Санкт-Петербург онлайн
Бородин, организатор первых в России, Женских врачебных курсов

Бородин, организатор первых в России, Женских врачебных курсов

Самый старший из членов кружка Балакирева Бородин – физически крепкий, почти до самых последних дней своих здоровый человек – внезапно скончался в 1887 году на 54-м году жизни: на костюмированном танцевальном вечере он дурачился и всех смешил, затем вдруг прислонился к стене и тут же мертвым упал на пол. Диагноз был – разрыв сердца. Свой главный труд – оперу «Князь Игорь», над которой Бородин работал с перерывами в течение 18 лет, – он завершить не успел. Обладавший феноменальными музыкальными способностями, Бородин занимался массой других дел: он был также выдающимся химиком и, заведуя кафедрой химии Петербургской медико-хирургической академии, быстро продвигался по служебной лестнице, уже в 33 года имея статский чин, равный генеральскому.

Химия, а также многочисленные общественные обязанности (в частности, Бородин был одним из организаторов первых в России Женских врачебных курсов) постоянно отвлекали его от сочинения музыки. Казалось, он не может решить, что для него важнее: наука, гражданские обязанности или композиция. Сослуживцам Бородина было странно, что талантливый ученый может отвлекаться на музыкальные «пустяки»; для петербургских суфражисток самым важным казалась борьба Бородина за женское равноправие…

Друзья по «Могучей кучке», высоко ценившие гений Бородина, были в отчаянии. Римский-Корсаков с горечью вспоминал о своих попытках подтолкнуть Бородина к более активной работе над «Князем Игорем»: «Бывало, ходишь-ходишь к нему, спрашиваешь, что он наработал. Оказывается – какую-нибудь страницу или две страницы партитуры, а то и ровно ничего. Спросишь его: «Александр Порфирьевич, написали ли вы?» Он отвечает: «Написал». Но оказывается, что он написал множество писем. «Александр Порфирьевич, переложили ли вы, наконец, такой-то нумер?» – «Переложил», – отвечает он серьезно. – «Ну, слава богу, наконец-то!» – «Я переложил его с фортепиано на стол», – продолжает он так же серьезно и спокойно».

После преждевременной смерти Бородина Римский-Корсаков и его младший друг Александр Глазунов дописали и оркестровали «Князя Игоря». Почему эта прекрасная традиция – не оставлять недостроенным здание, которое начал и не успел завершить единомышленник по искусству – так характерна именно для Петербурга? Одна из важных причин – владычествующий в Петербурге культ преемственности и ярко выраженное тяготение к школе, пускай даже школе революционной, каким и был кружок Балакирева. В совершенном и завершенном городе эта идея завершенности как бы витала в воздухе, понукая восприимчивых людей; необходим был лишь этический импульс. Такой импульс, очевидно, исходил от Римского-Корсакова, наиболее петербургского – и по характеру, и по эстетике – члена «Могучей кучки». Также и самый профессиональный из них, Римский-Корсаков не только завершил (вместе с Кюи) «Каменного гостя» Даргомыжского, окончил и оркестровал «Хованщину» Мусоргского, отредактировал и переоркестровал его «Бориса Годунова» и подготовил к изданию рукопись его же «Женитьбы», но и отредактировал (совместно с друзьями) оперные партитуры Глинки.

Посвященный памяти Глинки, «Князь Игорь» Бородина продолжал патриотическую линию «Жизни за царя». Сюжет оперы Бородина, основанный на анонимном лирико-эпическом тексте XII века, прост: древнерусский князь Игорь, выступивший в поход против враждебного степного племени половцев, попадает к ним в плен, из которого ему удается бежать. Эта простая концепция была разработана Бородиным так, что его произведение стало наиболее имперской оперой в истории русской музыки.

В «Князе Игоре» изображены два контрастных мира – русский и половецкий. Разумеется, идеологические симпатии Бородина отданы русским, хотя сам композитор, как уже говорилось, был незаконным сыном грузинского (имеретинского) князя. Князь Игорь – идеальный герой, первый среди равных, и его поддерживают дружина и народ. Он олицетворение русской государственности, какой ее видит Бородин: сильной, справедливой, цивилизаторской. С другой стороны, кочевые половцы, для которых государственной идеи не существует, живут в мире насилия и слепой жажды разрушения.

Этическое превосходство русских над степняками для Бородина несомненно. Но кавказское происхождение композитора дало ему необыкновенно тонкое интуитивное понимание экзотического и ориентального музыкального материала. Этот вкус к работе с внеевропейскими мотивами был с блеском реализован Бородиным еще ранее, когда он вместе с другими русскими композиторами принял участие в сочинении музыки к «живым картинам» в честь 25-летия царствования императора Александра II. «В Средней Азии» Бородина оказался самым удачным и жизнеспособным из опусов, сочиненных к этой торжественной оказии.

