БИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА Введение.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Введение.

Исходное сырье для приготовления субстратов содержит свою собственную эндогенную микрофлору и микрофауну. При увлажнении сырья активность организмов возрастает Микроорганизмы потребляют кислород, воду, питательные органические вещества субстрата, а также минеральные элементы. Искусство приготовления субстрата состоит в сохранении полезной микрофлоры и даже увеличении ее численности и в уничтожении или дезактивации вредных организмов. Основные группы организмов, встречающиеся в растительном сырье, представлены в табл..

Таблица
Основные группы организмов, встречающиеся в растительных субстратах

Группа
Представители
Описание
Микрофлора
Бактерии

Множество форм: кокки, палочки, нитчатые. Размер 1-8 мкм.

Актиномицеты
Тонкий разветвленный мицелий. Размер 0.5-20 мкм.
Грибы, дрожжи
Мицелий и споры. Размер спор 3-50 мкм. Множество видов, в т.ч. конкурентные плесени.
Водоросли
Нитчатые формы. Размеры 10-100 мкм.
Вирусы
Живут в бактериях, актиномицетах, грибах. Размер 0,1 мкм.
Микрофауна
Простейшие
Форма: одноклеточные со жгутиками или ресничками. Размер 5-80 мкм.
Нематоды
Круглые черви 50-1000 мкм.
Макрофлора

Высшие грибы (макромицеты)
Образуют мицелий и плодовые тела (размер 10-40 мм) - гриб навозник.
Макрофауна
Клещи
Размер 0,1 - 2 мм.
Мухи, комарики
Личинки. Размер 0,1-2 мм.
Муравьи, жуки, пауки, ногохвостки и др

Личинки, взрослые особи. Размер 1-20 мм.

Биологические свойства субстратов имеют особое значение для нестерильных технологий культивирования, когда значительная часть организмов субстрата сохраняется после пастеризации. Чем сильнее термическая обработка, тем меньшее число организмов выживает, в том числе и полезных, которые обеспечивают селективность субстрата. Селективность субстрата - одно из важнейших биологических свойств, определяемое химическим составом сырья и активностью полезной микрофлоры.   Биологические свойства субстрата тесно связаны с его химическими и физическими свойствами и в совокупности определяют конечный результат - высокую продуктивность культуры грибов.
Инфицированность сырья.
Культивируемые растения в период вегетации подвергаются инфицированию разнообразных микроорганизмов. Среди них можно обозначить несколько групп (рис.):   Паразитические или фитопатогенные грибы и бактерии. Например: ржавчина пшеницы, головня пшеницы, мучнистая роса, бактериальная пятнистость и т п.   Эпифитная микрофлора - обычно непатогенные грибы и бактерии, питающиеся поверхностными выделениями на листьях растений.   Сапротрофная микрофлора - бактерии и грибы, питающиеся мертвым органическим веществом. К этой группе относится большинство конкурентных вешенке организмов: плесневые грибы (Trichoderma, Aspergillus, Penicillium и т.п.) и бактерии (Pseudomonas и др. ).

