Баня & Сауна
Традиционная баня

Традиционная баня

Огромную оздоровительную и гигиеническую роль в народной жизни играла баня, являвшаяся у коми непременным атрибутом крестьянского быта. Почти каждая крестьянская семья имела собственную баню, хотя нередко ее строили на два-три двора сообща. Располагались постройки обычно группами на конце деревни — на склоне реки или ручья, и лишь изредка, из-за пожароопасности, баню ставили на усадьбе — в самом дальнем углу двора.
 
В качестве строительного материала использовалась сосна, реже — ель, но предпочтение отдавалось лиственнице — дереву более долговечному и устойчивому к действию влаги. Поэтому при отсутствии возможности поставить из лиственницы всю баню, старались сделать из нее хотя бы нижние венцы сруба. В течение времени подгнившие бревна заменяли и таким образом удлиняли срок службы постройки.
 
По устройству и размерам традиционные коми бани были довольно однотипными и представляли из себя низкие, 8-9 венцов (около 2 м), без фундамента срубы размерами 2,5х3 или 3х4 м в квадрате с односкатной плоской крышей из подтесанных тонкомерных бревен. Крышу для лучшего сохранения тепла покрывали земляным накатом или дерном. Пол настилали из досок, оставляя между ними зазоры для стока воды под пол, а оттуда — в имеющееся в срубе отверстие. Иногда к бане пристраивали предбанник, обычно самого простого утройства: в одних случаях он имел вид прируба к собственной бане, в других - устраивался в виде летней загородки из жердей и досок. В предбаннике на земляной пол клали несколько досок, устанавливали скамью для раздевания и укрепляли жердь для развешивания одежды. Чаще же предбанников вообще не было, и моющиеся раздевались на улице или прямо в бане. Для развешивания одежды в стене вбивались деревянные гвозди, а около двери устанавливалась высокая узкая лавка.
 
Отапливались бани по-черному.
 
Огонь разводился в печи, сложенной из собранных у реки или ручья камней: на поставленные в виде свода крупные плоские камни насыпались более мелкие булыжники, которые во время топки раскалялись докрасна. Чтобы стенки бани не загорались, между ними и каменкой насыпалась земля. Во время топки дым выходил в приоткрытую дверь и в прорубленное в боковой стене отверстие — дымоволок. Когда камни накалялись и дрова прогорали, дымоволок закрывался плотно пригнанной дощечкой или куском пакли. Для подогрева воды в каменке укрепляли большой чугун. До начала XX в. воду нагревали и в деревянных корытах, куда при помощи специальной лопаточки опускали раскаленные на каменке булыжники. Парились на невысоком (около 1 м), расположенном вдоль стены, полке; у противоположной стены стояла скамья с тазами или корытом для мытья, а также деревянная кадушка для холодной воды (Сергель, 1928, Мельников, 1853, Налимов, 1926).
 
С необходимостью благоустройства быта охотников, многие месяцы находившихся в тайге на промыслах, связано существование конструкции полустационарной баньки, которую сооружали в промысловых угодьях. Ее стены строили из двух рядов колотых досок, между которыми клали бересту или пихтовую кору. Внутри находилась печь-каменка, а рядом скамья, на которой парились. Если в угодье не было отдельно построенной баньки, то парились на нарах в охотничьей избушке, которая, впрочем, мало чем отличалась от традиционной бани (Конаков, 1983, с.60).
 
В повседневной жизни баня использовалась как средство личной гигиены.
 
Для поддержания чистоты тела обязательной для всех считалась еженедельная субботняя баня, порядок посещения которой был строго регламентирован: в первую очередь шли мужчины, затем женщины с детьми. Принято было ходить и семьями. Часто баню топили два-три раза в неделю, а в страдную пору и ежедневно, поскольку ничто так не снимало усталость и не восстанавливало силы после тяжелого физического труда как посещение парной. Главной целью банной процедуры было парение. "В баньке не столько моются, сколько парятся, нещадно хлеща себя вениками," — отмечали наблюдатели крестьянского быта (Сергель, 1928, с.22). Начало заготовки веников приурочивалось к Иванову дню. Запрет ломать березовые ветки до этого срока объяснялся рациональным образом: считалось, что до Иванова дня листья у березы клейкие. Заготовленные впрок из мягких и гибких березовых веток веники перед началом парения замачивали в холодной воде и распаривали над каменкой. Для повышения температуры и образования пара на раскаленную каменку плескали воду, а иногда для приятного запаха - хлебный квас.
 
