Ленинградская область
ТОРЖОК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕМОРИАЛЬНЫЙ ДОМ-МУЗЕЙ Н.А.РИМСКОГО-КОРСАКОВА.
The State Memorial Rimsky-Korsakov's House and Museum
(267) 115-09 Ежедневно с 10.00 - 17.30, кроме понед.
187500, Ленинградская обл., г. Тихвин, ул. Римского-Корсакова, 12
187500, Leningrad region, Tikhvin, Rimsky-Korsakov str., 12
авт. от автовокзала N 2
bus from bus station N 2
персональные

Музей был открыт в 1944 г. к столетию со дня рождения композитора. В экспозиции подлинные вещи композитора, переданные его потомками. Здесь находится мемориальный рояль Римского-Корсакова. Ежегодно в музее проходят фестивали, посвященные композитору.

 

ТИХВИНСКИЙ ИСТОРИКО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ И АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ.
Tikhvin's Museum of Historical and Memorial
(267) 120-80
122524, Ленинградская обл., г. Тихвин, ул. Тихвинская, 6
122524, Leningrad region, Tikhvin, Tikhvinskaya str., 6
авт. от автовокзала N 2
bus from bus-station N 2
историко-архитектурный

Старейший музей Ленинградской области. Первая выставка была открыта еще в 1913 г. Возрождение музея началось в 50-е гг. Музей включает в себя архитектурный комплекс Большого Тихвинского (Успенского) монастыря, Успенский собор, звонницу. В музее имеется концертно-выставочный зал.

 

Тихвин районный центр в Ленинградской области, лежащий в 200 км к востоку от Санкт-Петербурга. Город расположен в пределах Волховской низины, на реке Тихвинке.

Основан в 1383 году

Население: 68,5 тыс.чел.

 

Районный центр — город областного подчинения Тихвин — расположен на берегах притока Сяси реки Тихвинки на линии железной дороги Санкт-Петербург—Волхов—Вологда в 200 километрах от Санкт-Петербурга.

 

Первое упоминание о Тихвинском погосте и об Успенской церкви относится к концу XIV века. В 1510—1515 годах вместо сгоревшей деревянной церкви был построен каменный Успенский собор, сохранившийся до наших дней. В 1560 году в Тихвине были основаны два монастыря; Большой Тихвинский (Успенский) мужской монастырь на левом берегу Тихвинки и Введенский женский монастырь на правом берегу реки. Вокруг монастырей вырос посад. Тихвинские монастыри служили важными укрепленными пунктами на северо-западе Руси и имели крепостные сооружения. В начале XVII века они несколько раз подвергались нападениям шведов.

 

В 1611 году шведы овладели Тихвином. В 1613 году тихвинцы подняли восстание и заняли Большой Тихвинский монастырь. Шведы между тем захватили Введенский монастырь; на правом берегу реки Тихвинки они построили блиндажи и траншеи (так называемую Сиверскую крепость) и начали осаду Большого Тихвинского монастыря, которая длилась целый месяц. В результате боев шведы, потерпев поражение, отошли от Тихвина.

 

В 1614—1615 годах в Тихвине была создана флотилия, которая участвовала в сражениях со шведами на Ладожском озере.

 

После окончания русско-шведской войны Тихвинский посад стал быстро расти и превратился в значительный торговый и ремесленный центр. Большой Тихвинский монастырь владел значительными землями и вел большую торговлю. Монастырские сооружения, церкви и звонница сохранились и являются интересными историко-архитектурными памятниками XVII—XVIII веков. Введенский монастырь был подожжен крестьянами и сгорел в 1704 году.

 

В 1774 году посад был переименован в город. Вскоре Тихвин стал уездным городом Новгородской губернии и оставался им до Октябрьской революции.

 

С открытием Тихвинской водной системы в городе развилась торговля, особенно лесом. Ежегодно устраивались две большие ярмарки. Через Тихвин проходил Сибирский тракт и здесь же находилась крупная почтовая станция, где останавливались на пути из Петербурга в Сибирь. Многие жители города работали на лесосплаве, на водном и гужевом транспорте.

 

С упадком Тихвинской водной системы во второй половине XIX века торговое значение города уменьшилось, но снова возросло в связи со строительством Северной железной дороги, которая прошла через город.

 

Город — значительный транспортный узел. Железнодорожный транспорт обслуживает депо.

 

В пределах города находятся два шлюза Тихвинскои водной системы (Новгородский и Петропавловский) и три плотины.

 

Тихвин — родина известного русского композитора Н. А. Римского-Корсакова. В доме, где он родился и жил, организован музей.