В этой симфонической картине (напоминающей об азиатских жанровых картинах Верещагина) с неподражаемым правдоподобием и в то же время экономно и элегантно воссоздана экзотическая атмосфера Востока – оцепенелая, бездвижная, но исполненная ощущения затаившейся опасности. В программе самого Бородина к сочинению написано: «По необозримой пустыне проходит туземный караван, охраняемый русским войском». Эта музыка написана как бы с точки зрения русского солдата, патрулирующего покоренную азиатскую провинцию; Бородин здесь полностью идентифицируется с «русской боевой силой» (его слова).

Музыка половцев в опере «Князь Игорь» несравненно более динамична. Она исполнена чувственной радости, доходящей до экстаза. Она также воинственна и исступленно-угрожающа. Для слушателя очевидно, что эмоционально Бородин «дома» в стане половцев. Он не просто наблюдатель, он почти участник дикой оргии. В этом одна из очевидных причин того, что аудитория неизменно подпадает под очарование половецких плясок. Их гипноз воздействует на подсознательном, инстинктивном уровне; разум этому гипнозу сопротивляется. Поэтому эффект этой музыки еще сильнее, когда она исполняется вне контекста, как отдельный симфонический или балетный номер.

«Князь Игорь», несомненно, провозглашает торжество разума над эмоцией и долга над анархией. Но мы это знаем теперь, а тогда, в 1888 году, во всех этих имперских качествах оперы надо было еще убедить недоверчивого Александра III, предубежденного против подозрительного во всех отношениях и безусловно бунтарского эстетически члена «Могучей кучки».

За дело взялся петербургский меценат, миллионер-лесопромышленник Митрофан Беляев. Следуя византийским придворным процедурам, он подал Александру III прошение: разрешить поднести императору печатную партитуру «Князя Игоря», изданную за счет Беляева. Если бы самодержец разрешил сделать себе такой подарок, это означало бы реабилитацию «Князя Игоря»; висевший над оперой августейший вопросительный знак таким образом превратился бы в более милостивое отточие. В сопроводительной объяснительной записке миллионер-меценат всячески подчеркивал патриотическое и лояльное содержание оперы Бородина. Поразмыслив, Александр III принял подношение, после чего опера немедленно была восстановлена в репертуарном плане императорского театра.

Постановка «Князя Игоря» была роскошной и чрезвычайно тщательной в этнографическом отношении (в частности, сценографы внимательно изучали азиатские картины Верещагина). В половецких сценах на подмостках появлялось больше 200 человек. На премьере среди других исполнителей выделялся знаменитый бас императорской сцены Федор Стравинский (отец Игоря Стравинского). С первого же представления оперы 23 октября 1890 года она имела триумфальный успех у аудитории; по свидетельству современников, петербургская публика «ревела» в порыве патриотического восторга. Недоверчивые, циничные рецензенты писали поначалу о «маленьком событии для Петербурга»; их особенно поразило, что билеты на «Князя Игоря» раскупались даже тогда, когда были назначены особые, «возвышенные» цены. Если бы современные критики знали, что речь идет об одной из величайших опер русского репертуара и несомненно уж, во всяком случае, о наиболее совершенном воплощении имперского духа русской столицы!

Сильнейшее впечатление произвел «Князь Игорь» на 20-летнего Александра Бенуа. Называя Бородина «гениальным провидцем-дилетантом», Бенуа вспоминал позднее, как музыка «Князя Игоря» помогала перекинуть эмоциональный мостик от легендарного мира Древней Руси и ее «гордых и благородных властителей» к современному имперскому Петербургу: «Для меня, завзятого западника, эта русская старина становилась близкой, родной; она манила меня всей своей свежестью, чем-то первобытным и здоровым – тем самым, что трогало меня в русской природе, в русской речи и в самом существе русской мысли».

Заразительный патриотизм «Князя Игоря» объединял таких полярно противоположных слушателей, как не пропускавший ни одного представления новой оперы молодой эстет и сноб Серж Дягилев и консервативный националист Алексей Суворин, издатель самой массовой петербургской газеты «Новое время». Суворин, никогда не вмешивавшийся в музыкальный раздел своего бойкого издания, нарушил это правило, чтобы объявить печатно: продолжением и апофеозом оперы Бородина и ее центральной идеи о единстве народа и князя является современная самодержавная Россия!

