Санкт-Петербург онлайн
Бородин, организатор первых в России, Женских врачебных курсов

Бородин, организатор первых в России, Женских врачебных курсов

Самый старший из членов кружка Балакирева Бородин – физически крепкий, почти до самых последних дней своих здоровый человек – внезапно скончался в 1887 году на 54-м году жизни: на костюмированном танцевальном вечере он дурачился и всех смешил, затем вдруг прислонился к стене и тут же мертвым упал на пол. Диагноз был – разрыв сердца. Свой главный труд – оперу «Князь Игорь», над которой Бородин работал с перерывами в течение 18 лет, – он завершить не успел. Обладавший феноменальными музыкальными способностями, Бородин занимался массой других дел: он был также выдающимся химиком и, заведуя кафедрой химии Петербургской медико-хирургической академии, быстро продвигался по служебной лестнице, уже в 33 года имея статский чин, равный генеральскому.

Химия, а также многочисленные общественные обязанности (в частности, Бородин был одним из организаторов первых в России Женских врачебных курсов) постоянно отвлекали его от сочинения музыки. Казалось, он не может решить, что для него важнее: наука, гражданские обязанности или композиция. Сослуживцам Бородина было странно, что талантливый ученый может отвлекаться на музыкальные «пустяки»; для петербургских суфражисток самым важным казалась борьба Бородина за женское равноправие…

Друзья по «Могучей кучке», высоко ценившие гений Бородина, были в отчаянии. Римский-Корсаков с горечью вспоминал о своих попытках подтолкнуть Бородина к более активной работе над «Князем Игорем»: «Бывало, ходишь-ходишь к нему, спрашиваешь, что он наработал. Оказывается – какую-нибудь страницу или две страницы партитуры, а то и ровно ничего. Спросишь его: «Александр Порфирьевич, написали ли вы?» Он отвечает: «Написал». Но оказывается, что он написал множество писем. «Александр Порфирьевич, переложили ли вы, наконец, такой-то нумер?» – «Переложил», – отвечает он серьезно. – «Ну, слава богу, наконец-то!» – «Я переложил его с фортепиано на стол», – продолжает он так же серьезно и спокойно».

После преждевременной смерти Бородина Римский-Корсаков и его младший друг Александр Глазунов дописали и оркестровали «Князя Игоря». Почему эта прекрасная традиция – не оставлять недостроенным здание, которое начал и не успел завершить единомышленник по искусству – так характерна именно для Петербурга? Одна из важных причин – владычествующий в Петербурге культ преемственности и ярко выраженное тяготение к школе, пускай даже школе революционной, каким и был кружок Балакирева. В совершенном и завершенном городе эта идея завершенности как бы витала в воздухе, понукая восприимчивых людей; необходим был лишь этический импульс. Такой импульс, очевидно, исходил от Римского-Корсакова, наиболее петербургского – и по характеру, и по эстетике – члена «Могучей кучки». Также и самый профессиональный из них, Римский-Корсаков не только завершил (вместе с Кюи) «Каменного гостя» Даргомыжского, окончил и оркестровал «Хованщину» Мусоргского, отредактировал и переоркестровал его «Бориса Годунова» и подготовил к изданию рукопись его же «Женитьбы», но и отредактировал (совместно с друзьями) оперные партитуры Глинки.

Посвященный памяти Глинки, «Князь Игорь» Бородина продолжал патриотическую линию «Жизни за царя». Сюжет оперы Бородина, основанный на анонимном лирико-эпическом тексте XII века, прост: древнерусский князь Игорь, выступивший в поход против враждебного степного племени половцев, попадает к ним в плен, из которого ему удается бежать. Эта простая концепция была разработана Бородиным так, что его произведение стало наиболее имперской оперой в истории русской музыки.

В «Князе Игоре» изображены два контрастных мира – русский и половецкий. Разумеется, идеологические симпатии Бородина отданы русским, хотя сам композитор, как уже говорилось, был незаконным сыном грузинского (имеретинского) князя. Князь Игорь – идеальный герой, первый среди равных, и его поддерживают дружина и народ. Он олицетворение русской государственности, какой ее видит Бородин: сильной, справедливой, цивилизаторской. С другой стороны, кочевые половцы, для которых государственной идеи не существует, живут в мире насилия и слепой жажды разрушения.