 

Как и во многих старинных городах, в Тихвине большие контрасты архитектуры, среди новых зданий часто видна старина. Сохранились Гостиный двор XVIII века, Успенский собор, здания бывшего Большого и Введенского монастырей и многие другие.

 

Гостиница Тихвин

Гостиничный комплекс «Подворье» находится в центре города, это новое 3-х этажное деревянное здание, состоящее из 2-х корпусов. В основном корпусе располагаются номера, во второй корпус, где находятся ресторан и бар, Вы сможете пройти по арт-галерее. ул. Новгородская, д.36

 

Интересен исторический центр города с планировкой XVIII века и характерной для старого Тихвина деревянной застройкой. Сохранившиеся деревянные шлюзы - фрагменты водной системы XIX века - дают представление о тогдашней инженерной мысли, обеспечивавшей на протяжении многих лет интенсивные торговые связи центра России с ее северными территориями и зарубежными странами.

 

В XIII или XIV веке на левом берегу реки Тихвинки возникло селение - Пречистенский Тихвинский погост. Имеются сведения, что в 1383 году здесь была построена деревянная церковь Успения. По легенде тогда с небес явилась "чудотворная" Тихвинская икона, которая с тех пор хранилась в тихвинской церкви.

 

В 1515 году по указанию великого князя Московского Василия Ивановича был здесь построен каменный Успенский собор, а в середине XVI века в Тихвинском монастыре побывал его сын - грозный царь Иван Васильевич. Таковое посещение укрепило значение Тихвина, как важного культурного центра.

 

В начале Ливонской войны (1558г.) Иван Грозный решил укрепить Тихвин как возможный важный пункт обороны юго-восточного Приладожья, для чего приказал обнести мощными стенами и увеличить Тихвинский Большой мужской монастырь. Укрепленные монастырские стены пригодились в начале XVII века, в лихие времена борьбы со шведской оккупацией.

 

По Столбовскому миру 1617 года шведы освободили Новгородскую область, но оставили за собой Ижорскую землю, почти на сто лет закрыв "окно в Европу". Разоренный войной Тихвин снова стал понемногу подниматься. Благоприятное географическое положение на торговых путях, развитие ремесел в окрестных районах и в самом Тихвине сделало город в XVII веке важным торгово-промышленным центром наряду с Новгородом и Псковом. Ежегодные тихвинские ярмарки славились по всей России.

 

Среди ремесел, сильно развившихся в XVII веке, особое место занимал кузнечный промысел, основанный на местном сырье - "болотной руде", издавна добывавшейся со дна болот во многих местах вблизи Тихвина. Процветание торговли и ремесел способствовало росту города, занявшего значительную территорию вокруг прежнего посада. На базарной площади города стоял гостиный двор "о шести рядах": Большой ряд (лавки принадлежащие монастырю и крупным торговым людям), Серебряный ряд, Соляной, Мясной, Рыбный и Калашный ряды. Здесь же располагалась таможенная изба.

 

Благополучие Тихвина пошатнулось в начале XVIII века. Опять война со шведами. Тихвин, хоть и не подвергся нападению, был сильно разорен и обнищал. Проходившие через город войска без конца требовали хлебных запасов, фуража, подвод. Тут не спасали надежные монастырские стены. На строительство Петербурга, Шлиссельбурга и Кронштадта по приказу Петра направлялись работные люди, камень, железо, всевозможные запасы

 

В 1764 году Екатерина II своим указом конфисковала монастырские земли в пользу государства и раздала их дворянам. В 1773 году Тихвинский посад официально получил статус города и герб. Поскольку за три года до этого страшный пожар уничтожил почти весь посад, по предложению новгородского губернатора было решено на этом месте построить город по правильному генеральному плану, для чего из Твери был прислан "прапорщик от архитектуры" Василий Поливанов.

 

Значение Тихвина особенно выросло в первой половине XIX века в связи с открытием судоходства по Тихвинской водной системе. К 1811 году здесь было возведено 7 шлюзов и 65 полушлюзов.

 

Оживлялась культурная жизнь Тихвина. В 1830-х годах интеллигенция города организовала кружок во главе с местным общественным деятелем Андреем Петровичем Римским-Корсаковым, отцом великого композитора. Николай Андреевич Римский-Корсаков родился и провел детство в Тихвине, в доме, в котором сегодня его музей.

 

Тихвинская икона Божией Матери является одной из главных святынь русского народа. По преданию творцом ее был сам апостол Лука.

