Баня & Сауна
СЫНОВЕ БАНИ

«СЫНОВЕ БАНИ»

 

«Все твердо убеждены, что баенник очень любит, когда приходят к нему жить родильницы до третьего дня после родов, а тем паче на неделю»,— писал в начале века С. В. Максимов. Баенник имеет несомненную власть над новорожденным. В то же время, согласно поверьям, он поселяется в бане после того, как в ней побывает роженица. Лишь после этого появляются гарантии, что «хозяин» бани сможет претендовать на роль семей-но-родового божества.

 

Обычай рожать в бане зафиксирован у многих народов, в том числе у народов Карелии. Он нашел отражение в одном из причитаний известной заояежской сказительницы Ирины Федосовой:

 

Я топила теплу парку эту баенку, И не про рол-1мемя топила я любимое, И я топила про родильницу тяжелую И про малого младенца некрещеного!

 

Как отмечает Ю. Ю. Сурхаско, этот обычай соблюдался и в зимнюю пору, причем даже в черных банях, где во время топки приходилось приоткрывать дверь. В случае, если роженица все же содержалась дома, она непременно раз (а то и два раза) в день ходила в баню. Так происходило приспособление древней традиции к новым условиям.

 

Обычай рожать именно в бане — проявление некой таинственной связи, существующей между баенником и новорожденным. Младенец осмысляется как «полученный» («добытый») от очага, от предков. Представления о них как раз и воплотились в образе баенника, в котором есть признаки и семейно-родово-го божества, и предка-родоначальника. Не случайно даже в частушке строительство бани символизирует предстоящее деторождение:

 

Батька баенку построил — Косяки еловые. Матка деток наносила — Все белоголовые.

 

По поверьям, власть баенника над младенцем была особенно сильна в первые шесть недель его жизни, или в течение сорока дней. Каких только страшных историй не рассказывают о похищениях детей проворными баенниками, расторопными «нечистыми»:

 

— У царя жонка принесла девушку да не перекрестясь в бане повалила на полок. Ее нечисты и забрали...

— В бани-то воды не хватило, мать оставила дите, а пришла с водой, а ребенок будто тот,— а не тот...

— Когда мать меня мыла в бане, то заругалась и сказала: «Хоть бы баенник взял тебя». И вот я с тех пор очутилась в бане...

 

Иногда в таких рассказах сообщается, что после сорока дней неустанных молитв младенца удается вернуть. В течение шестинедельного срока новорожденный оказывается как бы на пороге между тем и этим миром: он уже не там, но еще и не здесь. Его пребывание среди людей столь же зыбко, как и у баенника («ни здесь, ни там»).

 

Чтобы обрести внешний облик, здоровье, жизненную и физическую силу, наконец свою судьбу, младенцу предстоит испытать на себе не одно магическое действо, и прежде всего выдержать обрядовую баню. Согласно поверью, «бабка не должна была принимать младенца другого, пока принятого не выпарит известное число бань», приговаривая при этом: «Выпарить, омыть, очистить».

 

Омовение совершалось в бане водой, которой приписывалась очистительная и магическая сила: «Мать-река-кормилица, раба-девица, в этой реки купался Иван да Марья, брала воду раба Божья (имя той, кто берет воду) рабу Божьему (имя ребенка) на крепкий сон, на долгий век во имя отца и сына и Святого Духа».

 

За омовением следовало паренье веником. Оно также сопровождалось заговором: «Не я тебя парила, не я тебя правила,— приходила баушка Саламанида из-за синего моря. Как исте-ного Христа мыла и парила и приговаривала: не будь крикливой, не будь ревливой, будь уемной, будь угомонной, не будь жадной, не будь аушной. Не она нас баушка Саламанида парила и правила, она только пару оставила».

 

дыхание. Здесь свершается таинство воплощения. Но цель банных обрядов — не только дать плоть младенцу, но и наделить его силой и здоровьем, «запрограммировать» счастливую судьбу, богатую жизнь, заложить желательные черты характера.

