БИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА Введение.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Введение.

Исходное сырье для приготовления субстратов содержит свою собственную эндогенную микрофлору и микрофауну. При увлажнении сырья активность организмов возрастает Микроорганизмы потребляют кислород, воду, питательные органические вещества субстрата, а также минеральные элементы. Искусство приготовления субстрата состоит в сохранении полезной микрофлоры и даже увеличении ее численности и в уничтожении или дезактивации вредных организмов. Основные группы организмов, встречающиеся в растительном сырье, представлены в табл..

Таблица
Основные группы организмов, встречающиеся в растительных субстратах

Группа
Представители
Описание
Микрофлора
Бактерии

Множество форм: кокки, палочки, нитчатые. Размер 1-8 мкм.

Актиномицеты
Тонкий разветвленный мицелий. Размер 0.5-20 мкм.
Грибы, дрожжи
Мицелий и споры. Размер спор 3-50 мкм. Множество видов, в т.ч. конкурентные плесени.
Водоросли
Нитчатые формы. Размеры 10-100 мкм.
Вирусы
Живут в бактериях, актиномицетах, грибах. Размер 0,1 мкм.
Микрофауна
Простейшие
Форма: одноклеточные со жгутиками или ресничками. Размер 5-80 мкм.
Нематоды
Круглые черви 50-1000 мкм.
Макрофлора

Высшие грибы (макромицеты)
Образуют мицелий и плодовые тела (размер 10-40 мм) - гриб навозник.
Макрофауна
Клещи
Размер 0,1 - 2 мм.
Мухи, комарики
Личинки. Размер 0,1-2 мм.
Муравьи, жуки, пауки, ногохвостки и др

Личинки, взрослые особи. Размер 1-20 мм.

Биологические свойства субстратов имеют особое значение для нестерильных технологий культивирования, когда значительная часть организмов субстрата сохраняется после пастеризации. Чем сильнее термическая обработка, тем меньшее число организмов выживает, в том числе и полезных, которые обеспечивают селективность субстрата. Селективность субстрата - одно из важнейших биологических свойств, определяемое химическим составом сырья и активностью полезной микрофлоры.   Биологические свойства субстрата тесно связаны с его химическими и физическими свойствами и в совокупности определяют конечный результат - высокую продуктивность культуры грибов.
Инфицированность сырья.
Культивируемые растения в период вегетации подвергаются инфицированию разнообразных микроорганизмов. Среди них можно обозначить несколько групп (рис.):   Паразитические или фитопатогенные грибы и бактерии. Например: ржавчина пшеницы, головня пшеницы, мучнистая роса, бактериальная пятнистость и т п.   Эпифитная микрофлора - обычно непатогенные грибы и бактерии, питающиеся поверхностными выделениями на листьях растений.   Сапротрофная микрофлора - бактерии и грибы, питающиеся мертвым органическим веществом. К этой группе относится большинство конкурентных вешенке организмов: плесневые грибы (Trichoderma, Aspergillus, Penicillium и т.п.) и бактерии (Pseudomonas и др. ).