 

В V веке святая икона была перенесена из Иерусалима в Константинополь, где для нее воздвигли великолепный Влахернский храм. Известно, что она не раз таинственным образом исчезала из него и вновь появлялась. Однако в 1383 году, за 70 лет до падения Константинополя и захвата его турками, икона исчезла из Влахернского храма навсегда. В это же время, как говорится в "Сказании о явлении и чудесах иконы Тихвинской", она явилась в новгородских пределах над водами Ладожского озера. Святой образ возникал еще в нескольких местах, пока не остановился над рекой Тихвинка. В честь этого икона стала называться Чудотворной Тихвинской. Именуют ее также "явленной", "небошественной" (то есть, шествующей по небу) и "водной".

 

Бытует и другое предание, согласно которому святая икона в конце XIV века была привезена из Византии на Русь новгородскими купцами. В этой версии отрицается и авторство Луки. Но не будем углубляться в этот вопрос -- пусть его решают эксперты.

 

На месте явления святой иконы впоследствии появился Большой Успенско-Богородичный мужской монастырь. Центральное сооружение обители -- Успенский собор был построен по указу великого князя Василия III. А его сын Иван IV Грозный часто ездил туда на богомолье и в 1560 году повелел построить монастырь.

Тихвинская икона была прославлена всевозможными чудесами, в том числе -- прозрением слепых, исцелением парализованных и глухонемых, припадочных и бесноватых. Особая слава пришла к Тихвинскому монастырю и его главной святыне после победы над шведами в Смутное время. Считается, что именно благодаря заступничеству Богородицы интервенты так и не смогли овладеть Тихвинским монастырем.

 

10 февраля 1617 года в деревне Столбово между Россией и Швецией был заключен мир, вошедший в историю под названием Столбовского. По этому договору России возвращались Великий Новгород, Старая Русса и другие северные города. Со стороны русских главной порукой мира был доставленный ими из Тихвина список с чудотворной иконы, являвшийся точной копией первообраза. Впоследствии этот список был привезен в Москву, в Успенский Кремлевский собор, а затем по просьбе новгородцев отправлен в Новгород, в Софийский собор.

 

Именно после заключения Столбовского мира Тихвинская икона становится общерусской святыней, и ее начинают почитать как покровительницу северо-западных рубежей России. По церковному календарю празднование в честь иконы Божией Матери Тихвинской совершается каждый год в день ее обретения, которое произошло 9 июля 1383 года по новому стилю.

 

Заключение мира со Швецией было первым крупным внешнеполитическим успехом только что взошедшего на престол юного царя Михаила Федоровича, основателя династии Романовых. Памятуя об этом, Романовы всегда были особыми почитателями Тихвинского образа и считали своим не только христианским, но и фамильным долгом совершать поклонение великой святыне, посвящать ей щедрые дары.

 

В 1734 году Тихвин посетила императрица Анна Иоанновна. Она пожертвовала для иконы крупный, изысканной работы изумруд с вырезанным на нем Распятием. Великая княгиня Екатерина Павловна приложила к иконе дивной красоты бразильский топаз. А императрица Мария Федоровна пожаловала голубой сапфир в 80 карат.

 

8 июня 1798 года на поклонение святой иконе в Тихвин приехал Павел I с наследником Александром и великим князем Константином. Император с наследником торжественно перенесли Тихвинскую икону из церкви Рождества Богородицы в Успенский собор, где она пребывала почти полтораста лет, вплоть до 1941 года. Это событие запечатлел на холсте художник Василий Истомин. Сейчас историческое полотно, датированное 1801 годом, находится в Русском музее.

 

Тихвинскую Богоматерь издревле считал своей покровительницей и род Шереметьевых. В 1803 году граф Николай Павлович Шереметьев преподнес иконе семикилограммовую золотую лампаду работы Франца Дюваля, украшенную драгоценными камнями и бриллиантами. А сорок лет спустя уже сын графа, Дмитрий Николаевич Шереметьев, изготовил для иконы громадный подсвечник из серебра весом около 50 килограммов.

 

В царствование Николая I поток даров был продолжен. В Санкт-Петербурге для Тихвинской иконы изготовили золотую ризу весом около 9 килограммов. Она имела 4809 бриллиантов, 593 розы из бриллиантов, 141 алмаз, 5852 восточных жемчужины, 4 изумруда, 5 яхонтов, по 1 сапфиру и рубину, 2 бриллиантовые звезды с розами и крест, выполненный из 11 алмазов. Опись, как видите, скрупулезно точная. Однако местонахождение этого сказочно богатого оклада, как и других ценностей Тихвинского монастыря, в настоящее время неизвестно. А было бы очень интересно узнать, куда же все-таки подевались все эти сокровища?