 

Как создания бани осмысляются люди и в древнерусской литературе: это «сынове бани, чада благодати», «порождении банею бытия» и приобщенные «банею нетления» к бессмертию. Даже сам обряд крещения представлен как баня бессмертия, как святая баня.

 

Вспомним атрибуты обрядовой бани. Это магические дрова и веник. Это живой огонь и живая вода, способная превратиться в кровь. Они связаны с каменкой и баней в целом, где безраздельно властвует ее «хозяин». Перед нами как бы вырисовывается воплощенная в элементах природы формула чело-векотворения. Ее основные компоненты — огонь, вода, дерево, камень, да еще воздух, фигурирующий здесь в виде пара. Местом, где по этой формуле совершается действо, служит баня. Это своего рода нутро, утроба, где из дерева, камня образуются кости, из воды — кровь, из огня — тепло.

 

НЕВЕСТА ИЗ БАНИ

«Вот это мать прокляла ее, послала к черту, а черт это услышал, взял ее и забрал, эту девочку. Забрал ее и рбстил до восемнадцати лет, до совершеннолетия. Воспитывал... Он не черт был, а вот этот баенник самый».

 

Подобно сказочной героине, подвергалась изоляции девушка накануне вступления в брак. В бывалыцине местом ее заточения служит баня, каменка — то мифологическое пространство, которое принадлежит баеннику. И мифический воспитатель сам определяет то время, когда его подопечная сможет переступить через порог из одного мира в другой. Таким порогом служит свадьба. И баенник заботится, чтобы не упустить этот момент: «Ну, ты уже совершеннолетняя. Тебя, гыт, нужно замуж выдавать».

 

Он настойчив и неотступен по отношению к попавшемуся в его руки и изрядно озадаченному жениху: «Сулился, так бери...» Случается, что инициатива принадлежит самой «невесте из бани»: она ловит за ноги парня, зашедшего «на похваст» ночью в баню, в тот момент, когда он протягивает руку, чтобы взять из каменки «камешок», и не без угрозы предлагает себя в жены. Исход обычно предрешен: никто не решается накликать на себя гнев банных обитателей.

 

Изоляция девушки в бане объясняется не столько похищением ее в небытие, сколько ее «пороговым» состоянием. Ведь во владениях баенника затворница, как и сам «хозяин», пребывает совершенно невидимой. Она может остаться такой навсегда, если в означенный срок не выйдет замуж. И лишь в течение «порогового» времени, накануне свадьбы, у нее появляется возможность обрести человеческие свойства и облик:

 

«Она в бане росла до восемнадцати лет, но только невидимая была. Когда ей исполнилось восемнадцать лет, он (баенник) ее видимой сделал и говорит: „Вот если придет,— говорит,—-сюда парень молодой, если он откажется жениться на тебе, то ты вообще не выйдешь замуж и будешь такая же невидимая. Никто тебя не увидит, и вообще ты будешь одна"».

 

«Невеста из бани» не только невидима, но и не имеет ни формы, ни внешнего облика, ни одежды, по которой некогда можно было узнать, какого девушка рода-племени и где она живет, замужем или нет. «Невеста из бани» лишь постепенно лринимает человеческий облик. Когда жених набрасывает на нее крест, она оказывается нагой женщиной, требующей принести ей «кабот». Парень приносит ей ночью в баню нижнее белье, платье, «кабот». Девушка одевается. Он выводит невесту из бани. Перед парнем только силуэт девушки, лица своей невесты жених все еще не видит. Наконец, переступают порог избы — и парень поражен сказочной красой своей «парочки».

 

Бывалыцины, повествующие о «невесте из бани», остросюжетны, преисполнены подлинного драматизма. Сомнения, напряженное ожидание чудесных превращений подчас переданы с истинным психологическим блеском. В финале этих народных новелл, как правило,— всеобщая радость и умиротворение, лад между миром людей и обиталищем «нечистой силы».

Вот еще один образчик бывалыцины на «банную» тему.