Рис. Инфицированность сырья

Многие представители микроскопических грибов, обитающих в почве, в зоне ризосферы способны разрушать клетчатку (целлюлозу): Chaetomium globosum, Trichoderma lignorum, Cladosporium herbarum, Fusarium , Aspergillus, Mucor. Некоторые представители низших грибов (дейтеромицеты) способны также частично разлагать лигнин: Alternaria, Aspergillus, Trichoderma, Gilmaniella.   Микроскопические грибы размножаются обычно бесполым путем, образуя огромное количество спор. Мелкие споры грибов могут переноситься воздухом на большие расстояния. Количество спор грибов в воздухе может достигать десятков и сотен тысяч в 1 м3. Первичная инфекция - это сумма микроорганизмов, которые находятся на субстрате в период его заготовки и складирования.   Вторичная инфекция - развивается при неправильном хранении сырья (попадание влаги) или контакте сырья с отселектированной на грибной форме микрофлорой (наиболее часто возникающие плесневые инфекции).   Таким образом, источником инфекции может быть окружающая среда, субстрат, помещения фермы, отработанный инфицированный субстрат. Необходимо принимать соответствующие меры против перекрестного инфицирования.
  Конкурентная микрофлора.
Конкурентная микрофлора представлена двумя группами организмов: 1) бактерии; 2) грибы.   Бактерии выделяют токсичные метаболиты, которые ингибируют рост мицелия. В блоках инокулированного субстрата такие зоны обычно хорошо видны, особенно на фоне белого заросшего мицелием субстрата: это достаточно четко отграниченные темного цвета зоны. Бактериальная инфекция часто встречается при выращивании мицелия на зерновом субстрате. В этом случае бактериоз проявляется также в виде отдельных, не зарастающих мицелием зон, зерно осклизлое и неприятно пахнущее. Бактериозы появляются в случае переувлажнения субстрата, недостаточной термообработке или несоблюдении оптимального температурного режима инкубации субстрата.   Конкурентные грибы представлены в основном низшими грибами - плесенями, однако, встречаются и представители высших, шляпочных грибов - это виды навозников – Coprinus sрр.   Плесневые грибы условно разделяют на слабо конкурентные и сильнокурентные. Однако слабо конкурентные плесени в определенных условиях также могут приносить большой вред. Плесневые грибы поглощают питательные вещества субстрата, в первую очередь легкодоступные соединения, они также выделяют токсины, ингибирующие рост мицелия вешенки, кроме того, отдельные агрессивные биотипы, например триходермы, проявляют микопаразитические свойства.   Встречаемость различных видов конкурентных грибов зависит от места заготовки сырья, вида сырья и санитарной обстановки на самой грибной ферме (табл.). В последние годы зеленая плесень, вызываемая триходермой, постоянно представляет опасность для грибоводческих ферм, выращивающих вешенку, строфарию, и шампиньон. В Северной Америке распространен агрессивный штамм Trichoderma harzianum - Тh-4, а в Европе - Тh-2. В Канаде около 60% шампиньонниц инфицировано биотипом Тh-4. Trichoderma harzianum (штамм Тh-4) вызывает большие потери урожая вешенки на соломистом субстрате.

Таблица
Конкурентные грибы на субстрате.

Виды грибов
Частота обнаружения
Основные причины появления
Trichoderma sрр. (зеленая плесень)
+ + +

Плохая пастеризация. Температура в субстрате выше 30°С.

Сорrinus sрр. (навозник)
+ + +
Избыток азота (С/N < 30). Температура в субстрате выше 30°С.
Trichurus spirales ("волосатая" плесень)
Плохая стерилизация.
Neurospora sitophila (оранжевая плесень)
+ + +

Стерилизация субстрата. Часто источник – мицелий.

Cladosporium sрр.

rthobotrus sрр.

Sclerotium sрр.

+ +

Плохая пастеризация. Наличие легкодоступных питательных веществ.

Penicillium sрр.

Mucor sрр.

Aspergilus sрр.

Alternaria sрр.

+

Плохая пастеризация. Наличие легкодоступных питательных веществ.

На первой волне плодоношения потери от зеленой плесени могут составлять 65%, а на второй волне 99% урожая. В среднем потери составляют 70% общего урожая. Грибные фермы, выращивающие и шампиньон, и вешенку, имеют двойной риск распространения этого агрессивного штамма по сравнению с фермами, культивирующими один вид.   Накопление конкурентной микрофлоры происходит при неправильном, открытом хранении сырья, нарушении санитарно - гигиенических норм, нарушении термического режима обработки, избыточном количестве легкодоступных соединений углерода и азота (табл.).

Конкурентная микрофлора

Сильно конкурентная:

Trichoderma

Gilmaniella

Neurospora

1. Заготовка увлажненного (непросушенного) сырья.

2. Неправильное хранение сырья (открытое).

3. Нарушение термического режима обработки (недостаточная экспозиция или температура).

4. Неправильная композиция субстрата (избыток легкодоступных соединений азота и углерода).

