Санкт-Петербург онлайн
Первые грузины появились в Петербурге в 10-20-х годах XVIII столетия

Первые грузины появились в Петербурге в 10-20-х годах XVIII столетия

Джордж Баланчин (Георгий Баланчивадзе) родился 9 января 1904 года в семье грузинского композитора Мелитона Баланчивадзе. Его мать, Мария Васильева, была дочкой немца, и, таким образом, в венах Баланчина текла грузинская, русская и немецкая кровь. Родился он в Петербурге, а Грузию впервые увидел, когда ему было уже 58 лет.

Первые грузины появились в Петербурге вскоре после его основания, в 10-20-х годах XVIII столетия. Их число резко увеличилось после 1801 года, когда император Александр I присоединил независимую прежде Грузию, цветущее кавказское государство с древней христианской культурой, к России, – как говорилось в императорском манифесте: «Не для прибавления наших сил и расширения границ, а для отвращения скорбей грузинского народа».

Вначале в Петербурге жила в основном переселенная сюда насильно, дабы не мешать процессу поглощения страны русской империей, грузинская знать. Но когда потеря Грузией независимости стала свершившимся фактом, многие молодые грузины – как и молодежь других составлявших Русское государство наций – стали приезжать в Петербург по своему выбору, чтобы получить здесь европейское образование.

Грузины – воинственный народ. Многие из них отправлялись в Петербург, чтобы поступить там в военное училище. Другой характерной чертой грузин является их любовь к музыке и танцам. Поэтому не удивительно, что среди первых студентов открывшейся в 1862 году Петербургской консерватории был и грузин Харлампий Саванели, подружившийся там с Петром Чайковским. Через 37 лет студентом той же консерватории стал приехавший из Грузии 37-летний честолюбец Мелитон Баланчивадзе.

К этому времени за его плечами была уже бурная, полная творческих метаний жизнь. Сын архиепископа, Мелитон, поучившись в духовной семинарии, в 17 лет начал петь в оперном театре Тифлиса – сначала как хорист, а потом и как солист в «Евгении Онегине» и «Фаусте». Кипучая энергия кидала его в разные стороны. Еще в Грузии Мелитон сочинил ставшие популярными первые отечественные романсы и основал этнографический хор. В Петербурге он сначала попробовал продолжать обучаться пению, но затем, по совету директора консерватории Антона Рубинштейна, стал брать уроки композиции у Николая Римского-Корсакова. В русской столице Мелитон Баланчивадзе начал сочинять первую грузинскую оперу «Тамар Цбиери» («Тамара Коварная») на сюжет поэмы национального поэта, князя Акакия Церетели, запутанной мелодрамы о безответной любви прекрасной, но злобной грузинской царицы XVII века к гордому и благородному поэту. Он также, как с гордостью позднее вспоминал в Нью-Йорке его сын, «писал хоры для всех больших соборов» столицы.

И в Петербурге пробивной, активный Мелитон продолжал настойчиво пропагандировать малоизвестную здесь грузинскую народную музыку, выступая с организованными им хорами в специальных «Грузинских концертах» и публикуя статьи о национальном стиле пения. Но особенно развернулся он во всевозможных (а часто и просто невозможных) направлениях, выиграв колоссальную сумму денег в государственной лотерее. (Баланчин говорил мне о 100 тысячах рублей.)

Известному петербургскому музыковеду Николаю Финдейзену Мелитон Баланчивадзе подал идею собрать письма классика русской музыки Михаила Глинки и оплатил их издание, первое такого рода. Мелитон буквально швырялся деньгами, давая их взаймы без отдачи своим многочисленным друзьям-грузинам и финансируя грузинские рестораны в Петербурге, лопавшиеся один за другим. Наконец, он совершил роковую ошибку. По словам Баланчина, его отец захотел участвовать в большом деле – тигельном заводе, для которого нужно было выписывать с Запада специальные машины. Тут он обанкротился и, как утверждал в разговорах со мной Баланчин, был посажен на два года в печально известную петербургскую тюрьму «Кресты».

В 1917 году Мелитон Баланчивадзе вернулся из Петрограда на родину, где была провозглашена независимая, с первым в мире законно избранным социалистическим правительством Грузинская республика (просуществовавшая, впрочем, всего несколько лет). Баланчивадзе стал там фактически одним из руководителей музыкальной жизни, председателем бесчисленных обществ, советов и комитетов и кончил свою жизнь в 1937 году всеми почитаемым народным артистом Грузинской Советской Социалистической Республики.

