакомо Кваренги
Джакомо Кваренги
Архитектурный облик Ленинграда во многом определяется зданиями, созданными Кваренги. В городе сохранилось около тридцати построек великого зодчего. Бывший Смольный институт, Ассигнационный банк вошли в историю как памятники Великого Октября. Книга характеризует творческий путь архитектора, воссоздает облик разносторонне одаренного человека, воскрешает страницы его биографии. Автор книги - старший научный сотрудник Эрмитажа; кандидат искусствоведения М.Ф.Коршунова создала популярный очерк, предлагаемый широким кругам читателей....

Цена:
289 руб

Юрий Фельтен
Юрий Фельтен
Книга посвящена жизни и творчеству выдающегося русского архитектора, представителя раннего классицизма. По его проектам создавались здание старого Эрмитажа, ансамбль Чесменского дворца, знаменитая решетка Летнего сада и другие сооружения, отделывались парадные интерьеры Большого Петергофского дворца....

Цена:
203 руб

Там за Невой моря и океаны
Там за Невой моря и океаны
Военно-исторический очерк о старейшем в стране Высшем военно-морском ордена Ленина, Краснознаменном, ордена Ушакова училище имени М.В.Фрунзе.
Авторы показывают заслуги училища в укреплении русского и советского флотов, активное участие его выпускников в защите Родины, их славные подвиги в годы Великой Отечественной войны.
Книга рассчитана на широкий круг читателей....

Цена:
75 руб

Т. А. Соловьева Адмиралтейская набережная
Адмиралтейская набережная
Вместе с автором книги, санкт-петербургским историком Татьяной Соловьевой, читатель совершит увлекательную прогулку по Адмиралтейской набережной, полюбуется фасадами домов и сохранившимися интерьерами, узнает о наиболее известных владельцах зданий, их причудах и заслугах....

Цена:
305 руб



2003 Copyright © Санкт-Петербург Peterlife.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Угостить администратора сайта, чашечкой кофе *https://paypal.me/peterlife
  Яндекс цитирования