Этическое превосходство русских над степняками для Бородина несомненно. Но кавказское происхождение композитора дало ему необыкновенно тонкое интуитивное понимание экзотического и ориентального музыкального материала. Этот вкус к работе с внеевропейскими мотивами был с блеском реализован Бородиным еще ранее, когда он вместе с другими русскими композиторами принял участие в сочинении музыки к «живым картинам» в честь 25-летия царствования императора Александра II. «В Средней Азии» Бородина оказался самым удачным и жизнеспособным из опусов, сочиненных к этой торжественной оказии.

В этой симфонической картине (напоминающей об азиатских жанровых картинах Верещагина) с неподражаемым правдоподобием и в то же время экономно и элегантно воссоздана экзотическая атмосфера Востока – оцепенелая, бездвижная, но исполненная ощущения затаившейся опасности. В программе самого Бородина к сочинению написано: «По необозримой пустыне проходит туземный караван, охраняемый русским войском». Эта музыка написана как бы с точки зрения русского солдата, патрулирующего покоренную азиатскую провинцию; Бородин здесь полностью идентифицируется с «русской боевой силой» (его слова).

Музыка половцев в опере «Князь Игорь» несравненно более динамична. Она исполнена чувственной радости, доходящей до экстаза. Она также воинственна и исступленно-угрожающа. Для слушателя очевидно, что эмоционально Бородин «дома» в стане половцев. Он не просто наблюдатель, он почти участник дикой оргии. В этом одна из очевидных причин того, что аудитория неизменно подпадает под очарование половецких плясок. Их гипноз воздействует на подсознательном, инстинктивном уровне; разум этому гипнозу сопротивляется. Поэтому эффект этой музыки еще сильнее, когда она исполняется вне контекста, как отдельный симфонический или балетный номер.

«Князь Игорь», несомненно, провозглашает торжество разума над эмоцией и долга над анархией. Но мы это знаем теперь, а тогда, в 1888 году, во всех этих имперских качествах оперы надо было еще убедить недоверчивого Александра III, предубежденного против подозрительного во всех отношениях и безусловно бунтарского эстетически члена «Могучей кучки».

За дело взялся петербургский меценат, миллионер-лесопромышленник Митрофан Беляев. Следуя византийским придворным процедурам, он подал Александру III прошение: разрешить поднести императору печатную партитуру «Князя Игоря», изданную за счет Беляева. Если бы самодержец разрешил сделать себе такой подарок, это означало бы реабилитацию «Князя Игоря»; висевший над оперой августейший вопросительный знак таким образом превратился бы в более милостивое отточие. В сопроводительной объяснительной записке миллионер-меценат всячески подчеркивал патриотическое и лояльное содержание оперы Бородина. Поразмыслив, Александр III принял подношение, после чего опера немедленно была восстановлена в репертуарном плане императорского театра.

Постановка «Князя Игоря» была роскошной и чрезвычайно тщательной в этнографическом отношении (в частности, сценографы внимательно изучали азиатские картины Верещагина). В половецких сценах на подмостках появлялось больше 200 человек. На премьере среди других исполнителей выделялся знаменитый бас императорской сцены Федор Стравинский (отец Игоря Стравинского). С первого же представления оперы 23 октября 1890 года она имела триумфальный успех у аудитории; по свидетельству современников, петербургская публика «ревела» в порыве патриотического восторга. Недоверчивые, циничные рецензенты писали поначалу о «маленьком событии для Петербурга»; их особенно поразило, что билеты на «Князя Игоря» раскупались даже тогда, когда были назначены особые, «возвышенные» цены. Если бы современные критики знали, что речь идет об одной из величайших опер русского репертуара и несомненно уж, во всяком случае, о наиболее совершенном воплощении имперского духа русской столицы!

Сильнейшее впечатление произвел «Князь Игорь» на 20-летнего Александра Бенуа. Называя Бородина «гениальным провидцем-дилетантом», Бенуа вспоминал позднее, как музыка «Князя Игоря» помогала перекинуть эмоциональный мостик от легендарного мира Древней Руси и ее «гордых и благородных властителей» к современному имперскому Петербургу: «Для меня, завзятого западника, эта русская старина становилась близкой, родной; она манила меня всей своей свежестью, чем-то первобытным и здоровым – тем самым, что трогало меня в русской природе, в русской речи и в самом существе русской мысли».

