Санкт-Петербург онлайн
Промышленность в Санкт-Петербурге

История города. Энциклопедия Санкт-Петербург, Ленинград, Петроград.

Промышленность в Санкт-Петербурге : Промышленность, ведущая отрасль экономики Ленинграда, основу которой составляют около 500 производственных, научно-производственных объединений, комбинатов и отдельных предприятий; в П. занято около 1/3 ленинградских тружеников. Развивалась с начала ХVIII в. в форме крупной централизованной мануфактуры, создаваемой преимущественно казной. Первоначально возникали производства по выпуску военной продукции, предназначенной для защиты западных границ Российской империи. В 1704 заложена Адмиралтейская верфь, вокруг неё возникли канатные, парусные, лесопильные и другие производства. В 1710-х гг. созданы Галерный двор, Партикулярная верфь, судоремонтная верфь на острове Котлин (в 1715 на них работало свыше 10 тыс. работных людей и мастеровых из Воронежа, Тулы, Карелии, Архангельска, Новгорода, а также рекрутов и каторжных). В 1711 основан казённый Литейный двор, в 1714-15 - пороховые заводы на Охте и Красном острове (в середине ХVIII в. Охтинскому заводу подчинялись 12 пороховых заводов, дававших 6 тыс. пудов пороха в год; ныне в составе НПО «Пластполимер»), в 1721 - казённый оружейный Сестрорецкий завод (ныне Сестрорецкий инструментальный завод). С 1722 на базе Ижорской лесопильни началось формирование заводов якорного, медного, проволочного и др. (ныне ПО «Ижорский завод»). Строительство Петербурга явилось одним из факторов, определивших становление П. Возникали кирпичные заводы в Ижоре, Тосно, Стрельне, Ораниенбауме, Колтушах, на острове Котлин; выпускали около 1,5 млн. кирпичей в год. В каменоломнях Путилово, Тосно, Сокольских, Назии добывали камень; к середине ХVIII в. в окрестностях Петербурга действовали 32 лесопильни. С 1754 в Усть-Рудице работала созданная М. В. Ломоносовым мозаичная фабрика. В Петербурге, столице Российской империи, находились императорская резиденция, двор, сосредоточилась феодальная знать; это вызвало возникновение мануфактур по производству предметов роскоши. В 1716-17 открыта Шпалерная (гобеленовая) мануфактура. В 1718 появились казённые заводы по производству водки, табачная мануфактура, в 1719 - мануфактуры по производству бархата, шёлковой парчи, позументная. В 1724 открыт Монетный двор в Петропавловской крепости. В 1744 началось производство отечественного фарфора (см. Фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова). Петром I основано в Петербурге 4 типографии. В конце 1720-х гг. зародилась бумагоделательная П. (к концу ХVIII в. работали бумажные мануфактуры в Красном Селе, Царском Селе и др. Лёгкая П. была представлена также Красносельской ситценабивной мануфактурой, основаной в 1753. Развивалась пищевая П.: в 1716 в Кронштадте началось противоцинготное пивоварение (325 тыс. вёдер в год). В первой половине ХVIII в. в Петербурге действовали 20 металлообрабатывающих заводов, около 60 предприятий лёгкой П. и смежных с нею отраслей. Во второй половине ХVIII в. осуществлялись техническое переоснащение казённых мануфактур, переход к машинной фабрике капиталистического типа, на смену приписным мастеровым приходили наёмные рабочие. Наряду с крупными предприятиями развивалось мелкое ремесленное производство (хлебобулочное, портняжное, помадное, часовое и др.). В начале ХIX в. металлообрабатывающие заводы были главным образом казёнными (имелся лишь один крупный частный завод Берда). В 1801 в Петербург из Кронштадта переведён чугунолитейный завод (с начала 1870-х гг. Путиловский завод; ныне «Кировский завод»), в 1825 на Шлиссельбургском тракте основан Александровский чугунолитейный завод (ныне «Пролетарский завод»). Развитие капиталистической П. в Петербурге началось в 1840-50-х гг. (особенно стремительно с 1860-х гг.). На первом месте стояло текстильное производство. Появилось много хлопчатобумажных фабрик (Александро-Невская мануфактура на Шлиссельбургском тракте, 1837; ситценабивная фабрика на Васильевском острове, 1834; Российская бумагопрядильня в Нарвской части, 1835; Новая бумагопрядильня, 1844; Спасская бумагопрядильня и ткацкая мануфактура, 1852, и др.). В 1833 в Петербурге было 137 предприятий, в 1862 - 347 фабрик и заводов; в 1833 - 5,5 тыс. рабочих, в 1840-е гг. - около 20 тыс. С середины ХIX в. среди новых заводов преобладали металлообрабатывающие и механические, большинство из них были частными. Стремительно развивались завод Лесснера (ныне Машиностроительное объединение имени Карла Маркса), судостроительный и механический Невский завод (ныне «Невский завод» имени В. И. Ленина), Металлический завод на Выборгской стороне (ныне «Ленинградский Металлический завод»), механический завод Нобеля (ныне «Русский дизель»), судостроительный Балтийский завод (ныне Балтийский завод имени С. Орджоникидзе), электромеханический завод «Сименс и Гальске» (ныне Производственное объединение имени Козицкого) и др. Крупные предприятия были также в Царскосельском уезде (Ижорский завод в Колпино, латунный и меднопрокатный в районе станции Сиверская, предприятия по производству стекла в Дивенской и Дружной Горке, медносталелитейный и механический заводы в Гатчине и др.), Шлиссельбургском уезде (ситценабивная фабрика и пороховой завод