К моменту отъезда отца Георгий (названный так в честь святого) уже пятый год был воспитанником Петроградского балетного училища. Друзья звали его Жоржем, на французский манер. Когда в 1924 году Жорж окажется членом «Русского балета» Дягилева во Франции, знаменитый импресарио сократит его грузинскую фамилию до все еще экзотически звучащей, но все же более легко произносимой «Баланчин», а переезд в 1933 году в Америку принесет смену Жоржа на Джорджа. На этом эволюция его имени закончится.

К Жоржу прилепилась кличка Крыса: так его прозвали за скрытность, молчаливость, вечную настороженность и привычку шмыгать носом, обнажая при этом верхние передние зубы. В огромных, пустынных помещениях школы, где проходила жизнь Жоржа и его соучеников, он чувствовал себя заброшенным и покинутым матерью и отцом. А между тем снаружи здание школы, расположенное на Театральной улице, спланированной великим архитектором Карло Росси, выглядело невероятно импозантно, да и сама улица была одной из главных достопримечательностей города.

Это был типично петербургский конфликт, когда помпезный фасад скрывал множество маленьких трагедий. И опять же, типичным для Петербурга образом, фасад постепенно, незаметно влиял на жизнь за ним, формируя (и деформируя) личности обитателей здания.

Петербургский фасад оказал мощное влияние на Жоржа. Он стал прятать свои эмоции за маской. Рожденный в Петербурге, он стал подлинным петербуржцем, навсегда утратив малейший след типичной для грузин восторженности. Сдержанность стала определяющей чертой характера Жоржа. Позднее он признавал, что эта сдержанность воспитана в нем Петербургом. Но вряд ли Баланчин винил в этом архитектора Росси. О Театральной улице в поздние годы Баланчин говорил с благоговением.

Выросший в балетной семье, Росси словно судьбой был избран для того, чтобы выстроить дом для балетной школы, ставшей самой знаменитой в мире. Это здание является частью магического по своей несравненной гармоничности, чистоте и возвышенной строгости архитектурного ансамбля. Мне повезло: секрет этой магии растолковывал мне сам Федор Лопухов, легендарный хореограф. Однажды я встретил его на Невском проспекте. Это было в начале 60-х годов; похожий на Гоголя (если бы тот дожил до преклонных лет), Лопухов возвращался в свою небольшую квартиру, располагавшуюся в здании балетной школы. До того мы сталкивались с ним в консерватории, где Лопухов руководил балетмейстерским отделением.

Получить Лопухова гидом, хотя бы и на 20 минут, – какая удача! С гордостью он объяснял мне, что ансамбль Росси не знает себе равных. «Посмотрите на Александринский театр – Европа не имеет ничего подобного! Гранд-опера в Париже, Ковент-Гарден – все эти здания бледнеют перед творением Росси. Уверяю вас! Говорят, что русские не умеют работать. Неправда! Всю Театральную улицу застроили за три с половиной месяца, руками уложили восемнадцать миллионов кирпичей!»

Лопухов обратил мое внимание на то, что вся Театральная улица состоит, в сущности, из двух огромных зданий. В одном с 1834 года находились министерства народного просвещения и внутренних дел; в корпусе напротив с 1835 года разместились дирекция императорских театров и балетная школа. «Знаете ли вы, что, когда идешь по этой улице к театру, колонны зданий буквально начинают танцевать? Проверьте! Видите, я прав! Я иногда думаю – сознательно или бессознательно это вышло у Росси? Конечно, общая гармония этой дивной улицы – торжество расчета. Нам всем еще с детства вдолбили, что ее длина двести двадцать метров, и при этом высота обоих зданий равна ширине улицы – двадцать два метра. Неслыханное совершенство пропорций! Это понятно… Но вот очевидное сходство всех этих бесчисленных приплясывающих колонн с кордебалетом вычислить заранее было, по-моему, абсолютно невозможно. Здесь, без сомнения, проявились интуиция Росси и любовь к балету, впитанная им с молоком матери…»

В мои ленинградские дни считалось безусловной истиной, что прогулки по Театральной улице (к этому времени уже переименованной в улицу Зодчего Росси) воспитывают чувство изящного и гармонию духа. Но боюсь, что юный Баланчин этого не ощущал и, во всяком случае, об этом не думал. Сейчас в это трудно поверить, но вначале он относился к своей будущей профессии почти с отвращением. Его притягивала музыка, это пришло изнутри и трогало его, а занятия танцем казались чем-то ненужным, навязанным извне.