Парение с веником, а также применение мочалок из пеньки и в южных районах из лыка способствовало лучшему очищению тела. Печорские охотники для этой цели изготавливали специальный деревянный скребок на длинной ручке. В качестве заменителя мыла использовали щелок, приготовленный из золы, и размельченную лиственную губку. Для стирки употребляли мыло домашнего изготовления, которое получали путем кипячения подпорченного сала и кишок с древесным щелоком. Голову мыли щелоком, настоем чаги, ополаскивали настоем ромашки, а при паразитах — настоями чемерицы, багульника, аконита. Под действием пара и высокой температуры своеобразную дезинсекцию проходила одежда, развешанная в бане на специально вбитые для этой цели гвозди.
 
Закаливающее и укрепляющее значение имел обычай после парения, в зависимости от времени года, обливаться холодной водой или растираться снегом: "даже зимою в жесткий мороз зыряне выскакивают на снег и катаются по нему голые, не ощущая некоторое время холода" (Сергель, с22).
 
Широко применялась парная баня для лечения всевозможных заболеваний, что нашло отражение в народных поговорках: "Пывсян ставсö веськöдö (Баня все правит), "Пывсяныд висигад бальзам моз лöсялö- (Баня для больного все равно что бальзам)", "Пывсян код мам (Баня - вторая мать)", "Пывсян ставсö бурдöдö (Баня все лечит)”. Целебное действие тепла, массажа березовым веником подкреплялось применением компрессов, ванн, ингаляций, растираний из отваров лекарственных трав. Длительное время в народной медицинской практике сохранялся архаичный способ нагрева воды с помощью мелких булыжников, лежащих поверх каменки: периодически подкладывая горячие камни в бочку с отваром, поддерживали необходимую для лечения температуру.
 
В ряде случаев лечение теплом проводили в доме. При фурункулах, зубной боли, заболеваниях простудного характера к больному месту прикладывали мешочки с горячей золой, песком, солью, овсом, ставили травяные и жировые компрессы. При простудах больного прогревали на печи, в Прилузье - укрывая его распаренной овсяной соломой. Полезным считалось прогревание подошв стоп: для этого больной босыми ногами вставал на нагретый камень, песок.
 
В бане костоправы осуществляли лечение различныха травм. Предварительно распарив больного, растерев его маслом или жиром, они вправляли вывихи, делали массажи при растяжении мышц, ушибах, простуде, ломоте в суставах, надсаде. На застарелые ушибы накладывались компрессы из льняного семени. В сложных случаях прогревание и массаж повторялись в течение нескольких дней.
 
Довольно часто массаж применяли при опущении органов брюшной полости. Для лечения надсады ставили также банки (банкааяс тэчны): костоправка растирала живот жиром, на пуп клала кусочек хлеба с воткнутым в него огарком свечи, затем поджигала свечу и накрывала банкой, которая плотно присасывалась к животу. Иногда "поправляли пуп" другим способом: больной и лекарь становились спиной к друг другу, и костоправ, захватив пациента за локти, приподнимал и встряхивал его. После этих процедур на живот накладывалась фиксирующая повязка из полотна (льняное полотенце), удерживающая внутренние органы в приподнятом состоянии. Больному рекомендовался физический покой, но поскольку соблюдать его в условиях деревенской жизни было сложно, то процедуру лечения приходилось периодически повторять.
 
Массажем пытались лечить головные боли, головокружения, вызванные, по народным представлениям, "смещением мозга" после ушиба, резкого поворота головы. Костоправ отметками на шнурке, повязанном вокруг головы, измерял расстояние от середины лба до ушей и от ушей до затылочного бугра. Если часть шнура оказывалась длиннее, то, усадив больного, костоправ массировал голову, затем с силой сжимал ее со всех сторон, как бы придавая голове "правильную форму". Правили голову и иным способом: больной держал зубами решето, а костоправ постукивал справа и слева по решету. Считалось, что при потряхивании головы "мозг встает на место", и боли прекращаются. Часто такой массаж, несмотря на наивное объяснение причин болей и принципа лечения, облегчал состояние больного. При головных болях рекомендовалось массировать также большой палец руки.
 