в Шлиссельбурге, химический завод близ станции Борисова Грива, динамитный завод в Саблино). Во второй половине ХIX в. Петербург стал центром отечественного машиностроения, здесь производилось свыше 70% всех машин и механизмов, к концу ХIX в. металлообрабатывающие заводы Петербурга выпускали 94% продукции отрасли. Значительного развития достигло текстильное производство (в 1860-х гг. 52 фабрики). Возникли новые отрасли П. - электротехническая, химическая и др. В начале ХX в. П. развивалась особенно высокими темпами. В 1900-08 объём производства возрос на 37%, в 1908-13 - на 61% (в 1913 в Петербурге было свыше 1 тыс. крупных и средних предприятий). Этому способствовали проникновение в П. акционерного (охвачены заводы, занимавшие 54% всех рабочих-металлистов) и банковского капитала, концентрация производства. Развитие синдикатов (например, «Продамет», «Продвагон», «Медь» и др.), затем военные заказы, связанные с 1-й мировой войной, способствовали дальнейшему развитию машиностроения (его доля в объёме производства петроградских заводов возросла с 42% в 1913 до 50% в 1917). В 1914-17 численность рабочих Петербурга увеличилась в 1,62 раза (с 234 тыс. до 379 тыс.), из них в металлообрабатывающей П. - в 2,14 раза, в химической - в 1,2 раза, электроэнергетике - в 1,18 раза. В 1-ю мировую войну промышленные предприятия перешли преимущественно на выпуск военной продукции. После Октябрьской революции осуществлялись переход средств производства в собственность государства и создание социалистической П. К ноябрю 1917 в ведение Отдела СНХ Северного района перешли 486 крупнейших предприятий (337 национализированы и 149 секвестрованы). Гражданская война, расстройство транспорта вызвали резкий спад производства. Критическим годом стал 1921 (стояли 70 предприятий Петрограда из 103 по группе металло- и электропромышленности, в том числе Путиловский, Обуховский, Ижорский заводы). Резолюцией ВЦИК 1921 «О положении петроградской промышленности и о мерах к её оживлению» начато восстановление П. В 1922 вся П. переведена на полный хозрасчёт; объединения-тресты получили заказы для своих заводов на 17 трлн. рублей от Волховстроя, НКПС, ВСНХ, экспортных организаций Риги, Лейпцига, Бреслау и др., предприятия стали получать долгосрочные кредиты банка. В 1922-27 темп роста производства превышал 40% в год. Объём производства к довоенному периоду в 1922 составил 26,8%, в 1926 - 85,3%, в 1927 - 99,3%. На реконструкцию, переоснащение предприятий направлено 88%, на новое строительство - 12% капиталовложений. Созданы новые в стране виды техники и материалов: турбины высокого давления (на Металлическом заводе), генераторы и электродвигатели большой мощности, трансформаторы, тракторы (с 1923 «Фордзон-Универсал» на «Красном путиловце», «Холб» на заводе «Большевик»), легковые автомобили, новые стали, красители; впервые в мире в 1931 - синтетический каучук (на первом в стране опытном заводе «Литер Б»). В 1923-24 выпускались мощные дизели на заводе «Русский дизель», электровакуумные лампы на заводе «Светлана», автоматические станки на Государственном механическом заводе имени Карла Маркса, лихтеры на Балтийском заводе. К 1926 Ленинград производил 24,5% продукции машиностроения страны, 44,8% электротехнического оборудования, 75% резинотехнических изделий, 23,3% электроэнергии. К 1929 достигнут уровень выпуска промышленной продукции 1913. В 1929-34 осуществлялась реконструкция ленинградской П.: введены в строй комплекс тракторных цехов на «Красном путиловце», турбинный корпус на Металлическом заводе, сталелитейный цех на заводе имени В. И. Ленина, новые цехи и стапели на судостроительных заводах, а также Невский химический комбинат, завод линотипов и др.; основной капитал обновлён на 1/3. В 30-е гг. завершена техническая реконструкция П., освоены новые виды продукции, новые сырьевые базы, начато создание местной топливной базы, резко вырос объём производства (к 1940 - 1,5 объёма производства всей дореволюционной России). Мирный труд был прерван нападением на СССР фашистской Германии. 14 июля 1941 ГКО принял решение о массовой эвакуации ленинградской П. (к 8 сентября 1941 полностью вывезены 86 предприятий и десятки цехов), 270 фабрик и заводов законсервированы в самый тяжёлый период блокады, 68 предприятий продолжали работать для фронта. Выпуск промышленной продукции сократился с 14,2 млрд. до 1,41 млрд. рублей. Ленинградцы продолжали производить около 100 видов военной техники, обмундирование, боеприпасы, продовольствие. За июнь - декабрь 1941 выпущены 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов, 2405 полковых и 648 противотанковых пушек, 2585 огнемётов, 9977 миномётов, 10,6 тыс. автоматов, 3,1 млн. снарядов, 3 млн. пар армейской обуви, 39,7 тыс. авиабомб, достроены 270 кораблей. С весны 1942 началась расконсервация предприятий, к лету восстановлено производство всей номенклатуры военной продукции и освоен выпуск новых образцов; возобновили работу около 200 промышленных предприятий. За 1943 произведено 2,5 млн. снарядов и мин, 116 тыс. автоматов и пулемётов, 440 артиллерийских орудий, 318 миномётов. За время блокады 1941-44 около 30 тыс. зданий, цехов и участков были серьёзно повреждены, 800 разрушены, 4710 станков требовали капитального ре