Заразительный патриотизм «Князя Игоря» объединял таких полярно противоположных слушателей, как не пропускавший ни одного представления новой оперы молодой эстет и сноб Серж Дягилев и консервативный националист Алексей Суворин, издатель самой массовой петербургской газеты «Новое время». Суворин, никогда не вмешивавшийся в музыкальный раздел своего бойкого издания, нарушил это правило, чтобы объявить печатно: продолжением и апофеозом оперы Бородина и ее центральной идеи о единстве народа и князя является современная самодержавная Россия!

Музыка Бородина (в том числе его три великолепные симфонии, два изумительных по красоте и вдохновению квартета и прекрасные романсы) не завоевала широкой популярности на Западе. В Америке Бородин известен главным образом по основанному на его мелодиях мюзиклу «Кисмет». Оперу «Князь Игорь» на Западе ставят сравнительно редко, хотя половецкие пляски, произведшие в постановке Михаила Фокина неслыханную сенсацию в парижском сезоне Дягилева в 1909 году, знакомы любителям и балета, и симфонической музыки. Зато Бородин оказал существенное влияние на западных профессионалов, в первую очередь на французских музыкальных импрессионистов. И Дебюсси, и Равель были пленены экзотичностью его мелодий и необычностью его гармонического языка. Для западного уха ориентализм Бородина – наиболее привлекательная и интересная часть его наследия. Но для русских слушателей самое существенное в Бородине – и в его опере, и в симфониях (особенно № 2, так называемой «Богатырской») – это патриотический, державный призыв. Это было еще раз подтверждено во время Великой Отечественной войны. В эти годы наиболее популярной оперой, оттеснив сочинения и Мусоргского, и вечного фаворита Чайковского, стал (наряду с переименованным из «Жизни за царя» в «Ивана Сусанина» произведением Глинки) именно «Князь Игорь» Бородина, простое, торжественное эпическое повествование о доблести русского воина и его беззаветной любви к родине.



источник: Петербург - судьба и миф
История культуры Санкт-Петербурга
С.Волков


Полезные сайты:
World-Tours: Занимательная география
Россия, достопримечательности
Европа, достопримечательности
SpaceFly: Авиация мира
EducationSPB: Справочная литература




просмотров: 666

Zorica
Адрес:Черногория, Адриатическое Побережье, г. Будва

Sentido Pearl Beach
Адрес:Греция, Крит, г. Ретимно

Club Sun Village
Адрес:Турция, Средиземноморское побережье, г. Мармарис
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Old Russia Postcard St Peterburg С.Петербург Зимний Дворец

$3.99 (0 Bids)
End Date: Sunday Aug-19-2018 7:35:34 PDT
|
Russia Lenin in St. Петербург Petersburg SPB 1957 postcard with imprinted stamp

$12.50
End Date: Friday Aug-31-2018 9:00:40 PDT
Buy It Now for only: $12.50
|
Old Russia Postcard Year 1903 Боровичи Петербург Открытое письмо

$20.00 (0 Bids)
End Date: Tuesday Aug-21-2018 22:56:41 PDT
|
Old Russia Postcard St.Peterburg Year 1911 Санкт Петербург Садовая ул

$15.00
End Date: Thursday Sep-6-2018 21:41:36 PDT
Buy It Now for only: $15.00
|
Aeroart, St. Petersburg Soldier, General Custer, 7th

$125.00 (0 Bids)
End Date: Friday Aug-24-2018 17:46:34 PDT
|
St. Petersburg Soldier, Charlemagne, King of the Franks, Seated, Rare

$275.00 (0 Bids)
End Date: Thursday Aug-23-2018 19:06:34 PDT
|
AeroArt St. Petersburg Collection 3747 Knight Horse

$19.99 (0 Bids)
End Date: Friday Aug-24-2018 15:04:39 PDT
|
St Petersburg Napoleonic Highland Infantry Officer Studio painted metal 54mm, tt

$20.00 (0 Bids)
End Date: Sunday Aug-19-2018 12:35:52 PDT
Buy It Now for only: $30.00
| |
Search Results from «Озон» История Санкт-Петербурга
 
Лев Лурье Питерщики. Русский капитализм. Первая попытка
Питерщики. Русский капитализм. Первая попытка
Рассказывается о первой попытке построения капитализма в России. Время действия — три последних царствования: Александра II, Александра III, Николая II. Место — Санкт-Петербург. Тогда в столице России складывалась ситуация похожая на нынешнюю московскую: Петербург был городом приезжих. Но столетие назад российские города пополняли не мигранты из Средней Азии и Кавказа, а русские деревенские мужики. Какие механизмы помогали или препятствовали переработке крестьян в столичных жителей? Как городской уклад жизни воспринимался сельскими жителями? Как мужики становились купцами? Как из купцов выходили в «олигархи»? Этим вопросам и посвящена книга.