Чудесный перелом наступил, когда Жорж оказался на сцене Мариинского театра. Это было представление балета Чайковского «Спящая красавица», и маленький Жорж участвовал в нем в качестве Амура. Занавес открылся, и Жорж увидел со сцены зал Мариинского театра – голубой с золотом, с шикарной разодетой публикой. (Современники вспоминают, что в Мариинском театре во время парадных балетных спектаклей свет только притушивался, и зал со сценой сливались в одно.)

Заиграла божественная музыка, и Жорж вдруг понял, что ему страстно хочется быть на этой сцене, в этом удивительном волшебном театре как можно чаще, что он готов провести здесь всю свою жизнь. Его подхватило и увлекло за собой чудо синтетического зрелища, сотканного из музыки, движения, декораций, света и чуткой реакции зрительного зала. Но музыка в этом нерасторжимом союзе навсегда осталась для Баланчина первой среди равных. Это, вероятно, и помогло ему сделаться в конце концов величайшим хореографом XX века.



источник: Петербург - судьба и миф
История культуры Санкт-Петербурга
С.Волков


Полезные сайты:
World-Tours: Занимательная география
Россия, достопримечательности
Европа, достопримечательности
SpaceFly: Авиация мира
EducationSPB: Справочная литература




просмотров: 670

Hotel Botanico & The Oriental Spa Garden
Адрес:Avenida Richard J. Yeoward, 1, 38400 Puerto de la Cruz, Santa Cruz de Tenerife, Spain

White Feather Hotel
Адрес:Индия, Гоа, г. Ашвем

Мини-отель «Принцесса»
Адрес:Россия, Респ. Крым, г. Алушта
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Russia Lenin in St. Петербург Petersburg SPB 1957 postcard with imprinted stamp

$12.50
End Date: Friday Aug-31-2018 9:00:40 PDT
Buy It Now for only: $12.50
|
Old Russia Postcard Year 1903 Боровичи Петербург Открытое письмо

$15.00
End Date: Thursday Sep-6-2018 21:41:36 PDT
Buy It Now for only: $15.00
|
Old Russia Postcard St. Peterburg Петербург Гостинный Двор

$15.00
End Date: Friday Aug-31-2018 9:00:40 PDT
Buy It Now for only: $15.00
|
Old Russia Postcard St Peterburg С.Петербург Зимний Дворец

$15.00 (0 Bids)
End Date: Friday Aug-17-2018 22:34:26 PDT
|
"THE AEROART ST. PETERSBURG COLLECTION" 1992-2004 INDEX GUIDE

$59.99 (0 Bids)
End Date: Wednesday Aug-15-2018 15:45:20 PDT
|
st petersburg toy soldiers

$74.99 (2 Bids)
End Date: Wednesday Aug-15-2018 18:05:01 PDT
|
St. Petersburg Soldier, Templar Knight w/Lion Shield

$59.99 (1 Bid)
End Date: Wednesday Aug-15-2018 15:41:04 PDT
|
st petersburg toy soldiers

$59.99 (1 Bid)
End Date: Wednesday Aug-15-2018 15:29:52 PDT
|
Search Results from «Озон» История Санкт-Петербурга
 
Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга
Блокадная книга
«Блокадная книга» рассказывает о муках осажденного фашистами Ленинграда, о героизме его жителей, о страданиях и о мужестве, о любви и о ненависти, о смерти и бессмертии. Основанная на интервью с очевидцами, документах, письмах, она остается самым подлинным, ярким свидетельством блокадных лет, книгой, которую должен прочесть каждый. В настоящее издание, помимо давно ставшего классическим основного текста «Блокадной книги», вошли также материалы, рассказывающие об истории ее создания, и многочисленные архивные фотографии блокадных лет....

Цена:
509 руб

А. Л. Пунин Архитектура Петербурга середины и второй пол. XIX века. Том 2. Петербург 1860-1890-х годов в контексте градостроительства пореформенной России
Архитектура Петербурга середины и второй пол. XIX века. Том 2. Петербург 1860-1890-х годов в контексте градостроительства пореформенной России
Исследование одного из самых известных и авторитетных специалистов в области истории архитектуры доктора искусствоведения А. Л. Пунина является уникальным обобщающим трудом, посвященным архитектурному и градостроительному развитию Петербурга середины и второй половины XIX века. Автор прослеживает сложные процессы стилевой эволюции архитектуры столицы Российской империи периода эклектики в контексте общего исторического развития России и ее художественной культуры.
Во втором томе в контексте градостроительства пореформенной России рассмотрены основные тенденции градостроительного развития Петербурга 1860–1890-х годов, показаны главные особенности и проблемы эволюции городской среды в условиях капитализма. В книге публикуются около девятисот иллюстраций, среди которых гравюры, литографии, акварели, современные и исторические натурные фотографии, а также множество архивных чертежей, впервые вводимых в научный оборот....