 

Тихвинская икона пользовалась такой славой, что списки-копии с нее разошлись по России в огромном количестве. Да и в самом Тихвинском монастыре имелись еще три чудотворные иконы Богоматери. У каждой из них была своя история и ритуальные функции. Одна икона называлась Выносной, ибо ее выносили во время крестных ходов. Другая была написана на стене монастыря в память избавления от шведов. Третья именовалась Ополченною, поскольку в 1812 году была передана ополчению, выступившему против наполеоновских войск, а после разгрома французов вернулась в монастырь.

 

После Октябрьской революции Тихвинская обитель разделила трагическую участь большинства русских монастырей. Большевистские идеологи задались целью превратить Тихвин, куда стекались паломники со всей России, в "образцовый атеистический город". Образца не получилось, но в середине 20-х годов монастырь был закрыт и разорен. На его территории разместили воинский гарнизон. Позже часть монастырских построек, включая Успенский собор, была передана местному краеведческому музею. В 30-е годы Тихвинская икона все еще находилась в Успенском соборе, но, естественно, уже без золотого оклада. Сам образ не реквизировали лишь потому, что для Гохрана в то время иконы не представляли "особой материальной ценности".

 

В годы Великой Отечественной войны Тихвин стал ареной ожесточенных боев с немецко-фашистскими захватчиками, стремившимися замкнуть вокруг Ленинграда второе блокадное кольцо.

 

Оккупировав в ноябре 1941 года Тихвин, гитлеровцы похитили и вывезли с территории монастыря все старинные иконы, среди которых была и Тихвинская Богоматерь. Известно, что в тылу группы армий "Север", продвигавшейся к Ленинграду, находились эксперты оперативного штаба "Рейхсляйтер Розенберг", охотившиеся за историко-культурными ценностями. "Искусствоведы" в фашистских мундирах сразу же безошибочно определили, что к ним попала уникальная реликвия. Дальнейшую судьбу Тихвинской иконы можно проследить по архивным материалам штаба Розенберга. Большой массив этих документов сейчас хранится в Киеве, в Центральном Государственном архиве высших органов власти и управления Украины. К сожалению, "киевская" часть архива Розенберга все еще мало доступна ученым и практически не исследована.

 

Первым делом эксперты Розенберга сочинили красивую легенду о спасении Тихвинской чудотворной иконы солдатами германской армии. Не исключено, что к созданию этого мифа приложил руку сам Альфред Розенберг, так как, по некоторым сведениям, он считал себя знатоком православных икон. Примечательно, что на Нюрнбергском процессе Розенберг даже несколько раз поправлял советскую переводчицу, считая, что она неточно переводит на немецкий язык названия некоторых русских икон.

 

По немецкой версии получалось, что солдаты вермахта во время трудного боя с риском для жизни вынесли Тихвинскую икону из горевшей церкви Вознесения Богородицы. Как бы там ни было, достоверно известно, что в начале 1942 года немцы доставили Тихвинскую икону в Псков. Здесь она была передана в распоряжение военной комендатуры и помещена в хорошо охраняемую оружейную комнату.

 

22 марта того же года, опять-таки по немецким источникам, Тихвинская икона была торжественно передана Православной церкви. Вполне очевидно, что это была тщательно спланированная пропагандистская акция, как сказали бы сегодня: чистой воды пиар. В действительности гитлеровцы и не думали возвращать похищенную святыню. По сути она находилась под арестом. Якобы в целях безопасности икона по-прежнему хранилась в военной комендатуре, в запертом стеклянном ящике. Только по воскресеньям в 9 часов утра ее доставляли на службу в Троицкий собор, а в 6 вечера конвоировали на прежнее место.

 

Ценные сведения о плененной святыне раскопал в архиве управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области сотрудник ФСБ Станислав Бернев. Главным образом это агентурные донесения, показания свидетелей и публикации оккупационных газет. При сопоставлении найденных материалов с документами из архива штаба Розенберга каких-либо существенных расхождений мы не обнаружим. Я, конечно, имею в виду документальную основу, а не интерпретацию фактов.

 

В начале 1944 года, перед тем как бежать из Пскова, фашисты вывезли все имевшиеся там культурные ценности, включая и чудотворную икону Тихвинской Божией Матери. Ее увез в Ригу высокопоставленный сотрудник оперативного штаба "Рейхсляйтер Розенберг" оберштурмфюрер Цвибель. Следует сказать, что в Риге тогда базировался один из филиалов оперативного штаба -- главная рабочая группа "Остланд". В Латвии Тихвинская икона была передана на попечение епископу Рижскому Иоанну (Гарклаву). Но уже через полгода владыка и его 15-летний сын Сергей вместе с немцами бежали через Данциг в Германию, прихватив с собой святую икону. В конце февраля 1945 года он прибыл в Ратибор.