 

«Два парня ходили вечером, гулели, во Святки. А один говорит:

— Тебе слабо сходить в байну!

— А вот,— говорит,— не слабо!..

Вот,, ен ушел в байну, а тот стоит. Он пришел в байну, а его сгребло в байны-то там. Вот, и не отпускав, баё: • — Возьми,— говорит,— меня!

— Нет, не возьму.

— А не возьмешь, дак я тебя не отпущу. Возьми!

— Нет, не возьму. Отпусти,— говорит,— я схожу домой да спрошу у батюшка да мамы.

Мать грузна, дочь красна, сын легче перышка.

(Печь, огонь, дым) 117

Ен пришел домой и лег спать. И этот парень был, а ен ниче этому дураку не сказал. Вот колотитсе:

— Возьми меня!

А отец и мать слышат.

— Это,— говорят,— что у тебя, кто там?

— А, батюшка да мама, вот так и так. Я пришел в байну, а меня сгребло: „Не возьмешь меня, дак я тебя не отпущу"

— А возьми,— говорят.

Вот, ему и разрешили взеть. Он эту взял, привез домой— а девка!

Вот, все поезжяют куды-то, к своим, к родным,— прошла неделя,— а ему некуды — в байны женился, дак... А она и говорит:

— Давай справляйся, да и поидим. Запрягай лошадь да пдидим.

Вот, склалисе и поехали. Говорит:

— Приидешь в ту избу, в -которой избы дитенок плаце. Вот, приехали в ту избу, где дитенок плаце.

— Пустите,— говорит,— ноцевать!

— Да у нас, говорит,— неспокойно, да худо все, у нас ребенок двадцать годов ревит в зыбке, дак некуды вам, неспокойно.

— Давай, давай, пустите. Мы ведь не боимся слез.

— Ну, заходите.

Они заехали, сели пить-есть. А девка-то, женщина, и приходит.

— Что у вас,— говорит,— ребенок-от все ревит? Покажите-ко мне.

Вот, она этого ребенка берет.

— Разрешите,— говорит,— этого ребенка бросить наопахйшу (наотмашь). Я брошу, и он боле плакать не будет.

— А, возьми.

Вот она взяла да бросила наопахйшу — и очудилась головня.

— Вот,— говорит,— я ваша дочь. Вы меня проклянули да отдали да возитесь двадцать лет с головней. Оттого она у вас и ревит.

Вот и сказка вся. Ну, и стали пить и гулять, и там все».

 

И в свадебной поэзии каждая выдаваемая замуж девушка — по сути дела «невеста из бани». Только в причитаниях баенник остается «за кадром». И здесь девушка переживает как бы временную смерть. Если в бывалыцине это похищение или изоляция в потустороннем мире, то в причитаниях это потеря «воли».

 

«Воля» же в свадебных причитаниях изображается чаще в виде ленточки, способной, .однако, к перевоплощениям. В этой ленточке, по древним представлениям, заключена жизненная, физическая и магическая сила девушки, иначе говоря, ее жизнь. И потому прошзние невесты с «волей», обычно происходящее в бане один из самых драматических и вместе с тем один из самых поэтических моментов в свадьбе:

 

Во теплой да парной баенке Моя волюшка спугаласе, В камёночку кладаласе, Огнем-пламенем казаласе. А на водушку садиласе — Серой утушкой явиласе. А на окошечко садиласе — Белой лебедью явиласе, Она крылушки расправила, По околенки ударила. Улетела моя волюшка На безродную сторонушку.

 

Если в этом севернорусском причитании «воля» сама улетает от девушки, то в другом, вепсском причитании, невеста оставляет ее подружкам:

 

Как вам не жаль отдавать мою светлую волюшку, красную красотушку накануне красного красивого лета, накануне годового веселого праздника. Соберутся любимые подруженьки большой ватагой, большой артелью, пойдут на годовой праздник со звонкими тальяночками и веселыми песенками, меня не будет тут, горемычной, в одной артели, в одной ватаге.