Для широкого круга читателей....

Цена:
159 руб

Вячеслав Недошивин Прогулки по Серебряному веку. Санкт-Петербург
Прогулки по Серебряному веку. Санкт-Петербург
Книга Вячеслава Недошивина воссоздает вольную, загадочную атмосферу великолепного и незабываемого Серебряного века. События, о которых повествуется, имеют конкретные адреса - улицы и дома Петербурга, где легенды русской поэзии: Блок, Есенин, Мандельштам, Хлебников, Ахматова, Гумилев, Волошин, Ходасевич, Кузмин, Северянин - жили, встречались, писали стихи, дружили, ссорились, влюблялись и даже, случалось, вызывали друг друга на дуэль... Снабженное указателем адресов, издание "Прогулки по Серебряному веку" может служить литературным путеводителем по Санкт-Петербургу....

Цена:
519 руб

Книга рекордов Петербурга
Книга рекордов Петербурга
Книга рекордов Петербурга выходит в свет впервые. В ней собраны необычайные, уникальные явления петербургской жизни и истории - все, что можно назвать самым-самым: первым или последним, крупнейшим или наименьшим…В книге и все исключительное, неповторимое, невероятное....

Цена:
335 руб

Сергей Ачильдиев Постижение Петербурга. В чем смысл и предназначение Северной столицы
Постижение Петербурга. В чем смысл и предназначение Северной столицы
Это — книга-размышление о Петербурге. В чем смысл и предназначение Петербурга? Зачем он был основан и почему именно здесь, в самом устье Невы? Какова роль этого города в истории России, его место в Европе и мире? Как со временем трансформировались образ и характер Северной столицы? Каким на протяжении разных эпох представлен Петербург в литературе, живописи, музыке и каким его видели сами жители? Каково значение интеллигенции для становления городского самосознания? Что такое "петербургский стиль"? Какое будущее ожидает вторую столицу России? Таков круг основных тем, затронутых автором. Без преувеличения эту работу можно расценить как продолжение знаменитой книги Николая Анцифирова "Душа Петербурга" (1922).

Издание адресовано всем, кто интересуется историей России и Северной столицы....

Цена:
499 руб

 Панорама Невского проспекта / Panorama of Nevsky Prospect
Панорама Невского проспекта / Panorama of Nevsky Prospect
Эта книга дает замечательную возможность познакомиться со знаменитой "Панорамой Невского проспекта", запечатлевшей главную улицу Санкт-Петербурга в 30-е годы XIX века.

Впервые литографированные акварели В.С.Садовникова изданы полностью, в виде цветного альбома....

Цена:
459 руб

П. Климов Религиозный Петербург
Религиозный Петербург
Государственный Русский музей, обладающий богатейшей коллекцией памятников церковного искусства, уже не в первый раз показывает и публикует их на разных выставках и в изданиях. В этом смысле "Религиозный Петербург" - продолжение темы о церковной культуре, собираемой и публикуемой Русским музеем.
В издании, посвященном Петербургу в его религиозной ипостаси, впервые реконструирована интернациональная духовная атмосфера, свойственная этому городу с момента его основания.
Выявление и сбор исторических фактов и изображений, систематизация и аннотирование материала, во многом неизвестного ранее, - огромный труд сотрудников Русского музея вместе с коллегами из нескольких других музеев, архивов и библиотек.
Целью настоящего каталога является презентация уникальных художественных произведений и фотографий, связанных с историей петербургских храмов и церковной жизнью российской столицы с момента ее основания и до 1917 года.
Каталог представляет собой большой информационный массив, содержащий в концентрированном и систематизированном виде изобразительные и текстовые материалы. Для удобства читателей основная часть издания разбита на разделы в соответствии с традиционной периодизацией по царствованиям. Вступительная статья к разделу завершается хронологической таблицей, раскрывающей наиболее важные аспекты церковной жизни Петербурга в связи с личностью правящего монарха, в контексте культурной и политической жизни России. Внутри разделов материал, группируясь по храмам, воздвигнутым в данную эпоху, расположен в следующем порядке: монастыри, соборы, приходские церкви, церкви при государственных учреждениях, воинские церкви, церкви при дворцах и особняках, церкви при учебных заведениях, церкви при больницах, церкви религиозно-просветительских обществ, церкви при благотворительных заведениях, церкви при промышленных предприятиях, церкви при кладбищах, часовни, единоверческие церкви, инославные церкви. Старообрядческие храмы и молельни выделены в отдельный раздел, в котором материалы располагаются по хронологии. Основная часть издания дополняется статьями, посвященными истории Святейшего Синода, к которому особым блоком даются портреты виднейших петербургских иерархов Православной Церкви с их краткими биографиями, религиозной жизни российской столицы на рубеже XIX-XX веков и разрушению ее церквей в советский период российской истории, бытованию православной иконы в Петербурге.
Справочный аппарат содержит: словари - архитекторов; художников и скульпторов; христианских святых; библейских сюжетов; церковных терминов; архитектурных терминов; сравнительную таблицу прежних и современных названий улиц; список основной литературы, использованной при составлении издания. Все даты в каталоге до 1918 года даются по старому стилю. Названия улиц указываются по состоянию на 1917 год....