5. Нарушение санитарно-гигиенических норм.

6. Высокая первичная инфицированность.

1. Заготовка сухого сырья в сухую погоду.

2. Хранение сырья в закрытом помещении.

3. Соблюдение температурного режима обработки и достаточная экспозиция.

4.Коррекция состава субстрата, уменьшение содержания легкодоступных веществ (промывка в воде, длительная фильтрация).

5. Удаление органических остатков, изоляция камер от наружной среды, регулярная дезинфекция.

6. Снижение инфицированности сырья: промывка водой, качественная термообработка, внесение фунгицидов (фундазол 25-100 ppm), антибиотиков.

Обследование грибных ферм показало, что накопление агрессивной конкурентной микрофлоры начинается сразу же после начала работы фермы. Фактически грибоводческая ферма является новой открытой нишей для развития конкурентных организмов. Здесь есть все: тепло, влага, питание. Поэтому борьба с инфекцией должна быть на ферме постоянной и жесткой. Инфекционные споры (пропагулы) триходермы обнаруживаются практически во всех местах инфицированной фермы (табл.). Концентрация спор триходермы выше в производственной зоне, где они переносятся с механизмами, персоналом или органическими остатками. На многих фермах для отдельных операций создают специальные рабочие группы, которые не пересекаются в течение рабочего дня, например группа сборщиков грибов и группа посева мицелия и фасовки субстрата. Органические отходы, почва, пыль и вода на дорогах - могут быть резервуарами триходермы (табл.). Основная стратегия контроля развития триходермы на ферме - ограничение, локализация мест развития плесени и предотвращение ее распространения. Меры борьбы - это в основном профилактика в виде регулярных санитарно - гигиенических мероприятий.

Таблица
Распределение триходермы на ферме (процент проб с биотипом Тh-4)

Строение фермы

Пыль, сажа
12,5
Исходное сырье

Полезная микрофлора.
Субстраты несут в себе как вредную (конкурентную или патогенную) микрофлору, так и полезную. Микроорганизмы, обеспечивающие нормальное развитие мицелия в присутствии конкурентной микрофлоры пока еще недостаточно изучены. Известно, что они относятся к группе термофильных бактерий рода Bacillus.   Все микроорганизмы можно разделить на группы по отношению к оптимальной температуре их развития (табл.). Это психрофилы, мезофилы и термофилы. Вешенка и строфария относятся к умеренным мезофилам - оптимум развития мицелия от 20 до 30оС. Большинство конкурентных плесеней относятся к экстремальным мезофилам: оптимум развития мицелия при температуре от 30 до 45оС.

Таблица
Распределение микроорганизмов по отношению к температуре

Группа Подгруппа Температура (°С)
Психрофилы
Облигатные мезо-толерантные
0-10° 10 - 20°
Мезофилы
Умеренные экстремальные
20 - 30° 30 - 45°
Термофилы
Термотолерантные облигатные
45 - 55° 55 - 80°

Полезная микрофлора, антагонистичная конкурентным организмам, относится к термофилам. Наиболее изучены термофильные микроорганизмы шампиньонного компоста. Они представлены тремя группами организмов: бактериями, актиномицетами и грибами (табл.). Оптимальный интервал температур для их развития 45 - 55°С. Такой температурный режим устанавливают после пастеризации компоста в фазе кондиционирования. В отличие от бактерий, которые развиваются очень быстро (за 24 часа их количество при оптимальных условиях увеличивается в 300000 раз), развитие актиномицетов и грибов требует нескольких суток. Процесс обработки субстрата для культивирования вешенки обычно кратковременный (от 24 до 72 часов) и единственная возможность микробиологической защиты субстрата реализуется за счет термофильных бактерий. При пастеризации субстрата большая часть термофильной микрофлоры не активна, лишь некоторые виды продолжают развиваться при температуре выше 65°С (табл.).