 

Здесь следует кое-что прояснить. Дело в том, что, после того как авиация союзников разбомбила резиденцию оперативного штаба "Рейхсляйтер Розенберг", располагавшуюся в берлинском округе Шарлоттенбург на Бисмаркштрассе, Альфред Розенберг эвакуировал большую часть своего персонала, а также награбленные в оккупированных странах Европы книжные собрания и архивные фонды в силезский городок Ратибор. Так что епископ Рижский Иоанн, надо думать, очутился в Ратиборе отнюдь не случайно. Все это говорит о том, что гитлеровцы до самого последнего момента старались не выпускать Тихвинскую икону из своих лап.

 

Окончание войны застало епископа Иоанна в Судетах, в чешском городе Яблонец, куда съехалось много православных священников из Прибалтики, включая архиепископа Даниила. Обсудив создавшуюся ситуацию, они написали коллективное письмо в Москву, патриарху Алексию с просьбой оказать им содействие в возвращении в СССР. Для пересылки письма по адресу они сдали его в советскую военную комендатуру города Яблонец. Однако прошло более двух месяцев, а патриарх все не отвечал. Авторам письма это показалось (и не безосновательно) плохим предзнаменованием.

 

В середине августа 1945 года группа православных священников во главе с епископом Иоанном перебежала в американскую зону оккупации Германии. Замечу, что американские войска тогда находились всего в нескольких десятках километрах западнее Праги. Советское посольство в Чехословакии тут же предприняло попытку возвратить беглецов. В Мюнхен был направлен завербованный НКВД протоирей Петр Кудринский, чтобы уговорить Иоанна и его товарищей возвратиться на родину. Однако миссия священника с гэбистским мандатом не увенчалась успехом.

 

Через некоторое время из американской зоны стали поступать агентурные донесения, что епископ Рижский Иоанн посещает лагеря перемещенных лиц и проводит там молебны перед иконой Тихвинской Богоматери. В эмигрантской прессе появлялись фотоснимки крестного хода с иконой, состоявшегося в лагере беженцев "Фишбек".

 

Недавно московский историк Татьяна Васильева обнаружила в фондах Государственного архива Российской Федерации правительственную переписку конца 40-х годов, касающуюся Тихвинской иконы. Председатель Совета по делам Русской Православной церкви, "по совместительству" генерал госбезопасности Георгий Карпов обратился 15 февраля 1949 года с письмом к заместителю председателя Совета министров СССР К.Е.Ворошилову: "В связи с сообщением и предложением т. Соколовского (Главнокомандующий Группой Советских оккупационных войск и Главноначальствующий Советской Военной Администрации в Германии. -- Прим. Н.П.) из Берлина о так называемой "чудотворной" иконе Тихвинской Божией Матери докладываю, что по наведенным справкам самая ценная риза с данной иконы с большим количеством камней была снята еще в период 1914--1918 годов и перевезена в Петроград, а затем вместе с другими государственными ценностями в г. Ейск".

 

Колоритная подробность: куратора религии от КГБ как заправского фарцовщика интересовали главным образом драгоценные камушки, а народную святыню он пренебрежительно именовал "так называемой "чудотворной". Замечу заодно, что в официальной советской переписке Тихвинскую Богоматерь для удобства именовали по первым буквам: ТБМ. Аббревиатура органично вписалась в привычный бюрократический ряд: МВД, МПС, ТБМ...

 

Получив соответствующие директивы из Москвы, маршал Соколовский 5 марта 1949 года направил письмо в адрес Главнокомандующего и Военного Губернатора США в Германии генерала Клея, в котором просил своего американского коллегу содействовать возвращению в СССР Тихвинской иконы Божией Матери. По предварительной договоренности в Мюнхен, где тогда находился епископ Гарклав, должна была направиться делегация от Московской патриархии для проведения идентификации Тихвинской иконы. Минфин даже выделил 4800 марок на эту поездку, оставалось купить билеты.

 

Но тут произошло нечто странное. Американцы вдруг без каких-либо вразумительных объяснений отказались от своих прежних обязательств и не разрешили представителям патриархии въезд в Баварию. В то же время епископу Иоанну срочно было предоставлено политическое убежище в США.

 

Здесь стоит сослаться на известного американского ученого, профессора Гарвардского университета Патрисию Кеннеди Гримстед. В своей новой книге "Trophies of War and Empire" ("Трофеи войны и империя"), презентация которой состоялась в апреле нынешнего года во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы, она говорит о том, что епископ Гарклав вывез Тихвинскую икону в Америку по подложным документам. Американская военная таможня оформила икону как малоценную копию XIX века.