Рис. Инфицированность сырья

Многие представители микроскопических грибов, обитающих в почве, в зоне ризосферы способны разрушать клетчатку (целлюлозу): Chaetomium globosum, Trichoderma lignorum, Cladosporium herbarum, Fusarium , Aspergillus, Mucor. Некоторые представители низших грибов (дейтеромицеты) способны также частично разлагать лигнин: Alternaria, Aspergillus, Trichoderma, Gilmaniella.   Микроскопические грибы размножаются обычно бесполым путем, образуя огромное количество спор. Мелкие споры грибов могут переноситься воздухом на большие расстояния. Количество спор грибов в воздухе может достигать десятков и сотен тысяч в 1 м3. Первичная инфекция - это сумма микроорганизмов, которые находятся на субстрате в период его заготовки и складирования.   Вторичная инфекция - развивается при неправильном хранении сырья (попадание влаги) или контакте сырья с отселектированной на грибной форме микрофлорой (наиболее часто возникающие плесневые инфекции).   Таким образом, источником инфекции может быть окружающая среда, субстрат, помещения фермы, отработанный инфицированный субстрат. Необходимо принимать соответствующие меры против перекрестного инфицирования.
  Конкурентная микрофлора.
Конкурентная микрофлора представлена двумя группами организмов: 1) бактерии; 2) грибы.   Бактерии выделяют токсичные метаболиты, которые ингибируют рост мицелия. В блоках инокулированного субстрата такие зоны обычно хорошо видны, особенно на фоне белого заросшего мицелием субстрата: это достаточно четко отграниченные темного цвета зоны. Бактериальная инфекция часто встречается при выращивании мицелия на зерновом субстрате. В этом случае бактериоз проявляется также в виде отдельных, не зарастающих мицелием зон, зерно осклизлое и неприятно пахнущее. Бактериозы появляются в случае переувлажнения субстрата, недостаточной термообработке или несоблюдении оптимального температурного режима инкубации субстрата.   Конкурентные грибы представлены в основном низшими грибами - плесенями, однако, встречаются и представители высших, шляпочных грибов - это виды навозников – Coprinus sрр.   Плесневые грибы условно разделяют на слабо конкурентные и сильнокурентные. Однако слабо конкурентные плесени в определенных условиях также могут приносить большой вред. Плесневые грибы поглощают питательные вещества субстрата, в первую очередь легкодоступные соединения, они также выделяют токсины, ингибирующие рост мицелия вешенки, кроме того, отдельные агрессивные биотипы, например триходермы, проявляют микопаразитические свойства.   Встречаемость различных видов конкурентных грибов зависит от места заготовки сырья, вида сырья и санитарной обстановки на самой грибной ферме (табл.). В последние годы зеленая плесень, вызываемая триходермой, постоянно представляет опасность для грибоводческих ферм, выращивающих вешенку, строфарию, и шампиньон. В Северной Америке распространен агрессивный штамм Trichoderma harzianum - Тh-4, а в Европе - Тh-2. В Канаде около 60% шампиньонниц инфицировано биотипом Тh-4. Trichoderma harzianum (штамм Тh-4) вызывает большие потери урожая вешенки на соломистом субстрате.

Таблица
Конкурентные грибы на субстрате.

Виды грибов
Частота обнаружения
Основные причины появления
Trichoderma sрр. (зеленая плесень)
+ + +

Плохая пастеризация. Температура в субстрате выше 30°С.

Сорrinus sрр. (навозник)
+ + +
Избыток азота (С/N < 30). Температура в субстрате выше 30°С.
Trichurus spirales ("волосатая" плесень)
Плохая стерилизация.
Neurospora sitophila (оранжевая плесень)
+ + +

Стерилизация субстрата. Часто источник – мицелий.

Cladosporium sрр.

rthobotrus sрр.

Sclerotium sрр.

+ +

Плохая пастеризация. Наличие легкодоступных питательных веществ.

Penicillium sрр.

Mucor sрр.

Aspergilus sрр.

Alternaria sрр.

+

Плохая пастеризация. Наличие легкодоступных питательных веществ.

На первой волне плодоношения потери от зеленой плесени могут составлять 65%, а на второй волне 99% урожая. В среднем потери составляют 70% общего урожая. Грибные фермы, выращивающие и шампиньон, и вешенку, имеют двойной риск распространения этого агрессивного штамма по сравнению с фермами, культивирующими один вид.   Накопление конкурентной микрофлоры происходит при неправильном, открытом хранении сырья, нарушении санитарно - гигиенических норм, нарушении термического режима обработки, избыточном количестве легкодоступных соединений углерода и азота (табл.).

Конкурентная микрофлора

Сильно конкурентная:

Trichoderma

Gilmaniella

Neurospora

1. Заготовка увлажненного (непросушенного) сырья.

