Баня & Сауна
Традиционная баня

Традиционная баня

Огромную оздоровительную и гигиеническую роль в народной жизни играла баня, являвшаяся у коми непременным атрибутом крестьянского быта. Почти каждая крестьянская семья имела собственную баню, хотя нередко ее строили на два-три двора сообща. Располагались постройки обычно группами на конце деревни — на склоне реки или ручья, и лишь изредка, из-за пожароопасности, баню ставили на усадьбе — в самом дальнем углу двора.
 
В качестве строительного материала использовалась сосна, реже — ель, но предпочтение отдавалось лиственнице — дереву более долговечному и устойчивому к действию влаги. Поэтому при отсутствии возможности поставить из лиственницы всю баню, старались сделать из нее хотя бы нижние венцы сруба. В течение времени подгнившие бревна заменяли и таким образом удлиняли срок службы постройки.
 
По устройству и размерам традиционные коми бани были довольно однотипными и представляли из себя низкие, 8-9 венцов (около 2 м), без фундамента срубы размерами 2,5х3 или 3х4 м в квадрате с односкатной плоской крышей из подтесанных тонкомерных бревен. Крышу для лучшего сохранения тепла покрывали земляным накатом или дерном. Пол настилали из досок, оставляя между ними зазоры для стока воды под пол, а оттуда — в имеющееся в срубе отверстие. Иногда к бане пристраивали предбанник, обычно самого простого утройства: в одних случаях он имел вид прируба к собственной бане, в других - устраивался в виде летней загородки из жердей и досок. В предбаннике на земляной пол клали несколько досок, устанавливали скамью для раздевания и укрепляли жердь для развешивания одежды. Чаще же предбанников вообще не было, и моющиеся раздевались на улице или прямо в бане. Для развешивания одежды в стене вбивались деревянные гвозди, а около двери устанавливалась высокая узкая лавка.
 
Отапливались бани по-черному.
 
Огонь разводился в печи, сложенной из собранных у реки или ручья камней: на поставленные в виде свода крупные плоские камни насыпались более мелкие булыжники, которые во время топки раскалялись докрасна. Чтобы стенки бани не загорались, между ними и каменкой насыпалась земля. Во время топки дым выходил в приоткрытую дверь и в прорубленное в боковой стене отверстие — дымоволок. Когда камни накалялись и дрова прогорали, дымоволок закрывался плотно пригнанной дощечкой или куском пакли. Для подогрева воды в каменке укрепляли большой чугун. До начала XX в. воду нагревали и в деревянных корытах, куда при помощи специальной лопаточки опускали раскаленные на каменке булыжники. Парились на невысоком (около 1 м), расположенном вдоль стены, полке; у противоположной стены стояла скамья с тазами или корытом для мытья, а также деревянная кадушка для холодной воды (Сергель, 1928, Мельников, 1853, Налимов, 1926).
 
С необходимостью благоустройства быта охотников, многие месяцы находившихся в тайге на промыслах, связано существование конструкции полустационарной баньки, которую сооружали в промысловых угодьях. Ее стены строили из двух рядов колотых досок, между которыми клали бересту или пихтовую кору. Внутри находилась печь-каменка, а рядом скамья, на которой парились. Если в угодье не было отдельно построенной баньки, то парились на нарах в охотничьей избушке, которая, впрочем, мало чем отличалась от традиционной бани (Конаков, 1983, с.60).
 
В повседневной жизни баня использовалась как средство личной гигиены.
 
Для поддержания чистоты тела обязательной для всех считалась еженедельная субботняя баня, порядок посещения которой был строго регламентирован: в первую очередь шли мужчины, затем женщины с детьми. Принято было ходить и семьями. Часто баню топили два-три раза в неделю, а в страдную пору и ежедневно, поскольку ничто так не снимало усталость и не восстанавливало силы после тяжелого физического труда как посещение парной. Главной целью банной процедуры было парение. "В баньке не столько моются, сколько парятся, нещадно хлеща себя вениками," — отмечали наблюдатели крестьянского быта (Сергель, 1928, с.22). Начало заготовки веников приурочивалось к Иванову дню. Запрет ломать березовые ветки до этого срока объяснялся рациональным образом: считалось, что до Иванова дня листья у березы клейкие. Заготовленные впрок из мягких и гибких березовых веток веники перед началом парения замачивали в холодной воде и распаривали над каменкой. Для повышения температуры и образования пара на раскаленную каменку плескали воду, а иногда для приятного запаха - хлебный квас.
 