 

Процесс реституции культурных ценностей, осуществлявшийся державами-победительницами на территории оккупированной Германии, охватывал период с 1945 по 1951 год. Как известно, в американской зоне, главным образом в Баварии, находилось наибольшее количество нацистских хранилищ с награбленными культурными ценностями. Осуществляя союзнический долг, США в первые послевоенные годы вернули Советскому Союзу свыше полумиллиона музейных предметов, вывезенных с оккупированной территории СССР.

 

Однако в то же время западные державы (США, Великобритания и Франция) подписали 5 августа 1946 года за спиной СССР секретный меморандум, в котором предусматривалось не передавать Москве культурные ценности, вывезенные из Прибалтики. С точки зрения американцев, формально к ним могла быть отнесена и Тихвинская икона. А в 1949 году реституционная политика союзников претерпела и другое изменение: культурные ценности было решено возвращать не правительствам, а частным лицам. Возможно, эти обстоятельства сыграли на руку епископу Рижскому Иоанну. Но это, конечно, только догадка.

 

В Америке Иоанну пришлось часто переезжать из одного города в другой. Он жил в Бостоне, Нью-Йорке и Детройте, а в середине 50-х поселился в Чикаго, где уже в сане архиепископа был настоятелем Свято-Троицкого собора вплоть до своей кончины в 1982 году. Тихвинскую икону он передал на хранение своему приемному сыну -- протоирею Сергию Гарклавсу, служившему в том же храме. Надо отдать должное покойному владыке, он всегда считал себя не владельцем иконы, а лишь ее стражем. Согласно его завещанию возвращение святыни в Россию возможно только при полном возрождении Тихвинского монастыря.

=======================================

Чудотворная икона прибыла в Тихвин. С железнодорожного вокзала Тихвина ее доставили крестным ходом по центральным улицам города под звон монастырских колоколов. Икона установлена на монастырском дворе, где будет находиться до 12 июля - чтобы ей смогли поклониться как можно больше верующих (затем икону перенесут в Успенский собор монастыря). В числе первых поклонившихся святыне - режиссер Никита Михалков, певец Александр Малинин, актер Алексей Булдаков. Икону сопровождают митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир и другие архиереи РПЦ, Предстоятель Православной Церкви в Америке митрополит Герман, хранители иконы протоиереи Сергий и Александр Гарклавсы.

=======================================

В Георгиевской церкви Старой Руссы хранится образ 1788 года - фактически это копия. Настоящая икона, заступница Старой Руссы, имеет интересную и - если можно так сказать об иконе - бурную историю. В XVI веке в Тихвине была моровая язва - обычная ситуация для тогдашней Европы. И тихвинцы попросили рушан одолжить им чудотворную икону. Мор прекратился, но Тихвин не спешил возвращать образ. Не спешил целых 300 лет. В этот-то период один из старорусских купцов и заказал список.

 

Тем не менее рушане настойчиво требовали свою икону у тихвинцев. И в 1888 году благодаря вмешательству Великого князя Владимира Александровича (ныне канонизированного) икону вернули. Рушане торжественно перенесли ее из Тихвина в Старую Руссу на руках. Это важная подробность - размер иконы - 2 аршина, 2 вершка на 1 аршин 11 вершков (1 аршин - 71 см, 1 вершок - 4,2 см). Весила она немало, если учесть, что в окладе только чистого серебра было 117 фунтов (около 47 кг).

======================

Старорусская икона Божией Матери называется так потому, что она долгое время находилась в Старой Руссе, куда была принесена греками из Ольвиополя еще в первые времена христианства на Руси. В Старой Руссе икона находилась до XVII века. Во время моровой язвы 1655 года одному жителю города Тихвина было откровение, что мор прекратится, если туда будет принесена чудотворная Старорусская икона, а Тихвинская икона будет отправлена в Старую Руссу. После перенесения икон мор прекратился, но тихвинцы не вернули иконы и лишь в XVIII веке разрешили снять копию со Старорусской иконы, которая 4 мая 1768 года была привезена в Старую Руссу. В честь этого события было установлено празднество. 17 сентября 1888 года в Старую Руссу был возвращен и подлинник и установлена вторая праздничная дата.

 

По устному преданию, сохранявшемуся в Старой Руссе , в 1640 году некий список Старорусской Чудотворной иконы был направлен из Тихвина в Старую Руссу . А в конце XVIII века ( 1787 г.) в Старой Руссе вспомнили о подлинной иконе и отправили Илью Петрова Красильникова в Тихвин с ходатайством о возвращении Старорусской иконы , но получили отказ. Красильников заказал точную копию иконы , которая и была принесена в собор Спасо-Преображенского монастыря Старой Руссы 4 мая 1788 года. Спустя время эта копия прослыла Чудотворной сама по себе, неоднократно являя целительную силу.