2. Неправильное хранение сырья (открытое).

3. Нарушение термического режима обработки (недостаточная экспозиция или температура).

4. Неправильная композиция субстрата (избыток легкодоступных соединений азота и углерода).

5. Нарушение санитарно-гигиенических норм.

6. Высокая первичная инфицированность.

1. Заготовка сухого сырья в сухую погоду.

2. Хранение сырья в закрытом помещении.

3. Соблюдение температурного режима обработки и достаточная экспозиция.

4.Коррекция состава субстрата, уменьшение содержания легкодоступных веществ (промывка в воде, длительная фильтрация).

5. Удаление органических остатков, изоляция камер от наружной среды, регулярная дезинфекция.

6. Снижение инфицированности сырья: промывка водой, качественная термообработка, внесение фунгицидов (фундазол 25-100 ppm), антибиотиков.

Обследование грибных ферм показало, что накопление агрессивной конкурентной микрофлоры начинается сразу же после начала работы фермы. Фактически грибоводческая ферма является новой открытой нишей для развития конкурентных организмов. Здесь есть все: тепло, влага, питание. Поэтому борьба с инфекцией должна быть на ферме постоянной и жесткой. Инфекционные споры (пропагулы) триходермы обнаруживаются практически во всех местах инфицированной фермы (табл.). Концентрация спор триходермы выше в производственной зоне, где они переносятся с механизмами, персоналом или органическими остатками. На многих фермах для отдельных операций создают специальные рабочие группы, которые не пересекаются в течение рабочего дня, например группа сборщиков грибов и группа посева мицелия и фасовки субстрата. Органические отходы, почва, пыль и вода на дорогах - могут быть резервуарами триходермы (табл.). Основная стратегия контроля развития триходермы на ферме - ограничение, локализация мест развития плесени и предотвращение ее распространения. Меры борьбы - это в основном профилактика в виде регулярных санитарно - гигиенических мероприятий.

Таблица
Распределение триходермы на ферме (процент проб с биотипом Тh-4)

Строение фермы

Пыль, сажа
12,5
Исходное сырье

Полезная микрофлора.
Субстраты несут в себе как вредную (конкурентную или патогенную) микрофлору, так и полезную. Микроорганизмы, обеспечивающие нормальное развитие мицелия в присутствии конкурентной микрофлоры пока еще недостаточно изучены. Известно, что они относятся к группе термофильных бактерий рода Bacillus.   Все микроорганизмы можно разделить на группы по отношению к оптимальной температуре их развития (табл.). Это психрофилы, мезофилы и термофилы. Вешенка и строфария относятся к умеренным мезофилам - оптимум развития мицелия от 20 до 30оС. Большинство конкурентных плесеней относятся к экстремальным мезофилам: оптимум развития мицелия при температуре от 30 до 45оС.

Таблица
Распределение микроорганизмов по отношению к температуре

Группа Подгруппа Температура (°С)
Психрофилы
Облигатные мезо-толерантные
0-10° 10 - 20°
Мезофилы
Умеренные экстремальные
20 - 30° 30 - 45°
Термофилы
Термотолерантные облигатные
45 - 55° 55 - 80°

Полезная микрофлора, антагонистичная конкурентным организмам, относится к термофилам. Наиболее изучены термофильные микроорганизмы шампиньонного компоста. Они представлены тремя группами организмов: бактериями, актиномицетами и грибами (табл.). Оптимальный интервал температур для их развития 45 - 55°С. Такой температурный режим устанавливают после пастеризации компоста в фазе кондиционирования. В отличие от бактерий, которые развиваются очень быстро (за 24 часа их количество при оптимальных условиях увеличивается в 300000 раз), развитие актиномицетов и грибов требует нескольких суток. Процесс обработки субстрата для культивирования вешенки обычно кратковременный (от 24 до 72 часов) и единственная возможность микробиологической защиты субстрата реализуется за счет термофильных бактерий. При пастеризации субстрата большая часть термофильной микрофлоры не активна, лишь некоторые виды продолжают развиваться при температуре выше 65°С (табл.).