 

Теперь не моя светлая волюшка, красная красотушка... Возьмите вы хоть мою светлую волюшку, красную красотушку, покрасуйте и порадуйте по-прежнему, как мы красовали и веселили на годовых праздниках и на спокойных беседушках.

 

Пройдет еще немало времени, прежде чем вышедшая замуж обретет новую жизненную, физическую и магическую силу, но уже в доме мужа, от его предков.

 

Молодуха входит в дом новобрачного. Здесь она попадает в сеть новых семейных связей, приобщается к семейно-родовому культу «чужанина». На второй-третий день после свадьбы для молодых топится первая баня. У карелов был распространен обычай, согласно которому молодуха, придя в первый раз мыться в баню, дарит ее «хозяину» полотенце. Таким способом она заручалась благорасположением и покровительством нового баенника.

 

К обрядам, предшествующим свадьбе и связанным с баней, относится и обряд поднятия лемпи (девичьей «славутности», привлекательности), который был распространен у карелов. Вот как описывает этот обычай известный карельский писатель Пекка Пертту в своей книге «След лодки Вяйнямейнена»*:

 

«Особенно фантастичны и поэтичны приемы и средства ворожбы знахарей. Взять, скажем, некоторые детали процесса «лемменносто», «поднятия лемпи» — с помощью магии сделать привлекательнее девушку, обойденную женихами. «Лемменносто», по моим сведениям, совершалось по-разному и по крайней мере в трех местах — на берегу проточной воды, в бане и на мельнице. Након Сантра уточнила, что наиболее действенным «лемменносто» бывает в промежутке между Ивановым и Петровым днями, так же, как другие волшебства — в Святки. * П.    Пертту. 1985, с. 127—128. След    лодки    Вяйнямейнена.     Петрозаводск:    «Карелия»,

 

Баня была самым популярным местом для «лемменносто». Ритуалы, которые совершали обязательно втайне от всех, начинались уже £ отбора дров для бани. Дрова должны быть такими, чтобы в каждом полене был сук, растущий из самой сердцевины дербва, поленьев должно быть трижды семь или пять раз по семь — обязательно нечетное число, как подчеркивали Ийвана Лесонен из Венехъярви и Ёакон Сантра. Веник, которым парили девушку, был тем действеннее, чем больше на ветках сережек. Трохкима Тимонен из Луусалми прибавил: «Еще лучше, если связать веник из «тууленкопра». Слово это переводится как «лапа ветра» и означает образование на березе в виде густого шарообразного пучка мелких веточек. Кроме того, требовалось решето, через которое знахарь лил воду на девушку, ополаскивая ее после паренья.

 

По рассказам Ийваны Лесонена, «лемменносто» в интерпретации знахаря Суолахен Онтиппы, заканчивалось таким образом:

 

— Когда Онтиппа кончал парить девушку, он накидывал ей на голову большой платок, чтобы лицо было закрыто, и вел на родники. Там было такое место, где два родника под плавуном соединялись друг с другом. Онтиппа обвязывал талию девушки веревкой и другой ее конец просовывал под плавун из родника в родник. Потом он сталкивал девушку в родник и вытаскивал веревкой через другой.

 

Трохкима Тимонен рассказывает следующее:

— Когда знахарь кончал заговор, он хлопал в ладоши, сплевывал и кричал: «Испугалась?!» Если девушка отвечала, что не испугалась, знахарь заявлял: «Ну, тогда и жених не испугается, придет свататься».

 

Свадебным испытаниям баней некогда подвергался и жених. Отголоски этого древнего обряда сохранились лишь в сказке. Да и в ней не без труда различается уже стершийся эпизод жениховой бани:

 

Кабы взамуж, кабы взамуж, Кабы в пятницу к венцу, В субботу в баньке бы помыться, В воскресеньице к отцу!

Как у Спириных у байны Сделана купальня. Чего Ваню не любить — Эдакого парня!