 

Однако жители Старой Руссы не утратили желания и надежды вернуть саму святыню, и с 1805 года начинается знаменитая их тяжба с тихвинцами, длившаяся более восьмидесяти лет. Сохранилось немало свидетельств того, как рушане обращались то к Новгородскому митрополиту, то в Святейший Синод с неоднократными прошениями о возвращении иконы . Тихвинцы аргументировали свой отказ отсутствием достоверных письменных свидетельств о принадлежности иконы Старой Руссе и указывали на длительность пребывания в Тихвине , а в доказательство своего глубокого почитания иконы и благочестивого к ней отношения слали описания невероятно богатого оклада Старорусской иконы , выполненного усердием тихвинской четы Климовых в конце XVIII века. Однако рушане настойчиво требовали возвращения иконы , которую считали своей.

 

В августе 1805 городское общество вновь ходатайствовало о возвращении из Тихвина иконы, и митрополит Новгородский Амвросий с Евгением, епископом Старорусским, склонны были удовлетворить благочестивому желанию Старорусских граждан, но архимандрит Тихвинского монастыря Герасим отказал выдать икону присланным из Руссы депутатам, под предлогом опасения возмущения Тихвинских граждан, не желавших отпустить боготворимую ими святыню.

 

В 1806 ходатайство граждан повторено, но безуспешно.

 

В феврале 1808, как видно из отношения Спасского монастыря архимандрита Моисея, от 5 марта 1808, в городскую Думу, последовало благословение высокопреосвященного Амвросия, митрополита Новгородского, на возвращение в г. Старую Руссу из Тихвина чудотворной иконы Старорусской Богоматери, но это возвращение опять не состоялось.

 

22 октября 1830 Старорусское городское общество постановило вновь ходатайствовать пред государем императором о возвращении из Тихвина великой своей святыни, но удовлетворение этого ходатайства было отложено вследствие бывшего в г. Старой Руссе возмущения в 1831, в участии в котором подозревались и граждане.

 

В июне 1848, по случаю бывшей в г. Старая Русса холеры, городское общество, всегда уповающее на покровительство свой Заступницы Богоматери, обратилось вновь с просьбою о возвращении из Тихвина заветной Старорусской святыни к обер-прокурору Св. Синода, обязуясь при этом оставить в Тихвине копию с иконы, украшенную равностоящими драгоценностями.

 

22 сентября 1850 указом № 9855 Св. Синод, на просьбу Старорусского городского общества, постановил следующее определение: "Предлогами к присвоению себе принесенного из Руссы образа тихвинцы выставляют то, что икона три столетия находится в Тихвине и что они, по усердию своему, благолепно украсили ее. Но эти обстоятельства не заключают в себе прав на присвоение, ибо на дела касательно святыни законы гражданской давности простираться не могут." Далее в указе говорится, что тихвинцы не имеют ни основания, ни побуждения удерживать у себя образ, именуемый Старорусским, а, напротив, те же любовь и сострадание, который по преданию побудили некогда рушан отпустить свою святыню в Тихвин, для избавления жителей его от мора, должны были бы побудить и тихвинцев возвратить оную в Руссу, когда страх смерти объемлет всех и невольно заставляет всех искать „небесной помощи." Но так как тихвинцы таких братских чувств не проявляют, то по сей причине и определено Св. Синодом: „Не отвергая принадлежности образа Руссе, оставить оный в Тихвине до времени, когда изображенная на нем Владычица всей твари, смягчив сердца тихвинцев, устранит все препятствия к возвращению сего образа в Руссу. А рушанам, отдав полную справедливость в искреннем желании и старании усугубить Святыню в городе своем, что служит несомненным доказательством их благочестия, предоставить просить у тихвинцев свой образ."

 

Наконец, в 1888 году, благодаря вмешательству великого князя Владимира Александровича, благоволившего к Старой Руссе , по распоряжению Синода, чтимую икону торжественно перенесли на руках из Тихвина в Старую Руссу , поместили ее в Соборе Спасо-Преображенского монастыря. (В Тихвине осталась точная копия иконы , выполненная около того времени).