Парение с веником, а также применение мочалок из пеньки и в южных районах из лыка способствовало лучшему очищению тела. Печорские охотники для этой цели изготавливали специальный деревянный скребок на длинной ручке. В качестве заменителя мыла использовали щелок, приготовленный из золы, и размельченную лиственную губку. Для стирки употребляли мыло домашнего изготовления, которое получали путем кипячения подпорченного сала и кишок с древесным щелоком. Голову мыли щелоком, настоем чаги, ополаскивали настоем ромашки, а при паразитах — настоями чемерицы, багульника, аконита. Под действием пара и высокой температуры своеобразную дезинсекцию проходила одежда, развешанная в бане на специально вбитые для этой цели гвозди.
 
Закаливающее и укрепляющее значение имел обычай после парения, в зависимости от времени года, обливаться холодной водой или растираться снегом: "даже зимою в жесткий мороз зыряне выскакивают на снег и катаются по нему голые, не ощущая некоторое время холода" (Сергель, с22).
 
Широко применялась парная баня для лечения всевозможных заболеваний, что нашло отражение в народных поговорках: "Пывсян ставсö веськöдö (Баня все правит), "Пывсяныд висигад бальзам моз лöсялö- (Баня для больного все равно что бальзам)", "Пывсян код мам (Баня - вторая мать)", "Пывсян ставсö бурдöдö (Баня все лечит)”. Целебное действие тепла, массажа березовым веником подкреплялось применением компрессов, ванн, ингаляций, растираний из отваров лекарственных трав. Длительное время в народной медицинской практике сохранялся архаичный способ нагрева воды с помощью мелких булыжников, лежащих поверх каменки: периодически подкладывая горячие камни в бочку с отваром, поддерживали необходимую для лечения температуру.
 
В ряде случаев лечение теплом проводили в доме. При фурункулах, зубной боли, заболеваниях простудного характера к больному месту прикладывали мешочки с горячей золой, песком, солью, овсом, ставили травяные и жировые компрессы. При простудах больного прогревали на печи, в Прилузье - укрывая его распаренной овсяной соломой. Полезным считалось прогревание подошв стоп: для этого больной босыми ногами вставал на нагретый камень, песок.
 
В бане костоправы осуществляли лечение различныха травм. Предварительно распарив больного, растерев его маслом или жиром, они вправляли вывихи, делали массажи при растяжении мышц, ушибах, простуде, ломоте в суставах, надсаде. На застарелые ушибы накладывались компрессы из льняного семени. В сложных случаях прогревание и массаж повторялись в течение нескольких дней.
 
Довольно часто массаж применяли при опущении органов брюшной полости. Для лечения надсады ставили также банки (банкааяс тэчны): костоправка растирала живот жиром, на пуп клала кусочек хлеба с воткнутым в него огарком свечи, затем поджигала свечу и накрывала банкой, которая плотно присасывалась к животу. Иногда "поправляли пуп" другим способом: больной и лекарь становились спиной к друг другу, и костоправ, захватив пациента за локти, приподнимал и встряхивал его. После этих процедур на живот накладывалась фиксирующая повязка из полотна (льняное полотенце), удерживающая внутренние органы в приподнятом состоянии. Больному рекомендовался физический покой, но поскольку соблюдать его в условиях деревенской жизни было сложно, то процедуру лечения приходилось периодически повторять.
 
Массажем пытались лечить головные боли, головокружения, вызванные, по народным представлениям, "смещением мозга" после ушиба, резкого поворота головы. Костоправ отметками на шнурке, повязанном вокруг головы, измерял расстояние от середины лба до ушей и от ушей до затылочного бугра. Если часть шнура оказывалась длиннее, то, усадив больного, костоправ массировал голову, затем с силой сжимал ее со всех сторон, как бы придавая голове "правильную форму". Правили голову и иным способом: больной держал зубами решето, а костоправ постукивал справа и слева по решету. Считалось, что при потряхивании головы "мозг встает на место", и боли прекращаются. Часто такой массаж, несмотря на наивное объяснение причин болей и принципа лечения, облегчал состояние больного. При головных болях рекомендовалось массировать также большой палец руки.
 
Своеобразные приемы были выработаны народными врачевателями для лечения переломов. После тщательного осмотра места травмы костоправ вправлял поврежденные участки и накладывал легкую шину из бересты или тонких дощечек, которые укреплялись тесемками. Шина ежедневно снималась и место перелома массировалось легкими покалывающими движениями щеткой из щетины. Затем вновь накладывалась повязка. Если перелом был открытый, то осколки удалялись, рана обрабатывалась отварами трав, присыпалась порошком из белемнитов и бинтовалась мягкой тканью. Шины в таких случаях также были временными и периодически снимались, костоправ постоянно контролировал, правильно ли срастается кость.
 
