БИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА Введение.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Введение.

Исходное сырье для приготовления субстратов содержит свою собственную эндогенную микрофлору и микрофауну. При увлажнении сырья активность организмов возрастает Микроорганизмы потребляют кислород, воду, питательные органические вещества субстрата, а также минеральные элементы. Искусство приготовления субстрата состоит в сохранении полезной микрофлоры и даже увеличении ее численности и в уничтожении или дезактивации вредных организмов. Основные группы организмов, встречающиеся в растительном сырье, представлены в табл..

Таблица
Основные группы организмов, встречающиеся в растительных субстратах

Группа
Представители
Описание
Микрофлора
Бактерии

Множество форм: кокки, палочки, нитчатые. Размер 1-8 мкм.

Актиномицеты
Тонкий разветвленный мицелий. Размер 0.5-20 мкм.
Грибы, дрожжи
Мицелий и споры. Размер спор 3-50 мкм. Множество видов, в т.ч. конкурентные плесени.
Водоросли
Нитчатые формы. Размеры 10-100 мкм.
Вирусы
Живут в бактериях, актиномицетах, грибах. Размер 0,1 мкм.
Микрофауна
Простейшие
Форма: одноклеточные со жгутиками или ресничками. Размер 5-80 мкм.
Нематоды
Круглые черви 50-1000 мкм.
Макрофлора

Высшие грибы (макромицеты)
Образуют мицелий и плодовые тела (размер 10-40 мм) - гриб навозник.
Макрофауна
Клещи
Размер 0,1 - 2 мм.
Мухи, комарики
Личинки. Размер 0,1-2 мм.
Муравьи, жуки, пауки, ногохвостки и др

Личинки, взрослые особи. Размер 1-20 мм.

Биологические свойства субстратов имеют особое значение для нестерильных технологий культивирования, когда значительная часть организмов субстрата сохраняется после пастеризации. Чем сильнее термическая обработка, тем меньшее число организмов выживает, в том числе и полезных, которые обеспечивают селективность субстрата. Селективность субстрата - одно из важнейших биологических свойств, определяемое химическим составом сырья и активностью полезной микрофлоры.   Биологические свойства субстрата тесно связаны с его химическими и физическими свойствами и в совокупности определяют конечный результат - высокую продуктивность культуры грибов.
Инфицированность сырья.
Культивируемые растения в период вегетации подвергаются инфицированию разнообразных микроорганизмов. Среди них можно обозначить несколько групп (рис.):   Паразитические или фитопатогенные грибы и бактерии. Например: ржавчина пшеницы, головня пшеницы, мучнистая роса, бактериальная пятнистость и т п.   Эпифитная микрофлора - обычно непатогенные грибы и бактерии, питающиеся поверхностными выделениями на листьях растений.   Сапротрофная микрофлора - бактерии и грибы, питающиеся мертвым органическим веществом. К этой группе относится большинство конкурентных вешенке организмов: плесневые грибы (Trichoderma, Aspergillus, Penicillium и т.п.) и бактерии (Pseudomonas и др. ).