Таблица
Оптимальная температура для развития термофильных микроорганизмов

Группа

Humicola

Stibella

35-55

Таблица
Время выживания термофильных грибов при различных режимах пастеризации, часы

Наименование
Talaromyces thermophilus
240
1
0

источник: выдержки из книги "Размножение грибов, на примере вешенки и строфарии"

Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*

Мицелий грибов "Вешенка золотая", 16 древесных палочек
Вешенка золотая встречается исключительно на Дальнем Востоке. Это один из любимых грибов жителей Приморского края.
Благодаря мицелию грибов "Вешенка золотая" теперь вы без труда сможете вырастить любимые грибы у себя в саду или дома. И уже через 2-4 месяца после посадки у вас появится первый урожай грибов. За один год можно собрать от 3 до 6 кг грибов с каждого бревна.
Для того чтобы вырастить грибы вам понадобится: мицелий "Грибное удовольствие", бревно или палка лиственных пород (бук, тополь, береза, ива, клен, рябина и плодовые деревья), дрель.
Благоприятное время для посадки мицелия "Вешенка золотая" - в природных условиях с мая по сентябрь, в помещении - круглый год.
Плодоносят мицелии в среднем от 3 до 5 лет, в зависимости от сорта грибов. Характеристики:
  • Материал: древесная палочка.
  • Размер упаковки: 11 см х 15,5 см.
  • Артикул: 10021....

99 руб

Мицелий грибов "Вешенка весенняя", на 16 древесных палочках
    Вешенка весенняя или легочная - наиболее часто встречающийся вид вешенок. Она произрастает от Тихого океана и до Карпатских гор, от Кавказа и до Полярного круга. Есть вешенку можно в тушеном, жареном, маринованном виде, в пирогах и супах; сушить и замораживать "про запас".
    Благодаря мицелию грибов "Вешенка весенняя" теперь вы без труда сможете вырастить любимые грибы у себя в саду или дома. И уже через 3-6 месяцев после посадки у вас появится первый урожай грибов. За один год можно собрать от 3 до 6 кг с каждого бревна.
    Для того чтобы вырастить грибы вам понадобится: мицелий "Вешенка весенняя", бревно или палка лиственных пород (бук, тополь, береза, ива, клен, рябина и плодовые деревья) без признаков гнили.
    Благоприятное время для посадки мицелия "Вешенка весенняя" - в природных условиях с апреля по октябрь, в помещении - круглый год.
    Плодоносят мицелии волнами, до 3-4 лет на мягкой древесине, 5-7 лет на твердой. Характеристики:

• Материал: древесная палочка.
  • Размер упаковки: 11 см х 15,5 см х 1 см.
  • Артикул: 10037....

100 руб

Мицелий зерновой Вешенка Белый эльф, 150 мл
    (Рleurotus cystidiosus) Шляпка. 10-16 см, часто чешуйчатая, от бледно-желтого до светло-белого, часто с волнистым краем. Ножка. Длинная, 5-7 см, твердая, белая. Полезные свойства. Плодовые тела вешенки белый эльф являются ценным диетическим продуктом, поскольку имеют низкую калорийность и содержат многие вещества, необходимые организму человека. Употребление. Вешенка – вкусный съедобный гриб, настоящая находка для любого кулинара, для любой домашней хозяйки. Само приготовление из вешенки первых или вторых блюд занимает 15-20 минут. Вешенку можно варить, тушить, жарить, солить, мариновать, квасить, сушить и т.д. Блюда из вешенки при любом способе приготовления сохраняют ярко выраженный грибной вкус и аромат, а также полезные свойства....