Своеобразные приемы были выработаны народными врачевателями для лечения переломов. После тщательного осмотра места травмы костоправ вправлял поврежденные участки и накладывал легкую шину из бересты или тонких дощечек, которые укреплялись тесемками. Шина ежедневно снималась и место перелома массировалось легкими покалывающими движениями щеткой из щетины. Затем вновь накладывалась повязка. Если перелом был открытый, то осколки удалялись, рана обрабатывалась отварами трав, присыпалась порошком из белемнитов и бинтовалась мягкой тканью. Шины в таких случаях также были временными и периодически снимались, костоправ постоянно контролировал, правильно ли срастается кость.
 
Ряд приемов врачевания был обусловлен представлениями о причине болезни как "скоплении дурной крови" и для устранения ее в народной практике применялась процедура кровопускания, выполнявшаяся преимущественно в бане. Место кровопускания на теле распаривалось, на вскрытый сосуд накладывался коровий рожок с отверстием для высасывания воздуха, а после окончания процедуры - тугая повязка.
 
Известна была процедура прижигания: плоский кружок из сухой березовой губки клали на больное место и поджигали. Если больной чувствовал боль, считалось, что в том месте нет скопления дурной крови, и губку передвигали по телу до тех пор, пока она не отскакивала сама собой. Это считалось признаком скопления дурной крови. Тогда губку снова прикладывали к этому месту и выжигали тело. Из образовавшейся раны вытекала черная сгустившаяся кровь, потом начиналось гноетечение, и в таком виде рану поддерживавали до тех пор, пока больной не получал облегчения, затем с помощью трав рану заживлялли.
 
От ненцев, видимо, был заимствован ижемцами способ лечения воспаления глазных век. Весной, после того, как глаза в продолжение всей зимы подвергались действию снега и дыма от костра, разводимого в чуме, у заболевшего появлялась резкая боль в висках и орбитах глаз, светобоязнь. Ненцы считали, что это происходит от сильного прилива крови к глазам. Чтобы избавиться от болей, они обычно надрезали верхние веки ножом и выпускали кровь: для этого больного укладывали на спину, врачеватель выворачивал ему веки и делал надрезы. Затем к надрезам прикладывали комочки снега, которые впитывали в себя кровь.
Наряду с общераспространенными приемами лечения наиболее искусные врачеватели владели своими индивидуальными навыками оказани лечебной помощи, особенно травматологической.

 

mailto:ethno.hist@ksc.komi.ru  

Коми научный центр УрО РАН  © И.В. Ильина   Традиционная баня

 



Полезные сайты:

Справочник Рыболова Fishsearch.ru
Рыбоводство Fishsearch.ru
Справочник охотника Huntsearch.ru
Справочник грибника Huntsearch.ru
Причёски и стрижки HairRoom.ru


просмотров: 873
Search Results from Ebay.US* DE* FR* UK
24' Round Deluxe Above Ground Swimming Pool Winter Cover-10 Year Limited WTY

$654.99
End Date: Wednesday Aug-23-2017 14:01:37 PDT
Buy It Now for only: $654.99
|
Aquabot Classic AB In-Ground Automatic Robotic Swimming Pool Cleaner Vacuum

$164.98
End Date: Wednesday Aug-23-2017 16:29:35 PDT
Buy It Now for only: $164.98
|
Intex Krystal Clear 3000 GPH Above Ground Swimming Pool Sand Filter Pump 28651EG

$109.99
End Date: Monday Aug-21-2017 11:31:41 PDT
Buy It Now for only: $109.99
|
Swimming Pool 73% Calcium Hypochlorite Super Chlorine Shock 50lb Bucket Cal Hypo

$122.99
End Date: Monday Aug-28-2017 10:29:54 PDT
Buy It Now for only: $122.99
|
1.5 HP Above Ground Swimming Pool Pump Single Speed 115V replaces Hayward

$179.99
End Date: Saturday Aug-26-2017 15:53:44 PDT
Buy It Now for only: $179.99
|
New CONFER STEP-1 Above Ground Swimming Pool Ladder Heavy Duty Step System Entry

$89.95
End Date: Monday Sep-4-2017 7:46:21 PDT
Buy It Now for only: $89.95
|
30'x50' Deluxe Rectangle Inground Swimming Pool Winter Cover-10 Year Limited WTY

$449.99
End Date: Monday Aug-28-2017 8:11:34 PDT
Buy It Now for only: $449.99
|
Intex Inflatable Pure Spa 6-Person Portable Heated Bubble Jet Hot Tub | 28407E

$72.99
End Date: Tuesday Sep-12-2017 11:50:25 PDT
Buy It Now for only: $72.99
|
Search Results from «Озон» Товары для бани
 
Elfarma Эфирное масло Пихты, 5 мл
Elfarma Эфирное масло Пихты, 5 мл
Широко применяется при заболеваниях верхних дыхательных путей. Ванны, массаж, ингаляции, ароматизация помещения....