Ряд приемов врачевания был обусловлен представлениями о причине болезни как "скоплении дурной крови" и для устранения ее в народной практике применялась процедура кровопускания, выполнявшаяся преимущественно в бане. Место кровопускания на теле распаривалось, на вскрытый сосуд накладывался коровий рожок с отверстием для высасывания воздуха, а после окончания процедуры - тугая повязка.
 
Известна была процедура прижигания: плоский кружок из сухой березовой губки клали на больное место и поджигали. Если больной чувствовал боль, считалось, что в том месте нет скопления дурной крови, и губку передвигали по телу до тех пор, пока она не отскакивала сама собой. Это считалось признаком скопления дурной крови. Тогда губку снова прикладывали к этому месту и выжигали тело. Из образовавшейся раны вытекала черная сгустившаяся кровь, потом начиналось гноетечение, и в таком виде рану поддерживавали до тех пор, пока больной не получал облегчения, затем с помощью трав рану заживлялли.
 
От ненцев, видимо, был заимствован ижемцами способ лечения воспаления глазных век. Весной, после того, как глаза в продолжение всей зимы подвергались действию снега и дыма от костра, разводимого в чуме, у заболевшего появлялась резкая боль в висках и орбитах глаз, светобоязнь. Ненцы считали, что это происходит от сильного прилива крови к глазам. Чтобы избавиться от болей, они обычно надрезали верхние веки ножом и выпускали кровь: для этого больного укладывали на спину, врачеватель выворачивал ему веки и делал надрезы. Затем к надрезам прикладывали комочки снега, которые впитывали в себя кровь.
Наряду с общераспространенными приемами лечения наиболее искусные врачеватели владели своими индивидуальными навыками оказани лечебной помощи, особенно травматологической.

 

mailto:ethno.hist@ksc.komi.ru  

Коми научный центр УрО РАН  © И.В. Ильина   Традиционная баня

 



Полезные сайты:

Справочник Рыболова Fishsearch.ru
Рыбоводство Fishsearch.ru
Справочник охотника Huntsearch.ru
Справочник грибника Huntsearch.ru
Причёски и стрижки HairRoom.ru


просмотров: 1154
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Bestway 10' x 30" Steel Pro Frame Above Ground Family Swimming Pool Set | 56407E

$189.99
End Date: Sunday Jul-1-2018 8:13:18 PDT
Buy It Now for only: $189.99
|
Hayward Power-Flo LX Above Ground Pool Pumps

$505.00
End Date: Monday Jul-2-2018 7:26:01 PDT
Buy It Now for only: $505.00
|
Pentair Intellichlor IC40 Salt Cell Brand New in the box! ***FREE SHIPPING***

$159.97
End Date: Wednesday Jun-27-2018 12:54:43 PDT
Buy It Now for only: $159.97
|
NEW TruSonik 2 HP In-Ground Swimming Pool Pump Motor Strainer Above Inground 8

$125.99
End Date: Monday Jul-9-2018 18:29:50 PDT
Buy It Now for only: $125.99
|
Intex Krystal Clear 2100 GPH Above Ground Easy Set Pool Sand Filter Pump 28645EG

$171.98
End Date: Sunday Jun-24-2018 12:16:44 PDT
Buy It Now for only: $171.98
|
Intex 15' x 33" Prism Metal Frame Swimming Pool Set with 530 GPH Pump 28721EH

$131.00
End Date: Saturday Jul-7-2018 7:53:53 PDT
Buy It Now for only: $131.00
|
4 Pack Pleatco PCC105 Filter Cartridge Pentair Clean & Clear 420 R178584 C-7471

$94.99
End Date: Friday Jun-22-2018 7:28:08 PDT
Buy It Now for only: $94.99
|
Intex 12 Feet x 30 Inches Prism Frame Above Ground Swimming Pool

$389.09
End Date: Sunday Jul-8-2018 6:19:06 PDT
Buy It Now for only: $389.09
|
Search Results from «Озон» Товары для бани
 
Килт для бани и сауны "Банные штучки", мужской, цвет: оранжевый
Килт для бани и сауны "Банные штучки", мужской, цвет: оранжевый
Вафельный килт для бани и сауны "Банные штучки", выполненный из натурального хлопка, привлечет внимание любителей модных тенденций в банной одежде.
Килт - это многофункциональное полотенце специального покроя с резинкой и застежкой. В парилке можно лежать на нем, после душа вытираться, а во время отдыха использовать как удобную накидку.

Длина килта: 60 см.
Ширина килта: 145 см.
Размер: 36-60....