Рис. Инфицированность сырья

Многие представители микроскопических грибов, обитающих в почве, в зоне ризосферы способны разрушать клетчатку (целлюлозу): Chaetomium globosum, Trichoderma lignorum, Cladosporium herbarum, Fusarium , Aspergillus, Mucor. Некоторые представители низших грибов (дейтеромицеты) способны также частично разлагать лигнин: Alternaria, Aspergillus, Trichoderma, Gilmaniella.   Микроскопические грибы размножаются обычно бесполым путем, образуя огромное количество спор. Мелкие споры грибов могут переноситься воздухом на большие расстояния. Количество спор грибов в воздухе может достигать десятков и сотен тысяч в 1 м3. Первичная инфекция - это сумма микроорганизмов, которые находятся на субстрате в период его заготовки и складирования.   Вторичная инфекция - развивается при неправильном хранении сырья (попадание влаги) или контакте сырья с отселектированной на грибной форме микрофлорой (наиболее часто возникающие плесневые инфекции).   Таким образом, источником инфекции может быть окружающая среда, субстрат, помещения фермы, отработанный инфицированный субстрат. Необходимо принимать соответствующие меры против перекрестного инфицирования.
  Конкурентная микрофлора.
Конкурентная микрофлора представлена двумя группами организмов: 1) бактерии; 2) грибы.   Бактерии выделяют токсичные метаболиты, которые ингибируют рост мицелия. В блоках инокулированного субстрата такие зоны обычно хорошо видны, особенно на фоне белого заросшего мицелием субстрата: это достаточно четко отграниченные темного цвета зоны. Бактериальная инфекция часто встречается при выращивании мицелия на зерновом субстрате. В этом случае бактериоз проявляется также в виде отдельных, не зарастающих мицелием зон, зерно осклизлое и неприятно пахнущее. Бактериозы появляются в случае переувлажнения субстрата, недостаточной термообработке или несоблюдении оптимального температурного режима инкубации субстрата.   Конкурентные грибы представлены в основном низшими грибами - плесенями, однако, встречаются и представители высших, шляпочных грибов - это виды навозников – Coprinus sрр.   Плесневые грибы условно разделяют на слабо конкурентные и сильнокурентные. Однако слабо конкурентные плесени в определенных условиях также могут приносить большой вред. Плесневые грибы поглощают питательные вещества субстрата, в первую очередь легкодоступные соединения, они также выделяют токсины, ингибирующие рост мицелия вешенки, кроме того, отдельные агрессивные биотипы, например триходермы, проявляют микопаразитические свойства.   Встречаемость различных видов конкурентных грибов зависит от места заготовки сырья, вида сырья и санитарной обстановки на самой грибной ферме (табл.). В последние годы зеленая плесень, вызываемая триходермой, постоянно представляет опасность для грибоводческих ферм, выращивающих вешенку, строфарию, и шампиньон. В Северной Америке распространен агрессивный штамм Trichoderma harzianum - Тh-4, а в Европе - Тh-2. В Канаде около 60% шампиньонниц инфицировано биотипом Тh-4. Trichoderma harzianum (штамм Тh-4) вызывает большие потери урожая вешенки на соломистом субстрате.

Таблица
Конкурентные грибы на субстрате.

Виды грибов
Частота обнаружения
Основные причины появления
Trichoderma sрр. (зеленая плесень)
+ + +

Плохая пастеризация. Температура в субстрате выше 30°С.

Сорrinus sрр. (навозник)
+ + +
Избыток азота (С/N < 30). Температура в субстрате выше 30°С.
Trichurus spirales ("волосатая" плесень)
Плохая стерилизация.
Neurospora sitophila (оранжевая плесень)
+ + +

Стерилизация субстрата. Часто источник – мицелий.

Cladosporium sрр.

rthobotrus sрр.

Sclerotium sрр.

+ +

Плохая пастеризация. Наличие легкодоступных питательных веществ.

Penicillium sрр.

Mucor sрр.

Aspergilus sрр.

Alternaria sрр.

+

Плохая пастеризация. Наличие легкодоступных питательных веществ.

На первой волне плодоношения потери от зеленой плесени могут составлять 65%, а на второй волне 99% урожая. В среднем потери составляют 70% общего урожая. Грибные фермы, выращивающие и шампиньон, и вешенку, имеют двойной риск распространения этого агрессивного штамма по сравнению с фермами, культивирующими один вид.   Накопление конкурентной микрофлоры происходит при неправильном, открытом хранении сырья, нарушении санитарно - гигиенических норм, нарушении термического режима обработки, избыточном количестве легкодоступных соединений углерода и азота (табл.).

Конкурентная микрофлора

Сильно конкурентная:

Trichoderma

Gilmaniella

Neurospora

1. Заготовка увлажненного (непросушенного) сырья.

2. Неправильное хранение сырья (открытое).

3. Нарушение термического режима обработки (недостаточная экспозиция или температура).

4. Неправильная композиция субстрата (избыток легкодоступных соединений азота и углерода).

5. Нарушение санитарно-гигиенических норм.

6. Высокая первичная инфицированность.

1. Заготовка сухого сырья в сухую погоду.

2. Хранение сырья в закрытом помещении.

3. Соблюдение температурного режима обработки и достаточная экспозиция.

4.Коррекция состава субстрата, уменьшение содержания легкодоступных веществ (промывка в воде, длительная фильтрация).

5. Удаление органических остатков, изоляция камер от наружной среды, регулярная дезинфекция.

6. Снижение инфицированности сырья: промывка водой, качественная термообработка, внесение фунгицидов (фундазол 25-100 ppm), антибиотиков.