 

монта. Героический труд ленинградцев позволил к 1949 завершить восстановительные работы в П.; в 1950 довоенный уровень промышленного производства превышен на 28%, по машиностроению - почти на 50%. В 1951-55 объём продукции вырос на 83%, выработка на одного рабочего - на 45%. В 1959-65 ленинградская П. выпустила свыше 6 тыс. новых образцов продукции. В сентябре 1959 на ходовые испытания вышел построенный на Адмиралтейском заводе с помощью 500 предприятий СССР первый в мире атомный ледокол «Ленин». В 1962 образованы первые производственные объединения [«Электросила» имени С. М. Кирова, Оптико-механическое объединение (ЛОМО), «Светлана» и др.], в 1969 - первые научно-производственные объединения («Позитрон», «Буревестник» и др.). В 1966-70 валовая продукция П. возросла на 35,3 %. В 1970-89 происходило сокращение объёмов выпускаемой продукции и основных фондов ленинградской П.

 

Главной отраслью П. в Ленинграде является машиностроение (даёт около 40% промышленной продукции), в нём выделяются судостроение, энергомашиностроение, приборостроение, электронная и радиотехническая промышленность. Одна из особенностей ленинградского машиностроения - преобладание и разнообразие сложных отраслей и сравнительно невысокая металлоёмкость. Значительно развиты и другие отрасли, выпускающие многообразную продукцию

 

Характерной чертой ленинградской П. является высокий уровень концентрации производства (в 2,1 раза превышает средние показатели по стране), 170 производственных и научно-производственных объединений включают 600 промышленных предприятий и выпускают 70% промышленной продукции. Характерно также сочетание производств, требующих высокой квалификации труда, с многопрофильной научно-исследовательской базой. В науке и научном обслуживании П. занято около 12% учёных и научных сотрудников страны, имеющих непосредственные связи с производством. В результате в Ленинграде выпускаются многие виды уникальной продукции: радиально-осевые и экономичные поворотно-лопастные турбины (объединение «Ленинградский Металлический завод»), быстроходный турбогенератор мощностью 1 млн. кВт («Электросила»), оборудование для АЭС, экскаваторы, превосходящие машины известных американских фирм («Ижорский завод»), газоперекачивающий агрегат мощностью 25 тыс. кВт («Невский завод»), многооперационные автоматы для изготовления деталей приборов, высокоточные станки (Станкостроительное производственное объединение), крупнейший в мире телескоп с диаметром зеркала 6 м (Оптико-механическое объединение имени В. И. Ленина), атомные ледоколы, корабли науки, контейнеровозы с горизонтальным способом погрузки, океанские танкеры и др. (Адмиралтейское объединение, Балтийский завод, Северная верфь).