Цена:
1159 руб

А. Бушков Петербург и петербуржцы или, Парадиз Петра I
Петербург и петербуржцы или, Парадиз Петра I
Петербург - особенный город. И дело не только в архитектуре - в новой книге Александра Бушкова собраны факты и истории, благодаря которым вы узнаете Петербург с другой стороны.
Где в Петербурге можно было продать абсолютно все? Когда градоначальник запрещал жителям выходить на петербургские балконы? Почему известный на весь мир писатель Александр Куприн имел в Петербурге репутацию дебошира и драчуна?
Книга "Петербург и петербуржцы, или Парадиз Петра I" входит в новую серию Александра Бушкова "Былая Русь", работа над которой велась несколько лет. Каждая книга серии - это удивительные факты и шокирующие откровения истории России....

Цена:
549 руб

Первый архитектор Петербурга
Первый архитектор Петербурга
Работа Ирины Лисаевич посвящена Доменико Трезини.
Книга повествует не только о сооружениях Трезини, до сих пор во многом определивших облик Северной Пальмиры (Петропавловский собор, Двенадцать коллегий, Летний дворец Петра I, ансамбль Александро-Невской лавры, планировка Стрелки Васильевского острова и пр.), но и о жизни зодчего, о людях, вместе с которыми он трудился, об учениках, которых он воспитал....

Цена:
334 руб

Андреян Захаров
Андреян Захаров
Книга посвящена жизни и творчеству Андреяна Захарова - выдающегося зодчего периода наивысшего развития стиля классицизма в русской архитектуре.
Вся его жизнь связана с Петербургом. Здесь он родился, получил архитектурное образование, разработал многочисленные проекты, достиг вершин своего творчества. Самым значительным творением зодчего, где наиболее ярко раскрылся его талант архитектора и градостроителя, является здание Адмиралтейства. Это выдающийся памятник мировой архитектуры....

Цена:
194 руб

Достопримечательности Ленинградской области
Достопримечательности Ленинградской области
Книга рассказывает о многообразных достопримечательностях Ленинградской области - ленинских и военных памятниках и памятных местах, о памятниках архитектуры, крупнейших новостройках....

Цена:
155 руб

Ленинград. Альбом
Ленинград. Альбом
Фотоальбом посвящен Ленинграду и ленинградцам. На его страницах вы увидите цветные фотографии, запечатлевшие современный (на момент издания альбома) облик города: Невский, Дворцовая с пионерами, Кировский завод, новые районы…....

Цена:
484 руб

Алла Краско Петербургское купечество. Страницы семейных историй
Петербургское купечество. Страницы семейных историй
Книга посвящена истории одиннадцати наиболее богатых и влиятельных купеческих семейств Санкт-Петербурга XIX и XX веков, связанных друг с другом родством: Елисеевых, Целибеевых, Полежаевых, Тарасовых, Овсянниковых, Смуровых, Растеряевых, Дурдиных, Леляновых, Новинских, Авериных.
На основании глубоких архивных изысканий автор впервые прослеживает судьбы незаурядных людей, их вклад в благотворительность и меценатство. Помимо рассказа о наиболее известных представителях этих семейств, имена которых достаточно известны, повествуется и о судьбах их родственников, проживших свой век не менее интересно и содержательно.
Книга снабжена родословными схемами упомянутых семейств. Издание содержит множество старинных малоизвестных фотографий, в большинстве своем публикуемых впервые....

Цена:
559 руб

Пушкин. Альбом
Пушкин. Альбом
Альбом знакомит читателей с одним из замечательных пригородов Ленинграда - городом Пушкином, с историей создания дворцов-музеев, с их экспозицией.
Один из разделов альбома рассказывает о местах, связанных с пребыванием А.С.Пушкина и Царском Селе, впоследствии названном именем великого русского поэта....

Цена:
124 руб

В. К. Дмитриев Санкт-Петербург. Реки, каналы, мосты, набережные, острова. Справочное пособие по истории города
Санкт-Петербург. Реки, каналы, мосты, набережные, острова. Справочное пособие по истории города
Справочное пособие предназначено для учащихся, преподавателей и всех, кто интересуется историей Санкт-Петербурга. В книге содержится информация о реках, каналах, островах, набережных и мостах города. Пособие снабжено иллюстрациями и биографиями выдающихся мостостроителей. Для удобства использования материал расположен в алфавитном порядке....

Цена:
216 руб



2003 Copyright © Санкт-Петербург Peterlife.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Угостить администратора сайта, чашечкой кофе *https://paypal.me/peterlife
  Яндекс цитирования