275 руб

Мицелий зерновой Белый гриб Лимонный, 30 мл
    (Boletus edulis f. Citrinus) Гриб похож на типовую форму, отличается лимонно-жёлтой или ярко-жёлтой окраской шляпки. Обильно произрастает в елово-сосновых перелесках, наиболее известен в Дании, Франции, Белоруссии. Употребление. Съедобный деликатесный гриб первой категории. Зерновой мицелий лесных грибов не уступает по всхожести субстратным грибницам, но отличается технологией производства и агротехникой посадки. В затенённом участке сада выкапываем небольшой котлованчик площадью 2,5-3 м2 произвольной формы, таким образом, чтобы образовалось углубление 10-20 см. По всей поверхности равномерно рассыпаем зерновой мицелий. Для обеспечения гриба необходимыми питательными веществами на начальных стадиях развития, необходимо присыпать мицелий лесной почвой слоем 3-5 см. Последним шагом прикрываем грибное место снятым ранее слоем почвы, слегка утрамбовываем и поливаем 10 литрами воды с помощью садовой лейки. Уход заключается в поливе грибницы в сухую жаркую погоду, не допуская пересыхания почвы, как до появления грибов, так и во время плодоношения. Зерновой мицелий лесных микоризных грибов также можно использовать в целях создания симбиоза при выращивании хвойных из семян. Технология применения в целом не отличается от использования субстратных грибниц. Содержимое упаковки необходимо тщательно перемешать с 10 литрами садовой или лесной почвы, или любым подходящим грунтом для рассады. Хорошо увлажнить, после чего можно использовать смесь для проращивания семян. Если посадка семян производится сразу в открытый грунт, то семена высеваются вместе с зерновым мицелием. Одна упаковка мицелия рассчитана на 2,5-3 м2, следовательно, на этой площади можно и высевать семена, предварительно подготовив грибное место по технологии использования зернового мицелия описанной выше, сверху на грунт высеваются семена. Субстратный и зерновой мицелий также можно использовать при пересадке растений на постоянное место в открытый грунт. Для этого на дно посадочной ямы равномерно по всей площади рассыпаем грибницу. Устанавливаем растение согласно индивидуальным требованиям. Все хвойные растения пересаживают обязательно с комом! Посадочное место для хвойных растений должно быть шире диаметра кома и глубже, чем высота кома....

199 руб

Мицелий зерновой Подберезовик Обыкновенный, 30 мл
    (Leccinum scabrum) Шляпка диаметром 3-10 (20) см, полушаровидная, выпуклая, подушковидная в зрелости, сухая, матовая, серо-коричневая, каштаново-коричневая или буро-коричневая. Ножка длиной 5-12 (20) см и диаметром 1-3 см, длинная, цилиндрическая, слабо расширенная к основанию, плотная, продольно-волокнистая, беловатая с темно-серыми или черно-бурыми продольными чешуйками. Мякоть в молодом возрасте - светлая, плотная, нежная, позднее – рыхлая, дряблая, водянистая, а в ножке – жестко-волокнистая. Хороший съедобный гриб. Используется в супах и вторых блюдах (отваривание около 10-15 минут), сушеным, мороженным, соленым и маринованным. При обработке мякоть чернеет Зерновой мицелий лесных грибов не уступает по всхожести субстратным грибницам, но отличается технологией производства и агротехникой посадки. В затенённом участке сада выкапываем небольшой котлованчик площадью 2,5-3 м2 произвольной формы, таким образом, чтобы образовалось углубление 10-20 см. По всей поверхности равномерно рассыпаем зерновой мицелий. Для обеспечения гриба необходимыми питательными веществами на начальных стадиях развития, необходимо присыпать мицелий лесной почвой слоем 3-5 см. Последним шагом прикрываем грибное место снятым ранее слоем почвы, слегка утрамбовываем и поливаем 10 литрами воды с помощью садовой лейки. Уход заключается в поливе грибницы в сухую жаркую погоду, не допуская пересыхания почвы, как до появления грибов, так и во время плодоношения. Зерновой мицелий лесных микоризных грибов также можно использовать в целях создания симбиоза при выращивании хвойных из семян. Технология применения в целом не отличается от использования субстратных грибниц. Содержимое упаковки необходимо тщательно перемешать с 10 литрами садовой или лесной почвы, или любым подходящим грунтом для рассады. Хорошо увлажнить, после чего можно использовать смесь для проращивания семян. Если посадка семян производится сразу в открытый грунт, то семена высеваются вместе с зерновым мицелием. Одна упаковка мицелия рассчитана на 2,5-3 м2, следовательно, на этой площади можно и высевать семена, предварительно подготовив грибное место по технологии использования зернового мицелия описанной выше, сверху на грунт высеваются семена. Субстратный и зерновой мицелий также можно использовать при пересадке растений на постоянное место в открытый грунт. Для этого на дно посадочной ямы равномерно по всей площади рассыпаем грибницу. Устанавливаем растение согласно индивидуальным требованиям. Все хвойные растения пересаживают обязательно с комом! Посадочное место для хвойных растений должно быть шире диаметра кома и глубже, чем высота кома....