Обследование грибных ферм показало, что накопление агрессивной конкурентной микрофлоры начинается сразу же после начала работы фермы. Фактически грибоводческая ферма является новой открытой нишей для развития конкурентных организмов. Здесь есть все: тепло, влага, питание. Поэтому борьба с инфекцией должна быть на ферме постоянной и жесткой. Инфекционные споры (пропагулы) триходермы обнаруживаются практически во всех местах инфицированной фермы (табл.). Концентрация спор триходермы выше в производственной зоне, где они переносятся с механизмами, персоналом или органическими остатками. На многих фермах для отдельных операций создают специальные рабочие группы, которые не пересекаются в течение рабочего дня, например группа сборщиков грибов и группа посева мицелия и фасовки субстрата. Органические отходы, почва, пыль и вода на дорогах - могут быть резервуарами триходермы (табл.). Основная стратегия контроля развития триходермы на ферме - ограничение, локализация мест развития плесени и предотвращение ее распространения. Меры борьбы - это в основном профилактика в виде регулярных санитарно - гигиенических мероприятий.

Таблица
Распределение триходермы на ферме (процент проб с биотипом Тh-4)

Строение фермы

Пыль, сажа
12,5
Исходное сырье

Полезная микрофлора.
Субстраты несут в себе как вредную (конкурентную или патогенную) микрофлору, так и полезную. Микроорганизмы, обеспечивающие нормальное развитие мицелия в присутствии конкурентной микрофлоры пока еще недостаточно изучены. Известно, что они относятся к группе термофильных бактерий рода Bacillus.   Все микроорганизмы можно разделить на группы по отношению к оптимальной температуре их развития (табл.). Это психрофилы, мезофилы и термофилы. Вешенка и строфария относятся к умеренным мезофилам - оптимум развития мицелия от 20 до 30оС. Большинство конкурентных плесеней относятся к экстремальным мезофилам: оптимум развития мицелия при температуре от 30 до 45оС.

Таблица
Распределение микроорганизмов по отношению к температуре

Группа Подгруппа Температура (°С)
Психрофилы
Облигатные мезо-толерантные
0-10° 10 - 20°
Мезофилы
Умеренные экстремальные
20 - 30° 30 - 45°
Термофилы
Термотолерантные облигатные
45 - 55° 55 - 80°

Полезная микрофлора, антагонистичная конкурентным организмам, относится к термофилам. Наиболее изучены термофильные микроорганизмы шампиньонного компоста. Они представлены тремя группами организмов: бактериями, актиномицетами и грибами (табл.). Оптимальный интервал температур для их развития 45 - 55°С. Такой температурный режим устанавливают после пастеризации компоста в фазе кондиционирования. В отличие от бактерий, которые развиваются очень быстро (за 24 часа их количество при оптимальных условиях увеличивается в 300000 раз), развитие актиномицетов и грибов требует нескольких суток. Процесс обработки субстрата для культивирования вешенки обычно кратковременный (от 24 до 72 часов) и единственная возможность микробиологической защиты субстрата реализуется за счет термофильных бактерий. При пастеризации субстрата большая часть термофильной микрофлоры не активна, лишь некоторые виды продолжают развиваться при температуре выше 65°С (табл.).

Таблица
Оптимальная температура для развития термофильных микроорганизмов

Группа

Humicola

Stibella

35-55

Таблица
Время выживания термофильных грибов при различных режимах пастеризации, часы

Наименование
Talaromyces thermophilus
240
1
0

источник: выдержки из книги "Размножение грибов, на примере вешенки и строфарии"

Search Results from Ebay.US* DE* FR* UK

Мицелий грибов "Вешенка весенняя", на 16 древесных палочках
Вешенка весенняя или легочная - наиболее часто встречающийся вид вешенок. Она произрастает от Тихого океана и до Карпатских гор, от Кавказа и до Полярного круга. Есть вешенку можно в тушеном, жареном, маринованном виде, в пирогах и супах; сушить и...