Цена:
3099 руб

Там за Невой моря и океаны
Там за Невой моря и океаны
Военно-исторический очерк о старейшем в стране Высшем военно-морском ордена Ленина, Краснознаменном, ордена Ушакова училище имени М.В.Фрунзе.
Авторы показывают заслуги училища в укреплении русского и советского флотов, активное участие его выпускников в защите Родины, их славные подвиги в годы Великой Отечественной войны.
Книга рассчитана на широкий круг читателей....

Цена:
125 руб

И. Н. Божерянов Санкт-Петербург. Невский проспект (подарочное издание)
Санкт-Петербург. Невский проспект (подарочное издание)
Уникальное подарочное издание в кожаном переплете, с золотым, блинтовым тиснением на обложке и трехсторонним серебряным обрезом. На обложке накладной элемент - "Памятник Петру I", выполненный методом художественного литья.

"Санкт-Петербург. Невский проспект" - это не только двухвековая история главной столицы Российской империи, это летопись города с момента его основания в 1703 году. Действующими лицами книги являются представители династии Романовых и обычные горожане, государственные деятели и архитекторы, дипломаты и литераторы. Книга написана живым литературным языком, поэтому будет понятна и интересна широкому кругу читателей, а прекрасные иллюстрации признанных мастеров живописи и малоизвестных художников помогут окунуться в атмосферу XVIII - XIX веков.

Формат: 28 см х 37 см....

Цена:
19900 руб

Константинов Андрей Бандитский Петербург
Бандитский Петербург
«Бандитский Петербург» — это самая полная криминальная история Северной столицы с момента ее основания до настоящего времени. «...в каком-то смысле книга „Бандитский Петербург“ для меня — это бесконечная литературно-исследовательская каторга, отбывая которую с каждым годом все труднее находить в себе силы продолжать работу... И все-таки, как мне кажется, тема „Бандитского Петербурга“, будучи сейчас не столь „спекулятивно-актуальной“, как это было в девяностые годы прошлого столетия, по-прежнему остается интересной... Истории многих героев не завершены, а значит — не дорассказаны. Так что книга все еще не закончена». Андрей Константинов...

Цена:
589 руб

Адмиралтейцы. История Ленинградского Адмиралтейского объединения
Адмиралтейцы. История Ленинградского Адмиралтейского объединения
В этой книге рассказывается об истории Ленинградского Адмиралтейского объединения, которое положило начало отечественному судостроению. С Адмиралтейских верфей за их долгую жизнь сошла едва ли не половина кораблей русского военного флота - прежде прославленных парусников, а позднее и паровых судов.
В годы Советской власти адмиралтейцы строили лесовозы, первые отечественные танкеры, портовые ледоколы, крупнейшие рыбопромысловые базы. Корабелы Адмиралтейских верфей прославились строительством первого в мире атомного ледокола "Ленин".
История Ленинградского Адмиралтейского объединения - это рассказ о революционных, боевых и трудовых традициях адмиралтейцев и о людях, умножающих сегодня его славу....

Цена:
176 руб



2003 Copyright © Санкт-Петербург Peterlife.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Угостить администратора сайта, чашечкой кофе *https://paypal.me/peterlife
  Яндекс цитирования