175 руб

Мицелий зерновой Подосиновик Желто-Бурый, 30 мл
    (Leccinum versipelle) Шляпка. Диаметром 5-10 (30) см, сначала почти шаровидная, потом - выпуклая подушковидная, сухая, кирпично-красная, серо-оранжевая или буровато-желтая. Ножка. Длиной 8-12 (20) см и диаметром 2-5 см, клубневидная, позднее - цилиндрическая, утолщенная к основанию, сероватая с густыми многочисленными щетинистыми чешуйками черно-бурого цвета. Мякоть. Плотная, твердая, беловатая, на срезе розовеет, лиловеет, затем - буреет, а в основании ноги становится сине-зеленой. Употребление. Хороший съедобный гриб (2 категории), используется так же, как и осиновик красный. Зерновой мицелий лесных грибов не уступает по всхожести субстратным грибницам, но отличается технологией производства и агротехникой посадки. В затенённом участке сада выкапываем небольшой котлованчик площадью 2,5-3 м2 произвольной формы, таким образом, чтобы образовалось углубление 10-20 см. По всей поверхности равномерно рассыпаем зерновой мицелий. Для обеспечения гриба необходимыми питательными веществами на начальных стадиях развития, необходимо присыпать мицелий лесной почвой слоем 3-5 см. Последним шагом прикрываем грибное место снятым ранее слоем почвы, слегка утрамбовываем и поливаем 10 литрами воды с помощью садовой лейки. Уход заключается в поливе грибницы в сухую жаркую погоду, не допуская пересыхания почвы, как до появления грибов, так и во время плодоношения. Зерновой мицелий лесных микоризных грибов также можно использовать в целях создания симбиоза при выращивании хвойных из семян. Технология применения в целом не отличается от использования субстратных грибниц. Содержимое упаковки необходимо тщательно перемешать с 10 литрами садовой или лесной почвы, или любым подходящим грунтом для рассады. Хорошо увлажнить, после чего можно использовать смесь для проращивания семян. Если посадка семян производится сразу в открытый грунт, то семена высеваются вместе с зерновым мицелием. Одна упаковка мицелия рассчитана на 2,5-3 м2, следовательно, на этой площади можно и высевать семена, предварительно подготовив грибное место по технологии использования зернового мицелия описанной выше, сверху на грунт высеваются семена. Субстратный и зерновой мицелий также можно использовать при пересадке растений на постоянное место в открытый грунт. Для этого на дно посадочной ямы равномерно по всей площади рассыпаем грибницу. Устанавливаем растение согласно индивидуальным требованиям. Все хвойные растения пересаживают обязательно с комом! Посадочное место для хвойных растений должно быть шире диаметра кома и глубже, чем высота кома....

175 руб

Мицелий грибов "Шиитаке", 16 древесных палочек
    Шиитаке - в Японии, Китае и Корее их считают самыми вкусными и необыкновенно целебными грибами. Лечебные свойства: повышает иммунитет, мужскую потенцию, нормализует кровяное давление, имеет противоопухолевые свойства.
    Благодаря мицелию грибов "Шиитаке" теперь вы без труда сможете вырастить любимые грибы у себя в саду или дома. И уже через 5-9 месяцев после посадки у вас появится первый урожай грибов. За один год можно собрать от 4 до 6 кг с каждого бревна.
    Благоприятное время для посадки мицелия "Шиитаке" - в природных условиях с апреля по октябрь, в помещении - круглый год.
  • Материал: древесная палочка.
  • Размер упаковки: 11 см х 15,5 см.
  • Артикул: 10010....