100 руб

Мицелий зерновой Вешенка Розовая, 150 мл
(Рleurotus djamor) Шляпка. Размером 3-5 (10) см, языковидная или округлая, сначала выпуклая или слабо вдавленная, волокнистая, с тонким завернутым краем, позднее лопастная, тонкая, слабоопушенная, с тонким опущенным, часто надтреснутым краем, сначала насыщенно-розовая, серовато-розовая, позднее беловато-розоватая, с желтоватыми вкраплениями. Ножка. Длиной 1-5 см и диаметром 0,5-1 см, боковая, изогнутая, суженная, беловато-розоватая. Мякоть. Тонкая, нежная, белая, розоватая, без особого запаха. Полезные свойства. Вешенка розовая это сильнейшее прекрасное средство от болезней желудка. Она обладает широким спектром действия. В том числе язво- и рано- заживляющим. Употребление. Вешенка – вкусный съедобный гриб, настоящая находка для любого кулинара, для любой домашней хозяйки. Само приготовление из вешенки первых или вторых блюд занимает 15-20 минут. Вешенку можно варить, тушить, жарить, солить, мариновать, квасить, сушить и т.д. Блюда из вешенки при любом способе приготовления сохраняют ярко выраженный грибной вкус и аромат, а также полезные свойства....

275 руб

Мицелий зерновой Опенок Северный, 150 мл
(Armillaria borealis) Шляпка. Диаметром 2-8,5 (12) см, от желтовато-коричневой до ярко-охристой или оранжево-коричневой, часто с оливковым оттенком и медовым цветом по диску. Центр шляпки в целом менее окрашен, иногда он становится золотисто желтым, но без лимонных нюансов, далее к краю окраска становится грязно-темно-желтой. Край просвечивающе-полосатый, слегка шерстистый. Чешуйки мелкие, цвета шляпки или незначительно темнее, желтовато-кремовые, охристые, бурые или оливковые до темно-коричневых, более многочисленные к центру шляпки. Ножка. Размером до 10 Х 1,5 см, тонкая, цилиндрическая, иногда слегка клубневидно расширяющаяся книзу, достигающая 2 см в основании. Цвет ножки от охристого до коричневатого снизу, с желтовато-белым опушением или волокнами, в верхней части со светлым, легко стирающимся налетом от спорового порошка. Мякоть. Более менее твердая, без особого запаха и вкуса. Употребление. Вкусный съедобный гриб универсального использования: свежим (отваривание около 25 минут) в супах и вторых блюдах, соленым и маринованным (лучше молодые грибы), можно сушить....

335 руб

Грибница субстрат микоризный Подосиновик Белоножковый, 1 л
(Leccinum albostipitatum) Вкусный съедобный гриб. Шляпка 8-25 см в диаметре, вначале полушаровидная, при созревании плоско-выпуклая. Край у молодых плодовых тел со свисающей кожицей до 4 мм длиной, которая с возрастом исчезает. Поверхность слегка, чуть бархатистая, красная, оранжевая, коричневатая. Мякоть белая, при повреждении сначала часто приобретает винно-красный оттенок, затем сереет, чернеет; в основании ножки часто становится синеватой. Ножка 5-27 см длиной, 1,5-5 см в диаметре, цилиндрическая, иногда утолщённая книзу, белая, поверхность густо покрыта белыми чешуйками (у основания часто с голубым оттенком), у старых плодовых тел чешуйки приобретают красно-коричневый цвет. Плодоношение: июнь – октябрь. Грибы высаживают в непромёрзшую почву, под садовыми деревьями и кустарниками: хвойных, лиственных, плодово-ягодных культур. Вблизи выбранного растения, аккуратно, не повредив корневую систему, выкапываем небольшой отрезок почвы объёмом 3-5 л любой формы, глубиной не менее 30 см (можно выкопать объёмней и глубже). Образовавшееся углубление и выкопанную землю необходимо очистить от сорняков, травы и прочей посторонней растительности. Затем, если почва сухая, то следует увлажнить ямку. В полученный котлованчик рассыпаем грибницу, не приминая и не уплотняя её! Последним шагом прикрываем место закладки грибницы снятым ранее слоем очищенной почвы, слегка утрамбовываем и поливаем 5 л воды. Субстрат микоризный рекомендуется использовать в качестве грунта для рассады. Перед применением грибницу (1 литр) необходимо тщательно перемешать с 10 литрами садовой или лесной почвы. Далее увлажнить, и использовать по назначению, аналогично любому грунту для рассады. Не давать субстрату пересыхать, что в противном случае негативно скажется на всхожести семян и самой грибнице. Микоризный симбиоз, как БИО-удобрение: - Обеспечивает высокую всхожесть, ускоряет прорастание семян; - Способствует быстрой приживаемости при пересадке, позволяет выращивать растения на бедных техногенных почвах; - Способствует формированию, развитию и укреплению мощной корневой системы; - Усиливает эффективность корневого питания в 15 раз!!! - Обеспечивает растение сбалансированным минеральным питанием и водой; - Дозирует поступление всех необходимых питательных веществ; - Является самым мощным насосом в обеспечении растения водой; - Повышает иммунитет и устойчивость к заболеваниям; - Выделяет антибиотики, подавляющие патогенные организмы, способствует оздоровлению от бактериальных и грибковых заболеваний; - Обеспечивает растению длительный запас питательных веществ, что повышает устойчивость растения к стрессам и засухам; - Интенсифицирует фотосинтез растения; - Способствует развитию полезных почвенных микроорганизмов, что содействует интенсивному образованию гумуса в почве; - Способствует увеличению количества хвои; - Усиливает насыщенность, яркость и сочность цвета хвои; - Предотвращает пожелтение хвои, устраняет проявление хлороза, повышает активность фотосинтеза; - Позволяет отказаться от химических и искусственных удобрений....