просмотров: 1282
Booking.com
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
RURA 277 RUSSIA 1905 USED TORZHOK CANCEL VERTICAL WMK Торжок

$3.99
End Date: Nov-30 14:16
Buy It Now for only: US $3.99
Buy it now |
Postcard-Painting by torschok/торжок/Soviet Painter

$2.64
End Date: Nov-28 02:43
Buy It Now for only: US $2.64
Buy it now |
Search Results from «Озон» Санкт-Петербург и окрестности
 
Петербург: От дома к дому... От легенды к легенде... Путеводитель
Петербург: От дома к дому... От легенды к легенде... Путеводитель
Книга известного писателя и собирателя фольклора Н.А.Синдаловского построена в форме путеводителя по историческому центру и окраинам Петербурга. Автор предлагает читателю отправиться вместе с ним в путешествие по улицам и площадям, скверам и набережным северной столицы. Оригинальный путеводитель позволит не только узнать факты и даты из истории Петербурга, но и взглянуть на них через "призму" городского фольклора - пословиц и поговорок, загадок, считалок и детских страшилок, легенд и преданий, частушек и анекдотов, имеющих точный архитектурный, топонимический, географический или исторический адрес.
Путеводитель предназначен для всех, кто любит Петербург....

Цена:
469 руб

М. С. Зимина 100 шедевров архитектуры Санкт-Петербурга. Карта-схема
100 шедевров архитектуры Санкт-Петербурга. Карта-схема
Предлагаем вашему вниманию иллюстрированную карту-схему Санкт-Петербурга....

Цена:
76 руб

Ленинград. Путеводитель
Ленинград. Путеводитель
На основе разнообразных маршрутов по городу авторы создают картину сегодняшнего Ленинграда. Широко используя научные исследования последних лет, они характеризуют главные этапы жизни города в историческом, социальном и культурном аспектах, рассказывают о памятных ленинских и революционных местах....

Цена:
173 руб

 План С.-Петербурга. 1901г
План С.-Петербурга. 1901г
Вашему вниманию представлена карта окрестностей С.-Петербурга 1912 г,
размер 965 х 660 мм., масштаб 1: 126 000.
...

Цена:
719 руб

Путеводитель по Ленинграду
Путеводитель по Ленинграду
Ленинград, 1957 год. Лениздат.
С картой, иллюстрациями.
Издательский переплет. Сохранность хорошая.
Цель представленного путеводителя — помочь читателю в ознакомлении с достопримечательностями города.
Первая часть издния содержит обзорные статьи по географии, истории, архитектуре и монументальной скульптуре Санкт-Петербурга (Ленинграда). Закономерный для путеводителя принцип изложения материала обусловил структуру второй и третьей частей книги — маршруты по городу и пригородам. Рассказ здесь строится как обзорная экскурсия, в зависимости от территориальной близости упоминаемых объектов.
Кроме того, путеводитель содержит разделы, дающие краткие сведения об улицах и площадях города, справки по городу, а также предметный и именной указатели. В книге помещены схематические планы пригородных парков, санаторно-курортной зоны, метрополитена и въездов в город....

Цена:
519 руб

Пушкин. Альбом
Пушкин. Альбом
Альбом знакомит читателей с одним из замечательных пригородов Ленинграда - городом Пушкином, с историей создания дворцов-музеев, с их экспозицией.
Один из разделов альбома рассказывает о местах, связанных с пребыванием А.С.Пушкина и Царском Селе, впоследствии названном именем великого русского поэта....

Цена:
135 руб

Императорский Петербург
Императорский Петербург
Императорский Петербург - символ преображенной России, гордый и величавый, изысканный и просвещенный, - является миру и ныне в блеске царственной своей мантии. Исполнилось предначертание поэта: стал Петербург северным Римом, познав расцвет и мировой триумф, закат и разорение. Но хотя и покинул город монарший престол, остается град Петров "вечными вратами" России, хранимый державными своими монументами - Петру Великому, Екатерине Великой, Николаю I, Александру III, в которых воплотились образы минувших эпох императорского Санкт-Петербурга....

Цена:
276 руб

Музеи и парки в Пушкине
Музеи и парки в Пушкине
Предлагаем вашему вниманию книгу "Музеи и парки в Пушкине"....

Цена:
127 руб

Ленинград. Художественные памятники
Ленинград. Художественные памятники
Что можно прочесть о Ленинграде? Этот вопрос приходится слышать и от туристов, впервые попавших на берега Невы, и от ленинградцев, желающих подробнее узнать о своем городе. Несмотря на то, что о Ленинграде написано бесконечно много книг и статей, интерес к городу так велик, что всякая новая попытка рассказать о его истории, архитектурных и скульптурных памятниках, о его современной жизни представляется небесполезной....

Цена:
165 руб

Ленинград. Путеводитель
Ленинград. Путеводитель
Предлагаем вашему вниманию иллюстрированный потеводитель по Ленинграду....

Цена:
156 руб



2003 Copyright © Санкт-Петербург Peterlife.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Угостить администратора сайта, чашечкой кофе *https://paypal.me/peterlife
  Яндекс цитирования