Цена:
129 руб

Elfarma Эфирное масло Лимона, 10 мл
Elfarma Эфирное масло Лимона, 10 мл
Широкого спектра действия. Повышает концентрацию внимания....

Цена:
129 руб

Полотенце махровое НВ "Лана", цвет: оранжевый, 33 х 70 см. м1009_13
Полотенце махровое НВ "Лана", цвет: оранжевый, 33 х 70 см. м1009_13
Полотенце НВ " Лана" выполнено из натуральной махровой ткани (100% хлопок). Изделие отлично впитывает влагу, быстро сохнет, сохраняет яркость цвета и не теряет форму даже после многократных стирок. Полотенце очень практично и неприхотливо в уходе. Оно...

Цена:
177 руб

Полотенце махровое Bravo "Венеция", цвет: розовый, белый, 50 х 90 см
Полотенце махровое Bravo "Венеция", цвет: розовый, белый, 50 х 90 см
Полотенце "Венеция" выполнено из натуральной махровой ткани (100% хлопок). Изделие отлично впитывает влагу, быстро сохнет, сохраняет яркость цвета и не теряет форму даже после многократных стирок.
Полотенце очень практично и неприхотливо в уходе....

Цена:
274 руб

Набор махровых полотенец Soavita "Жемчуг", цвет: желтый, 2 шт
Набор махровых полотенец Soavita "Жемчуг", цвет: желтый, 2 шт
Набор Soavita "Жемчуг" состоит из двух махровых полотенец, выполненных из тенселя и хлопка. Полотенца дополнены изысканным бордюром с рельефным орнаментом. Мягкие махровые полотенца отлично впитывают влагу, быстро сохнут, отличаются устойчивостью...

Цена:
1749 руб

Siberina Эфирное масло ромашки, 8 мл
Siberina Эфирное масло ромашки, 8 мл
Нежный цветочный. Эфирное масло ромашки полезно для детской кожи, также и для увядающей кожи, обладает способностью разглаживать мелкие морщинки, слегка отбеливает кожу....

Цена:
1409 руб

Siberina Эфирное масло черного перца, 8 мл
Siberina Эфирное масло черного перца, 8 мл
Это омолаживающее, с регенерирующим и лифтинговым эффектом эфирное масло, которое чаще все же принимается для решения серьезных проблем и нарушений, то есть для специального ухода, а не для ежедневного....

Цена:
1639 руб

Siberina Эфирное масло жасмина, 8 мл
Siberina Эфирное масло жасмина, 8 мл
Очень низкий, густой, медово-цветочный, бальзамически-амбровый. Масло жасмина повышает эластичность и рекомендовано для сухого типа кожи. Его используют как лифтинговое средство....

Цена:
589 руб

Siberina Эфирное масло каяпута, 8 мл
Siberina Эфирное масло каяпута, 8 мл
В косметологической сфере каяпутовое масло применяют как средство для решения серьезных проблем и поражений кожи, для борьбы с хроническими воспалительными процессами. Это одно из лучших масел для комплексной терапии угревой и гнойничковой сыпи, влияющей...

Цена:
319 руб

Huilargan Эфирное масло, лаванды, 10 мл
Huilargan Эфирное масло, лаванды, 10 мл
Эфирное масло Лаванды –Lavandula Angustifolia
Свойства:
o Обладает успокаивающим и расслабляющим эффектом.
Применение:
o Можно добавлять в массажное масло, делать расслабляющее ванны.
Возможна индивидуальная непереносимость.
...

Цена:
399 руб



2003 Copyright © Санкт-Петербург Peterlife.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Угостить администратора сайта, чашечкой кофе *https://paypal.me/peterlife
  Яндекс цитирования