«А Царица золотые кудри приказала вести Ивана Быковича в баню париться. Та баня топилась три месяца и так накалена была, что за пять верст нельзя было подойти к ней. Стали звать Ивана Быковича в баню париться. Он увидал, что от бани огнем пышет, и говорит:

— Что вы, с ума сошли? Да я сгорю там!

Тут ему опять вспомнилось: «Ведь со мной товарищи есть».

— Эй вы, старички-молодцы! Кто из вас умеет в бане париться?

ПодбёЖаЛ старик:

— Я, батюшка! Мое дело ребячье.

Живо вскочил в баню, в угол дунул, в другой плюнул — вся баня остыла, а в углах снег лежит.

— Ох, батюшки, замерз, топите еще три года! — кричит старик что есть мочи. Бросилась прислуга с докладом, что баня совсем замерзла, а Иван Быкович стал требовать, чтоб ему Царицу золотые кудри выдали. Царица сама к нему вышла, подала свою белую руку, села на корабль и поехала».

Лишь тот, кто выдержал испытание баней, кто проявил свои магические способности управлять стихиями, получает право на брак. В этом сказочном эпизоде преломились представления об инициациях юношей. Так в метафорической форме выражалась идея смерти и воскресения.

Я топила парну баенку Из чиста поля полынкою, А растопляла парну баенку Я цветами лазуревыми.

(Из причитаний)

 

из книги:  "Баня,банька,баенка"  

г.Петрозаводск изд."Карелия" 1992  автор: Криничная Н.А.



Полезные сайты:

Справочник Рыболова Fishsearch.ru
Рыбоводство Fishsearch.ru
Справочник охотника Huntsearch.ru
Справочник грибника Huntsearch.ru
Причёски и стрижки HairRoom.ru


просмотров: 863
Search Results from Ebay.US* DE* FR* UK
24 Ft Round 8 Year Above Ground Swimming Pool Winter Cover

$8.58
End Date: Monday Oct-23-2017 17:31:27 PDT
Buy It Now for only: $8.58
|
Ultra Durable Pool Spa Leaf Skimmer Net Rake w/ Deep Pocket Net

$43.65
End Date: Tuesday Oct-31-2017 11:09:11 PDT
Buy It Now for only: $43.65
|
Pleatco PA120 Hayward CX1200RE Swimming Pool Filter C-8412 FC-1293 C1200

$24.99
End Date: Saturday Oct-28-2017 14:30:41 PDT
Buy It Now for only: $24.99
|
Swimming Pool Winterizing Kit 20,000 Gallon >Liquid Winterizer and Winter Powder

$33.29
End Date: Wednesday Nov-8-2017 13:12:28 PST
Buy It Now for only: $33.29
|
Ocean Blue 350 GPH Electric Winter Cover Pump For Aboveground Swimming Pool

$5.00
End Date: Tuesday Oct-24-2017 18:39:47 PDT
Buy It Now for only: $5.00
|
Scumbug pool spa hot tub sponge clean absorb scum slime grime oil lotion 2 Pack

$26.99
End Date: Wednesday Nov-1-2017 9:19:43 PDT
Buy It Now for only: $26.99
|
18 Ft Round 8 Year Above Ground Swimming Pool Winter Cover

$349.99
End Date: Friday Oct-27-2017 10:14:50 PDT
Buy It Now for only: $349.99
|
Coleman 71" x 26" Inflatable Spa 4-Person Hot Tub with 6 Filter Cartridges

$123.95
End Date: Saturday Nov-18-2017 8:39:38 PST
Buy It Now for only: $123.95
|
Search Results from «Озон» Товары для бани
 
Эфирное масло Botanika "Апельсин сладкий", 10 мл
Эфирное масло Botanika "Апельсин сладкий", 10 мл
Эфирное масло Botanika "Апельсин сладкий" снимает напряжение и стресс, способствует формированию позитивного взгляда на мир, выводит из депрессивного состояния. Поднимает настроение тем, кто скучает или испытывает упадок сил. Как потогонное средство...