Таблица
Оптимальная температура для развития термофильных микроорганизмов

Группа

Humicola

Stibella

35-55

Таблица
Время выживания термофильных грибов при различных режимах пастеризации, часы

Наименование
Talaromyces thermophilus
240
1
0

источник: выдержки из книги "Размножение грибов, на примере вешенки и строфарии"

Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*

Decor Under $100

Start: 20 Oct 2017 | End: 01 Feb 2018

Мицелий грибов "Подберезовик обыкновенный", субстрат. Объем 60 мл
Подберезовик обыкновенный - самый вкусный из трубчатых грибов. Широко применяется в кулинарии: его маринуют, сушат, солят или жарят. Особенно вкусны молодые грибы.
Благодаря мицелию грибов "Подберезовик обыкновенный" теперь вы без труда сможете...

99 руб

Мицелий грибов "Вешенка рожковидная", на 16 древесных палочках
Вешенка рожковидная - очень красивый гриб. Его характерная особенность состоит в сходстве плодового тела с пастушьим рожком, в связи с чем и дано такое название. Мякоть толстая, плотная, белая, с приятным вкусом и запахом.
Благодаря мицелию грибов...

97 руб

Гриб Шампиньон Белый на зерновом субстрате, 15 мл
Самый распространенный в мире съедобный гриб. Содержит ценные белки, углеводы, органические кислоты, минеральные вещества и витамины. Постоянное употребление шампиньонов снижает риск возникновения инфаркта и предупреждает появление атеросклероза, улучшает память, активизирует умственную деятельность, помогает избежать мигрени и головной боли. Шляпка белая, гладкая, иногда чешуйчатая, диаметром 5-10 см, сначала округлая, с возрастом становится более плоской. Пластинки белые или розовые, позднее темнеют. Ножка ровная, плотная. У молодых шампиньонов края шляпки соединены с ножкой сплошным белым покрывалом, которое позднее отрывается, образуя на ножке сплошное круглое кольцо. Мякоть белая, с ярко-выраженным грибным вкусом. Шампиньоны сушат, замораживают, готовят ароматные супы, гарниры и соусы. Советы по разведению: Выращивают круглый год в темных, вентилируемых помещениях. Для приготовления субстрата рекомендуется смешать 4 л грунта для цветов, 2 л конского навоза, 150 г мела, 100 г гипса, 100 г суперфосфата, 50 г аммиачной селитры и залить раствором воды с негашеной известью (на 0,8 л воды 10 г негашеной извести). Субстрат оставляют на три дня, каждый день перемешивая слои. В течение этого времени идет процесс стерилизации, о чем свидетельствует нагревание почвосмеси. Когда температура субстрата стабилизируется на отметке +25&#8451; (на 3-й день), он готов к использованию. Данный объем рассчитан на 1 упаковку мицелия. Выращивание и уход: 1. Готовый субстрат аккуратно смешивают с мицелием грибов и распределяют по дну контейнера (ящика или пластикового мешка). Оптимальный слой субстрата 5-8 см. Аккуратно поливают (при сжатии субстрата на ладони должен оставаться мокрый след) и накрывают пленкой, в которой проделывают отверстия для доступа воздуха. Постоянно поддерживают температуру 22-24&#8451;. 2. В течение 35 дней происходит обрастание субстрата мицелием. По мере необходимости субстрат увлажняют из распылителя. 3. Когда на поверхности субстрата появятся белые, паутинистые нити, его присыпают покровной смесью из почвы и мела (9:1) толщиной 2 см и снова накрывают пленкой. Через 5 дней пленку снимают и снижают температуру до 14-17&#8451;. 4. В течение последующего месяца, субстрат постоянно увлажняют из распылителя, так, чтобы влага оставалась на покровном грунте. Плодоношение: Через 2,5 месяца после посадки появятся первые грибы. После каждого сбора урожая рекомендуется дать субстрату «отдохнуть» (полить и повысить температуру до +24&#8451;), через неделю снизить температуру до +16&#8451; и при постоянном поливе плодоношение начнется заново. Плодоносит волнами в течение 6 месяцев. Урожайность: До 1 кг с одного контейнера за весь период выращивания. Невскрытый пакет хранить в сухом прохладном месте, возможно в холодильнике при положительной температуре....