Музыка Бородина (в том числе его три великолепные симфонии, два изумительных по красоте и вдохновению квартета и прекрасные романсы) не завоевала широкой популярности на Западе. В Америке Бородин известен главным образом по основанному на его мелодиях мюзиклу «Кисмет». Оперу «Князь Игорь» на Западе ставят сравнительно редко, хотя половецкие пляски, произведшие в постановке Михаила Фокина неслыханную сенсацию в парижском сезоне Дягилева в 1909 году, знакомы любителям и балета, и симфонической музыки. Зато Бородин оказал существенное влияние на западных профессионалов, в первую очередь на французских музыкальных импрессионистов. И Дебюсси, и Равель были пленены экзотичностью его мелодий и необычностью его гармонического языка. Для западного уха ориентализм Бородина – наиболее привлекательная и интересная часть его наследия. Но для русских слушателей самое существенное в Бородине – и в его опере, и в симфониях (особенно № 2, так называемой «Богатырской») – это патриотический, державный призыв. Это было еще раз подтверждено во время Великой Отечественной войны. В эти годы наиболее популярной оперой, оттеснив сочинения и Мусоргского, и вечного фаворита Чайковского, стал (наряду с переименованным из «Жизни за царя» в «Ивана Сусанина» произведением Глинки) именно «Князь Игорь» Бородина, простое, торжественное эпическое повествование о доблести русского воина и его беззаветной любви к родине.



источник: Петербург - судьба и миф
История культуры Санкт-Петербурга
С.Волков


Полезные сайты:
World-Tours: Занимательная география
Россия, достопримечательности
Европа, достопримечательности
SpaceFly: Авиация мира
EducationSPB: Справочная литература




просмотров: 729
Ozon.travel
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
1932 Cover Express Moscow Москва Russia Leningrad St. Петербург Petersburg SPB

$14.00
End Date: Thursday Feb-7-2019 6:01:02 PST
Buy It Now for only: $14.00
|
НАБОР 5 КОПЕЕК 1757 ЕЛИЗАВЕТА ГЕРБ СИБИРЬ МОСКВА ПЕТЕРБУРГ 3 ШТ МЕДЬ

$52.52
End Date: Sunday Feb-10-2019 21:03:58 PST
Buy It Now for only: $52.52
|
SAINT PETERSBURG Etching 1829 rare Санкт-Петербург екатерининский дворец

$22.00
End Date: Sunday Feb-3-2019 0:59:22 PST
Buy It Now for only: $22.00
|
1866 PRINT SAINT PETERSBURG PLACE Санкт-Петербург

$22.00
End Date: Wednesday Jan-30-2019 6:11:11 PST
Buy It Now for only: $22.00
|
St. Petersburg French Field Macdonald

$36.99 (4 Bids)
End Date: Sunday Jan-27-2019 18:45:32 PST
|
AeroArt St. Petersburg Collection Mongol Warrior with Arrow in Neck

$24.99 (0 Bids)
End Date: Saturday Jan-26-2019 9:29:55 PST
|
St Petersburg Aeroart, Napoleonic Russian General studio painted 54mm metal, FA

$6.99 (0 Bids)
End Date: Saturday Jan-26-2019 8:28:27 PST
|
St Petersburg Niena Church XVI century guardsmen Streltsy Studio painted metal

$75.00 (1 Bid)
End Date: Monday Jan-21-2019 19:10:33 PST
|
Search Results from «Озон» История Санкт-Петербурга
 
Записки старого петербуржца
Записки старого петербуржца
Издание 1990 года. Сохранность хорошая.
Главы из книги известного ленинградского писателя, блестящего знатока и летописца города на Неве, доносят до нас живые и яркие картины жизни Петербурга в начале XX века.
Содержит фотоиллюстрации....

Цена:
579 руб

Первый архитектор Петербурга
Первый архитектор Петербурга
Работа Ирины Лисаевич посвящена Доменико Трезини.
Книга повествует не только о сооружениях Трезини, до сих пор во многом определивших облик Северной Пальмиры (Петропавловский собор, Двенадцать коллегий, Летний дворец Петра I, ансамбль Александро-Невской лавры, планировка Стрелки Васильевского острова и пр.), но и о жизни зодчего, о людях, вместе с которыми он трудился, об учениках, которых он воспитал....

Цена:
334 руб

Основание Петербурга
Основание Петербурга
Автор книги - известный ученый, доктор исторических наук, профессор Ленинградского государственного университета им. А.А.Жданова - рассказывает об основании и развитии Петербурга в первые 25 лет его существования. Перед молодым читателем пройдут яркие картины строительства новой столицы, возникшей как город-крепость на отвоеванной у шведов исконно русской территории, а также образы людей, чьими руками и заботами создавался наш город....