Цена:
53 руб

Термометр для бани и сауны "Невский банщик". Б11582
Термометр для бани и сауны "Невский банщик". Б11582
Термометр для бани и сауны "Невский банщик" выполнен из высококачественной древесины. Термометр в течение длительного времени сохраняет форму, презентабельный вид и не подвергается порче. Краска не смывается под действием высоких температур и повышенной...

Цена:
270 руб

Шапка для бани и сауны Доктор баня "Букет", цвет: желтый
Шапка для бани и сауны Доктор баня "Букет", цвет: желтый
Шапка для бани и сауны Доктор баня "Букет" выполнена из войлока (100% шерсть) и декорирована аппликацией в виде цветов и листочков.
Шапка для бани и сауны - это оригинальный и незаменимый аксессуар для любителей попариться в русской бане и для...

Цена:
225 руб

Шапка для бани и сауны Доктор Баня "Буденовка", цвет: светло-серый
Шапка для бани и сауны Доктор Баня "Буденовка", цвет: светло-серый
Шапка для бани и сауны Доктор Баня "Буденовка", изготовленная из войлока (100% шерсть), станет незаменимым аксессуаром для любителей попариться в русской бане и для тех, кто предпочитает сухой жар финской бани. Шапка оформлена оригинальным и...

Цена:
141 руб

Полотенце Arya "Dina", цвет: бежевый, 70 x 140 см
Полотенце Arya "Dina", цвет: бежевый, 70 x 140 см
Полотенце Arya "Dina" выполнено из бамбука. Изделие отлично впитывает влагу, быстро сохнет, сохраняет яркость цвета и не теряет форму даже после многократных стирок.
Такое полотенце очень практично и неприхотливо в уходе. Оно создаст...

Цена:
965 руб

Массажер для стоп Тимбэ Продакшен. МА4218
Массажер для стоп Тимбэ Продакшен. МА4218
На ступнях человека расположено около 70 000 нервных окончаний, которые образуют рефлекторные зоны, связанные с определением внутренними органами. При массаже происходит активация защитных функций организма. Этот массажер позволяет самостоятельно...

Цена:
749 руб

Массажер для стопы Тимбэ Продакшен. МА4401
Массажер для стопы Тимбэ Продакшен. МА4401
На ступнях человека расположено около 70 000 нервных окончаний, которые образуют рефлекторные зоны, связанные с определением внутренними органами. При массаже происходит активация защитных функций организма. Этот массажер позволяет самостоятельно...

Цена:
363 руб

Массажер ленточный зубчатый Тимбэ Продакшен . МА3215
Массажер ленточный зубчатый Тимбэ Продакшен . МА3215
Ленточный массажер восточной медицине известен уже около трех тысяч лет. являясь классикой в ряду других массажеров по прежнему наиболее эффективный инструмент для профилактического массажа. Наличие длинных ручек позволит самостоятельно массировать такие...

Цена:
286 руб

Массажер для стоп "Валик" Тимбэ Продакшен. МА5102
Массажер для стоп "Валик" Тимбэ Продакшен. МА5102
На ступнях человека расположено около 70 000 нервных окончаний, которые образуют рефлекторные зоны, связанные с определением внутренними органами. При массаже происходит активация защитных функций организма. Этот массажер позволяет самостоятельно...

Цена:
494 руб

Botanika эфирное масло Розмарин лекарственный, 10 мл
Botanika эфирное масло Розмарин лекарственный, 10 мл
Травяная серия. Запах эфирного масла розмарина сильный, свежий, травяной, чистый с прохладными мятными и эвкалиптовыми нотами. Также ощутимы камфорные, древесные, хвойные и бальзамические аспекты. Розмарин входил в состав древнейших парфюмерных...

Цена:
90 руб



2003 Copyright © Санкт-Петербург Peterlife.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Угостить администратора сайта, чашечкой кофе *https://paypal.me/peterlife
  Яндекс цитирования