298 руб

Мицелий зерновой Белый гриб Еловый, 30 мл
(Boletus edulis f. edulis Vassilk) Шляпка. Редко достигает в диаметре 20 см. Поверхность шляпки обычно неровная, бугристая, окрашена неровно (имеются более темные и светлые участки), цвет шляпки буроватый или коричнево-буроватый. Трубчатый слой в молодом возрасте белого цвета, в зрелом возрасте желтеет. Мякоть. Плотная, белая, с приятным грибным запахом и сладковатым вкусом, цвет на изломе не меняет. Споровый порошок оливковый. Ножка. Сравнительно длинная, до 18 см., крепкая, у молодых грибов в основании имеется внушительное утолщение, иногда ножка бывает очень глубоко погружена в мягкую лесную подстилку, на ножке имеется узор в виде светлой сеточки. Употребление. Пригоден для всех видов переработки и для приготовления салатов, при сушке не темнеет. Зерновой мицелий лесных грибов не уступает по всхожести субстратным грибницам, но отличается технологией производства и агротехникой посадки. В затенённом участке сада выкапываем небольшой котлованчик площадью 2,5-3 м2 произвольной формы, таким образом, чтобы образовалось углубление 10-20 см. По всей поверхности равномерно рассыпаем зерновой мицелий. Для обеспечения гриба необходимыми питательными веществами на начальных стадиях развития, необходимо присыпать мицелий лесной почвой слоем 3-5 см. Последним шагом прикрываем грибное место снятым ранее слоем почвы, слегка утрамбовываем и поливаем 10 литрами воды с помощью садовой лейки. Уход заключается в поливе грибницы в сухую жаркую погоду, не допуская пересыхания почвы, как до появления грибов, так и во время плодоношения. Зерновой мицелий лесных микоризных грибов также можно использовать в целях создания симбиоза при выращивании хвойных из семян. Технология применения в целом не отличается от использования субстратных грибниц. Содержимое упаковки необходимо тщательно перемешать с 10 литрами садовой или лесной почвы, или любым подходящим грунтом для рассады. Хорошо увлажнить, после чего можно использовать смесь для проращивания семян. Если посадка семян производится сразу в открытый грунт, то семена высеваются вместе с зерновым мицелием. Одна упаковка мицелия рассчитана на 2,5-3 м2, следовательно, на этой площади можно и высевать семена, предварительно подготовив грибное место по технологии использования зернового мицелия описанной выше, сверху на грунт высеваются семена. Субстратный и зерновой мицелий также можно использовать при пересадке растений на постоянное место в открытый грунт. Для этого на дно посадочной ямы равномерно по всей площади рассыпаем грибницу. Устанавливаем растение согласно индивидуальным требованиям. Все хвойные растения пересаживают обязательно с комом! Посадочное место для хвойных растений должно быть шире диаметра кома и глубже, чем высота кома....

199 руб

Мицелий грибов "Шиитаке", 16 древесных палочек
Шиитаке - в Японии, Китае и Корее их считают самыми вкусными и необыкновенно целебными грибами. Лечебные свойства: повышает иммунитет, мужскую потенцию, нормализует кровяное давление, имеет противоопухолевые свойства.
Благодаря мицелию грибов...