Цена:
383 руб

Полотенце-простыня для бани и сауны "Банные штучки", цвет: белый, 80 см х 150 см
Полотенце-простыня для бани и сауны "Банные штучки", цвет: белый, 80 см х 150 см
Вафельное полотенце-простыня для бани и сауны "Банные штучки" изготовлено из натурального хлопка. В парилке можно лежать на нем, после душа вытираться, а во время отдыха использовать как удобную накидку.
Такое полотенце-простыня идеально подойдет каждому любителю бани и сауны.

Размер полотенца-простыни: 80 см х 150 см....

Цена:
339 руб

Набор полотенец Hobby Home Collection "Dora", цвет: белый, розовый, бирюзовый, 50 х 90 см, 3 шт
Набор полотенец Hobby Home Collection "Dora", цвет: белый, розовый, бирюзовый, 50 х 90 см, 3 шт
Набор Hobby Home Collection "Dora" состоит из трех махровых полотенец, выполненных из натурального 100% хлопка. Изделия мягкие, отлично впитывают влагу, быстро сохнут, сохраняют яркость цвета и не теряют форму даже после многократных стирок....

Цена:
1890 руб

Полотенце махровое "Guten Morgen", цвет: белый, 70 х 140 см
Полотенце махровое "Guten Morgen", цвет: белый, 70 х 140 см
Махровое полотенце "Guten Morgen", изготовленное из натурального хлопка, прекрасно впитывает влагу и быстро сохнет. Высокая плотность ткани делает полотенце мягкими, прочными и пушистыми. При соблюдении рекомендаций по уходу изделие сохраняет яркость...

Цена:
719 руб

Веник березовый Ecology Sauna "Люкс"
Веник березовый Ecology Sauna "Люкс"
Неотъемлемым атрибутом русской парной является ароматный банный веник. На него возложено множество важных функций: он способствует расслаблению и разогреву тела, производит интенсивный массаж кожи, освежает и ароматизирует воздух в парной....

Цена:
264 руб

Полотенце Amore Mio "AST Clasic", цвет: бордовый, 100 х 150 см
Полотенце Amore Mio "AST Clasic", цвет: бордовый, 100 х 150 см
Полотенца Amore Mio - это высокое качество, мягкость и впитываемость. Разнообразие цветовой гаммы и размеров позволит вам создать современный яркий интерьер вашей ванной комнаты. Полотенца производятся из 100% хлопка высочайшего качества. Дополнительная обработка (мерсеризация) делает их мягкими и пушистыми. Изделие декорировано фактурным геометрическим узором в цвет основного полотна и обрамлено жаккардовым бордюром....

Цена:
589 руб

Полотенце Amore Mio "AST Clasic", цвет: бежевый, 70 х 140 см
Полотенце Amore Mio "AST Clasic", цвет: бежевый, 70 х 140 см
Полотенца Amore Mio - это высокое качество, мягкость и впитываемость. Разнообразие цветовой гаммы и размеров позволит вам создать современный яркий интерьер вашей ванной комнаты. Полотенца производятся из 100% хлопка высочайшего качества....

Цена:
369 руб

Комплект для бани Dome "Harmonika", цвет: ментол, 2 предмета. dme333629
Комплект для бани Dome "Harmonika", цвет: ментол, 2 предмета. dme333629
Комплект для бани Dome "Harmonika" изготовлен из 100% хлопка. Он необычайно мягкий, пушистый, с плотной невысокой махрой. После стирки становится еще более мягким. Не страшна многократная стирка, не теряют своей яркости и пушистости благодаря специальной...

Цена:
1519 руб

Колпак для сауны Ecology Sauna "Богатырь"
Колпак для сауны Ecology Sauna "Богатырь"
Необходимый предмет в бане и сауне. Изготовлен из овечий шерсти. Защищает голову от перегрева и ожогов. Прекрасно впитывает влагу и пот. Сделает Ваше посещение парилки комфортным и безопасным. Колпак для сауны не только предохраняет от вредного воздействия, но и является модным аксессуаром. Может быть отличным подарком к празднику....

Цена:
264 руб

Абажур Доктор Баня "Узор", 26 х 25 см
Абажур Доктор Баня "Узор", 26 х 25 см
Абажур УЗОР для бани и сауны представляет собой конструкцию,набранную из узорных реек.
Абажур призван рассеивать яркий свет, исходящий от светильника, благодаря чему в парильном помещении создается приглушенное освещение, способствующее максимальному...

Цена:
609 руб



2003 Copyright © Санкт-Петербург Peterlife.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Угостить администратора сайта, чашечкой кофе *https://paypal.me/peterlife
  Яндекс цитирования