Цена:
217 руб

Канавушка ладожская
Канавушка ладожская
"В повести "Канавушка Ладожская" рассказывается о строителях крупнейшего гидротехнического сооружения XVIII века - Ладожского обходного канала. То была первая стоверстная "рукотворная река" России, жизненно необходимая для недавно основанного Санкт-Петербурга.
Действующие лица повести - инженеры Б.К.Миних, Г.А.Резанов, А.П.Ганнибал. Но главные ее герои - простые работные, "земляного дела мастера". Они - воплощение многогранной талантливости народа, их хорошо называли - самородками.
Старые мастера шли впереди своего времени. Люди грамотные, думающие, беспокойные, они стремились облегчить непомерный труд человеческий. И тогда, в пору жесточайшего крепостничества, им было глубоко присуще чувство Родины и сознание подвига во имя ее. Стоит хотя бы немного поработать над богатейшими собраниями документов в ленинградских архивохранилищах, чтобы убедиться в том.
Мастера далекого прошлого - люди очень близкие нам своим душевным порывом, увлеченностью, свободолюбием.
Это истинные предтечи русского рабочего класса.
Повесть "Канавушка Ладожская" посвящена их труду, их памяти."

Александр Вересов.

...

Цена:
226 руб

М.И. Пыляев Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы
Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы
Есть книги, актуальность которых не теряется даже спустя столетия. К таковым смело можно отнести сочинение М. И. Пыляева "Старый Петербург. Рассказы о былой жизни столицы", написанное в 1887 году.

Мало кому удавалось рассказать о Санкт-Петербурге так легко и непринуждённо, как ему, знаменитому журналисту, краеведу и бытописателю XIX века, сумевшему превратить официальную историю русской столицы в невероятно увлекательный рассказ.
Какими усилиями создавался этот прекрасный город, чем занимались его жители, какие строили дома, как они развлекались, чем торговали на рынках, какую одежду носили, какие анекдоты рассказывали - с помощью всех этих любовно собранных Пыляевым штрихов и деталей ему удалось создать неповторимый облик северной столицы.
...

Цена:
723 руб

Знай свой город
Знай свой город
Эта книга — о Ленинграде. Построенная в форме своеобразной викторины, она раскроет молодому читателю многогранную жизнь современного Ленинграда — города трех революций, колыбели Великого Октября, крупнейшего промышленного, научного, культурного, спортивного центра страны. Книга познакомит и с основными событиями из истории города на Неве, его замечательными архитектурными ансамблями и памятниками....

Цена:
115 руб

По ленинским адресам
По ленинским адресам
Книга, адресованная молодым рабочим, рассказывает о наиболее значительных ленинских местах Ленинграда (Санкт-Петербурга) и области. В.И.Ленин предстает в ней как организатор и вдохновитель социалистической революции и руководитель первого в мире государства рабочих к крестьян....

Цена:
101 руб

Павловск. Альбом
Павловск. Альбом
Дворцово-парковый музей-заповедник в городе Павловске - характерный памятник русской архитектуры, искусства паркостроения и декоративно-прикладного искусства периода классицизма. История этого самого молодого из дворцово-парковых ансамблей, зеленым кольцом окружающих Санкт-Петербург, насчитывает немногим более двухсот лет....

Цена:
286 руб

Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова, О. В. Петрова Невский проспект. Дом за домом
Невский проспект. Дом за домом
В книге рассказано обо всех ста домах основной части Невского проспекта от его начала до площади Восстания. Даны архитектурные характеристики зданий. Приведены сведения об их владельцах и наиболее известных жильцах. Читатели почерпнут информацию о располагавшихся на Невском магазинах и учреждениях. Памятные события, связанные с главной улицей Петербурга, прослеживаются вплоть до наших дней....

Цена:
459 руб

Наум Синдаловский Толстовский дом на улице Лидваля
Толстовский дом на улице Лидваля
Помните фильм "Зимняя вишня", кадр, когда героини с детьми, распевая песню "Айсберг", идут к автобусу, ждущему их у высокой арки с фонарем в проеме? Эта арка и этот фонарь известны всем жителям нашего города, и не только по многочисленным кинофильмам. Принадлежат они расположенному между Фонтанкой и улицей Рубинштейна Толстовскому дому, знаменитому творению архитектора Федора Лидваля. Арки, дворы, маскароны, окна причудливых форм, интереснейшая композиция - все это производит неизгладимое впечатление. Но знаем мы о доме и его обитателях, среди которых множество знаменитостей, непростительно мало. Известный знаток легенд нашего города Наум Синдаловский попытался приоткрыть некоторые страницы истории дома. И не только. В книге читатель найдет интереснейшие сведения обо всей части города, расположенной в начале Фонтанки. Вас ждет увлекательнейшее путешествие. Вперед!...

Цена:
439 руб



2003 Copyright © Санкт-Петербург Peterlife.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Угостить администратора сайта, чашечкой кофе *https://paypal.me/peterlife
  Яндекс цитирования