 

Доля Ленинграда в общей стоимости промышленной продукции СССР составляет (1990) около 2%; по ряду производств (турбин, дизелей, вагонов, электрооборудования) достигает 25-100%. Около 1,6 тыс. наименований продукции поставляется более чем в 100 стран мира.

 

О воздействии ленинградской П. на состояние окружающей среды см. в статье Охрана природы.

 

Лит.: Ленингр. пром-сть за 50 лет, Л., 1967; Волков А. А, Клименко Е. Д., Мелещенко В. И., Ленингр. социально-экономич. комплекс. Л., 1979; Десять пятилеток ленинградцев, Л., 1980; Нар. хозяйство Ленинграда и Ленингр. области в 1989 г., Л., 1990.


просмотров: 7909
Ozon.travel
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Russia St. Петербург Petersburg SPB Ligovo Лигово - Lake pre WWI postcard

$17.00 (0 Bids)
End Date: Saturday Mar-23-2019 13:41:14 PDT
|
1915 Kharkov Харьков Ukraine Cover Петербург Petersburg SPB Russia Red Cross

$4.99
End Date: Sunday Mar-24-2019 9:49:16 PDT
Buy It Now for only: $4.99
|
Russia St. Петербург Petersburg SPB - Peter The Great Gate of Fortres postcard

$86.63
End Date: Thursday Apr-11-2019 22:03:58 PDT
Buy It Now for only: $86.63
|
SAINT PETERSBURG Etching 1829 rare Санкт-Петербург екатерининский дворец

$22.00
End Date: Thursday Apr-4-2019 1:59:22 PDT
Buy It Now for only: $22.00
|
The AeroArt St. Petersburg Collection #2000

$144.95 (0 Bids)
End Date: Sunday Mar-31-2019 18:00:26 PDT
Buy It Now for only: $189.99
| |
The AeroArt St. Petersburg Collection #3933.1

$119.95 (0 Bids)
End Date: Sunday Mar-31-2019 18:00:21 PDT
Buy It Now for only: $159.99
| |
The AeroArt St. Petersburg Collection #3954

$26.00 (2 Bids)
End Date: Sunday Mar-31-2019 16:00:48 PDT
|
Aeroart St Petersburg Teutonic Grand Master

$85.00 (0 Bids)
End Date: Sunday Mar-31-2019 18:00:57 PDT
Buy It Now for only: $115.00
| |
Search Results from «Озон» История Санкт-Петербурга
 
Знаешь ли ты свой город?
Знаешь ли ты свой город?
Книга, написанная в виде своеобразной викторины, рассказывает юным читателям об истории Санкт-Петербурга, о его архитектурных памятниках. Она знакомит с историей улиц и площадей, рек и каналов, мостов и набережных. Первая часть ее состоит из вопросов, сгруппированных по тематическому принципу. Во второй части автор дает на них развернутые ответы. В конце приведен краткий словарь архитектурных терминов. Книга написана доступным языком и снабжена большим количеством иллюстраций. Для нового издания материал ее значительно переработан. Издание рассчитано на школьников, изучающих историю и культуру нашего города....

Цена:
267 руб

Мир искусства в доме на Потемкинской
Мир искусства в доме на Потемкинской
Андрей Булах приглашает взглянуть на Санкт-Петербург в неожиданном ракурсе, а именно обратить внимание на его каменное убранство. Автор рассказывает о гранитах, мраморах, известняках, использовавшихся зодчими при создании шедевров архитектурного и монументального искусства в процессе формирования облика Северной столицы, описывает каменный декор улиц, площадей, набережных, отдельных зданий, памятников и архитектурных ансамблей....

Цена:
199 руб

Луиджи Руска
Луиджи Руска
Книга рассказывает об одном из выдающихся архитекторов русского классицизма периода его расцвета. В течении почти 35 лет он работал в Петербурге и окрестностях, пройдя путь от каменных дел мастера до одного из ведущих архитекторов. По его проектам построены грандиозные комплексы казарм Кавалергардского, Гренадерского и Измайловского полков, многие административные здания, особняки и жилые дома, Портик Перинной линии....

Цена:
60 руб

Первый архитектор Петербурга
Первый архитектор Петербурга
Работа Ирины Лисаевич посвящена Доменико Трезини.
Книга повествует не только о сооружениях Трезини, до сих пор во многом определивших облик Северной Пальмиры (Петропавловский собор, Двенадцать коллегий, Летний дворец Петра I, ансамбль Александро-Невской лавры, планировка Стрелки Васильевского острова и пр.), но и о жизни зодчего, о людях, вместе с которыми он трудился, об учениках, которых он воспитал....