105 руб

Гриб Шиитаке на древесной палочке, 12 шт.
Известный во всем мире своими целебными свойствами съедобный гриб. Употребление шиитаке существенно снижает риск заболеваний атеросклерозом (снижает уровень холестерина в крови), замедляет развитие злокачественных опухолей, регулирует иммунную систему. Содержит вещества которые обладают антивирусными, антибактериальными и антигрибковыми свойствами. Используется в косметалогии в качестве омолаживающего средства. Шляпка от 5 до 20 см в диаметре, полусферическая, выпуклая, кремово-коричневая или темно-коричневая, гладкая или покрытая чешуйками. Ножка волокнистая, обычно находится по центру или немного смещена. Шиитаке используют для приготовления различных блюд (супов, гарниров, салатов, закусок), полезно также есть сырыми. Советы по разведению: Выращивают как на открытом воздухе, так и в закрытых помещениях при температуре от 10 до 27&#8451;. Благоприятное время для высадки грибов на древесную основу в природных условиях — с апреля по октябрь, в помещении — в течение всего года. В качестве древесной основы используют свежее (1 месяц после срубки), влажное (влажность минимум 50-60 %) бревно лиственных пород (особенно шиитаке урожаен на древесине дуба, бука, ольхи или березы) без признаков гнили, с корой и без веток, диаметром 10-20 см, длиной 100 см. Если древесина сухая ее замачивают в воде на 2-3 дня, избытку воды дают стечь. Пропитанную древесину помещают в теплое, проветриваемое помещение на несколько дней. Выращивание и уход: 1. В подготовленном бревне просверливают отверстия диаметром 0,8 см и длиной 4 см в шахматном порядке на расстоянии около 20 см друг от друга. 2. Вставляют грибные палочки в отверстия до упора (операцию проделывают в стерильных перчатках или продезинфицированными спиртом руками) и заделывают деревянными пробками, воском или глиной, чтобы предотвратить проникновение плесневых грибов и бактерий. 3. Помещают бревно в темное, влажное, хорошо проветриваемое помещение и оставляют обрастать мицелием. Оптимальная температура воздуха для прорастания грибницы 13-27&#8451;. Оброст бревна происходит за 3-5 месяцев в зависимости от условий. В течение этого времени необходимо поддерживать бревно во влажном состоянии (поливать 2-3 раза в неделю по 10-15 мин.). Бревна заросли если на поверхности, в местах заражения, виден белый мицелий. 4. После периода зарастания грибницей бревна помещают в холодную воду на 12 часов. Затем устанавливают вертикально или наклонно в светлом помещении, в теплице или на открытом воздухе. Оптимальная температура для образования плодовых тел – 20&#8451;. Через 7-11 дней после установки бревен появятся зачатки грибов. 5. Зимой бревно с грибницей присыпают листьями или переносят в подвал. Плодоношение: Шиитаке плодоносят до 5 лет. Каждый год дают две волны роста (весной и осенью), а в теплице или подвале с искусственным освещением до четырех волн. После каждого плодоношения бревно необходимо обильно полить. Урожайность: До 4 кг с одного бревна за сезон. Состав: Мицелий грибов &quot;Шиитаке&quot; на древесных палочках. Невскрытый пакет хранить в сухом прохладном месте, возможно в холодильнике при положительной температуре....