Цена:
312 руб

По Руси Ярославской
По Руси Ярославской
Автор этой книги несколько лет путешествовал по Ярославщине. Уникальные памятники древней архитектуры, тихие сёла, маленькие городки, большой и шумный древний и современный Ярославль, встречи и разговоры со множеством самых разных людей - всё это нашло отражение на страницах книги, написанной очень живо, с мягким юмором....

Цена:
399 руб

Дорога жизни - дорога к победе
Дорога жизни - дорога к победе
Эта книга о Дороге Жизни единственной военно-стратегической транспортной магистрали, которая проходила через Ладожское озеро и связывала в сентябре 1941 года по март 1943 года блокированный немецко-фашистскими войсками Ленинград с тыловыми районами страны во время Великой Отечественной войны. Дорога Жизни сыграла большую роль в обороне Ленинграда. В течение всего периода блокады города на Неве она являлась неотъемлемой частью фронта, а ее воины - моряки и речники, дорожники и автомобилисты, зенитчики и летчики, медики и строители, связисты и железнодорожники - словом, все, кто служил на Ладоге и обеспечивал бесперебойную работу этой военно-стратегической магистрали, - были одним из боевых отрядов героических защитников Ленинграда.
В книге на основе воспоминаний тех, кто вел изыскание Дороги Жизни, строил, эксплуатировал и защищал эту Ладожскую коммуникацию, раскрываются важность и значение этой героической эпопеи в битве за город на Неве, рассказывается о том, каким образом увековечен этот подвиг на Ленинградской земле и как он живет в памяти благодарных потомков, о том, как продолжают сегодня великое дело служения Отчизне дети и внуки героических защитников Ленинграда, как работают созданные на общественных началах музеи в школах, лицеях, колледжах, в вузах Санкт-Петербурга и Ленинградской области....

Цена:
200 руб

Город муз
Город муз
Книга, состоящая из 20 краеведческих очерков, знакомит со своеобразной литературной биографией города Пушкина. Этот город,известен не только своими замечательными памятниками архитектуры н садово-паркового искусства, но и тем, что в нем жили и творили многие выдающиеся писатели и поэты. Среди них А.С.Пушкин, М.Лермонтов, Ф.Тютчев, С.Есенин, А.Н.Толстой, В.Шишков и многие другие русские и советские писатели и поэты. Вступительный очерк посвящен истории города Пушкина, в прошлом одной из блестящих загородных царских резиденций....

Цена:
43 руб

Театральная площадь
Театральная площадь
Краеведческий очерк о Театральной площади входит в серию "Туристу о Ленинграде". Облик ансамбля площади в настоящее время определяют здания Ленинградской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова и Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С.М.Кирова. На оригинальном материале, во многом почерпнутом в архивах, автор повествует о зарождении, развитии и архитектурных преображениях площади в течение двух столетий. В книге даются также основные сведения о Консерватории и Театре имени С.М.Кирова.
Книга предназначена широким кругам читателей....

Цена:
60 руб

Сергей Носов Тайная жизнь петербургских памятников
Тайная жизнь петербургских памятников

Необычная книга о «тайной жизни» памятников, несомненно, спровоцирует петербургского читателя на дополнительные прогулки по городу, а не петербургского - на посещение Петербурга. Написана она другом и доброжелателем памятников писателем Сергеем Носовым. Сравнить ее можно разве что с увлекательными книгами о животных, в среде которых подолгу живет исследователь.

...

Цена:
333 руб

"Строгий, стройный вид..."
"Строгий, стройный вид..."
Книга об архитектуре Санкт-Петербурга XVIII-XIX веков: о наиболее значительных памятниках - шедеврах архитектуры, о великих зодчих - Растрелли, Ринальди, Кваренги, Львове, Росси и других...

Цена:
389 руб



2003 Copyright © Peterlife.ru и компания Мобильная Версия v.2015 Новости Санкт-Петербурга, История Санкт-Петербург и Ленинградской области, достопримечательности Санкт-Петербурга, фирмы и организации Санкт-Петербурга, гостиницы, отели, музеи, театры, ВУЗы. Недвижимость СПб. Ссылки на официальные сайты. Информационно-справочные службы. Знакомства. Энциклопедии и справочники. Интересные статьи. Анонсы, пресс-релизы. Скидки, бонусы. Сотрудничество. Карьера, вакансии, работа. Рекламные услуги. Магазины. | Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. | Партнёрская программа для магазинов и вебмастеров. | Купить скрипты Nevius. | PR Продвижение сайтов. | Купить хостинг Санкт-Петербурге.
  Яндекс цитирования